Иван Иванович Шишкин (1832–1898) – знаменитый русский живописец, мастер пейзажного жанра и гравюры, академик, педагог, профессор Императорской академии художеств. Автор картины «Утро в сосновом лесу» – одного из самых известных русских пейзажей. Детство и юность Ивана Шишкина Иван Шишкин родился в купеческой семье 13 (25) января 1832 года, но в некоторых документах фигурируют 1831 или 1835 гг. Его родина – Елабуга, на тот момент маленький уездный городок Вятской губернии. Отец художника Иван Васильевич Шишкин занимался торговлей хлебом. Не получив школьного образования, он самостоятельно выучился не только грамоте, но и хорошо разбирался в тонкостях законодательства, и даже занимал должность городского головы. Известный в масштабе Елабуги общественный деятель, Шишкин-старший собирал исторические документы, добивался проведения в уезде археологических раскопок и сохранения архитектурных памятников, построил в городе деревянный водопровод и даже составил историю города. Мать художника, Дарья Романовна, урождённая Киркина, происходила из мещанской семьи. Детство Ивана Шишкина прошло в отцовском доме. В 1844 году в возрасте 12 лет будущий живописец покинул родной город и поступил в гимназию в Казани. На обучении настаивал отец, желавший дать сыну то систематическое образование, которого не получил сам. Однако Иван не стремился к карьере чиновника, а потому спустя четыре года бросил учёбу. Уже в юности Шишкин понял, что его призвание – искусство, а не наука. Ещё четыре года он прожил в родной Елабуге, а затем отправился покорять Москву. Биография и творчество Ивана Шишкина В 1852 году 20-летний Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – одно из лучших в стране профильных учебных заведений. В 1856 году он с успехом окончил училище и перебрался в Санкт-Петербург, где с 1857 года продолжил развивать талант уже в Императорской академии художеств, в мастерской пейзажиста и портретиста профессора С.М. Воробьёва. В годы учёбы Шишкин много рисовал с натуры в окрестностях столицы, а также ездил на остров Валаам, откуда привёз целый цикл пейзажных работ. Каждый год ученические картины Шишкина удостаивались наград академии. В 1857 году он получил две малых серебряных медали за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и рисунки Финского залива, в 1858 году – большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году – малую золотую медаль за «Ущелье на Валааме», а ещё год спустя – большую золотую медаль за два произведения, написанных на том же острове и представленных под одним названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Тогда же, в годы учёбы в академии, Шишкин увлёкся гравюрой. В 1860 году он вместе со своими друзьями художниками А.В. Гине и П.П. Джогиным получил от академии денежное пособие на занятия литографией. После выпуска Шишкин заслужил право и дальше развивать своё мастерство. В то время лучшие выпускники академии могли претендовать на пенсион – особый грант, который выплачивали художникам в течение 6 лет после окончания учебного заведения. На эти деньги пенсионеры академии обыкновенно отправлялись в Европу, где знакомились с коллекциями живописи, посещали музеи и выставки, устанавливали связи с западными мастерами. Воспользовался такой возможностью и Иван Шишкин. В 1861 году он приехал в Мюнхен, где учился у художников братьев Бенно и Франца Адамов. В мастерских Мюнхена Шишкин провёл два года, после чего продолжал изучение анималистической живописи в Цюрихе и Женеве. В Швейцарии Шишкин также осваивал новые для себя техники гравирования. В 1864 году он вновь переехал – на сей раз в Дюссельдорф, где в течение ещё двух лет работал в мастерских местной художественной школы. Школа, созданная на основе Дюссельдорфской академии художеств, существовала более ста лет и объединяла огромное количество европейских мастеров – как преподавателей живописи, так и учеников. Дюссельдорфская школа вырастила многих художников, работавших в самых разных направлениях, от бытового до эпико-героического, однако больше всего славилась пейзажистами. Последователи школы обращали внимание на тонкую проработку деталей, часто включали в свои пейзажи фигуры людей. К этому направлению Шишкин и примкнул. В Дюссельдорфе художник много писал с натуры, принимал заказы и от коллекционеров. Так, за произведение «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданное по просьбе мецената Н.Д. Быкова, Императорская академия художеств присудила Шишкину звание академика. В то же время, он не оставлял эксперименты с другими техниками: выполнил много рисунков пером, продолжал гравировать. В 1866 году Шишкин вернулся в Россию и сразу же окунулся в художественную жизнь обеих российских столиц: живя и работая в Петербурге, нередко выставлялся в Москве. На родине его ждала заслуженная слава. В 1868 году он удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени из рук великой княгини Марии Николаевны – сестры императора Александра II и президента Императорской академии художеств. Со второй половины 1860-х гг. Шишкин много путешествовал по России, в том числе нередко гостил в родной Елабуге. Он участвовал в различных выставках как на родине, так и за рубежом – так, в 1867 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Шишкин часто представлял картины и на выставках Товарищества передвижников. С возникновением в 1871 году «Общества русских аквафортистов» – то есть, художников-гравёров, работавших в технике офорта – Шишкин вступил в его ряды и до конца своих дней не прекращал опыты в гравировальном деле. В 1873 году Шишкин стал профессором Академии художеств, в 1892 году некоторое время руководил пейзажной мастерской, а с 1894 года преподавал в Высшем художественном училище при Академии. До конца дней Шишкин развивал свою творческую манеру, экспериментировал с техниками и цветом. Ученики запомнили его как внимательного и тактичного педагога, который, несмотря на эстетические разногласия с новым поколением художников, всегда интересовался модными тенденциями и настаивал на том, что настоящий мастер ни на минуту не должен останавливаться в развитии. Семья и личная жизнь Ивана Шишкина Личная жизнь Шишкина оказалась полна как счастливых, так и трагичных моментов. Первой его женой в 1868 году стала Евгения Александровна Васильева (1847–1874), сестра художника Ф.А. Васильева. В этом браке родилось трое детей – Владимир, Константин и Лидия. Шишкин нежно любил супругу и старался не расставаться надолго с ней и малышами, но вскоре семью буквально уничтожила череда несчастий. В 1873 году в двухлетнем возрасте умер старший сын Владимир, в 1874 году не стало жены художника, в 1875 году умер и второй сын. Шишкин был сломлен. Вторую половину 1870-х гг. мастер провёл в глубокой депрессии. Не в силах справиться с утратами, художник начал пить, рассорился со многими близкими людьми. Спасение нашлось в работе: Шишкин продолжал писать картины, участвовать в выставках, и постепенно вернулся к нормальной жизни.
В 1880 году Шишкин женился снова. Избранницей художника стала его бывшая ученица Ольга Антоновна Лагода (1850–1881), одна из первых женщин, принятых в Императорскую академию художеств. Летом 1881 года у супругов родилась дочь Ксения, а спустя полтора месяца после родов Ольга Антоновна умерла от перитонита. Девочку воспитывала сестра покойной Виктория Антоновна Лагода, которая взяла на себя заботу и о старшей дочери Шишкина, и о самом художнике.
Смерть и похороны Ивана Шишкина Иван Иванович Шишкин скончался в возрасте 66 лет 8 (20) марта 1898 года в своей мастерской в Санкт-Петербурге. Смерть наступила мгновенно от разрыва сердца. В этот момент мастер сидел за мольбертом и работал над новым произведением. Он умер так, как и жил – с кистью в руках. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1950 году останки вместе с надгробным камнем были перенесены на Тихвинское кладбище, в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Значение творчества Ивана Шишкина Шишкин умел мастерски воплотить на холсте красоту родной природы: за особенную любовь к лесным пейзажам его нередко называют «певцом русского леса». Произведения Шишкина отличались тонкостью передачи деталей и особенной реалистичностью. По свидетельству современников, при работе над картиной он, словно учёный-ботаник, изучал буквально каждую травинку, постоянно «сверялся» с натурой и стремился передать изменчивую красоту природы.
Стиль картин Шишкина, его художественный язык, будучи безупречно узнаваемым, не оставался неизменным на протяжении творческой жизни. Поздние пейзажи мастера отличаются более смелыми экспериментами с техникой мазка и колористикой, а также большей экспрессивностью, однако всё же остаются в рамках реалистического направления. Работы Шишкина вошли в историю мировой пейзажной живописи. Ещё при жизни художника за ними охотились коллекционеры и знатоки искусства, пейзажи мастера покупал даже император Александр III.
Помимо живописных полотен, Шишкин оставил не менее 100 офортов и около 70 литографий. Он создал нескольких альбомов гравюр, мастерски владея разными видами техник. Занимался гравюрой на меди с помощью «царской водки», экспериментировал с цинкографией. Заслуги художника в развитии тиражной графики были отмечены золотой медалью Первой Всероссийской выставки печатного дела.
Говоря о значении творчества Шишкина, нельзя не упомянуть самую известную его картину – «Утро в сосновом лесу», написанную в соавторстве с художником К.А. Савицким. Несмотря на то, что в Европе Шишкин учился у мастеров-анималистов, он не был уверен в своём умении изображать животных, и попросил профессионального анималиста Савицкого включить в пейзаж знаменитое медвежье семейство. Позднее подпись Савицкого с картины удалил коллекционер Павел Третьяков, купивший эту работу для своей галереи.
Небывалую известность картине принесло то, что её фрагмент ещё в дореволюционные годы появился на обёртке конфет «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Эйнем» (в советские годы – фабрика «Красный Октябрь»). Благодаря создателю конфетной обёртки художнику М.А. Андрееву медведи с картины Шишкина известны каждому ребёнку по сей день. #through_thetime
Сквозь время
Каким был Иван Шишкин
Иван Иванович Шишкин (1832–1898) – знаменитый русский живописец, мастер пейзажного жанра и гравюры, академик, педагог, профессор Императорской академии художеств. Автор картины «Утро в сосновом лесу» – одного из самых известных русских пейзажей.
Детство и юность Ивана Шишкина
Иван Шишкин родился в купеческой семье 13 (25) января 1832 года, но в некоторых документах фигурируют 1831 или 1835 гг. Его родина – Елабуга, на тот момент маленький уездный городок Вятской губернии. Отец художника Иван Васильевич Шишкин занимался торговлей хлебом. Не получив школьного образования, он самостоятельно выучился не только грамоте, но и хорошо разбирался в тонкостях законодательства, и даже занимал должность городского головы. Известный в масштабе Елабуги общественный деятель, Шишкин-старший собирал исторические документы, добивался проведения в уезде археологических раскопок и сохранения архитектурных памятников, построил в городе деревянный водопровод и даже составил историю города. Мать художника, Дарья Романовна, урождённая Киркина, происходила из мещанской семьи.
Детство Ивана Шишкина прошло в отцовском доме. В 1844 году в возрасте 12 лет будущий живописец покинул родной город и поступил в гимназию в Казани. На обучении настаивал отец, желавший дать сыну то систематическое образование, которого не получил сам. Однако Иван не стремился к карьере чиновника, а потому спустя четыре года бросил учёбу. Уже в юности Шишкин понял, что его призвание – искусство, а не наука. Ещё четыре года он прожил в родной Елабуге, а затем отправился покорять Москву.
Биография и творчество Ивана Шишкина
В 1852 году 20-летний Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – одно из лучших в стране профильных учебных заведений. В 1856 году он с успехом окончил училище и перебрался в Санкт-Петербург, где с 1857 года продолжил развивать талант уже в Императорской академии художеств, в мастерской пейзажиста и портретиста профессора С.М. Воробьёва.
В годы учёбы Шишкин много рисовал с натуры в окрестностях столицы, а также ездил на остров Валаам, откуда привёз целый цикл пейзажных работ. Каждый год ученические картины Шишкина удостаивались наград академии. В 1857 году он получил две малых серебряных медали за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и рисунки Финского залива, в 1858 году – большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году – малую золотую медаль за «Ущелье на Валааме», а ещё год спустя – большую золотую медаль за два произведения, написанных на том же острове и представленных под одним названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Тогда же, в годы учёбы в академии, Шишкин увлёкся гравюрой. В 1860 году он вместе со своими друзьями художниками А.В. Гине и П.П. Джогиным получил от академии денежное пособие на занятия литографией.
После выпуска Шишкин заслужил право и дальше развивать своё мастерство. В то время лучшие выпускники академии могли претендовать на пенсион – особый грант, который выплачивали художникам в течение 6 лет после окончания учебного заведения. На эти деньги пенсионеры академии обыкновенно отправлялись в Европу, где знакомились с коллекциями живописи, посещали музеи и выставки, устанавливали связи с западными мастерами. Воспользовался такой возможностью и Иван Шишкин.
В 1861 году он приехал в Мюнхен, где учился у художников братьев Бенно и Франца Адамов. В мастерских Мюнхена Шишкин провёл два года, после чего продолжал изучение анималистической живописи в Цюрихе и Женеве. В Швейцарии Шишкин также осваивал новые для себя техники гравирования. В 1864 году он вновь переехал – на сей раз в Дюссельдорф, где в течение ещё двух лет работал в мастерских местной художественной школы.
Школа, созданная на основе Дюссельдорфской академии художеств, существовала более ста лет и объединяла огромное количество европейских мастеров – как преподавателей живописи, так и учеников. Дюссельдорфская школа вырастила многих художников, работавших в самых разных направлениях, от бытового до эпико-героического, однако больше всего славилась пейзажистами. Последователи школы обращали внимание на тонкую проработку деталей, часто включали в свои пейзажи фигуры людей. К этому направлению Шишкин и примкнул.
В Дюссельдорфе художник много писал с натуры, принимал заказы и от коллекционеров. Так, за произведение «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданное по просьбе мецената Н.Д. Быкова, Императорская академия художеств присудила Шишкину звание академика. В то же время, он не оставлял эксперименты с другими техниками: выполнил много рисунков пером, продолжал гравировать.
В 1866 году Шишкин вернулся в Россию и сразу же окунулся в художественную жизнь обеих российских столиц: живя и работая в Петербурге, нередко выставлялся в Москве. На родине его ждала заслуженная слава. В 1868 году он удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени из рук великой княгини Марии Николаевны – сестры императора Александра II и президента Императорской академии художеств.
Со второй половины 1860-х гг. Шишкин много путешествовал по России, в том числе нередко гостил в родной Елабуге. Он участвовал в различных выставках как на родине, так и за рубежом – так, в 1867 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Шишкин часто представлял картины и на выставках Товарищества передвижников.
С возникновением в 1871 году «Общества русских аквафортистов» – то есть, художников-гравёров, работавших в технике офорта – Шишкин вступил в его ряды и до конца своих дней не прекращал опыты в гравировальном деле. В 1873 году Шишкин стал профессором Академии художеств, в 1892 году некоторое время руководил пейзажной мастерской, а с 1894 года преподавал в Высшем художественном училище при Академии.
До конца дней Шишкин развивал свою творческую манеру, экспериментировал с техниками и цветом. Ученики запомнили его как внимательного и тактичного педагога, который, несмотря на эстетические разногласия с новым поколением художников, всегда интересовался модными тенденциями и настаивал на том, что настоящий мастер ни на минуту не должен останавливаться в развитии.
Семья и личная жизнь Ивана Шишкина
Личная жизнь Шишкина оказалась полна как счастливых, так и трагичных моментов. Первой его женой в 1868 году стала Евгения Александровна Васильева (1847–1874), сестра художника Ф.А. Васильева. В этом браке родилось трое детей – Владимир, Константин и Лидия. Шишкин нежно любил супругу и старался не расставаться надолго с ней и малышами, но вскоре семью буквально уничтожила череда несчастий. В 1873 году в двухлетнем возрасте умер старший сын Владимир, в 1874 году не стало жены художника, в 1875 году умер и второй сын. Шишкин был сломлен. Вторую половину 1870-х гг. мастер провёл в глубокой депрессии. Не в силах справиться с утратами, художник начал пить, рассорился со многими близкими людьми. Спасение нашлось в работе: Шишкин продолжал писать картины, участвовать в выставках, и постепенно вернулся к нормальной жизни.
Смерть и похороны Ивана Шишкина
Иван Иванович Шишкин скончался в возрасте 66 лет 8 (20) марта 1898 года в своей мастерской в Санкт-Петербурге. Смерть наступила мгновенно от разрыва сердца. В этот момент мастер сидел за мольбертом и работал над новым произведением. Он умер так, как и жил – с кистью в руках. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1950 году останки вместе с надгробным камнем были перенесены на Тихвинское кладбище, в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Значение творчества Ивана Шишкина
Шишкин умел мастерски воплотить на холсте красоту родной природы: за особенную любовь к лесным пейзажам его нередко называют «певцом русского леса». Произведения Шишкина отличались тонкостью передачи деталей и особенной реалистичностью. По свидетельству современников, при работе над картиной он, словно учёный-ботаник, изучал буквально каждую травинку, постоянно «сверялся» с натурой и стремился передать изменчивую красоту природы.
Стиль картин Шишкина, его художественный язык, будучи безупречно узнаваемым, не оставался неизменным на протяжении творческой жизни. Поздние пейзажи мастера отличаются более смелыми экспериментами с техникой мазка и колористикой, а также большей экспрессивностью, однако всё же остаются в рамках реалистического направления. Работы Шишкина вошли в историю мировой пейзажной живописи. Ещё при жизни художника за ними охотились коллекционеры и знатоки искусства, пейзажи мастера покупал даже император Александр III.
Помимо живописных полотен, Шишкин оставил не менее 100 офортов и около 70 литографий. Он создал нескольких альбомов гравюр, мастерски владея разными видами техник. Занимался гравюрой на меди с помощью «царской водки», экспериментировал с цинкографией. Заслуги художника в развитии тиражной графики были отмечены золотой медалью Первой Всероссийской выставки печатного дела.
Говоря о значении творчества Шишкина, нельзя не упомянуть самую известную его картину – «Утро в сосновом лесу», написанную в соавторстве с художником К.А. Савицким. Несмотря на то, что в Европе Шишкин учился у мастеров-анималистов, он не был уверен в своём умении изображать животных, и попросил профессионального анималиста Савицкого включить в пейзаж знаменитое медвежье семейство. Позднее подпись Савицкого с картины удалил коллекционер Павел Третьяков, купивший эту работу для своей галереи.
Небывалую известность картине принесло то, что её фрагмент ещё в дореволюционные годы появился на обёртке конфет «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Эйнем» (в советские годы – фабрика «Красный Октябрь»). Благодаря создателю конфетной обёртки художнику М.А. Андрееву медведи с картины Шишкина известны каждому ребёнку по сей день.
#through_thetime