– Вопрос телезрительницы: «Можно ли за некрещеных поставить свечку в храме и помолиться?
Я знаю, что записки подавать нельзя. Но можно ли поставить свечку в храме о некрещеных (живых и мертвых) и помолиться своей молитвой?» – Можете; запрета на это нет. Выразить свою любовь к человеку, память о нем, свои переживания о нем никто не запретит. Есть такой сюжет из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Когда он стал известен, знаменит, ему много приходило писем. Эти письма в конце его жизни приносили мешками. Естественно, на все он ответить не мог. Некоторые письма он прочитывал, некоторые просто брал в руки и говорил: «Господи, дай им всем то, что они просят». Письма писали самые разные люди. Например, он вспоминает письмо протестантов из американского города. Вспоминает людей, которые писали из Европы. Иногда приходили телеграммы, а потом – ответные телеграммы о том, что молитва услышана и они получили просимое. Естественно, отец Иоанн не вынимал за этих людей частички в алтаре и не мог этого сделать физически, технически, но он просто возводил руки к небу в молитве и говорил: «Господи, дай им всем то, что они просят». Он молился за всех. И Бог слышал. Он как священник молился в храмовом пространстве даже за тех, которые, может быть, крещеные, но инославные, а может быть, вообще мусульмане. И в нынешней практике встречается подобное. В Таиланде было несколько таких случаев, когда коренные тайцы обращались к святителю Николаю и были услышаны. Они не приняли христианскую веру, они не перешли в православие, не крестились, но чтили русского Бога (они считали таковым святителя Николая) и молились ему, приходили в церковь, ставили свечи. Им важно, что Бог слышал их и исполнял их молитвы. Если почитать жизнеописание каких-нибудь современных святых, например, Иоанна (Крестьянкина), Серафима (Тяпочкина) или Силуана Афонского, то можно увидеть, что они молились за всех людей, которые их об этом просили, не спрашивая, крещеный человек или нет. Это имеет значение, когда человек собирается принять таинство, изменить свою жизнь. Но если человек просил, например: «Батюшка, у меня онкология – помолись», батюшка не спрашивал, крещеный человек или нет, он просто молился за него. Это общее правило из житий. Такие люди, как преподобный Силуан Афонский, вообще молились за весь мир, просто обнимали его в своей молитве. В храме или вне храма они молились за всех: за китайцев, мусульман, язычников из Индии, буддистов, за весь мир. Представьте ситуацию: священник идет в храм (такое было с праведным Иоанном Кронштадтским) – и человек говорит: «Батюшка, ты идешь в храм, помолись за меня, у меня жена болеет». Ведь не будет же священник спрашивать, крещеная жена или нет, ходит в церковь или не ходит. Человеку плохо, у него жена умирает, он боится остаться один с пятерыми детьми, он просит помолиться. Значит, такая молитва возможна, допустима, правильна. Мы не должны отказывать людям, когда они просят за кого угодно помолиться. Другое дело, что есть литургические вещи, церковные, которые доступны только для людей, принадлежащих к Церкви. Да, такое есть. Но в целом помолиться можно. Мы же молимся в ектенье о мире всего мира. Молимся о плавающих, путешествующих... Мы же не говорим в молитве: только о христианах плавающих. Молимся обо всех, кому сейчас плохо и кому нужна помощь. Священник Константин Корепанов
⛪ ПРАВОСЛАВИЕ ☦
– Вопрос телезрительницы: «Можно ли за некрещеных поставить свечку в храме и помолиться?
Я знаю, что записки подавать нельзя. Но можно ли поставить свечку в храме о некрещеных (живых и мертвых) и помолиться своей молитвой?»
– Можете; запрета на это нет. Выразить свою любовь к человеку, память о нем, свои переживания о нем никто не запретит.
Есть такой сюжет из дневниковых записей святого праведного Иоанна Кронштадтского. Когда он стал известен, знаменит, ему много приходило писем. Эти письма в конце его жизни приносили мешками. Естественно, на все он ответить не мог. Некоторые письма он прочитывал, некоторые просто брал в руки и говорил: «Господи, дай им всем то, что они просят».
Письма писали самые разные люди. Например, он вспоминает письмо протестантов из американского города. Вспоминает людей, которые писали из Европы. Иногда приходили телеграммы, а потом – ответные телеграммы о том, что молитва услышана и они получили просимое. Естественно, отец Иоанн не вынимал за этих людей частички в алтаре и не мог этого сделать физически, технически, но он просто возводил руки к небу в молитве и говорил: «Господи, дай им всем то, что они просят». Он молился за всех. И Бог слышал. Он как священник молился в храмовом пространстве даже за тех, которые, может быть, крещеные, но инославные, а может быть, вообще мусульмане.
И в нынешней практике встречается подобное. В Таиланде было несколько таких случаев, когда коренные тайцы обращались к святителю Николаю и были услышаны. Они не приняли христианскую веру, они не перешли в православие, не крестились, но чтили русского Бога (они считали таковым святителя Николая) и молились ему, приходили в церковь, ставили свечи. Им важно, что Бог слышал их и исполнял их молитвы.
Если почитать жизнеописание каких-нибудь современных святых, например, Иоанна (Крестьянкина), Серафима (Тяпочкина) или Силуана Афонского, то можно увидеть, что они молились за всех людей, которые их об этом просили, не спрашивая, крещеный человек или нет. Это имеет значение, когда человек собирается принять таинство, изменить свою жизнь. Но если человек просил, например: «Батюшка, у меня онкология – помолись», батюшка не спрашивал, крещеный человек или нет, он просто молился за него. Это общее правило из житий. Такие люди, как преподобный Силуан Афонский, вообще молились за весь мир, просто обнимали его в своей молитве. В храме или вне храма они молились за всех: за китайцев, мусульман, язычников из Индии, буддистов, за весь мир.
Представьте ситуацию: священник идет в храм (такое было с праведным Иоанном Кронштадтским) – и человек говорит: «Батюшка, ты идешь в храм, помолись за меня, у меня жена болеет». Ведь не будет же священник спрашивать, крещеная жена или нет, ходит в церковь или не ходит. Человеку плохо, у него жена умирает, он боится остаться один с пятерыми детьми, он просит помолиться. Значит, такая молитва возможна, допустима, правильна. Мы не должны отказывать людям, когда они просят за кого угодно помолиться.
Другое дело, что есть литургические вещи, церковные, которые доступны только для людей, принадлежащих к Церкви. Да, такое есть. Но в целом помолиться можно. Мы же молимся в ектенье о мире всего мира. Молимся о плавающих, путешествующих... Мы же не говорим в молитве: только о христианах плавающих. Молимся обо всех, кому сейчас плохо и кому нужна помощь.
Священник Константин Корепанов