«Товарищ боец, становись, запевай Про путь наш от дома до моря, Про то, как враги захватили наш край И сколько хлебнули мы горя»
Одной из больших ценностей многовековой народной духовной культуры является песенная поэзия, которая возникла и развилась задолго до появления письменной литературы. В песнях нашли отражение лучшие черты русского национального характера: стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество, чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к Родине и свободе.
Новым этапом в развитии народных песен стали годы Великой Отечественной войны. Советский народ в это время отдавал все свои силы на борьбу с фашистской Германией, защищая свою честь, свободу и независимость, свою Родину. Разработка этой темы в песнях военных лет отличалась особой проникновенностью, лиричностью и эмоциональностью, так как такие песни рождались в гуще события, волновавших людей. Песни первых лет войны звучали горячим призывом к защите родной земли. Такова, например, песня В. Лебедева-Кумача «Священная война» Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой, С фашистской силой темною, С проклятою ордой
В содержании народных песен отразились наиболее выдающиеся события военных лет. Такими были песни о героических сражениях под Москвой, Ленинградом, Севастополем. Много песен было сложено в народе об обороне Сталинграда. В ряде из них Сталинград сравнивался с легендарным утесом Степана Разина, о который должны были разбиться немецкие полчища. Песни проникнуты высоким одушевлением и горячей верой в победу:
«Мы покончим с врагом, Мы к победе придем, Солнце празднично нам улыбнется, Мы на празднике том Об утесе споем, Что стальным Сталинградом зовется»
Полно и всесторонне в песнях была отражена и партизанская борьба. Песни о партизанском движении создавались в дни войны и некоторыми поэтами. Лучшей песней такого происхождения была песня М. Исаковского «Ой, туманы мои, растуманы», получившая всенародную известность.
«Ой, туманы мои, растуманы, Ой, родные лес и луга! Уходили в поход партизаны, Уходили в поход на врага!»
В смертельной схватке с фашизмом культура сыграла не последнюю роль. Бойцов укрепляла духом и русская классика, и произведения советских писателей, кинематографистов, мастеров искусств.
Может ли музыка поднимать бойцов в атаку? Фронтовики утверждают, что «да», и называют песню «Священная война» А. В. Александрова и кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Неодолимой силой и верой в победу исполнена посвященная героическим захватчикам Ленинграда Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
По воспоминаниям участников войны, искусство прибавляло силы и помогало сокрушать врага, «ломать ему горло», как пелось в одной из фронтовых песен.
В Великой Отечественной войне волю к победе и боевой дух бойцы и труженики тыла черпали как в героических, так и в проникновенно-лирических песнях: «Темная ночь» (музыка Н. В. Богословского, слова В. Агатова), «Огонек» (музыка неизвестного автора, слова М. В. Исаковского), «В землянке» (музыка К. Я. Листова, стихи А. А. Суркова), «Катюша» и «В лесу прифронтовом» (музыка М. И. Блантера, стихи М. В.Исаковского), «Синий платочек» (музыка Г. Петербургского, стихи М. Максимова).
В песнях военных лет нашли свое отражение и темы единства фронта и тыла, воспоминаний советских воинов и их родных и любимых, прощанья, провожанья девушкой своего любимого на фронт, например, «Огонек» Исаковского, «Моя любимая», «Синий платочек» и др.
Идейно объединяя всех советских людей в их великой борьбе, воодушевляя и ободряя их, песни военного времени в то же время и беспощадно разоблачали врагов.
Нет, музы не молчали в огненные годы. Всеми калибрами искусство прицельно было по врагу, вдохновляя фронтовиков и тружеников тыла на ратные и фронтовые подвиги.
В годы войны на фронтовых и военных объектах побывало 3800 фронтовых бригад, в состав которых входило 40 тысяч исполнителей. Они дали свыше 400 тысяч спектаклей и концертов.
В прифронтовом лесу С берез, неслышен, невесом, Слетает желтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» Играет гармонист. Вздыхают, жалуясь, басы, И, словно в забытьи, Сидят и слушают бойцы — Товарищи мои. Под этот вальс весенним днем Ходили мы на круг, Под этот вальс в краю родном Любили мы подруг; Под этот вальс ловили мы Очей любимых свет, Под этот вальс грустили мы, Когда подруги нет. И вот он снова прозвучал В лесу прифронтовом, И каждый слушал и молчал О чем-то дорогом; И каждый думал о своей, Припомнив ту весну, И каждый знал — дорога к ней Ведет через войну… Так что ж, друзья, коль наш черед, — Да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрет, Не задрожит рука; Пусть свет и радость прежних встреч Нам светят в трудный час, А коль придется в землю лечь, Так это ж только раз. Но пусть и смерть — в огне, в дыму — Бойца не устрашит, И что положено кому — Пусть каждый совершит. Настал черед, пришла пора, — Идем, друзья, идем! За все, чем жили мы вчера, За все что завтра ждем! 1942 г. Михаил Исаковский
МБУК Алексинский художественно-краеведческий музей
«А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ!»
#ГОД_ЗАЩИТНИКА_ОТЕЧЕСТВА_2025#Победа80#ЗащитникиОтечества«Солдат без песни, что без ружья»
«Товарищ боец, становись, запевай
Про путь наш от дома до моря,
Про то, как враги захватили наш край
И сколько хлебнули мы горя»
Одной из больших ценностей многовековой народной духовной культуры является песенная поэзия, которая возникла и развилась задолго до появления письменной литературы.
В песнях нашли отражение лучшие черты русского национального характера: стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество, чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к Родине и свободе.
Новым этапом в развитии народных песен стали годы Великой Отечественной войны. Советский народ в это время отдавал все свои силы на борьбу с фашистской Германией, защищая свою честь, свободу и независимость, свою Родину. Разработка этой темы в песнях военных лет отличалась особой проникновенностью, лиричностью и эмоциональностью, так как такие песни рождались в гуще события, волновавших людей.
Песни первых лет войны звучали горячим призывом к защите родной земли. Такова, например, песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой
В содержании народных песен отразились наиболее выдающиеся события военных лет. Такими были песни о героических сражениях под Москвой, Ленинградом, Севастополем. Много песен было сложено в народе об обороне Сталинграда. В ряде из них Сталинград сравнивался с легендарным утесом Степана Разина, о который должны были разбиться немецкие полчища. Песни проникнуты высоким одушевлением и горячей верой в победу:
«Мы покончим с врагом,
Мы к победе придем,
Солнце празднично нам улыбнется,
Мы на празднике том
Об утесе споем,
Что стальным Сталинградом зовется»
Полно и всесторонне в песнях была отражена и партизанская борьба. Песни о партизанском движении создавались в дни войны и некоторыми поэтами. Лучшей песней такого происхождения была песня М. Исаковского «Ой, туманы мои, растуманы», получившая всенародную известность.
«Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные лес и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага!»
В смертельной схватке с фашизмом культура сыграла не последнюю роль. Бойцов укрепляла духом и русская классика, и произведения советских писателей, кинематографистов, мастеров искусств.
Может ли музыка поднимать бойцов в атаку? Фронтовики утверждают, что «да», и называют песню «Священная война» А. В. Александрова и кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Неодолимой силой и верой в победу исполнена посвященная героическим захватчикам Ленинграда Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
По воспоминаниям участников войны, искусство прибавляло силы и помогало сокрушать врага, «ломать ему горло», как пелось в одной из фронтовых песен.
В Великой Отечественной войне волю к победе и боевой дух бойцы и труженики тыла черпали как в героических, так и в проникновенно-лирических песнях: «Темная ночь» (музыка Н. В. Богословского, слова В. Агатова), «Огонек» (музыка неизвестного автора, слова М. В. Исаковского), «В землянке» (музыка К. Я. Листова, стихи
А. А. Суркова), «Катюша» и «В лесу прифронтовом» (музыка М. И. Блантера, стихи
М. В.Исаковского), «Синий платочек» (музыка Г. Петербургского, стихи М. Максимова).
В песнях военных лет нашли свое отражение и темы единства фронта и тыла, воспоминаний советских воинов и их родных и любимых, прощанья, провожанья девушкой своего любимого на фронт, например, «Огонек» Исаковского, «Моя любимая», «Синий платочек» и др.
Идейно объединяя всех советских людей в их великой борьбе, воодушевляя и ободряя их, песни военного времени в то же время и беспощадно разоблачали врагов.
Нет, музы не молчали в огненные годы. Всеми калибрами искусство прицельно было по врагу, вдохновляя фронтовиков и тружеников тыла на ратные и фронтовые подвиги.
В годы войны на фронтовых и военных объектах побывало 3800 фронтовых бригад, в состав которых входило 40 тысяч исполнителей. Они дали свыше 400 тысяч спектаклей и концертов.
В прифронтовом лесу
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы —
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днем
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг;
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.
И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чем-то дорогом;
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну…
Так что ж, друзья, коль наш черед, —
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука;
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть — в огне, в дыму —
Бойца не устрашит,
И что положено кому —
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора, —
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все что завтра ждем!
1942 г.
Михаил Исаковский
Отдел современности МБУК «АХКМ».