ГРАЖДАНИН ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

(194-й годовщине со дня рождения Льва Николаевича Толстого посвящается)
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» - вопрошал более полутора века назад в одном из первых своих писаний молодой человек, волею судьбы попавший в зону конфликта, где велись военные действия, и надеявшийся на новом месте «начать все снова: и свою жизнь и свое счастье…». Надежды не оправдались: война и счастье оказались явлениями не совместимыми. Спустя годы, будучи уже зрелым человеком, он напишет: «Если человечество не остановится в своих преступных мыслях и деяниях, оно само себя истребит…».
Кто написал эти строки? Великий русский писатель? Трудно сказать, не зная этого наверняка. Но, пожалуй, не будет ошибки, если мы назовем его просто - гражданин планеты Земля.
Томас Алва Эдисон, знаменитый американский изобретатель - на его счету 1180 изобретений, без которых невозможно представить нашу жизнь. Среди изобретений Эдисона особое место занимает фонограф, запатентованный им в 1878 г. С этой первой «говорящей» машиной связано много событий, в частности благодаря этому устройству и усилиям самого Эдисона удалось записать и сохранить голос Льва Николаевича Толстого.
22 июля 1908 года Томас Эдисон обратился ко Льву Николаевичу Толстому с просьбой сделать для него несколько записей на английском и французском языках:
«…Желательно, чтобы вы обратились к народам всего мира, - писал Эдисон, - высказав какую-либо идею, которая могла бы помочь человечеству продвинуться вперед в моральном и социальном отношении. Мои фонограммы распространяются теперь во всех цивилизованных странах, а в США их уже около миллиона. Ваша слава всемирна, и я уверен, что ваше обращение будет выслушано с жадным вниманием миллионами людей, которые не смогут не находиться под впечатлением глубины и искренности ваших слов, а слова эти благодаря такому «посреднику» будут сохранены навечно…».
В.Г.Чертков, друг и издатель Толстого, по его поручению ответил Эдисону 17 августа 1908 года: «Лев Толстой просил меня передать вам, что считает себя не вправе отклонить ваше предложение, он согласен продиктовать что-нибудь для фонографа в любое время».
23 декабря 1908 года домашний доктор Толстого Д.П.Маковицкий записал в дневнике: «Приехали от Эдисона двое англичан с хорошим фонографом»; на следующий день: « Лев Николаевич прежде чем сказать в фонограф, упражнялся, особенно в английском тексте». Толстой готовился к записи очень тщательно, волновался, долго обдумывал, что именно стоит записать, обращаясь, как это предполагал Эдисон, к миллионам слушателей «во всех цивилизованных странах мира».
25 декабря Маковицкий записал: «Сегодня Лев Николаевич говорил в фонограф английский текст». «Английским текстом» была «Притча о добром человеке», которая была написана Толстым на русском языке 15 ноября 1908 года.
Долгие годы считалось, что эта звукозапись погибла в пожаре 1914 года. И вот однажды выяснилось, что она вероятно единственная, которая уцелела. Этому содействовали известная американская писательница Бел Кауфман, сотрудник нью-йоркской публичной библиотеки Эдвард Казинец и хранительница Музея Эдисона Мэри Б. Боулинг.
В письме в Государственный литературный музей в Москве архивист Мэри Б. Боулинг писала, в частности:
«В прошлом уже не раз поднимался вопрос о том, что же стало с валиками, которые Толстой записал для Эдисона, в особенности с двумя записями на английском языке…
Предпринятые поиски помогли обнаружить массу связанной с этим корреспонденции и документации, но не сами валики.
Тем не менее, в ответ на ваше письмо мы снова предприняли тщательное исследование некоторых наших непомеченных валиков. Я счастлива, сообщить вам, что мы обнаружили валик с записью Толстого на английском языке «Гостиница» (так на английский языке назвали притчу Толстого).
Текст притчи:
Был такой благодетель, что хотел как можно больше добра сделать людям, и стал думать, как бы так сделать, чтобы никого не обидеть и чтобы всем было на пользу. Если раздавать добро прямо по рукам, то не сообразишь, кто больше того стоит; а потом всех не уравняешь, те, кому не достанется, скажут: «Зачем тем дал, а не нам».
И вздумал благодетель в таком месте, где много народа, устроить постоялый двор и собрать в этом дворе все, что только может быть на пользу и на удовольствие человеку. И устроил благодетель во дворе теплые горницы, и печи хорошие, и дрова, и освещение, и амбары, полные хлеба всякого, и подвалы с овощами, и чай, и сахар, и квас, и яблоки, и закуски всякие, и кровати и постели, и всякую одежу, и белье, и обувь всякую, и всего столько, что на сто людей и больше достанет. Сделал так благодетель, а сам ушел и стал дожидаться, что будет.
И вот стали заходить добрые люди, поедят, попьют, переночуют, а то и переднюют и день, и два, и неделю. Другой раз и возьмут что-нибудь из обуви или одежи, кому нужна, уберут все, как было до прихода, чтобы другим прохожим можно было также попользоваться, и уйдут и только знают, благодарят неизвестного благодетеля.
Но вот раз зашли во двор люди смелые, дерзкие и недобрые. Сейчас расхватали все, что было, по себе, и поднялась у них из-за добра ссора. Дошло дело до драки, стали друг у дружки отнимать, стали на зло портить добро только, чтобы другому не досталось. И когда довели дело до того, что перепортили все, что было, и стали сами и зябнуть и голодать, и терпеть друг от дружки обиды, стали одни бранить хозяина, зачем он плохо устроил, не приставил караульщиков, мало добра заготовил, и зачем всяких плохих людей пускает. Другие же говорили, что и нет никакого хозяина, а постоялый двор сам устроился.
И ушли люди из постоялого двора голодные, холодные, сердитые и только и делали, что всячески ругали друг друга и постоялый двор и того, кто его устроил.
То же самое делают в мире и люди, когда не живут по-божьи: губят свою жизнь и жизнь других людей, а осуждают не себя, а друг друга или Бога за то, что он так дурно мир устроил, или самый мир, который по-ихнему, сам без Бога устроился.
Только понимай люди, что мир не сам устроился, а устроил его их благодетель – Бог для их добра, и не делай только того, что губит и портит их жизнь, и будет у них такое добро, какого больше не бывает и не может быть.
Так, более ста лет назад два великих человека, граждан планета Земля, не думая ни о своей национальной принадлежности, ни о национальности современников и будущих поколений, объединили свои усилия, чтобы донести до них «живое» мудрое слово, указывающее путь к счастью и добру.
Гении, подобные Льву Николаевичу, обладают способностью говорить с людьми сквозь годы. Как никогда современно звучит сегодня голос Толстого, призывающий к миру, справедливости и ненасилию.

Первая фотография Льва Толстого. 1849 год.
Первая фотография Льва Толстого. 1849 год.
ГРАЖДАНИН  ПЛАНЕТЫ  ЗЕМЛЯ - 938029180809
ГРАЖДАНИН  ПЛАНЕТЫ  ЗЕМЛЯ - 938029247113
ГРАЖДАНИН  ПЛАНЕТЫ  ЗЕМЛЯ - 938029252233

Комментарии