Чтение руками, или Кто придумал шрифт для незрячих людей
Знаете ли вы, что объединяет водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля? Все эти очевидные сегодня предметы были изобретены детьми. Список детских изобретений поистине огромен – это и батут, и перчатки без пальцев, и снегоход, и калькулятор... Перечень этот можно продолжать до бесконечности, ведь талантливые дети с завидным постоянством рождаются на всех континентах. Не случайно существует праздник – День детских изобретений, который отмечают 17 января. И это не шутка, а дата, когда мы можем поздравить всех юных изобретателей и поблагодарить их за идеи, которые делают нашу жизнь лучше. Как раз сегодня хороший повод вспомнить легендарного Луи Брайля. Что мы о нем знаем? Скорее всего, только его имя и тот факт, что этот человек изобрел азбуку для слепых. Если помыслить логически, еще можно предположить, что он и сам был незрячим. Вот собственно и все, однако, мало кому известно, что это изобретение было сделано им в возрасте всего 15 лет. Брайль появился на свет 4 января 1809 года в маленьком городке к востоку от Парижа. Вместе с родителями, двумя старшими сестрами и старшим братом он жил на ферме, трех гектарах земли и виноградников. Его отец владел успешным кожевенным предприятием, изготавливая упряжь и прочие изделия из кожи. С тех пор, как он научился ходить, маленький Луи часто играл в мастерской отца и в возрасте трех лет, пытаясь проколоть кусок кожи шорным ножом, похожим на шило, он серьезно повредил глаз. Местный врач наложил повязку на поврежденный глаз и отправил родителей мальчика к известному парижскому хирургу, но и тому не удалось исправить положение. Мало того, что ребенок ослеп на один глаз, воспаление перекинулось и на второй, и к пяти годам Луи окончательно ослеп. Его родители – что было довольно необычно для того времени, – приложили массу усилий, чтобы их младший мальчик рос и развивался нормально, насколько это было возможно, и с их помощью у Луи это получилось. Он научился ориентироваться в родной деревне, передвигаясь с помощью тростей, которые делал для него отец, а его живой и творческий ум настолько впечатлил местных учителей и священника, что они советовали родителям дать Луи настоящее образование. До десяти лет он учился в родном городе, но ум и прилежание ребенка требовали большего, и Луи стал учеником одной из первых во Франции и мире школ для незрячих, Королевского института для слепых детей. Школа была открыта в 1784 году великим просветителем и педагогом Валентином Гаюи. В ту пору школе отчаянно не хватало средств, однако даже в таком состоянии она смогла научить незрячих детей взаимодействовать с окружающим миром и дать им образование. Детей учили читать по системе, разработанной Гаюи, который, будучи зрячим, всю свою жизнь посвятил помощи слепым. В типографии при школе он создал небольшую библиотеку для своих подопечных – книги были отпечатаны на плотной бумаге с тиснением, и читатели могли узнавать буквы, ощупывая их пальцами. Разумеется, книги Гаюи помогли Брайлю, но пытливый ум мальчика приходил в отчаяние от того, как мало информации удавалось уместить в такие книги. Кроме того, они были очень дорогими, их могли читать и зрячие люди без специальной подготовки, а вот писать по этой системе ученики не могли, и Луи писал домой письма с помощью трафаретов из плотной кожи, сделанных для него отцом. Окончив обучение, Луи остался в школе в качестве помощника преподавателя, а в 1833 году занял место учителя. Большую часть оставшейся жизни он преподавал историю, геометрию и алгебру. Кроме того, юноша оказался талантливым музыкантом, виолончелистом и органистом, и занимал должности органистов в парижских церквях. Брайль с детства был полон решимости сделать чтение и письмо обыденной частью жизни незрячих людей, поэтому, узнав в 1821 году о системе связи, разработанной французским военным, капитаном Шарлем Барбье, представлявшей из себя код из точек и тире, отпечатанный на плотной бумаге, изучил ее с разрешения капитана. Система Барбье была слишком сложной, но она вдохновила Брайля на создание собственного тактильного рельефно-точечного шрифта. Юноша разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот. Луи не жалел времени и сил, и его система была практически завершена уже в 1824 году, когда ему было всего 15 лет Через 5 лет он опубликовал свои разработки, а в 1837 г. еще больше упростил шрифт, так, чтобы распознавать символы можно было одним касанием пальца. В этом же году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля. Увы, слабое здоровье и ранняя смерть – Луи Брайль скончался в возрасте 43 лет 6 января 1852 года, – не позволили создателю шрифта Брайля «увидеть», как его изобретение распространилось по всему миру. Уже два года спустя после его смерти по настоянию восхищенных учеников обучение в Институте перешло на шрифт Брайля. Сначала шрифт Брайля распространился на франкоязычные страны и колонии, а затем был адаптирован и для других языков. В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман – «Лавку древностей» Чарльза Диккенса. Дом в Кувре, где Брайль провел детство, и где он умер, сегодня превратился в музей, а на городской площади, которая носит его имя, стоит большой памятник. В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля. О том, что система Брайля проста в применении, говорит уже тот факт, что шрифт признан во всем мире. Благодаря универсальному и несложному шифрованию, технике чтения достаточно легко обучиться. При хорошей тренировке можно развить скорость чтения до 150 слов в минуту. Это делает жизнь незрячих, а также людей с плохим зрением вполне самостоятельной и полноценной. Ведь благодаря умению читать шрифтом Брайля человек может не только развивать свой интеллект, но и выполнять такие ежедневные задачи, как, например, покупка продуктов. Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля все еще остается бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих, адаптированным для множества языков.
Центральная детская библиотека им. А. Гайдара (г.
Чтение руками, или Кто придумал шрифт для незрячих людей
Знаете ли вы, что объединяет водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке и шрифт Брайля? Все эти очевидные сегодня предметы были изобретены детьми. Список детских изобретений поистине огромен – это и батут, и перчатки без пальцев, и снегоход, и калькулятор... Перечень этот можно продолжать до бесконечности, ведь талантливые дети с завидным постоянством рождаются на всех континентах. Не случайно существует праздник – День детских изобретений, который отмечают 17 января. И это не шутка, а дата, когда мы можем поздравить всех юных изобретателей и поблагодарить их за идеи, которые делают нашу жизнь лучше.
Как раз сегодня хороший повод вспомнить легендарного Луи Брайля. Что мы о нем знаем? Скорее всего, только его имя и тот факт, что этот человек изобрел азбуку для слепых. Если помыслить логически, еще можно предположить, что он и сам был незрячим. Вот собственно и все, однако, мало кому известно, что это изобретение было сделано им в возрасте всего 15 лет.
Брайль появился на свет 4 января 1809 года в маленьком городке к востоку от Парижа. Вместе с родителями, двумя старшими сестрами и старшим братом он жил на ферме, трех гектарах земли и виноградников. Его отец владел успешным кожевенным предприятием, изготавливая упряжь и прочие изделия из кожи. С тех пор, как он научился ходить, маленький Луи часто играл в мастерской отца и в возрасте трех лет, пытаясь проколоть кусок кожи шорным ножом, похожим на шило, он серьезно повредил глаз. Местный врач наложил повязку на поврежденный глаз и отправил родителей мальчика к известному парижскому хирургу, но и тому не удалось исправить положение. Мало того, что ребенок ослеп на один глаз, воспаление перекинулось и на второй, и к пяти годам Луи окончательно ослеп.
Его родители – что было довольно необычно для того времени, – приложили массу усилий, чтобы их младший мальчик рос и развивался нормально, насколько это было возможно, и с их помощью у Луи это получилось. Он научился ориентироваться в родной деревне, передвигаясь с помощью тростей, которые делал для него отец, а его живой и творческий ум настолько впечатлил местных учителей и священника, что они советовали родителям дать Луи настоящее образование. До десяти лет он учился в родном городе, но ум и прилежание ребенка требовали большего, и Луи стал учеником одной из первых во Франции и мире школ для незрячих, Королевского института для слепых детей. Школа была открыта в 1784 году великим просветителем и педагогом Валентином Гаюи. В ту пору школе отчаянно не хватало средств, однако даже в таком состоянии она смогла научить незрячих детей взаимодействовать с окружающим миром и дать им образование.
Детей учили читать по системе, разработанной Гаюи, который, будучи зрячим, всю свою жизнь посвятил помощи слепым. В типографии при школе он создал небольшую библиотеку для своих подопечных – книги были отпечатаны на плотной бумаге с тиснением, и читатели могли узнавать буквы, ощупывая их пальцами. Разумеется, книги Гаюи помогли Брайлю, но пытливый ум мальчика приходил в отчаяние от того, как мало информации удавалось уместить в такие книги. Кроме того, они были очень дорогими, их могли читать и зрячие люди без специальной подготовки, а вот писать по этой системе ученики не могли, и Луи писал домой письма с помощью трафаретов из плотной кожи, сделанных для него отцом.
Окончив обучение, Луи остался в школе в качестве помощника преподавателя, а в 1833 году занял место учителя. Большую часть оставшейся жизни он преподавал историю, геометрию и алгебру. Кроме того, юноша оказался талантливым музыкантом, виолончелистом и органистом, и занимал должности органистов в парижских церквях.
Брайль с детства был полон решимости сделать чтение и письмо обыденной частью жизни незрячих людей, поэтому, узнав в 1821 году о системе связи, разработанной французским военным, капитаном Шарлем Барбье, представлявшей из себя код из точек и тире, отпечатанный на плотной бумаге, изучил ее с разрешения капитана. Система Барбье была слишком сложной, но она вдохновила Брайля на создание собственного тактильного рельефно-точечного шрифта.
Юноша разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.
Луи не жалел времени и сил, и его система была практически завершена уже в 1824 году, когда ему было всего 15 лет Через 5 лет он опубликовал свои разработки, а в 1837 г. еще больше упростил шрифт, так, чтобы распознавать символы можно было одним касанием пальца. В этом же году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля.
Увы, слабое здоровье и ранняя смерть – Луи Брайль скончался в возрасте 43 лет 6 января 1852 года, – не позволили создателю шрифта Брайля «увидеть», как его изобретение распространилось по всему миру. Уже два года спустя после его смерти по настоянию восхищенных учеников обучение в Институте перешло на шрифт Брайля.
Сначала шрифт Брайля распространился на франкоязычные страны и колонии, а затем был адаптирован и для других языков.
В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман – «Лавку древностей» Чарльза Диккенса.
Дом в Кувре, где Брайль провел детство, и где он умер, сегодня превратился в музей, а на городской площади, которая носит его имя, стоит большой памятник.
В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.
О том, что система Брайля проста в применении, говорит уже тот факт, что шрифт признан во всем мире. Благодаря универсальному и несложному шифрованию, технике чтения достаточно легко обучиться. При хорошей тренировке можно развить скорость чтения до 150 слов в минуту. Это делает жизнь незрячих, а также людей с плохим зрением вполне самостоятельной и полноценной. Ведь благодаря умению читать шрифтом Брайля человек может не только развивать свой интеллект, но и выполнять такие ежедневные задачи, как, например, покупка продуктов.
Сегодня, почти два века спустя, шрифт Брайля все еще остается бесценным инструментом обучения и коммуникации незрячих, адаптированным для множества языков.