В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки. Считалось, что девушка, овладевшая им, готова к браку. В одной из святочных песен-«виноградьев» рассказывается, как «удалой добрый молодец» увидел девушку, которая шила «шириночку чистым серебром», и тут же понял, что может к ней посвататься: Да мы пойдем-ка, Иринья, повенчаемся, Да золотыми-то кольцами обменяемся. Да во Божью церкву зайдем, золоты венцы примем, Да золоты венцы примем, веселу свадебку сыграем. В другой свадебной песне говорится о том, что девушка вышивает свою девичью красоту: Я сидела, красна девица, Да во левой руке держала пялечко, Да во правой ручке держала иголочку, Да уж я шила, красна девица, Да не по плису шила, не по бархату, Да не по белому да коленкорчику: Да по атласной да алой ленточке. Да уж я красила, красна девица, Да я свою-то да девью красоту, Да я не ленточками да не атласными И не цветами да не лазоревыми, А дорогим своим умом-разумом. Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях.
Млада - РОДная одежда
Вышивание 🙌
В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки. Считалось, что девушка, овладевшая им, готова к браку. В одной из святочных песен-«виноградьев» рассказывается, как «удалой добрый молодец» увидел девушку, которая шила «шириночку чистым серебром», и тут же понял, что может к ней посвататься:
Да мы пойдем-ка, Иринья, повенчаемся,
Да золотыми-то кольцами обменяемся.
Да во Божью церкву зайдем, золоты венцы примем,
Да золоты венцы примем, веселу свадебку сыграем.
В другой свадебной песне говорится о том, что девушка вышивает свою девичью красоту:
Я сидела, красна девица,
Да во левой руке держала пялечко,
Да во правой ручке держала иголочку,
Да уж я шила, красна девица,
Да не по плису шила, не по бархату,
Да не по белому да коленкорчику:
Да по атласной да алой ленточке.
Да уж я красила, красна девица,
Да я свою-то да девью красоту,
Да я не ленточками да не атласными
И не цветами да не лазоревыми,
А дорогим своим умом-разумом.
Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях.