Каким был Виктор Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов – знаменитый русский художник, иллюстратор, архитектор, сценограф. Автор храмовых росписей и множества картин, посвящённых событиям российской истории, а также сюжетам русских сказок и былин.
Детство и юность Виктора Васнецова
Будущий художник родился 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял в южной части Вятской губернии (ныне Кировская область) в семье местного священника Михаила Васильевича Васнецова и его супруги Аполлинарии Ивановны. Талант живописца, вероятно, передался Виктору и его младшему брату Аполлинарию, впоследствии также известному русскому художнику, от отца. Он сам писал картины, поддерживал увлечение сыновей живописью и, вероятно, стал их первым учителем. С раннего детства Виктора учили видеть красоту родной земли, ценить духовное богатство русской истории и культуры.
Поначалу мальчик решил пойти по стопам родителя и стать священником. Юность Виктора Васнецова прошла в стенах Вятского духовного училища, а после его окончания – в Вятской духовной семинарии. Учась в ней, юноша проявил себя как талантливый живописец: он помогал расписывать местный собор, рисовал портреты и жанровые сценки, занимался книжной иллюстрацией. Ещё в 1867 году он работал над рисунками для книги о русских пословицах. Эти ранние работы Васнецов выпустил впоследствии отдельным альбомом. Уже в юношеские годы художника особенно занимали темы родной истории и фольклора, через которые он изучал национальный дух и самосознание русского народа.
Биография и творчество
В 1867 году Виктор Васнецов получил отцовское благословение, покинул стены семинарии и отправился в столицу, чтобы изучать искусство живописи. В Санкт-Петербурге он учился сначала в рисовальной школе И.Н. Крамского, а в 1868 году стал слушателем Императорской академии художеств, где успехами в учёбе сначала в 1869 году заслужил две малых серебряных медали, а в 1870 году – большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».
В 1870-х гг. Васнецов писал традиционные реалистические картины в жанре бытовых сцен. Героями этих произведений Васнецова часто становились бедняки, старики и калеки. Однако с каждым годом художника всё сильнее влекло к фольклорным и историческим сюжетам. Он отказался от остросоциальной критики в пользу погружения в волшебство русских сказок и былин, их символическую мудрость. В отличие от бытовых и жанровых сцен, благосклонно принятых как широкой публикой, так и критиками и коллегами-передвижниками, картины Васнецова на фольклорные сюжеты первоначально не получили должной оценки.
Получив в 1875 году академическое художественное образование, Васнецов отправился за границу – там он не только посещал музеи и знакомился с крупнейшими коллекциями живописи, но и сам выставлял работы в художественных салонах. За границей Васнецов оставался до 1877 года, а после вернулся на родину и поселился в Москве. Здесь художник познакомился с известными коллекционерами и меценатами, сыгравшими огромную роль в развитии русского искусства – П.М. Третьяковым и С.И. Мамонтовым.
В 1880-х гг. Виктор Васнецов вступил в основанный Саввой Мамонтовым Абрамцевский художественный кружок – творческое объединение различных деятелей искусства (живописцев, музыкантов, драматургов и др.), встречавшихся в подмосковной усадьбе мецената. Там знаменитый предприниматель и благотворитель содержал художественные мастерские, организовывал театральные представления.
Мамонтов участвовал в жизни художника и финансово. Так, он приобрёл в свою коллекцию три работы Васнецова: «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства». Васнецов часто посещал Абрамцево и написал там несколько картин, в том числе портреты членов семьи Саввы Мамонтова. Отразилась в картинах Васнецова и живописная природа имения в Абрамцево. Именно здесь Виктор Михайлович написал в 1880 году знаменитую «Алёнушку» – удивительный по силе и поэтичности образ русской девушки, чьей задумчивости и грусти словно вторит природа.

Каким был Виктор Васнецов - 935625989922
Знакомство с Павлом Третьяковым также сыграло важную роль в биографии Васнецова: известный коллекционер покупал картины живописца, Васнецов часто бывал в его доме. С середины 1880-х гг. Виктор Михайлович увлёкся не только живописью, но и архитектурой. Он создавал эскизы церквей и частных домов, в том числе и собственного дома-мастерской, а также – уже в начале 1900-х гг. – стал автором знаменитого фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, выполненного «в русском стиле». Так благодарность Васнецова своему покровителю Павлу Михайловичу Третьякову обрела зримый и осязаемый образ, воплотившись в камне.

Выступал Васнецов и в роли сценографа: в историю русского театра вошли его декорации к операм «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и «Русалка» А. С. Даргомыжского.

Делом всей жизни Виктор Васнецов считал не живопись или архитектуру, а храмовую роспись. Около 11 лет художник расписывал Владимирский собор в Киеве. Тут ему пригодились профессиональные знания религиозных канонов, иконописи, церковной архитектуры, приобретённые в семинарии. За годы работы над интерьерами собора Васнецов создал несколько сотен эскизов и расписал почти 2000 кв.м стен и потолка. Позднее художник оформил ещё несколько храмов в самых разных городах – от немецкого Дармштадта до Санкт-Петербурга, включая величественный собор Спаса на Крови.

Впрочем, ни зодчество, ни храмовая роспись не заставили мастера оставить кисть. До конца своих дней он остался верен любимым сказочным сюжетам, пытался с помощью творчества добраться до самой сути русской национальной культуры, искал способы выражения народного духа. Не случайно одно из самых известных своих полотен – «Богатыри» – Васнецов писал около 25 лет, стремясь выразить в картине всё существо национального характера и символичность русской истории.

Семья и личная жизнь Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов был женат на Александре Владимировне Рязанцевой (1850–1933), происходившей из купеческой семьи. Брак Виктор и Александра заключили в 1878 году, а разлучила их лишь смерть живописца. В семье Васнецова появились на свет пять детей: старшая дочь Татьяна, которая, как и отец, стала художником, и четыре сына – Борис, Алексей, Михаил и Владимир. С живописью связали жизнь также внук и правнук мастера, Андрей Владимирович и Фёдор Андреевич Васнецовы.

Смерть и похороны Виктора Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь и скончался в своей мастерской 23 июля 1926 года в возрасте 78 лет. Смерть художника наступила от остановки сердца. Похороны мастера состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое уже к тому времени практически пришло в запустение. К концу 1930-х гг. его сравняли с землёй, а останки Васнецова в числе других известных персон перенесли на Введенское кладбище в Лефортовском районе Москвы. Там они покоятся и поныне.

Значение творчества Виктора Васнецова
Виктора Михайловича Васнецова можно назвать великим русским живописцем-сказочником. Так называемый «неорусский» стиль картин Васнецова и его архитектурных эскизов ознаменовал (а, возможно, и породил) всплеск интереса к русскому фольклору, к народной культуре, сказке и эпосу в конце XIX – начале XX вв.

Пройдя путь от бытовой остросоциальной живописи к тонко проработанным и переосмысленным фольклорным сюжетам, Васнецов соединил в своём творчестве несколько художественных направлений. Он перекинул мост от реализма к модернизму и сумел в, казалось бы, реалистической манере художников XIX столетия отразить новое содержание, близкое поискам символистов XX века.
#through_thetime

Комментарии

Комментариев нет.