Боевой путь 34 бомбардировочного авиационного полка. Фото из альбома «34 бап» Музей авиации, Монино.
"В составе действующей армии во время ВОВ с октября 1941 года," - так сообщают информационные источника о 34 бап. Где же был авиационный полк в то время, когда на всем советско-германском фронте шли ожесточенные бои, когда фашистские полчища стремительно катились к Москве? Нигде не было информации по этому эпизоду истории полка. Если бы … не наградные документы летчиков: в графе "участие в боях» Парагузова, Карповича, Глазунова, Журбаева, Глухова, Бочарова и многих других - написано: «Иранская операция 1941 г.» Сведения об этой операции долгое время были засекречены, да и сейчас-то немногие знают об этой странице истории той войны, так что об участии 34-го полка в этих событиях вы нигде не прочитаете. Скорее всего, в этой операции участвовало две эскадрильи полка, около 80 человек, тех, которые потом и совершили 6000-километровый перелет Сталинабад – Ленинград на СБ, выкрашенных в цвета пустынь и гор.
Фото № 25. Эта фотография не подписана, но, мне кажется, относится к этому периоду истории полка. К.Журбаев в нижнем ряду второй справа. Из архива К.Журбаева. С первых дней войны особую тревогу у советского командования вызывал пронемецки настроенный Иран, да к тому же в Иране находились самые большие разведанные запасы нефти, все нефтеперерабатывающие предприятия были оснащены современным британским оборудованием, на всем Ближнем Востоке только здесь производился авиационный бензин. Уже 22 июня 1941 года английский посол в России, понимая опасность возможного перехода Тегерана на сторону Германии, напрямую поинтересовался у Молотова возможностью введения частей РККА в Иран. Доводы англичан были приняты к разработке. В одночасье Британия стала союзницей России в проведении этой операции. Со стороны России в операции принимали участие Закавказский и Туркестанский военные округа, причем со стороны САВО потребовалось срочное создание новой 53 армии. Из директивы Ставки ВГК № 001196 от 23.08.1941 года: «…приказываю: Создать 53-ю Отдельную Среднеазиатскую армию за счет штаба Среднеазиатского военного округа. Командующим армией назначаю генерал-майора Трофименко С. Г., Членом Военного совета армии - бригадного комиссара Ефимова П.И., Начальником штаба армии - генерал-майора Казакова М. И. Штаб армии с 25 августа 1941 года - Ашхабад. Задача 53-й Отдельной Среднеазиатской армии и ВВС: а) с рассветом 27.08.1941 г. уничтожить авиацию иранцев на аэродромах Горган, Новый Кучан, Мешхед и в других дополнительно установленных разведкой пунктах; б) вести разведку аэродромов и войск противника; в) прикрыть с воздуха сосредоточение и действия своих войск, не перелетая границы до утра 27.08.1941 г.; г) в случае оказания вооруженного сопротивления со стороны иранских войск, взаимодействуя с наземными войсками, уничтожать живую силу, и материальную часть противника на поле боя и на подходе; д) не допустить налета авиации противника на Ашхабад и Теджен. Верховный Главнокомандующий СТАЛИН Начальник Генерального штаба ШАПОШНИКОВ.
К операции готовились заблаговременно и к границам Ирана к началу военных действий были стянуты крупные армейские части. 13 июля наш полк в Ашхабаде, где был развернут штаб 53 Отдельной Среднеазиатской армии (Ашхабад – родина Константина Журбаева, здесь он родился и вырос, отсюда ушел в армию. Здесь в туркменских песках гонялся комбат Цибульский за бандами Ибрагим-Бека. Это здесь начштаба Парагузов за борьбу с басмаческими бандами получил наградной маузер и грамоту ВЦИК Таджикистана). 24.8.43 полк, уже перелетевший из Ашхабада в Кизыл-Арват, отправился в перелет Мары - Сталинабад. Кто не знает: Сталинабад – столица Таджикской ССР, носившая ранее название Дюшанбе и переименованная в 1929 году, понятно, в чью честь. Именно здесь на аэродроме стоял полк, отправляя свои экипажи на задания в Иран.
Открытое письмо из Сталинабада в ташкентский авиагородок.
Об этом времени пишет легендарный генерал Николай Каманин, перед войной исполнявший обязанности командующего ВВС САВО и являвшийся командиром 4-й авиационной бригады в Ташкенте, а с началом Иранской операции командовавший авиадивизией в г. Ашхабаде: «В те дни многие экипажи авиационной дивизии перебазировались в Северный Иран. Мы совершили немало полетов через горные перевалы, организуя базирование наших эскадрилий в Иране. Наладили связь, службу снабжения, словом, обжили новые аэродромы. Наши наземные части заняли ключевые позиции в этой стране, похоронив замыслы врага. Нефтеносные районы страны на юге, таким образом, были надежно прикрыты.» Большой работы не было: стоило нашим самолетам сбросить бомбу на какой-нибудь сопротивляющийся пункт иранской обороны, как защитники разбегались. В дальнейшем работа летчиков сводилась главным образом к обеспечению связи, разведке и разбрасыванию листовок. И все же в наградных листах наших летчиков появятся скупые упоминания о боевых вылетах и налетах на Мешхед. В некоторых семьях будут помнить отрезы восточных тканей, купленных на иранских базарах женам в подарок. И стоит твердо знать: Иранская операция, в которой участвовали летчики нашего полка, обеспечила миллионы тонн иранского топлива для нашей армии и транзит военной техники, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР через территорию Ирана по более безопасному маршруту, чем Арктика. Путь был длинным: морем через Атлантику, в обход Африки до Аравийского моря, через Персидский залив, а затем сухопутный путь через территорию Ирана в советский Азербайджан. Зато грузы шли вне зоны действия немецких подводных лодок и авиации, и потери грузов были исключены. И конечно, именно присутствие наших войск в Иране позволило провести Тегеранскую конференцию 1943 года… Хотя везде и пишут о засекреченной Иранской операции 1941 года, но неожиданно в сети нашлись страницы журнала «Огонек», это номер 31 от 28 сентября 1941 года. Здесь нет информации о нашем полке, это просто свидетельство истории тех лет…
Но уже в октябре 1941 г. в связи с ухудшением положения Красной Армии под Москвой из Ирана выводятся все советские авиационные части, и 7 ноября 34-й СБАП начинает свой 6000-километровый бросок из Сталинабада на запад. Википедия сообщает, что полк прибывает на аэродром Переславль-Залесский под Ярославлем в составе 20 самолетов СБ. Первые боевые вылеты против немецких оккупантов экипажи полка проводят в ноябре 1941 года в целях Западного фронта под Москвой, но уже 30 ноября полк перебрасывается на Ленинградское направление и входит в состав 2-й смешанной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта, где действует до апреля 1942 года.
34 Ташкентский бомбардировочный авиационный полк
Часть 3.
Иран.
Боевой путь 34 бомбардировочного авиационного полка. Фото из альбома «34 бап» Музей авиации, Монино.
"В составе действующей армии во время ВОВ с октября 1941 года," - так сообщают информационные источника о 34 бап. Где же был авиационный полк в то время, когда на всем советско-германском фронте шли ожесточенные бои, когда фашистские полчища стремительно катились к Москве? Нигде не было информации по этому эпизоду истории полка. Если бы … не наградные документы летчиков: в графе "участие в боях» Парагузова, Карповича, Глазунова, Журбаева, Глухова, Бочарова и многих других - написано: «Иранская операция 1941 г.»
Сведения об этой операции долгое время были засекречены, да и сейчас-то немногие знают об этой странице истории той войны, так что об участии 34-го полка в этих событиях вы нигде не прочитаете. Скорее всего, в этой операции участвовало две эскадрильи полка, около 80 человек, тех, которые потом и совершили 6000-километровый перелет Сталинабад – Ленинград на СБ, выкрашенных в цвета пустынь и гор.
С первых дней войны особую тревогу у советского командования вызывал пронемецки настроенный Иран, да к тому же в Иране находились самые большие разведанные запасы нефти, все нефтеперерабатывающие предприятия были оснащены современным британским оборудованием, на всем Ближнем Востоке только здесь производился авиационный бензин. Уже 22 июня 1941 года английский посол в России, понимая опасность возможного перехода Тегерана на сторону Германии, напрямую поинтересовался у Молотова возможностью введения частей РККА в Иран. Доводы англичан были приняты к разработке. В одночасье Британия стала союзницей России в проведении этой операции.
Со стороны России в операции принимали участие Закавказский и Туркестанский военные округа, причем со стороны САВО потребовалось срочное создание новой 53 армии.
Из директивы Ставки ВГК № 001196 от 23.08.1941 года: «…приказываю:
Создать 53-ю Отдельную Среднеазиатскую армию за счет штаба Среднеазиатского военного округа. Командующим армией назначаю генерал-майора Трофименко С. Г., Членом Военного совета армии - бригадного комиссара Ефимова П.И., Начальником штаба армии - генерал-майора Казакова М. И.
Штаб армии с 25 августа 1941 года - Ашхабад.
Задача 53-й Отдельной Среднеазиатской армии и ВВС:
а) с рассветом 27.08.1941 г. уничтожить авиацию иранцев на аэродромах Горган, Новый Кучан, Мешхед и в других дополнительно установленных разведкой пунктах;
б) вести разведку аэродромов и войск противника;
в) прикрыть с воздуха сосредоточение и действия своих войск, не перелетая границы до утра 27.08.1941 г.;
г) в случае оказания вооруженного сопротивления со стороны иранских войск, взаимодействуя с наземными войсками, уничтожать живую силу, и материальную часть противника на поле боя и на подходе;
д) не допустить налета авиации противника на Ашхабад и Теджен.
Верховный Главнокомандующий СТАЛИН
Начальник Генерального штаба ШАПОШНИКОВ.
К операции готовились заблаговременно и к границам Ирана к началу военных действий были стянуты крупные армейские части. 13 июля наш полк в Ашхабаде, где был развернут штаб 53 Отдельной Среднеазиатской армии (Ашхабад – родина Константина Журбаева, здесь он родился и вырос, отсюда ушел в армию. Здесь в туркменских песках гонялся комбат Цибульский за бандами Ибрагим-Бека. Это здесь начштаба Парагузов за борьбу с басмаческими бандами получил наградной маузер и грамоту ВЦИК Таджикистана). 24.8.43 полк, уже перелетевший из Ашхабада в Кизыл-Арват, отправился в перелет Мары - Сталинабад. Кто не знает: Сталинабад – столица Таджикской ССР, носившая ранее название Дюшанбе и переименованная в 1929 году, понятно, в чью честь. Именно здесь на аэродроме стоял полк, отправляя свои экипажи на задания в Иран.
Об этом времени пишет легендарный генерал Николай Каманин, перед войной исполнявший обязанности командующего ВВС САВО и являвшийся командиром 4-й авиационной бригады в Ташкенте, а с началом Иранской операции командовавший авиадивизией в г. Ашхабаде: «В те дни многие экипажи авиационной дивизии перебазировались в Северный Иран. Мы совершили немало полетов через горные перевалы, организуя базирование наших эскадрилий в Иране. Наладили связь, службу снабжения, словом, обжили новые аэродромы. Наши наземные части заняли ключевые позиции в этой стране, похоронив замыслы врага. Нефтеносные районы страны на юге, таким образом, были надежно прикрыты.»
Большой работы не было: стоило нашим самолетам сбросить бомбу на какой-нибудь сопротивляющийся пункт иранской обороны, как защитники разбегались. В дальнейшем работа летчиков сводилась главным образом к обеспечению связи, разведке и разбрасыванию листовок. И все же в наградных листах наших летчиков появятся скупые упоминания о боевых вылетах и налетах на Мешхед. В некоторых семьях будут помнить отрезы восточных тканей, купленных на иранских базарах женам в подарок.
И стоит твердо знать: Иранская операция, в которой участвовали летчики нашего полка, обеспечила миллионы тонн иранского топлива для нашей армии и транзит военной техники, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР через территорию Ирана по более безопасному маршруту, чем Арктика. Путь был длинным: морем через Атлантику, в обход Африки до Аравийского моря, через Персидский залив, а затем сухопутный путь через территорию Ирана в советский Азербайджан. Зато грузы шли вне зоны действия немецких подводных лодок и авиации, и потери грузов были исключены. И конечно, именно присутствие наших войск в Иране позволило провести Тегеранскую конференцию 1943 года…
Хотя везде и пишут о засекреченной Иранской операции 1941 года, но неожиданно в сети нашлись страницы журнала «Огонек», это номер 31 от 28 сентября 1941 года. Здесь нет информации о нашем полке, это просто свидетельство истории тех лет…
Но уже в октябре 1941 г. в связи с ухудшением положения Красной Армии под Москвой из Ирана выводятся все советские авиационные части, и 7 ноября 34-й СБАП начинает свой 6000-километровый бросок из Сталинабада на запад. Википедия сообщает, что полк прибывает на аэродром Переславль-Залесский под Ярославлем в составе 20 самолетов СБ. Первые боевые вылеты против немецких оккупантов экипажи полка проводят в ноябре 1941 года в целях Западного фронта под Москвой, но уже 30 ноября полк перебрасывается на Ленинградское направление и входит в состав 2-й смешанной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта, где действует до апреля 1942 года.