ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЁНЫЕ, КОНСТРУКТОРЫ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ. ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА,ОЛЕГ АНТОНОВ.
9 лет назад 7 февраля (25 января) 1906 года родился Олег Константинович Антонов.
О.К. Антонов - выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии второй степени. Генеральный конструктор Опытного завода №473 Министерства авиационной промышленности СССР. Академик Академии наук СССР (1981), академик Академии наук Украинской ССР (1967), заслуженный деятель науки и техники Украинской ССР (1976), доктор технических наук (1960), профессор (1978).
О.К. Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации.
За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены: транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24; реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.
Авиация всегда оставалась важнейшей стороной жизни Олега Константиновича. Он создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством была разработана система автоматизированного проектирования самолетов, внедрены новейшие материалы, развиты методы авиастроительной экономики
Родился Олег Константинович в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский. С 1912 года жил в городе Саратов.
С юных лет он увлекался авиацией, вместе со сверстниками создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал. В 1922 году окончил школу. После школы, он с 1923 года активно работал ответственным секретарём планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного Флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-2.
В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарём технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт». В 1930 году окончил Ленинградский политехнический институт им. Калинина. После окончания института Олега Константиновича направили в Москву для организации конструкторского бюро по планерам.
С января 1931 года О.К. Антонов – начальник Центрального бюро планерных конструкций ОСОАВИАХИМа. Сконструировал учебные планеры «Стандарт-2» (ОКА-5), ОКА-7, УС-1 (ОКА-8) и УС-2 (ОКА-9), планер-паритель «Город Ленина». Когда завершилось строительство Тушинского планерного завода в О.К. Антонова назначили его главным конструктором где он проработал 6 лет (1932-1938 годах)
Здесь он создал более 30 типов планёров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды. Были сконструированы: планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7; учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6; экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1, «6 условий» и ДИП, экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2. В 1938-1940 годах О.К. Антонов работал ведущим инженером в ОКБ А.С. Яковлева. Под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Я-19.
В 1940-1941 годах О.К. Антонов – главный конструктор авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»).
Весной 1941 года он был назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (Литва), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.
В июне-июле 1941года О.К. Антонов – главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 года он – главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень).
О.К. Антонов Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху).
В годы Великой Отечественной войны Олег Константинович разработал и наладил производство десантных планеров для снабжения партизан.
Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К. Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
В январе 1943 года – мае 1946 года О.К. Антонов – заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах он был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск).
О.К. Антонов много времени посвятил совершенствованию истребителя «Як» – одного из самых массовых самолетов войны, участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.
С мая 1946 года О.К. Антонов – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске.
В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10.
Первенец Антонова многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, а через три года – внедрен в производство, причем в нескольких модификациях. Самолет Ан-2 стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор и остается единственным в мире самолетом, который находился в серийном производстве более 50 лет, завоевав славу исключительно надежной машины и побывав практически во всех уголках земли.
Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах – Опытный завод №473, с апреля 1966 года – Киевский механический завод, в настоящее время – АНТК имени О.К. Антонова).
В 1962 году О.К. Антонов назначен Генеральным конструктором ОКБЮ а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны.
За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:
транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24; реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15. Авиация всегда оставалась важнейшей стороной жизни Олега Константиновича. Он создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством была разработана система автоматизированного проектирования самолетов, внедрены новейшие материалы, развиты методы авиастроительной экономики.
Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации.
В ОКБ, которое он возглавлял, был спроектирован Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолётостроении — он стал первым в мире широкофюзеляжным самолётом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и тут надо было впервые в истории решать многие конструкторские и технологические проблемы. Требовалось множество рискованных экспериментов. Успех был отмечен во всем мире. В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне самолёт сразу же оказался в центре всеобщего внимания и стал главной сенсацией.
Английская The Times писала: «Благодаря этому самолёту Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении…» О самом Олеге Константиновиче зарубежные корреспонденты отзывались так: «Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском языках». Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, установлено 244 мировых авиационных рекорда. Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К.Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.
Олег Константинович был человеком особого склада, яркой личностью, обладал особенным обаянием и смелостью, в нем объединялись могучий ум и благородная душа. Всю свою жизнь Антонов занимался спортом, особенно любил теннис. Он автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения. Также он был прекрасным художником и в тонкостях знал живопись. Одновременно с конструкторской работой с 1977 года был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.
За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года Антонову Олегу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года). Жил в Киеве. Умер 4 апреля 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
О.К. Антонов был награждён:
3 орденами Ленина (12.07.1957; 5.02.1966; 3.04.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (31.08.1944), другими медалями, польскими орденами Возрождения Польши 3-й степени (197..) и Заслуг перед ПНР 3-й степени (4.03.1981). Лауреат Ленинской премии (1962, за создание самолёта Ан-12), Сталинской премии 2-й степени (1952, за создание самолёта Ан-2), Государственной премии Украинской ССР (1976, за создание самолёта Ан-24). Удостоен Золотой медали имени А.Н.Туполева Академии наук СССР (1983).
Память:
В Киеве на доме, в котором жил О.К.Антонов, установлена мемориальная доска, а на территории авиационного научно-технического комплекса, носящего его имя, – памятник. Его именем названы улицы в Киеве и Саратове, а также Центральный аэроклуб Украины и школы в Киеве и Саратове.
Сочинения:
Простейшие модели планеров из бумаги. Саратов, 1924; Зачем нам нужны планеры? Саратов, 1924; Простейшая модель планера из бумаги. М., 1925; Зачем нам нужны планеры? 2-е издание. Саратов, 1925; Теория полёта на планере. М., 1933; Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. М., 1933; Планеризм – в массы. М., 1933; Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. 2-е издание. М., 1934; Техническое описание и эксплуатация планеров УС-4 и ПС-2. М., 1936 (с А.Шашабриным); Краткое техническое описание и инструкция по сборке и разборке планера УС-6. М., 1938; На крыльях из дерева и полотна. М., 1962; Для всех и для себя. М., 1965; Десять раз сначала. М., 1969;
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОССИИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЁНЫЕ, КОНСТРУКТОРЫ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ. ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА,ОЛЕГ АНТОНОВ.
9 лет назад 7 февраля (25 января) 1906 года родился Олег Константинович Антонов.О.К. Антонов по праву считается «отцом» транспортной авиации.
За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены: транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32; пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24; реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»; многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.
Авиация всегда оставалась важнейшей стороной жизни Олега Константиновича. Он создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством была разработана система автоматизированного проектирования самолетов, внедрены новейшие материалы, развиты методы авиастроительной экономики
Родился Олег Константинович в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский. С 1912 года жил в городе Саратов.
С юных лет он увлекался авиацией, вместе со сверстниками создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал.
В 1922 году окончил школу. После школы, он с 1923 года активно работал ответственным секретарём планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного Флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-2.
С января 1931 года О.К. Антонов – начальник Центрального бюро планерных конструкций ОСОАВИАХИМа. Сконструировал учебные планеры «Стандарт-2» (ОКА-5), ОКА-7, УС-1 (ОКА-8) и УС-2 (ОКА-9), планер-паритель «Город Ленина».
Когда завершилось строительство Тушинского планерного завода в О.К. Антонова назначили его главным конструктором где он проработал 6 лет (1932-1938 годах)
Здесь он создал более 30 типов планёров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды. Были сконструированы:
планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7;
учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6;
экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1, «6 условий» и ДИП, экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.
В 1938-1940 годах О.К. Антонов работал ведущим инженером в ОКБ А.С. Яковлева. Под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Я-19.
В 1940-1941 годах О.К. Антонов – главный конструктор авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»).
Весной 1941 года он был назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (Литва), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.
В июне-июле 1941года О.К. Антонов – главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 года он – главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень).
О.К. Антонов Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху).
В годы Великой Отечественной войны Олег Константинович разработал и наладил производство десантных планеров для снабжения партизан.
Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К. Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
В январе 1943 года – мае 1946 года О.К. Антонов – заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах он был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск).
О.К. Антонов много времени посвятил совершенствованию истребителя «Як» – одного из самых массовых самолетов войны, участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.
С мая 1946 года О.К. Антонов – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске.
Первенец Антонова многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, а через три года – внедрен в производство, причем в нескольких модификациях. Самолет Ан-2 стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор и остается единственным в мире самолетом, который находился в серийном производстве более 50 лет, завоевав славу исключительно надежной машины и побывав практически во всех уголках земли.
В 1962 году О.К. Антонов назначен Генеральным конструктором ОКБЮ а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны.
За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:
транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32;
пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24;
реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»;
многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28; планеры А-11, А-13 и А-15.
Авиация всегда оставалась важнейшей стороной жизни Олега Константиновича. Он создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством была разработана система автоматизированного проектирования самолетов, внедрены новейшие материалы, развиты методы авиастроительной экономики.
В ОКБ, которое он возглавлял, был спроектирован Ан-22 «Антей», ознаменовавший новый шаг в самолётостроении — он стал первым в мире широкофюзеляжным самолётом. По своим размерам он превосходил все, что к тому времени было создано в мировой авиации, и тут надо было впервые в истории решать многие конструкторские и технологические проблемы. Требовалось множество рискованных экспериментов. Успех был отмечен во всем мире. В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне самолёт сразу же оказался в центре всеобщего внимания и стал главной сенсацией.
«Благодаря этому самолёту Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении…»
О самом Олеге Константиновиче зарубежные корреспонденты отзывались так:
«Конструктор элегантный, с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом, склонным анализировать, разговаривает на английском и французском языках».
Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, установлено 244 мировых авиационных рекорда. Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К.Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.
Жил в Киеве. Умер 4 апреля 1984 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
О.К. Антонов был награждён:
3 орденами Ленина (12.07.1957; 5.02.1966; 3.04.1975), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (31.08.1944), другими медалями, польскими орденами Возрождения Польши 3-й степени (197..) и Заслуг перед ПНР 3-й степени (4.03.1981).Лауреат Ленинской премии (1962, за создание самолёта Ан-12), Сталинской премии 2-й степени (1952, за создание самолёта Ан-2), Государственной премии Украинской ССР (1976, за создание самолёта Ан-24). Удостоен Золотой медали имени А.Н.Туполева Академии наук СССР (1983).
Память:
В Киеве на доме, в котором жил О.К.Антонов, установлена мемориальная доска, а на территории авиационного научно-технического комплекса, носящего его имя, – памятник. Его именем названы улицы в Киеве и Саратове, а также Центральный аэроклуб Украины и школы в Киеве и Саратове.Сочинения:
Простейшие модели планеров из бумаги. Саратов, 1924;Зачем нам нужны планеры? Саратов, 1924;
Простейшая модель планера из бумаги. М., 1925;
Зачем нам нужны планеры? 2-е издание. Саратов, 1925;
Теория полёта на планере. М., 1933;
Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. М., 1933;
Планеризм – в массы. М., 1933;
Техническое описание планеров УС-3 и ПС-1. 2-е издание. М., 1934;
Техническое описание и эксплуатация планеров УС-4 и ПС-2. М., 1936 (с А.Шашабриным);
Краткое техническое описание и инструкция по сборке и разборке планера УС-6. М., 1938;
На крыльях из дерева и полотна. М., 1962;
Для всех и для себя. М., 1965;
Десять раз сначала. М., 1969;
Вечная Слава выдающемуся авиационного конструктору!