Притча о Страшном Суде – единственное место во всём Евангелии, которое рассказывает нам о том самом «моменте истины», который произойдет с человечеством в конце времен.
Само слово – "Страшный суд" – в нашем языке имеет крайне выраженную тревожную ноту, в то же самое время, в греческом языке это же понятие звучит как "последний, окончательный суд". Примечательно, что "суд" и "кризис" – слова в древнегреческом языке тождественные. Итак, о каком же «последнем кризисе» нам рассказывает Христос Спаситель в только что услышанной нами притче? Всё человечество разделяется на две части – праведников, которые призываются наследовать уготованное для них Царство Небесное, и грешников, отправляемых на вечные муки, в ад вместе с диаволом. Главный нерв притчи – основной критерий, по которому и происходит этот суд. Критерий более чем неожиданный – особенно для слушавших эту притчу учеников Христовых. И этот главный критерий – ближний. То, как мы относимся к другим людям, целиком определяет отношение Бога к нам. В этой притче есть один очень важный момент, который обычно остаётся незамеченным. Когда Христос говорит праведникам – "Приидите, наследуйте Царство, ибо я был голоден, и вы накормили Меня, был наг, и вы одели Меня" – праведники в искреннем недоумении – именно искреннем, а не деланном! – Страшный Суд всё-таки идет, а не спектакль какой-то! – восклицают: "Господи! да когда Мы тебя видели в нужде, и помогли Тебе?" На что Христос им отвечает: "Истинно, истинно говорю вам: всё, что вы сделали братьям моим меньшим, для Меня это сделали". Не меньший шок – у грешников, которых отправляют в ад за прямо противоположное отношение к людям. Ну неужели бы они не сделали все эти добрые дела, если бы знали – это и есть ключ к Царству Небесному? Таким образом, и окончательная награда праведникам, и неизбежное наказание грешникам оказывается большой неожиданностью и для тех, и для других. И вот именно на этом хочется особенно заострить внимание. Не сомневаюсь, что каждый из нас некогда попадал в ситуацию, когда не оставалось времени для размышлений, анализа, обдумывания – а надо было действовать от души, как сердце подсказывает. И нередко потом мы сами себе удивлялись. Причем один удивляется тому, откуда у него взялись эти невероятные силы и мужество – а другой дивится, почему это вдруг в острый момент он словно воздушный шарик лопнул, сдулся и куда-то исчез – вместе со всеми своими прежними добродетелями. Притча, над которой мы сегодня размышляем, утверждает одну очень важную для всего христианства вещь: есть только два состояния человека – состояние любви – и состояние не-любви. И это – главное. Каждый день, каждый час мы "нарабатываем" то или иное состояние. Сердце формируется нашим ежеминутным выбором между «жизни ради себя» и "жизни не ради себя". И эти маленькие экзамены в виде житейских кризисных ситуаций – лишь небольшая проверка нашего сердца перед последним, действительно страшным по своим возможным последствиям, экзамена на пригодность к жизни вечной, жизни с Богом. Неспроста Святая Церковь одну из подготовительных к Великому Посту недель посвящает именно этому свидетельству Христа о Страшном Суде. Ведь можно возложить на себя почти невыносимые подвиги воздержания, посещения богослужений, домашних молитв – но при этом быть искренне уверенным, что Бог будет судить нас именно по количеству сделанных поклонов и прочитанных акафистов. Всё это – прекрасно, но только когда служит главной цели – изменению нашего сердца, переходу из состояния «не-любви» к состоянию «любви». Иначе можно весь пост и растительного масла не употреблять – а буквально пить кровь из своих родственников, отказываться от просмотра кинофильмов и телевизора – а внутри себя крутить безконечный телесериал "Я и мои обидчики", делать сотни поклонов – и при этом не иметь сил поднять трубку и позвонить давно забытому знакомому, живущему в нужде. Дай Бог, чтобы нынешнее напоминание о главном критерии суда – отношении к ближнему – стало для нас новой отправной точкой в предстоящих подвигах Великого Поста! Протоиерей Павел Великанов
Духовный ОстровОК
Притча о Страшном Суде – единственное место во всём Евангелии, которое рассказывает нам о том самом «моменте истины», который произойдет с человечеством в конце времен.
Само слово – "Страшный суд" – в нашем языке имеет крайне выраженную тревожную ноту, в то же самое время, в греческом языке это же понятие звучит как "последний, окончательный суд". Примечательно, что "суд" и "кризис" – слова в древнегреческом языке тождественные.
Итак, о каком же «последнем кризисе» нам рассказывает Христос Спаситель в только что услышанной нами притче? Всё человечество разделяется на две части – праведников, которые призываются наследовать уготованное для них Царство Небесное, и грешников, отправляемых на вечные муки, в ад вместе с диаволом. Главный нерв притчи – основной критерий, по которому и происходит этот суд. Критерий более чем неожиданный – особенно для слушавших эту притчу учеников Христовых. И этот главный критерий – ближний. То, как мы относимся к другим людям, целиком определяет отношение Бога к нам.
В этой притче есть один очень важный момент, который обычно остаётся незамеченным. Когда Христос говорит праведникам – "Приидите, наследуйте Царство, ибо я был голоден, и вы накормили Меня, был наг, и вы одели Меня" – праведники в искреннем недоумении – именно искреннем, а не деланном! – Страшный Суд всё-таки идет, а не спектакль какой-то! – восклицают: "Господи! да когда Мы тебя видели в нужде, и помогли Тебе?" На что Христос им отвечает: "Истинно, истинно говорю вам: всё, что вы сделали братьям моим меньшим, для Меня это сделали". Не меньший шок – у грешников, которых отправляют в ад за прямо противоположное отношение к людям. Ну неужели бы они не сделали все эти добрые дела, если бы знали – это и есть ключ к Царству Небесному?
Таким образом, и окончательная награда праведникам, и неизбежное наказание грешникам оказывается большой неожиданностью и для тех, и для других. И вот именно на этом хочется особенно заострить внимание.
Не сомневаюсь, что каждый из нас некогда попадал в ситуацию, когда не оставалось времени для размышлений, анализа, обдумывания – а надо было действовать от души, как сердце подсказывает. И нередко потом мы сами себе удивлялись. Причем один удивляется тому, откуда у него взялись эти невероятные силы и мужество – а другой дивится, почему это вдруг в острый момент он словно воздушный шарик лопнул, сдулся и куда-то исчез – вместе со всеми своими прежними добродетелями. Притча, над которой мы сегодня размышляем, утверждает одну очень важную для всего христианства вещь: есть только два состояния человека – состояние любви – и состояние не-любви. И это – главное. Каждый день, каждый час мы "нарабатываем" то или иное состояние. Сердце формируется нашим ежеминутным выбором между «жизни ради себя» и "жизни не ради себя". И эти маленькие экзамены в виде житейских кризисных ситуаций – лишь небольшая проверка нашего сердца перед последним, действительно страшным по своим возможным последствиям, экзамена на пригодность к жизни вечной, жизни с Богом.
Неспроста Святая Церковь одну из подготовительных к Великому Посту недель посвящает именно этому свидетельству Христа о Страшном Суде. Ведь можно возложить на себя почти невыносимые подвиги воздержания, посещения богослужений, домашних молитв – но при этом быть искренне уверенным, что Бог будет судить нас именно по количеству сделанных поклонов и прочитанных акафистов. Всё это – прекрасно, но только когда служит главной цели – изменению нашего сердца, переходу из состояния «не-любви» к состоянию «любви». Иначе можно весь пост и растительного масла не употреблять – а буквально пить кровь из своих родственников, отказываться от просмотра кинофильмов и телевизора – а внутри себя крутить безконечный телесериал "Я и мои обидчики", делать сотни поклонов – и при этом не иметь сил поднять трубку и позвонить давно забытому знакомому, живущему в нужде.
Дай Бог, чтобы нынешнее напоминание о главном критерии суда – отношении к ближнему – стало для нас новой отправной точкой в предстоящих подвигах Великого Поста!
Протоиерей Павел Великанов