Полешуки Восточной Беларуси.

Саченко Борис Иванович (бел. Барыс Iванавiч Сачанка) — советский и белорусский писатель. Отец белорусской поэтессы и литературоведа Светланы Явар и белорусской журналистки и писательницы Галины Богдановой.
Родился 15 мая 1936, в селе Великий Бор, теперь Хойникский район Гомельской области.
В 1943, вместе с родителями, был вывезен в Германию. Работал на ферме немецкого землевладельца. Вернулся на родину в 1945.
Учился в школе в Хойниках, в Белорусском государственном университете на отделении журналистики.
Работал в журналистике Беларуси. Член Союза писателей СССР.
Написал сотни рассказов, одиннадцать повестей, три романа.
Отрывки из интервью.
Борис Саченко:
«О сталинизме… Письмо за подписью Якуба Коласа: «Во вредной контрреволюционной работе, наряду с более активными представителями национал-демократизма, принимал участие и я, попав под влияние национал-демократических идей и настроений... Оторванный от живых источников пролетарских масс, замкнутый в тесном кругу национал-демократической интеллигенции и отравленный национал-демократическим дурманом, я примирительно и оппортунистически относился ко всем его проявлениям, ни разу не выступив против них ни в печати, ни в порядке пролетарской самокритики...»
Менее чем через месяц «Звязда» поместила на своих страницах письмо за подписью народного поэта Беларуси Янки Купалы: «...начав с 1908, во времена самой черной реакции, работая в "Нашей ниве", я подпал под влияние нашенивовского мелкобуржуазного и кулацкого националистического возрожденизма, увлекся возрожденческими идеями национал-демократической государственности и начал их отражать в своем дальнейшем творчестве, воспевая, как нечто целое, внеклассовое, белорусский "народ", идеализируя в некоторых своих произведениях историческое прошлое, значит, феодально-барщинной Беларуси, затемняя тем самым классовую суть социальной и национальной борьбы за освобождение... Порывая сам категорически и бесповоротно с белорусским национал-демократизмом, как с каким-то болезненным призраком, который пленил меня на протяжении долгих лет моей сознательной жизни, я искренне желаю, чтобы этот мой горький опыт послужил наукой для той части белорусской интеллигенции, которая еще не совсем освободилась от национал-демократической шелухи, которая окончательно не пришла к убеждению, что только работая под руководством Коммунистической партии, этого авангарда рабочего класса, только отдавая свои силы на социалистическое строительство, она не будет отметена жизнью, как отвратительная памятка рабского прошлого...»
Так Колас и Купала пытались спастись в те годы…
Борис Саченко: «…Купала приехал в Москву 18 июня на Второй конгресс Всеславянского комитета, где должен был выступить с речью. И провел в столице практически десять дней. Все, кто видел поэта в эти дни, кто с ним встречался, разговаривал, единодушно свидетельствуют: поэт был в хорошем настроении, вид имел свежий, бодрый. Он назначал встречи, приглашал на свой скорый юбилей, мечтал, как будет жить и работать после победы, когда вернется на родную землю... То, что произошло 29 июня 1942, в столичной гостинице «Москва», — никакой не несчастный случай, а самое настоящее убийство, я убежден: смерть Купалы — дело рук соответствующего ведомства.
Настораживает и сама тайна вокруг этой смерти — столько лет прошло, а никто официально в печати никакого сообщения об этой смерти не сделал. Тут одно из двух: либо в этой трагедии не все ясно, либо настолько ясно, что кое-кто не смеет об этом сообщать. Во всяком случае, попытка музея Янки Купалы заполучить материалы комиссии, занимавшейся выяснением смерти поэта, ни к чему не привела — материалы не только не были присланы в музей, но даже никому из сотрудников музея не показаны.
О языке и истории…
Просто непростительно, какие мы неповоротливые, как мало делаем для возвращения нашего такого ценного и богатого наследия. Ох, как кое-кому еще и сегодня хочется, чтобы у белорусов не было своей истории, своего прошлого, а значит, и никаких святынь. И ради этого ищется любая причина, чтобы порвать связь современного с прошлым, лишить народ своих корней. А без прошлого разве можно по-настоящему оценить настоящее?
…Статут ВКЛ был написан именно на древнебелорусском языке. Благодаря Уставу, белорусский язык бытовал в суде да и в делопроизводстве достаточно долго.
Бедный белорусский язык — кто только над ним ни издевался. За годы своего существования он пережил несколько драматических этапов. К сожалению, и сегодняшнее состояние его незавидное. Особенно тревожит в последнее время язык в наших театрах. Казалось бы, где еще, как ни в театре, должен показываться пример настоящей заботливости, чистоты употребления и произношения родного слова. Однако на деле все не так. Причем портят язык одинаково и драматурги, и актеры. Драматурги — ведь хотят добиться наибольшего сценического эффекта, но, как оказывается, не все хорошо знают язык. Актеры же — не имеют живой разговорной практики, белорусский язык для большинства из них — это язык не жизни, а только работы. Поэтому не удивительно, что у некоторых такое произношение, что хоть уши затыкай.
Далек от совершенства и язык средств массовой информации. Он обедненный, упрощенный до примитива, засоренный различными канцеляризмами, штампами. Это свидетельствует о низкой языковой культуре нашей журналистики, о том, что языку не уделяется должное внимание ни во время подготовки журналистов, ни потом, во время их работы...
Язык же каждого народа — это не только национальное богатство, он — ценность общечеловеческая, требующая защиты и охраны государства».
Умер Борис Саченко безвременно 5 июля 1995, в Минске (59 лет).

Полешуки Восточной Беларуси. - 980211140210
Полешуки Восточной Беларуси. - 980211139954
Полешуки Восточной Беларуси. - 980211139698
Полешуки Восточной Беларуси. - 980211139442
Полешуки Восточной Беларуси. - 980211139186
Полешуки Восточной Беларуси. - 980211138930

Комментарии

  • вчера 14:45
    Мой земляк! Богата хойникская земля на творческие личности.