«Нарисованный» дом Мюнстера: сплошная неизвестность
Статус объекта культурного наследия регионального значения обрёл дом на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова (63/17). Построенный купцом Мюнстером в 1840-х, он строго хранит секреты хозяев, архитектора, жильцов… Загадки начинаются прямо с названия этого объекта, потому что в том же информационном сообщении КГИОП (как и в акте государственной историко-культурной экспертизы) значится, что построен доходный дом в 1843-1844 годах по заказу владельца этого земельного участка — купца Эрнеста Карловича Мюнстера. То есть инициалы не совпадают. Можно предположить, во-первых, что дом с такой «маркировкой» ещё в 2001-м попал в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а дальше и впредь по всем документам он ошибочными инициалами владельца и «пошёл». Во-вторых, сын первого хозяина дома, который известен как замечательный художник и издатель, звали Александр. То есть в наименовании объекта могли «слиться» инициалы двух Мюнстеров. Но, как бы то ни было, такая вот «накладка» в названии есть, а внятного объяснения её появления и дальнейшего сохранения нет. По поводу первого владельца дома аттестованные специалисты, проводившие госэспертизу здания на предмет его ценности и возможности включения в охранный реестр, утверждают, что «о купце Мюнстере, сведений не сохранилось». Отсутствие информации о купце, построившем очень большой по тем временам доходный дом на Большом проспекте Васильевского острова, и об архитекторе, который его спроектировал, наводит на размышления. Дело в том, что активно селившиеся на Васильевском острове немецкие ремесленники и купцы, во-первых, были очень «завязаны» на приход лютеранской церкви Святого Михаила, во-вторых, место последнего упокоения находили, как правило, на Смоленском лютеранском кладбище, в-третьих, (правда, позднее — со второй половины XIX века) своих отпрысков отправляли получать образование в гимназию Карла Мая. Плюс дотошность в оформлении и сохранности документов. Поэтому, как правило, найти информацию в открытом доступе о представителях немецкой диаспоры в Петербурге сравнительно легко. Существенно больше биографической информации (хотя тоже не так уж много) имеется о сыне и, судя по всему, наследнике первого хозяина дома на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова. Александр Эрнестович Мюнстер (1824-1908) — художник, работавший в технике литографии, учился в Императорской Академии художеств, совершенствовал мастерство во Франции (1846). Через четыре года основал свою мастерскую в Санкт-Петербурге, которая позднее разместилась в фамильном доме на 18-й линии Васильевского острова. В 1912 году, как говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы, «произошло деление участка наследников Мюнстера на несколько самостоятельных домовладений». При этом «угловой участок и дом по Большому проспекту и 18-й линии перешёл во владение к Сергею Константиновичу Война-Панченко (1878-1920)». Этот кадровый российский военный получил начальное образование в Петровском Полтавском кадетском корпусе (1895), затем окончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1898). С конца января 1914-го — командир 3-й батареи лейб-гвардии Конной артиллерии. Участник Первой мировой войны. Участвовал в обороне крепости Ивангород (10.1914). Командир лейб-гвардии тяжёлого артиллерийского дивизиона, генерал-майор, активный участник Белого движения на Юге России, умер от тифа в Новороссийске… После 1917 года дом превратился в средоточие коммунальных квартир. Получил ли он какие-то серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны, неизвестно, но в начале 1950-х он был расселён и в здании произведён капитальный ремонт. Полностью текст - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/narisovannyj-dom-myunstera-sploshnaya-neizvestnost/
Сетевое издание "Родина на Неве"
«Нарисованный» дом Мюнстера: сплошная неизвестность
Статус объекта культурного наследия регионального значения обрёл дом на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова (63/17). Построенный купцом Мюнстером в 1840-х, он строго хранит секреты хозяев, архитектора, жильцов…
Загадки начинаются прямо с названия этого объекта, потому что в том же информационном сообщении КГИОП (как и в акте государственной историко-культурной экспертизы) значится, что построен доходный дом в 1843-1844 годах по заказу владельца этого земельного участка — купца Эрнеста Карловича Мюнстера. То есть инициалы не совпадают.
Можно предположить, во-первых, что дом с такой «маркировкой» ещё в 2001-м попал в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а дальше и впредь по всем документам он ошибочными инициалами владельца и «пошёл». Во-вторых, сын первого хозяина дома, который известен как замечательный художник и издатель, звали Александр. То есть в наименовании объекта могли «слиться» инициалы двух Мюнстеров. Но, как бы то ни было, такая вот «накладка» в названии есть, а внятного объяснения её появления и дальнейшего сохранения нет.
По поводу первого владельца дома аттестованные специалисты, проводившие госэспертизу здания на предмет его ценности и возможности включения в охранный реестр, утверждают, что «о купце Мюнстере, сведений не сохранилось».
Отсутствие информации о купце, построившем очень большой по тем временам доходный дом на Большом проспекте Васильевского острова, и об архитекторе, который его спроектировал, наводит на размышления.
Дело в том, что активно селившиеся на Васильевском острове немецкие ремесленники и купцы, во-первых, были очень «завязаны» на приход лютеранской церкви Святого Михаила, во-вторых, место последнего упокоения находили, как правило, на Смоленском лютеранском кладбище, в-третьих, (правда, позднее — со второй половины XIX века) своих отпрысков отправляли получать образование в гимназию Карла Мая. Плюс дотошность в оформлении и сохранности документов. Поэтому, как правило, найти информацию в открытом доступе о представителях немецкой диаспоры в Петербурге сравнительно легко.
Существенно больше биографической информации (хотя тоже не так уж много) имеется о сыне и, судя по всему, наследнике первого хозяина дома на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова.
Александр Эрнестович Мюнстер (1824-1908) — художник, работавший в технике литографии, учился в Императорской Академии художеств, совершенствовал мастерство во Франции (1846). Через четыре года основал свою мастерскую в Санкт-Петербурге, которая позднее разместилась в фамильном доме на 18-й линии Васильевского острова.
В 1912 году, как говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы, «произошло деление участка наследников Мюнстера на несколько самостоятельных домовладений». При этом «угловой участок и дом по Большому проспекту и 18-й линии перешёл во владение к Сергею Константиновичу Война-Панченко (1878-1920)».
Этот кадровый российский военный получил начальное образование в Петровском Полтавском кадетском корпусе (1895), затем окончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1898). С конца января 1914-го — командир 3-й батареи лейб-гвардии Конной артиллерии. Участник Первой мировой войны. Участвовал в обороне крепости Ивангород (10.1914). Командир лейб-гвардии тяжёлого артиллерийского дивизиона, генерал-майор, активный участник Белого движения на Юге России, умер от тифа в Новороссийске…
После 1917 года дом превратился в средоточие коммунальных квартир. Получил ли он какие-то серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны, неизвестно, но в начале 1950-х он был расселён и в здании произведён капитальный ремонт.
Полностью текст - на сайте "Родина на Неве": https://rodinananeve.ru/narisovannyj-dom-myunstera-sploshnaya-neizvestnost/