6 мар 2023

Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре

Если Вы хоть раз искали в поисковике изображения культовых киноперсонажей, то наверняка сталкивались с рисунками эротического содержания, выполненными фанатами. Гарри Поттер в постели с Драко Малфоем или Шерлок Холмс в объятьях Доктора Ватсона — излюбленный сюжет слэшеров.
Слэш — это жанр любительских произведений (т.е. фанфиков), который изображает сексуальные отношения между персонажами того или иного популярного произведения. Чаще всего объектом слэш изображений становятся персонажи мужского пола. При этом в оригинальном произведении между ними могут быть отношения совершенно разного характера — крепкая дружба, ненависть, скрытая симпатия или открытое раздражение — но без любовных и тем более сексуальных аспектов.
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215810573
Примечательно, что авторами этих эротических фантазий о сексуальной близости двух мужчин являются практически исключительно девушки. Существует множество версий трактующих психологические основания зарождения таких фантазий именно среди женского населения, однако для нас больший интерес составляют сами произведения искусства, которые становятся их первоисточником.
Мировая литература, а вслед за ней и кинематограф, в значительной степени базируются на истории двух людей, которые должны быть парой, но не являются ей в силу собственных предрассудков или внешних обстоятельств. Такие персонажи соединяются лишь в конце повествования, если это счастливая история. Или же их любовь не находит реализации вовсе, если это трагическая история...
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215811085
Зрители испытывают особое удовольствие от позиции знающего больше, чем сами герои книг, фильмов и сериалов. Малдеру и Скалли, Доктору Хаусу и Лизе Кадди, Милагрос и Иво, мистеру Дарси и мисс Элизабет Беннет, Рейчел и Россу предначертано судьбой быть вместе — и мы с удовольствием следим за тем, как именно и когда персонажи осознают это. Невысказанная симпатия друг к другу и нереализованное сексуальное напряжение являются базовым двигателем самых разных киноисторий. Диалектически противоположными, но аналогичными по динамике развития событий, являются истории противоборства и ненависти главного персонажа и его злейшего антагониста. Шерлок Холмс и Мориарти, Драко Малфой и Гарри Поттер, Бэтмен и Джокер — это истории соперничества и одержимости друг другом, они одновременно противоположны и едины друг с другом как инь и янь...
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215811341
Изображение крепкой дружбы или непримиримого соперничества между героями кинематографа зачастую сознательно окрашивается двусмысленными подтекстами. Данный феномен определяется термином квирбейтинг, что обозначает намеренное внедрение во взаимоотношения гетеросексуальных персонажей шуток, разговоров, взглядов и движений, оставляющих впечатление гомосексуальных. Квирбейтинг крайне популярен в современных сериалах. Так, умеренные шутки о чрезмерно тесной дружбе Чендлера и Джо в сериале «Друзья» в более свежем сериале «Теория большого взрыва» уже эксплуатируют эту тему значительно откровеннее и шире, показывая дружбу Раджеша и Говарда.
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215811853
Кадр из сериала «Друзья»
Значительную роль в распространении квирбэйтинга сейчас играет Дж.К. Роулинг, которая мастерски подстегивает интерес к созданной ей вселенной, утверждая наличие сексуального подтекста во взаимоотношениях Дамблдора и Гриндевальда. Что стало основой массового интереса к поиску возможных подтекстов и в других киновселенных.
Практически любой популярный современный фильм и сериал имеет свой дуэт броманс. В классическом определении броманс означает тесную эмоционально насыщенную мужскую дружбу, не предполагающую никаких сексуальных отношений. Данный феномен появился в массовой культуре в ответ на смещение и размывание гендерных стереотипов и половых ролей в социуме. Если изначально под бромансом понимались образцы киногероев Бэна Аффлека и Мэта Дэймона (в ряде фильмов 1990-х годов изображавших очень тесные дружеские отношения), то сегодня бромансом можно назвать и дружбу двух разнополых персонажей с ярко выраженными маскулинными чертами, как, например, отношения Дэрила и Кэрол из сериала «Ходячие мертвецы» или леди Бриенны и Джейме Ланнистера из сериала «Игра престолов».
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215812109
Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»
Безусловно базой для формирования слэш культуры является яой ( жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами). Даже стилистика большинства слэш изображений имеет явные характерные черты японской манги.
Какое бы обличие не приобретали фанатские произведения, фанфики остаются андерграудной субкультурой, широко распространенной только в узких кругах. Частью массовой культуры данные жанры не становятся из-за табуированности изображаемых в них отношений,возрастных цензов и авторских прав.
Самый известный случай выхода в массовую культуру фанфика — это произведение «Пятьдесят оттенков серого». Базируясь на подростковой истории чистой любви между персонажами культового произведения «Сумерки», автор «Пятидесяти оттенков серого» сосредоточилась на эротическом аспекте любовных отношений. Однако кинематографическое воплощение данной истории в итоге имело мало сексуальных и откровенных сцен, сделав его очередной подростковой историей любви.
Эротические и гомоэротические фанфики становятся для определенной категории зрителей возможностью реализовать свое либидо. А недосказанность, незавершенность и невыраженность чувств главных персонажей культовых фильмов приобретает целостность и завершенность в несколько извращенных фантазиях фанатов.
В свою очередь волна интереса, которую порождают эротические и гомоэротические подтексты способствуют тому, что подобные темы становятся частью рекламных компаний все большего числа кино- и телепроектов.
Слэш, бромансы и квирбейтинг в кинокультуре - 947215812877
Фото журнала Entertainment Weekly к выходу очередного сезона сериала «Ходячие мертвецы»

Комментарии

Комментариев нет.