«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ 25 СТОЛЕТИЯ»

Духоборство зародилось в Российской империи в середине XVIII столетия. Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершённые в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.
Сектой духоборов Толстой интересовался давно, хорошо был осведомлен о преследованиях за веру, которым они подвергались, отказываясь подчиняться требованиям православной церкви и властей, противоречащим их религиозным и социальным убеждениям. Многое в жизни этой мирной, трудолюбивой, дружной религиозной общины было симпатично Толстому: духоборы воздерживались от курения, алкоголя, мясной пищи. А когда в 1887 году была введена воинская повинность на Кавказе (они были сюда выселены в 1840-х годах из Крыма), большая часть духоборов, верных своим миролюбивым принципам, отказались присягнуть на верность царю Александру III.
В знак протеста по местам расселения духоборов прокатились волнения. Несколько тысяч духоборов в Елизаветопольской, Тифлисской губерниях и в Карской области по совету духовного лидера Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу всё имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Со стороны властей последовали репрессии: зачинщики были арестованы, их семьи (около 4 тысяч человек) сосланы в заражённые малярией аулы Тифлисской губернии, половина из них погибла от болезней и нужды. У родителей отбирали детей и помещали их в приюты. Часть духоборов была всё же призвана в армию, где их подвергали гонениям: избивали, сажали в карцер, жестоко наказывали.
Узнав в конце июля 1895 года о расправе над кавказскими духоборами, Лев Толстой активно включился в их защиту: их взгляды на военную службу, государство, церковные обряды были ему близки. В этом движении он видел ещё один путь человечества к новому, христианскому миросозерцанию и образу жизни и всячески поддерживал оказавшихся в беде духоборов.
С одобрения Толстого вскоре на Кавказ отправился Павел Бирюков, чтобы на месте изучить ситуацию.
Через месяц тот вернулся со статьёй «Гонение на христиан в России в 1895 году», которая в октябре была опубликована в лондонской «Times».
В 1896 году Толстой редактировал составленное Бирюковым, В.Чертковым и И.Трегубовым послание «Помогите! Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборов». Все авторы послания были отправлены в ссылку. Черткова выслали за пределы страны. Обращение ходило в России и за границей по рукам в списках, перепечатанных на пишущей машинке, а в 1897 году было издано Чертковым в Англии.
Послание это помогло собрать существенные денежные средства для помощи духоборам. Сам Лев Николаевич выделил 1000 рублей из своего гонорара от дирекции императорских театров за постановку его пьес «Плоды просвещения» и «Власть тьмы».
В марте 1898 года духоборы получили разрешение на выезд за границу. За помощью они вновь обратились к Толстому. От их имени он составил прошение Николаю II. Писатель организовал сбор денег, необходимых для переезда, и сам отдал духоборам свой гонорар за роман «Воскресение». Через иностранные газеты он обратился к широкой общественности, решил множество вопросов, касавшихся переселения духоборов, не попавших под указ, нашёл место для переселения.
На деньги, собранные Толстым, в 1898-1899 годах были зафрахтованы четыре парохода, на которых треть духоборов, более семи с половиной тысяч, переехали в западную канадскую провинцию Британская Колумбия. Первую партию переселенцев сопровождали старший сын Толстого Сергей Львович и хороший знакомый Л.А.Сулержицкий.
Духоборов поселили в Иорктонском участке (юго-восток Саскачеваня)
вдали от железной дороги, среди болот и лесов. Благодаря трудолюбию и здесь они быстро освоили неразработанные земли и преуспели в ведении хозяйства. В 1902 году, освободившись из ссылки, к общине вернулся Веригин, под руководством которых духоборы смогли сохранить русский язык, древние духовные и бытовые традиции.
В настоящее время в Канаде проживает около 30 тысяч духоборов, более половины из них знают русский язык в качестве родного, 5 тысяч сохранили веру. И по сей день канадские духоборы чтут Льва Николаевича Толстого как своего духовного наставника.
P./S. Накануне столетнего Дня памяти великого писателя в октябре 2010 года группа духоборов из семи человек посетила мемориальный музей памяти Льва Николаевича Толстого на станции Астапово-Лев Толстой.

Пётр Васильевич Веригин
Пётр Васильевич Веригин
С.Л.Толстой (крайний слева) и Л.Сулержицкий (крайний справа) в инициативной группе по переселению духоборов.
С.Л.Толстой (крайний слева) и Л.Сулержицкий (крайний справа) в инициативной группе по переселению духоборов.
Группа сопровождения духоборов. С.Л.Толстой стоит крайний справа.
Группа сопровождения духоборов. С.Л.Толстой стоит крайний справа.
Духоборы на пароходе.
Духоборы на пароходе.
Саскачеван. Освоение духоборами неразработанных земель. Начало 1900-х годов.
Саскачеван. Освоение духоборами неразработанных земель. Начало 1900-х годов.
Обустройство духоборов в Саскачеване.
Обустройство духоборов в Саскачеване.
Духоборы в Канаде.
Духоборы в Канаде.
«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ 25 СТОЛЕТИЯ» - 962976167817

Комментарии

Комментариев нет.