Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние».

Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в
1170 го­ду.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние», изо­бра­жа­ет
Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую
ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) –
бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эм­ма­ну­ил.
Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых
пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в
Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в
мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это
изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен
древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри «Ни­ко­пеи», VI ве­ка,
где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и
дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом
Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем
«Зна­ме­ние», по­яви­лись на Ру­си в XI – XII ве­ках, а на­зы­вать­ся
так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны,
слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.
В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей,
воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея
Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да.
Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи
мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь
услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос,
по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на
Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на
го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, – вра­ги пу­сти­ли в
крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный
лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась
ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на
вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать
друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но
устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.
В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы
Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь
Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся
Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет,
при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на
этот празд­ник два ка­но­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах
Зна­ме­ния, кро­ме Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем,
изо­бра­жа­ют­ся и чу­дес­ные со­бы­тия 1170 го­да. Чу­до­твор­ная
ико­на 186 лет по­сле яв­ле­ния зна­ме­ния на­хо­ди­лась в той же
церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це. В 1356 го­ду для нее
был вы­стро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той
Бо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря.
Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны Зна­ме­ния из­вест­ны по всей
Рос­сии. Мно­гие из них про­си­я­ли чу­де­са­ми в мест­ных хра­мах и
бы­ли на­име­но­ва­ны по ме­сту яв­ле­ния чу­дес. К та­ким спис­кам
ико­ны Зна­ме­ния от­но­сят­ся ико­ны Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­кая, Аба­лац­кая, Кур­ская, Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ская и дру­гие.
источник azbyka.ru/days

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Зна­ме­ние». - 866897479473

Комментарии

Комментариев нет.