Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий Оранту, не является специфически христианским. Он был известен как в Ветхом Завете, так и в античном мире. Особенное распространение он получил в первохристианскую эпоху, но уже не как простой жест молитвы а как олицетворение молитвы в образе Оранты. Эти изображения имеются как на фресках в катакомбах, так и на донышках священных сосудов, найденных там же. На последних много изображений Божией Матери в позе Оранты с надписью "Мария" или "Мара" (древневосточная форма этого имени), которые относятся к началу IV в. К тому же веку относится и самое раннее известное изображение Божией Матери Оранты со Спасом Эммануилом на груди – наше Знамение. Это изображение с двумя монограммами Христа по сторонам находится в римской катакомбе Чимитеро Маджоре158). Наряду с торжественным изображением Божией Матери Оранты (без Христа) изображение Знамения служит запрестольным образом в православных храмах как иконографическое раскрытие Церкви, олицетворенной в лице Божией Матери, вместившей в себя невместимого Бога. Изображение Знамения имеет два варианта: на одних иконах Христос изображается в мандорле, на других, как на фреске в "Чимитеро Маджоре", – без нее; кроме того, на одних иконах Божия Матерь изображается по пояс, на других – во весь рост (например, Ярославская Оранта XII–XIII вв. в Третьяковской галерее). На фоне иконы по сторонам Божией Матери помещаются иногда огненные серафимы или другие ангелы (как на воспроизведенной здесь иконе), чем подчеркивается значение Ее как высшей ангелов, "честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим". В иконостасах православных храмов, выражающих догматическое учение Церкви, икона Знамения, как мы видели, помещается обычно в середине пророческого ряда, так называемого Богородичного чина, т. е. является центральной иконой ветхозаветной Церкви, чающей искупления. Как известно, ветхозаветные пророчества о Боговоплощении завершаются уже не образным (как пророчества Соломона, Моисея, Иакова и др.), а явным и ясным предсказанием пророка Исаии, которого за ясность и точность его пророчеств называют "пятым Евангелистом": Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил (Ис.7:14). Изображение Божией Матери с Отроком Эммануилом в лоне и есть это Знамение, возвещенное пророком и явленное миру в своем осуществлении. Отсюда и название иконы. Знамение есть образ Боговоплощения, откровение Второго Лица Святой Троицы, явление Сына Божия через Его Человечество, воспринятое от Богоматери. Как само пророчество Исаии, икона Знамения является раскрытием пророческих предображений о Боговоплощении. Очевидно, по этой причине на некоторых иконостасах (см. ил. на с. 106) отсутствует сам пророк Исаия. Это не упущение, а, наоборот, особенно глубокое проникновение в смысл и содержание иконы Знамения: поскольку изображено само Знамение, данное Господом, то изображение пророка с его пророчеством является излишним повторением... В. Н. Лосский, Л. А Успенский. Смысл икон
Царица моя Преблагая Богородица
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ
Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это
изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому
типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы,
воздетые руки, характеризующий Оранту, не является специфически
христианским. Он был известен как в Ветхом Завете, так и в античном
мире. Особенное распространение он получил в первохристианскую эпоху, но
уже не как простой жест молитвы а как олицетворение молитвы
в образе Оранты. Эти изображения имеются как на фресках в катакомбах,
так и на донышках священных сосудов, найденных там же. На последних
много изображений Божией Матери в позе Оранты с надписью "Мария" или
"Мара" (древневосточная форма этого имени), которые относятся к началу
IV в. К тому же веку относится и самое раннее известное изображение
Божией Матери Оранты со Спасом Эммануилом на груди – наше Знамение. Это
изображение с двумя монограммами Христа по сторонам находится в римской
катакомбе Чимитеро Маджоре158).
Наряду с торжественным изображением Божией Матери Оранты (без
Христа) изображение Знамения служит запрестольным образом в православных
храмах как иконографическое раскрытие Церкви, олицетворенной в лице
Божией Матери, вместившей в себя невместимого Бога.
Изображение Знамения имеет два варианта: на одних иконах Христос
изображается в мандорле, на других, как на фреске в "Чимитеро Маджоре", –
без нее; кроме того, на одних иконах Божия Матерь изображается по пояс,
на других – во весь рост (например, Ярославская Оранта XII–XIII вв. в
Третьяковской галерее). На фоне иконы по сторонам Божией Матери
помещаются иногда огненные серафимы или другие ангелы (как
на воспроизведенной здесь иконе), чем подчеркивается значение Ее как
высшей ангелов, "честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим".
В иконостасах православных храмов, выражающих догматическое
учение Церкви, икона Знамения, как мы видели, помещается обычно в
середине пророческого ряда, так называемого Богородичного чина, т. е.
является центральной иконой ветхозаветной Церкви, чающей искупления. Как
известно, ветхозаветные пророчества о Боговоплощении завершаются уже не
образным (как пророчества Соломона, Моисея, Иакова и др.), а явным и
ясным предсказанием пророка Исаии, которого за ясность и точность его
пророчеств называют "пятым Евангелистом": Сего ради даст Господь Сам вам
знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил (Ис.7:14).
Изображение Божией Матери с Отроком Эммануилом в лоне и есть это
Знамение, возвещенное пророком и явленное миру в своем осуществлении.
Отсюда и название иконы. Знамение есть образ Боговоплощения, откровение
Второго Лица Святой Троицы, явление Сына Божия через Его Человечество,
воспринятое от Богоматери. Как само пророчество Исаии, икона Знамения
является раскрытием пророческих предображений о Боговоплощении.
Очевидно, по этой причине на некоторых иконостасах (см. ил. на с. 106)
отсутствует сам пророк Исаия. Это не упущение, а, наоборот, особенно
глубокое проникновение в смысл и содержание иконы Знамения: поскольку
изображено само Знамение, данное Господом, то изображение пророка с его
пророчеством является излишним повторением...
В. Н. Лосский, Л. А Успенский.
Смысл икон