Нефисе Мелек-хатун (тур.

Nefise Melek Hatun; ум. между 1403 и 1423) — дочь османского султана Мурада I и сестра Баязида I. Нефисе была женой Алаэддина-бея, одного из самых ярких правителей бейлика Караманогуллары, при котором бейлик достиг вершины могущества. Она была матерью двух последующих правителей бейлика, Мехмета-бея и Али-бея. Брак Нефисе и Алаэддина был первым из многих династических союзов двух династий. Благодаря Нефисе, игравшей роль посредника, Алаэддин неоднократно был прощён Мурадом и Баязидом за захват османских территорий. Нефисе построила в Ларинде медресе Хатуние и хамам. Была одной из немногих османских женщин, о которых писали современные ей хроники.
Содержание
1 Биография
1.1 Имя и происхождение
1.2 Предыстория
1.3 Свадьба
1.4 Посредник
1.5 Казнь мужа
1.6 После казни мужа
2 Значение
3 Примечания
4 Литература
4.1 Ссылки
Биография
Имя и происхождение
Нефисе родилась, вероятно, не ранее 1335 и не позже 1360 года. Она была дочерью Мурада I, правителя из династии Османов, который первый назывался султаном. Матерью её была одна из жён или наложниц султана, но точно назвать её невозможно[1].
В источниках упоминаются разные имена этой дочери султана: Нефисе Мелек-хатун[2], Мелике Султан-хатун, Султан-хатун, Нефисе-хатун, Нефисе-султан, Мелек-султан, Хатун-султан, Девлет-хатун и Михри-али. В брачном договоре, который нашёл Феридун Ахмет-бей, она именуется Нефисе-султан. Медресе, построенное ею называется Хатуние, то есть, в Карамане её звали Хатун. Долгое время было неизвестно, сколько дочерей было у Мурада, две или одна. Также была неясность с определением того, чьей дочерью была Нефисе — Мурада I или Мурада II. Однако сейчас считается, что это имена одной дочери Мурада I[1]. Женщин называли по их мужьям или отцам, по их положению. Султан-хатун означает женщину из семьи султана, Девлет-хатун происходит от слова «девлет» — государство. Мелике-хатун — жена правителя. В надписи на медресе Нефисе названа «Султан Мелик-хатун», то есть дочь султана и жена правителя[3].
Предыстория
Во время правления Алаэддина бейлик был существенно увеличен, в 1380 году территория Караманидов включала в себя следующие регионы и города: Гульнар, Анамур, Силифке, Мут, Эрменек, Хадым[en], Бозкыр, Ларинда (столица), Эрегли, Улукышла, Нигде, Карахисар, Аксарай, Акшехир, Бейшехир[en], Ылгын и Конью. Алаэддин был уже не просто «правитель Анатолийских гор» (Сахиб джибал аль-Рум), как ранее летописцы мамлюков называли караманидов. Его называли уже «Султан» и «Абу-ль-Фат» (араб. أبو الفتح‎ — отец победы)[4].
Отношения с османами у караманидов были сложными, поскольку оба бейлика претендовали на одни и те же близлежащие территории. Обе семьи пытались достичь хотя бы временного согласия путём династических союзов друг с другом[5]. Первым из таких союзов стал брак Алаэддина и дочери Мурада, Нефисе. Источники называют различные даты. В сборнике документов османской канцелярии «Муншаат ас-Салатин» (Письма султанов), составленном Нишанджы Феридуном Ахмед-беем в XVI веке, как время свадьбы указывается 1386 год. Исследования надписи на медресе Хатуние, возведённом Нефисе, даёт основания полагать, что брак был совершён не позже 1381/82 года[6]. Неизвестно, с чьей стороны была инициатива. Известно, что в 1381 году был заключён и брак Баязида, сына Мурада и будущего султана, с Девлет-султан, дочерью Гермияноглу Сулеймана-шаха[7]. Современные историки относят брак Нефисе и Алаэддина к более раннему времени — между 1360—1370 годами, поскольку рождение старшего сына Нефисе относится к 1370 году[1].
Шикари в «Караман-наме» пишет, что брак был предложен Мурадом через брата Алаэддина, Давуда, который приехал в Бурсу как посол от Алаэддина.
« У меня есть любимая дочь. Я предлагаю выдать её замуж за Алаэддина-бея. Когда ты вернёшься, передай ему мое желание как подобает, и пусть он примет её благосклонно, как свою жену»[8]. »
Согласно Шикари, в 1377 году Али-бей, дядя жениха, приехал как его представитель в Бурсу для переговоров о браке. Была назначена дата бракосочетания. Было обговорено приданое невесты и подарки ей от жениха[8].
Благодаря этому браку Алаэддин несколько раз получал прощение от Мурада и Баязида

Комментарии

Комментариев нет.