«ЖИЗНЬ ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ» (Всемирному дню здоровья посвящается)

Лев Толстой с юности серьёзно увлёкся гимнастикой. В 29-летнем возрасте он начал посещать в Москве гимнастический зал Пуаре.
В воспоминаниях Афанасия Фета есть такое свидетельство: «В то время у светской молодежи входили в моду гимнастические упражнения, между которыми первое место занимало прыганье через деревянного коня. Бывало, если нужно захватить Льва Николаевича во втором часу дня, надо отправляться в гимнастический зал на Большой Дмитровке. Надо было видеть, с каким одушевлением он, одевшись в трико, старался перепрыгнуть через коня, не задевши кожаного, набитого шерстью конуса, поставленного на спине этого коня…»
По собственному признанию Толстого, он себя гимнастикой «замучивал». Для занятия ею он устроил в Ясной Поляне различные снаряды: в 1870-е годы вблизи дома около Красной аллеи была поставлена «гимнастика» - гимнастический снаряд с кольцами и трапецией. В передней яснополянского дома сделаны параллельные брусья, на которых Толстой «с замечательной ловкостью» проделывал прыжки и в 50-летнем возрасте.
Для детей Льва Николаевича делать гимнастику с отцом было одним из лучших удовольствий. Старший сын, Сергей Львович, рассказывал: «…он возьмёт меня за обе руки и скажет: «Лезь на меня». Я карабкаюсь по его телу до самых плеч, он меня подтягивает за руки, и я сажусь или становлюсь на его плечо. Тогда он, поддерживая меня, пройдётся по комнате, потом как-то сразу перекувыркнёт вниз головой, и я опять становлюсь на ноги. Мы очень любили эти телодвижения. <…> Вообще отец придавал большое значение физическому развитию тела. Он поощрял гимнастику, плавание, бегание, всякие игры, лапту, городки, бары и особенно верховую езду».
Дочь Татьяна Львовна вспоминала:
«Ещё с папа́ бывало весёлое занятие - это по утрам, когда он одевается, приходить к нему в кабинет делать гимнастику. У него была комната, теперь не существующая, с двумя колоннами, между которыми была вделана железная рейка. Каждое утро он и мы упражнялись на ней.
Делали мы и шведскую гимнастику, причем папа командовал:
- Раз, два, три, четыре, пять. - И мы, напрягая наши маленькие мускулы, выкидывали за ним руки: вперед, вбок, кверху, книзу, кзаду.
Папа́ был замечательно силен и ловок и всем нам, детям, передал исключительную физическую силу (я редко в своей жизни встречала женщину, которая могла равняться со мной силой, да и многие мужчины, я думаю, мне уступили бы в силе. Мне это давало много удовольствия в жизни: работая, правя лошадью верхом или в экипаже, катаясь на коньках, - я всегда с наслаждением чувствовала тот избыток сил, который делал, что всякое физическое усилие мне бывало не трудно, а, напротив, легко и приятно)».

Лев Толстой идет от дома по аллее «Прешпект» 1903 год Толстая Александра Львовна
Лев Толстой идет от дома по аллее «Прешпект» 1903 год Толстая Александра Львовна
Василий Шульженко. Лев Толстой на турнике. Вторая половина XX века
Василий Шульженко. Лев Толстой на турнике. Вторая половина XX века

Комментарии

Комментариев нет.