"ИНТИМНЫЙ" ДРУГ ЛЬВА ТОЛСТОГО (к 181-й годовщине со дня рождения С.
А. Толстой) Максим Горький посвятил Софье Андреевне Толстой очерк - одно из лучших произведений о женщине, которая 48 лет была рядом с Толстым. "Самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия" назвал Горький великого писателя. "Роль единственного интимного друга, жены, матери многочисленных детей и хозяйки дома Льва Толстого - роль неоспоримо очень тяжёлая и ответственная, - сознавал писатель. - Возможно ли отрицать, что Софья Толстая лучше и глубже, чем кто-либо иной, видела и чувствовала, как душно и тесно гению в атмосфере обыденного, сталкиваться с пустыми людьми? <...> Жить с писателем, который по семи раз читает корректуру своей книги и каждый раз почти наново пишет её, мучительно волнуясь и волнуя; жить с творцом, который создаёт огромный мир, не существовавший до него, - можем ли мы понять и оценить все тревоги столь исключительной жизни? Нам неведомо, что и как говорила жена Льва Толстого в те часы, когда он, глаз на глаз с нею, ей первой читал только что написанные главы книги. Не забывая о чудовищной проницательности гения, я всё же думаю, что некоторые черты в образах женщин его грандиозного романа знакомы только женщине и ею подсказаны романисту. <...> Говоря о жене его, следовало бы помнить, что при всей страстности натуры художника Софья Андреевна была единственной его женщиной на протяжении почти полувека. Она была его интимным, верным и, кажется, единственным другом. Хотя, по щедрости богатого духом, Лев Толстой называл друзьями многих людей, но ведь это были только единомышленники его. И, согласитесь, трудно представить человека, который поистине годился бы в друзья Толстому".
Лев Толстой-Астапово
:Наталья Глебова
"ИНТИМНЫЙ" ДРУГ ЛЬВА ТОЛСТОГО (к 181-й годовщине со дня рождения С.
А. Толстой)
Максим Горький посвятил Софье Андреевне Толстой очерк - одно из лучших произведений о женщине, которая 48 лет была рядом с Толстым. "Самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия" назвал Горький великого писателя. "Роль единственного интимного друга, жены, матери многочисленных детей и хозяйки дома Льва Толстого - роль неоспоримо очень тяжёлая и ответственная, - сознавал писатель. - Возможно ли отрицать, что Софья Толстая лучше и глубже, чем кто-либо иной, видела и чувствовала, как душно и тесно гению в атмосфере обыденного, сталкиваться с пустыми людьми? <...>
Жить с писателем, который по семи раз читает корректуру своей книги и каждый раз почти наново пишет её, мучительно волнуясь и волнуя; жить с творцом, который создаёт огромный мир, не существовавший до него, - можем ли мы понять и оценить все тревоги столь исключительной жизни?
Нам неведомо, что и как говорила жена Льва Толстого в те часы, когда он, глаз на глаз с нею, ей первой читал только что написанные главы книги. Не забывая о чудовищной проницательности гения, я всё же думаю, что некоторые черты в образах женщин его грандиозного романа знакомы только женщине и ею подсказаны романисту. <...>
Говоря о жене его, следовало бы помнить, что при всей страстности натуры художника Софья Андреевна была единственной его женщиной на протяжении почти полувека. Она была его интимным, верным и, кажется, единственным другом. Хотя, по щедрости богатого духом, Лев Толстой называл друзьями многих людей, но ведь это были только единомышленники его. И, согласитесь, трудно представить человека, который поистине годился бы в друзья Толстому".