«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу»

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888580784
«Все они были героями, подвигом – каждый вылет.
Над их поредевшим строем Слава простерла крылья»

Из дневников Лукницкого:
«Техсостава на аэродроме мало, всю работу летчики делают сами.
Автостартер подъезжает к машинам — нужно опробовать моторы. Они замерзли. Экипажи сами снаряжают «ведра» — осколочными бомбами, и я занялся этим тоже. У машины комиссара на морозе, на ветру холодно. Снимаем с самолета две стокилограммовые бомбы, вместо них подвешиваем «ведра» с осколочными. Остальные стокилограммовые оставляем. Лезу на машину. Цибульский показывает мне приборы управления, объясняет, как ими пользоваться.
Вылет из-за погоды откладывается с часу на час. И вот мы в землянке.
— Разве можно бросать бомбу со ста метров? — рассуждает Вальдман. — Этими же осколками тебя и убьет. С задерживателем — можно!
Глядит на часы:
— Где же Карпович? Говорят, сел где-то около Сосновки?..»
Карпович в тот день в полк не вернулся… А я, дочитав дневники военкора Лукницкого, с сожалением подумала: «Жаль, он не рассказал, что же случилось с Карповичем!»

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА № 011 Штаба 34 СБП.
Капитолово.
В течении 16.11.41
1. 34 СБП наносил бомбардировочные удары по дороге Пчевжа-Оскуй-Чудово. Произведено 3 самолетовылетов.
2. … Третий самолет, пилотируемый старшим лейтенантом КАРПОВИЧ, бомбардировал войска в р-не Грузино. Результат бомбометания неизвестен, т.к. ст. лейтенант Карпович на свой аэродром посадки не производил.»

Но уже следующей сводкой начштаба Парагузов сообщает, что самолет Карповича приземлился на аэродром, и дает разъяснение происшествию: после выполнения боевого задания «в р-не Чудово был обстрелян зенитной артиллерией и три раза атакован звеном истребителей МЕ-109. От боя уклонялся уходом в облачность. Пройдя 15 минут в облаках, самолет стал обледеневать. В наступающей темноте обледеневший самолет стал неуправляем. Ст. лейтенант КАРПОВИЧ принял решение сесть на первую площадку /Мяглово/».

На Ленфронте экипажу Карповича повезет еще раз. Но об этом расскажет уже казанский поисковик Илья Геннадьевич Прокофьев – регионом его военного поиска является Ленинградская область, а спецификой – поиск и подъем погибших самолетов. Он, Прокофьев, будет появляется еще не раз в этом повествовании, и каждый раз - с бесценными сведениями. В то время он заканчивал работу над 5-ым томом «Авиация» из серии книг «Имена из солдатских медальонов» и готовил публикацию о судьбе экипажа 34 бап Михаила Карповича!

Еще в августе 2009 года Илья вместе с Николаем Михайловым, руководителем отряда «Рубин», выехали на станцию Малукса, где один из местных жителей нашел обломки советского самолета: «Обломки самолета находились на небольшой поляне, рядом со старой заросшей дорогой, которая выходила на бывшую деревню Малукса. Точнее, от самолета удалось найти лишь довольно объемную часть хвоста, дюралевые обломки различной величины и одну направляющую от реактивных снарядов. Но этого было достаточно, чтобы определить тип самолета – им оказался советский бомбардировщик СБ. На стабилизаторе мы увидели уцелевшую овальную бирку – Р‑2 17/232. Судя по всему, самолет пытался совершить вынужденную посадку, но из‑за ограниченных размеров площадки (лесная полянка) развалился на большие фрагменты.»
Бирка стабилизатора не помогла поисковикам определить принадлежность самолета, как и не было никакого понимания, что стало с экипажем. Только в 2017 году Прокофьев получил от своих друзей копию листа из журнала боевых действий 281‑й стрелкой дивизии, запись в котором была датирована 13 января 1942 года: «В 10.00 наш СБ атакован 2‑я Ме‑109, загорелся в воздухе, приземлился на КП в районе Сарая 1 км юго‑западнее Малукса. Экипаж 3 человека, 1 из них ранен. Старший лейтенант КАРПОВИЧ, командир АЭ 34‑го СБАП, старший лейтенант НЕУМЫВАЛЬЧЕНКО – штурман, радист ХУПЧЕНКО. Сбит 1 Ме‑109, упал в расположение противника». Указанное место падения самолёта точно совпадало с имеющимися данными – это был самолет, найденный еще в 2009 году!
«Описание боевого вылета 13 января 1942 года удалось найти в наградных представлениях на членов экипажа самолета, хотя в них есть небольшие разночтения, - продолжает Илья Прокофьев. - Так, в наградном на командира АЭ, старшего лейтенанта Михаила Васильевича Карповича записано: «Особое мужество и отвагу проявил при выполнении одиночным экипажем боевого задания 13 января 1942 года по бомбардированию станции Малукса. При подходе к цели был атакован двумя Ме‑109 и после первой атаки был подожжен правый консольный бак. На горящем самолете продолжал полет к цели, после бомбометания развернулся и пошел на свою территорию. При второй атаке вражеский истребитель перебил пушечной очередью часть правой плоскости, в результате повреждений часть плоскости развалилась и горящий бак вывалился. В это время стрелок‑радист сбил один вражеский истребитель. На разбитом самолете тов. Карпович произвел блестящую посадку в районе ст. Погостье, сохранив жизнь экипажу и самолет, который требует восстановительного ремонта. В результате отличного бомбометания из окружения немецких автоматчиков вышел батальон 281 дивизии 1060 стрелкового полка, т.к., бомбы поразили непосредственно в боевом порядке фашистских автоматчиков...
(Этот уникальный случай с горящим баком, выпавшим из плоскости самолета, нашел отражение в Википедии.)
А в наградных материалах воздушного стрелка‑радиста, старшего сержанта Василия Ильича Хупченко говорится следующее: «13 января 1942 года бомбардировал ст. Малукса. Не доходя до цели, экипаж был атакован Ме‑109, в результате боя самолет загорелся, сам тов. Хупченко был ранен. После бомбардирования экипаж был вторично атакован 2‑я Ме‑109, но несмотря на ранение, тов. Хупченко продолжал вести огонь, в результате был сбит один Ме‑109. В результате боя горящий самолет был посажен летчиком в районе ст. Погостье. Тов. Хупченко имеет на Ленинградском фронте 4 тяжелых ранения...».
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888622512
Командир АЭ, старший лейтенант Карпович Михаил Васильевич, 1907 г.р., уроженец: БССР, город Минск, ст. Горелое. В 1931 году в Одессе окончил два курса рабфака и работал кузнецом. В 1932 году поступил на службу в РККА и в 1933 году окончил 9‑ю военную школу пилотов в Харькове. Был направлен на должность военного пилота в 95‑й отдельный транспортный авиаотряд Среднеазиатского военного округа. В январе 1938‑го он был переведен на должность младшего летчика в 37‑ю легкобомбардировочную эскадрилью в город Ташкент, а в марте уже назначен на должность командира звена в 34‑й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Фото № 35. Из архива семьи Карпович.
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888632752
Штурман АЭ, старший лейтенант Неумывальченко Петр Гаврилович, 1913 г.р., уроженец: Алтайский край, Барнаульский район, село Токарево. В 1928 году окончил семь классов школы, прошел обучение на одногодичных учительских курсах. В октябре 1931 года – курсант 63‑го стрелкового полка Дальневосточного фронта. Уже в октябре 1932 года поступает в Омскую пехотную школу, служит командиром взвода в 194‑й стрелковом полку Уральского ВО. В это же время поступает слушателем 3‑й Оренбургской (Чкаловской) военной школы летчиков и летчиков‑наблюдателей. По завершении назначается на должность штурмана звена в 34‑й авиаполк Среднеазиатского ВО с присвоением звания старший лейтенант. С этим полком будет связана вся его боевая биография. В феврале 1942 года, когда он был в должности помощника командира 34‑го БАП, его представляли к званию Героя Советского Союза: «...приказом 5 САД 15 февраля 1942 года предложено представить к высшей награде – званию Героя Советского Союза...». «Наверху» ограничились орденом Красного Знамени.

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888638128
Фото № 36. Из архива семьи Бочаровых. Воздушный стрелок-радист, старший сержант Хупченко Василий Ильич, 1915 г.р., уроженец: УССР, Киевская область, город Черкассы. В 1932 году окончил семь классов фабрично‑заводской школы. Работал электромонтером. В 1937 году по окончании курсов инструкторов физической культуры при СНК Таджикской ССР в г. Сталинабаде призван в ряды РККА. Поступил курсантом дивизионной школы связи г. Мары на ускоренный курс по спецрадиосвязи. В августе 1938 года после окончания школы назначен на должность командира радиовзвода в Отдельный эскадрон связи г. Мары. С июня 1939 года по январь 1940 года курсант курсов стрел‑ ков‑радистов при 34‑м БАП в г. Ташкент САВО. После обучения назначен на должность флагманского стрелка‑радиста в состав 34‑го бомбардировочного авиационного полка. Вместе с полком принимает участие в Иранской операции в период с 24 августа по 16 сентября 1941 года.


ПОГИБШИЕ ЭКИПАЖИ

17.12.1941
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888649392
= Ворманов Виктор Петрович 1921-17.12.1941, сержант, пилот. Ему было двадцать лет. Мы знаем, как он выглядел, но фотографий других членов экипажа мы не нашли.


= Варава Ефим Селиверстович 1915-17.12.1941, мл. лейтенант, штурман. У нас нет его фото. В Ташкенте у него оставалась жена.

= Тимошенко Григорий, 1918. Дома его ждала только сестра. А его фото, возможно, со временем, мы найдем среди выпускников Ташкентской школы радистов.

16.01.1941
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888652464
= Мамонтов Павел Анатольевич, 1909-16.01.1942, ст. лейтенант, замкомэска. Даже по фото угадывается зрелый, опытный летчик.

= Шпенгелев Николай Емельянович, 1914 штурман, адъютант АЭ. Фото нет.

= Стругалев Павел Григорьевич, 1916 - 16.01.1942, ст. сержант стрелок радист. Фото нет.

За месяц до этого, 13 декабря, Мамонтов чудом посадил на аэродром свой изрешеченный самолет «на брюхо», спас и экипаж, и машину; 25 декабря привез с задания раненого Башмакова.
До нынешнего дня экипаж - в «без вести пропавших».

18.01.1942
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888671920

Фото № 37. Из архива семьи Бочаровых. Глухов Григорий Иванович, 1908-18.01.1942, старший лейтенант, замкомэска. В тридцать девятом его экипаж был призван лучшим в полку. Тогда он летал со стрелком Федором Бочаровым, но в Ленинграде у него был другой экипаж.

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888674992

= Яйченя Марк Семенович, 1917-18.01.1942, старший политрук, штурман. Именно его удостоверение станет важнейшим моментом в поиске сведений о погибшем экипаже, который будет предпринят спустя 56 лет гибели летчиков.

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888678064

= Фото № 38. Команов Афанасий Филиппович, 1917 - 18.01.1942, мл. сержант, стрелок-радист.
В Ташкентской радиошколе он дружил с Федором Бочаровым – они были земляками. Из архива семьи Бочаровых.


«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888684208

Фото № 39. Афанасий Команов и Федор Бочаров, курсанты радиошколы. 1939. Из архива Ф. Бочарова.
Их поднимут в 1998 году из болота Ковригина Гладь, что между урочищем Виняголово и станцией Погостье Кировского района Ленинградской области, ребята из отряда "Память" (руководитель Г. Ю. Королев). Поднимут всех троих и опознают по документам старшего политрука Яйчени, а самолет определят по номерам двигателей.

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888694448
Работа на месте падения самолета. Фото из интернета.

Экипаж будет похоронен на воинском кладбище в деревне Погостье Кировского района Ленинградской области.
Когда отряд "Память" поднял останки погибших летчиков, в Старом Осколе, откуда родом Команов Афанасий, горвоенкоматом были предприняты попытки разыскать родных, но по довоенному адресу в Малой Обуховке Старо-Оскольского района уже никто не проживал. Об этом рассказал старший сын Федора Бочарова.
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888710320

Кладбище в д. Погостье, на котором похоронен экипаж Г.И.Глухов - М.С.Яйченя - А.Ф.Команов. Фото из интернета.

В конце года 2020 были найдены родные Афанасия Команова – к счастью, они знают об обстоятельствах гибели своего героя.

28.01.1942
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888730288

= Леоненко Петр Семенович, 1915-28.01.1942, ком.звена, лейтенант.
Его жена Вера Степановна после гибели мужа так и не выйдет больше замуж. Детей у них не было. Многолетние поиски сведений о судьбе летчика Леоненко ведет племянница Татьяна Федосцева.
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888740272



= Фото № 40. Из архива семьи Оносовых. Оносов Виктор Павлович, 1913-28.01.1942, ст. лейтенант, штурман. В письме домой, еще 10 декабря, он напишет о своем командире: «В нашей части мы уже имеем героические подвиги, о некоторых вы знаете, или услышите позже. Знаешь, Леоненко молодец, израненную машину почти без управления спас, привел на свою базу, сохранив в целости весь экипаж. Таких подвигов много, о них будем вспоминать в будущем».
Его сын Юрий Викторович Оносов до своего последнего дня ждал хоть каких-либо сведений о судьбе отца. Теперь этот поиск ведет внук ст. лейтенанта Оносова.

«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888747184

= Привалов Сергей Васильевич, 1914-28.01.1942, лейтенант, штурман, нач. связи эскадрильи ВСР, в этом вылете – в должности стрелка.

Три семьи в ташкентском авиагородке в один день получили похоронки. Об этом самолете и судьбе его экипажа в открытых источниках нет никаких сведений.
Но уже через месяц, как были написаны эти строки, информация о судьбе экипажа обновилась. Об этом чуть ниже…

19.02.1942
= Парфёнов Данил Григорьевич,1921-19.02.1942, ст. лейтенант, летчик-наблюдатель, убит ЗА противника при возвращении на аэродром, экипаж выполнял задание в интересах 18 бап. За три дня до этого комполка майор Парфенюк подписал наградные документы, представляющие Парфёнова к ордену Красного Знамени. Подписали, как всегда, с понижением, к Красной Звезде… Похоронен в Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Чаплино. Похоронка ушла в Ташкент…

Они не были отмечены наградами и не услышали праздничного салюта. Они погибли с уверенностью, что всё не напрасно, что сама их смерть – это тоже шаг к Победе.

Еще не была написана следующая часть истории, как пришли новые сведения о судьбе экипажа Леоненко-Оносов-Привалов.
Лейтенант Привалов не погиб, он попал в плен.
«Память народа» опубликовала список личного состава 7 пулеметного батальона запасного стрелкового полка, в котором имеются подробные сведения о Сергее Васильевиче Привалове. Это тот запасный полк, где освобожденные из плена проходили фильтрацию. Прочтение этого документа дает некоторое представления о судьбе нашего офицера. В новую часть Привалов прибыл 10.12.1945 с понижением звания — «бывший лейтенант». Его самолет был подбит 28 января 1942. Он несколько дней скитался (или скрывался!) на территории, занятой врагом, в конце концов был взят в плен 1 февраля в «деревне Березовка Волховского направления». Березовка, кстати, соседняя деревня с Виняголово, той самой, куда вылетели на боевое задание наши самолеты. Все годы войны провел в лагерях: Грюнхаус, Парндорф, Любек, Миттелькирхен... Своей настоящей фамилии не назвал, в лагерях был под фамилией «Долетский», его жена Долетская Вера Борисовна с двумя детьми жила в Ташкенте, в офицерском городке. В 1946 году специальным приказом его исключили из списка безвозвратных потерь как вернувшегося из плена. Дальнейшее — неизвестно.
Но за этими подробностями кроются непрочитанные сведения и о судьбах других членов экипажа – лейтенанте Леоненко и старшем лейтенанте Оносове. Удалось ли всем покинуть падающую машину? Только ли Привалов попал в плен или это была судьба всего экипажа? И еще, и еще, и еще…. Но хотя бы эти факты открывают новые возможности поиска.

И да, они появились - в конце 2024 года. На сайте ВГД зарегистрировался человек с целью выставить на странице 34 полка одно единственное сообщение – копию немецкого допроса пленного воздушного стрелка Долецкого, из которого стало ясно, что летчик Леоненко и штурман Оносов погибли еще во время воздушного боя.
Место гибели самолета ищет Илья Прокофьев.

***
А Сосновка, которую упоминал Вальдман, тревожно ожидавший Карповича… Википедия сообщает, что 34 бап в период Ленфронта стоял в Сосновке, и это, конечно, ошибка. В Сосновке стоял 34 Тихвинский полк. Правда, в те годы полки были без наименований, и тогда он еще значился как 44 бап, а почётного наименования «Тихвинский» был удостоен 4 мая 1943. Наш же полк стоял в Капитолово, об этом свидетельствуют оперативные сводки и донесения штаба полка за ноябрь-декабрь 1941 года.
Сейчас в Сосновке установлен памятный знак в честь воинов, защищавших небо Ленинграда. В сентябре 1942, когда Ленинград был полностью блокирован и потерял все крупные аэродромы, возникла срочная необходимость в новых аэродромах на территории блокадного города. Тогда и была вырублена в лесу Сосновки руками молодых девушек, призванных на службу, просека и построены взлетная полоса и служебные помещения. Летчики нескольких полков круглосуточно несли боевую вахту по защите ленинградского неба, обеспечивали безопасность Дороги жизни, перевозили в осажденный город грузы, вывозили людей на Большую землю, выполняли разведывательные полеты.
Сегодня на месте взлетной полосы просторная аллея и рядом кладбище героев-летчиков и техников, погибших во время боевых действий.
В 1975 г. на бывшей взлетной полосе воинами авиаторами Ленинградского военного округа воздвигнут памятный мемориал в память тех героических и трагических событий, которые разыгрались в этих местах.
На левом «крыле» памятника надпись: «На месте фронтового аэродрома Сосновка памятник этот в шестидесятый год Октября благодарным потомством поставлен».
На правом крыле начертано: «Защитникам ленинградского неба, отсюда взлетавшим в дни и ночи блокады. Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу».
В августе 2018 года я посетила Сосновку. Мимо памятника на велосипеде проезжал мужчина зрелых лет. На мгновенье затормозил, повернувшись к монументу, отдал честь и поехал дальше…

На небольшом кладбище авиаторов, у одной из могил, стояла маленькая рамка, под стеклом которой – пронзительные безымянные строки.
«Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу» - 977888777392
Вроде не о нашем аэродроме, но всё же и о наших летчиках, защищавших небо Ленинграда.



(Продолжение следует)

Комментарии

Комментариев нет.