Рисование в школе многими не воспринималось как серьезный предмет, пока не появился уникальный педагог – Игорь Павлович Волков.
Он своей практикой подтвердил, что любой ребенок может быть талантлив и способен к творчеству. На его уроках дети не только рисовали. Они занимались конструированием, скульптурой, многими другими видами прикладного творчества, и это стало весомым вкладом не только в их общее развитие, но и в дальнейшее их самоопределение. Если человек горит своим делом, он не может не поделиться им с другими. Игорь Павлович Волков умел создавать красоту и гармонию своими руками, и он был твердо уверен, что это доступно каждому ребенку. Настоящие гении приходят в этот мир нечасто, но способности, благодаря которым можно создавать замечательные произведения высокого уровня, есть у всех. Обнаружить их и развить лучше всего может школа, так как учебная программа позволяет ребенку попробовать множество направлений деятельности и на практике увидеть, чем он хочет заниматься, что у него получается лучше всего. ✏️«Нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа». 📍Методика Волкова – это очень четкая система обучения. В ней есть 7 главных составляющих, как 7 нот в октаве: ✅Знания как фундамент творчества. Ребенок приходит в школу, еще ничего особо не умея. Задача учителя – предоставить ему необходимые навыки. ✏️«Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правила». ✅Строгий отбор учебного материала. Возможности человеческого сознания очень богаты, но не безграничны – для деятельности ребенку нужно предоставлять то, с чем он максимально эффективно способен работать на своем этапе развития. ✏️«Надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения». ✅Многократность повторения. Для совершенствования навыка нужна практика – это очевидно. Но кто из детей любит повторение? ✏️Волков нашел решение: «Повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи, изделия)». ✅Разностороннее развитие ученика. ✏️«Если учить ребенка только лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить его одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей и тому подобное. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии». ✅Формирование устойчивого интереса к ребенку. ✏️«С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3-5 занятий на изготовление модели корабля, 3-5 – на изготовление узора из соломы и так далее». ✅Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. ✏️«Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и “сверходаренный” ребенок». ✅Контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход. ✏️«Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех стричь под одну гребенку, можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика?» Уроки творчества Волкова в итоге стали комплексным обучением восприятию и усвоению новых знаний и навыков. Дети учились не только рисовать, лепить, клеить, но изучали перспективу и пропорции, законы геометрии и детали истории. Волков первым придумал «творческие книжки» – своеобразное портфолио проектов ребенка. Это не только отчет о проделанной работе, но и визуальное воплощение личных достижений, способ отследить способности, стимул к дальнейшему развитию. Игорь Павлович Волков вывел школьное рисование на уровень принципиально нового подхода к образовательному процессу. Творчество не заканчивается на школьном уроке, оно является инструментом ребенка на всех уроках, а человека сопровождает по жизни. Жизнь самого Игоря Павловича – подтверждение этому. Его жена, Лия Александровна Волкова, – тоже педагог-новатор. Их дочь, Ольга Лапшина, продолжила дело родителей в той же школе №2. Педагогика – это тоже призвание, которое нужно разглядеть в человеке. ✏️«Наша задача – так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности», – так определял цель своей методики Игорь Павлович Волков.
Учительская МЭШ
Рисование в школе многими не воспринималось как серьезный предмет, пока не появился уникальный педагог – Игорь Павлович Волков.
Он своей практикой подтвердил, что любой ребенок может быть талантлив и способен к творчеству. На его уроках дети не только рисовали. Они занимались конструированием, скульптурой, многими другими видами прикладного творчества, и это стало весомым вкладом не только в их общее развитие, но и в дальнейшее их самоопределение.
Если человек горит своим делом, он не может не поделиться им с другими. Игорь Павлович Волков умел создавать красоту и гармонию своими руками, и он был твердо уверен, что это доступно каждому ребенку. Настоящие гении приходят в этот мир нечасто, но способности, благодаря которым можно создавать замечательные произведения высокого уровня, есть у всех. Обнаружить их и развить лучше всего может школа, так как учебная программа позволяет ребенку попробовать множество направлений деятельности и на практике увидеть, чем он хочет заниматься, что у него получается лучше всего.
✏️«Нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа».
📍Методика Волкова – это очень четкая система обучения. В ней есть 7 главных составляющих, как 7 нот в октаве:
✅Знания как фундамент творчества. Ребенок приходит в школу, еще ничего особо не умея. Задача учителя – предоставить ему необходимые навыки.
✏️«Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правила».
✅Строгий отбор учебного материала. Возможности человеческого сознания очень богаты, но не безграничны – для деятельности ребенку нужно предоставлять то, с чем он максимально эффективно способен работать на своем этапе развития.
✏️«Надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко формализованной конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения».
✅Многократность повторения. Для совершенствования навыка нужна практика – это очевидно. Но кто из детей любит повторение?
✏️Волков нашел решение: «Повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи, изделия)».
✅Разностороннее развитие ученика.
✏️«Если учить ребенка только лепке, он будет ее осваивать с большим трудом, чем если учить его одновременно и лепке, и рисованию, и изготовлению моделей и тому подобное. К тому же такая разносторонняя отработка навыков, приемов работы дает возможность ребенку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии».
✅Формирование устойчивого интереса к ребенку.
✏️«С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ: 3-5 занятий на изготовление модели корабля, 3-5 – на изготовление узора из соломы и так далее».
✅Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.
✏️«Бесполезно ждать от ребенка творческих (в прямом смысле) и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и “сверходаренный” ребенок».
✅Контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.
✏️«Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами. И если всех стричь под одну гребенку, можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика?»
Уроки творчества Волкова в итоге стали комплексным обучением восприятию и усвоению новых знаний и навыков. Дети учились не только рисовать, лепить, клеить, но изучали перспективу и пропорции, законы геометрии и детали истории. Волков первым придумал «творческие книжки» – своеобразное портфолио проектов ребенка. Это не только отчет о проделанной работе, но и визуальное воплощение личных достижений, способ отследить способности, стимул к дальнейшему развитию.
Игорь Павлович Волков вывел школьное рисование на уровень принципиально нового подхода к образовательному процессу. Творчество не заканчивается на школьном уроке, оно является инструментом ребенка на всех уроках, а человека сопровождает по жизни. Жизнь самого Игоря Павловича – подтверждение этому. Его жена, Лия Александровна Волкова, – тоже педагог-новатор. Их дочь, Ольга Лапшина, продолжила дело родителей в той же школе №2. Педагогика – это тоже призвание, которое нужно разглядеть в человеке.
✏️«Наша задача – так построить обучение, чтобы максимально развить заложенные природой способности каждого ученика к определенным видам деятельности», – так определял цель своей методики Игорь Павлович Волков.