Комментарии
- 26 ноя 2019 18:55Ludmila LadikЮлия Зиганшина. "Красный сарафан". Концерт из цикла "Герои моего романса".
- 26 ноя 2019 19:05АРТ ЛАБИРИНТЫ историиБиография Константин ВарламовВарламов Константин Александрович - артист петербургской императорской сцены. Сын композитора А.Е. Варламова . Родился в 1848 г., в тот момент, когда его отца привезли из гостей мертвым; мать его поразил нервный паралич.www.peoples.ru
- 27 ноя 2019 15:35людмила ерина тимошенкоКомпозитор,музыка которого не затерялась в веках!С большим удовольствием и наслаждением слушала его музыку.Очень жаль,что с экрана ТВ наши дети слушают всякую шелуху,а не музыку,которая развивает чувства!Спасибо БОЛЬШОЕ за возможность еще раз встретиться с волшебными звуками настоящей МУЗЫКИ!
- 28 ноя 2022 13:00Ирина Алексеева
- 27 ноя 2024 07:54Наталья АдроваМузыка не поддерживается
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Ludmila Ladik
«Музыке нужна душа, — писал композитор Александр Варламов, чьи романсы известны широко в России, — а у русского она есть, доказательство — наши народные песни».
А любите ли вы петь русские романсы? В моей семье поют их много и охотно. Сегодня и в нашей группе вечер романса, а будем мы слушать романсы Александра Егоровича Варламова, который создал их около 200 за свои 47 лет жизни. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»?
Романсы и песни Варламова живут вот уже два столетия. Они оставили след и в русской литературе. «На заре ты ее не буди...» пела Софья из «Гамлета Щигровского уезда» И.С. Тургенева, а цыганка Груша в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова завораживала слушателей другим романсом Варламова — «Отойди, не гляди, скройся с глаз ты моих...» и даже их пели в романе «Конец главы»английского автора Дж. Голсуорси. Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.
В десять лет Саша поступает в придворную певческую капеллу, директором которой состоял Д.С. Бортнянский, сыгравший в жизни будущего композитора немалую роль. По свидетельству одного из учеников капеллы, Бортнянский лично занимался музыкальным образованием Варламова.
В шестнадцать лет он был переведен во взрослую часть капеллы и получил чин XIV класса – титулярный советник.
Красивый неясный голос, которым обладал Саша, выделял его среди других хористов, и вскоре он становится солистом капеллы.
Любовь к сольному и хоровому пению пройдет через всю его жизнь. Он будет петь, аккомпанируя себе на гитаре или на фортепиано, во многих московских и петербургских гостиных, а также в публичных концертах.
Концерты, опера, театры, выставки, музей, галереи зарубежья закружили юношу вихрем. Он выучил французский и вошел в музыкальную среду артистов, художников, музыкантов. Страдая от ностальгии, начал сочинять инструментальную пьесу «Воспоминание о России».
При дворе повстречал свою будущую жену — Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны.
Близкая дружба с М.И. Глинкой позволила ему сделать первые шаги в композиции. В 1828 году они вместе представили в цензуру свои первые произведения: Глинка – вариации, а Варламов – свой первый романс. В конце 1828 или начале 1829 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни – одни из первых известных нам его сочинений.
24 января 1829 года он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 года Александр Варламов уволился со службы в капелле, годовой оклад учителя которой едва позволял сводить концы с концами, и вскоре переехал в Москву, где его ожидала более выгодная и достойная должность.
Любовь Варламова к лирической песне, раздольной, широкой мелодии сближала музыканта с такими его современниками, как певец Бантышев, поэт и критик Аполлон Григорьев, поэт и актер Николай Цыганов, великий актер Павел Мочалов.
В 1833 году А.Е. Варламов создает принесший ему всероссийскую славу сборник "Красный сарафан" с девятью романсами (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, написанными на стихи Н.Г. Цыганова ("Красный сарафан (Не шей ты мне, матушка...)", посвященный актрисе М.Д. Львовой-Синецкой, "Ох, болит, да щемит", "Что это за сердце", "Молодая молодка в деревне жила", "Смолкни пташка-канарейка", "Ах, ты, время, времечко", "Что ты рано, травушка", "Что отуманилась, зоренька ясная").
Романс "Красный сарафан" сделал известным имя Варламова и на Западе, где тот восприняли в качестве "русской национальной песни".
Романсы А. Варламов "Красный сарафан" и "Оседлаю коня" послужили темами для скрипичной фантазии польского скрипача и композитора Г. Венявского (1835-1880) "Souvenir de Moscou". Творчеством Варламова восхищался и знаменитый венгерский композитор и пианист Ференц Лист, познакомившийся и подружившийся с ним во время своего приезда с концертами в Москву в начале 1840-х годов.
Известно, что романс Варламова и Цыганова «Красный сарафан» очень любил Пушкин. Как свидетельствует А.О. Смирнова, Пушкин слушал этот романс вместе с Натальей Гончаровой, в то время его невестой. «...Я уже был влюблен, — вспоминал Пушкин, — и мне очень хотелось сказать ей: «Не говорите вашей матушке того, что говорит в этом романсе девушка своей матери, потому что если вы не выйдете за меня, я уйду в святогорские монахи, не буду писать стихов, и русские хрестоматии много потеряют от этого... Вы же, как Татьяна, выйдете замуж за генерала, и он будет гораздо ревнивее, чем я».
Остались свидетельства о том, что Варламов был среди гостей Пушкина накануне его свадьбы.
Автор одной из рецензий писал: «Факт, что большая часть мелодий Варламова перешла в уста всех и каждого, — слишком неоспоримое доказательство огромного таланта».
«Мелодист напевно-эмоционального, задушевного строя», — писал о Варламове Б.В. Асафьев.
Мочалов, поэты Аполлон Григорьев, Кольцов, Цыганов, в стихах которых звучали настроения разочарования, тоски или бурного неприятия застойной николаевской эпохи, были духовными братьями Варламова.
Теперь ежегодно, а то и несколько раз в год появляются спектакли с варламовской музыкой. Так же, как и Александр Алябьев, Варламов был истинным театральным композитором. Недаром такими выразительными получились у него песни Фионы из «Рославлева», Безумной из «Майко», Офелии из «Гамлета». В спектаклях преобладали именно песни Варламова, хотя он сочинил и «Похоронный марш» в «Гамлете», и «Гопак» в «Ночи перед рождеством».
Карина и Рузана Лисициан Ненаглядный ты мой (А. Варламов - А.М.)
В этот же период Варламов сочиняет музыку к одноактным балетам «Забавы султана» и «Хитрый мальчик и людоед» (совместно с А. Гурьяновым).
В одном из дивертисментов, который ставился на сцене Большого театра 30 декабря 1832 года и назывался «Гулянье первого мая в Сокольниках», Бантышев пел две песни Варламова: русскую народную песню в обработке композитора «Ах ты, молодость...» и «Ох, болит да щемит...» на слова Цыганова.
Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге, в 12 тетрадях.
О широкой популярности варламовской музыки красноречиво говорили многочисленные переложения варламовских романсов и песен: мелодии композитора звучали и на гитаре, и на фортепиано, и на скрипке, и на виолончели.Самую большую любовь снискал романс «Красный сарафан», который «сделался общею песнею» и пелся «всеми сословиями — ив гостиной вельможи, и в курной избе мужика».
В 1834 году Варламов получает повышение по службе — он становится «композитором музыки» при оркестре московского театра. В обязанности его теперь входило сочинять и перерабатывать музыку для антрактов, комедий, водевилей и дивертисментов. Кроме того, Александр Варламов должен был выступать и как дирижер оркестра и хора, что, надо сказать, очень любил.
Один из рецензентов высказывался о пении Александра Варламова: «...чтоб передать свою песнь на бумаге так, как она была пропета, стоило бы великих трудов и едва ли достало всех условных музыкальных знаков».
Не случайно именно Варламову принадлежит первое в России методическое пособие по вокалу — «Полная школа пения» (1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, а две остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.
В 1842-1844 году из-за осложнения отношений с композитором А.Н. Верстовским, господствовавшим в московских театрах, А.Е. Варламов лишился почетных и доходных бенефисных концертов в Большом театре и в декабре 1844 года был вынужден подать прошение об увольнении и покинуть Москву.
..И снова холодный столичный Петербург после уютной Москвы, в которой так привычно жилось и легко творилось Александру Варламову.
Он ощущает равнодушие петербургской театральной дирекции, и на первых порах ему приходится зарабатывать на скромное существование с семьей частными уроками, выступлениями в концертах, изданием романсов.
Но и в Петербурге талантливого музыканта ожидали удачи: например, знакомство с Александром Сергеевичем Даргомыжским, вскоре выросшее в дружбу. У этих двух композиторов было много общего: склонность к вокальному жанру, знание городской песенной традиции, любовь к фольклору, цыганскому пению.
Постепенно Александр Егорович Варламов занимает, как и в Москве, заметное место в художественной жизни столицы, общается с выдающимися петербургскими певцами: О.А. Петровым, П.А. Бартеневой, А.Я. Билибиной, встречается с художниками П.П. Соколовым и К.П. Брюлловым.
Выступления в концертах, сольные концерты, уроки по вокалу, по композиции и дирижированию, которые давал Варламов, не приносили достаточных средств для благополучной жизни его семьи.
Необходимо было устраиваться на службу. Письма к Бартеневой говорят о тщетных попытках композитора поступить в певческую капеллу: «Не имея духу явиться самому к Вам, я решился написать и объявить Вам мою крайность, тем более, что прошедший раз Вы были так добры, что сами мне предложили быть полезной... Бедное мое семейство в отчаянии...»
Варламовские романсы нравились не только соотечественникам, но и зарубежным певцам, например Полине Виардо. «Г-жа Виардо-Гарция в восхищении от русских романсов и песней композитора Варламова, сама поет их в совершенстве, и весьма жаль, что поет их не для публики...»; «Мы были свидетелями, как она обрадовалась, встретив случайно в одном доме г. Варламова: она тотчас села за фортепиано и пропела его «Сарафан»...» — писали о Виардо петербургские газеты.
И в свою очередь Александр Варламов не мог равнодушно отнестись к искусству великой певицы. Восхищенный исполнением Виардо «Соловья» Алябьева, он посвящает ей свой романс «Ты не пой, душа-девица...».
«У моей приятельницы я познакомилась также с Варламовым, композитором романсов... У Варламова были уроки в богатых домах... Я редко встречала супругов, которые так были бы сходны по характеру: оба добрые, готовые всегда помочь нуждающимся, когда у них были деньги. Они не думали о завтрашнем дне, а наслаждались жизнью при всяком удобном случае. Если Варламов получал деньги за уроки или за продажу своего нового романса, то задавал пир горой, а вскоре затем приходил к жене Межевича мрачный, потому что его жена и дети сидят без обеда, лавочники не отпускали более в кредит провизии, требуя уплаты долга.
— Ехали бы домой, сочинили бы романс, продали бы его, вот и будут у вас деньги, — советовала Варламову моя приятельница.
Варламов ударял себя по лбу и просил ее выбрать коротенькие стихи какого-нибудь поэта. С книгой он отправлялся в зало, садился за фортепиано и сочинял музыку. Домой он боялся идти, опасаясь атаки лавочников. Через некоторое время Варламов являлся в комнату, где мы сидели, и пел новый свой романс, уже положенный на ноты. Варламову было тогда лет под 50, голоса у него уже не было никакого, а в молодости, говорили, у него был очень приятный тенор. Варламов торопливо прощался, спеша в музыкальный магазин запродать свой романс. Через три часа муж и жена Варламовы приезжали уже в коляске с корзиной вина и приглашали Межевичей на вечер».
Как вспоминает современник, у В.С. Межевича, редактора журнала «Репертуар и Пантеон», собирался по вечерам небольшой круг сотрудников, долго и горячо ораторствовал Аполлон Григорьев, пел Варламов надтреснутым, но полным выражения голосом свои задушевные романсы. Иногда, как вспоминал А.А. Фет, Аполлон Григорьев певал «по целым вечерам, аккомпанируя себе на гитаре».
Свое отношение к Варламову Григорьев выразил в посвященном ему стихотворении:
Да будут вам посвящены
Из сердца вырванные звуки:
Быть может, оба мы равны
Безумной верой в счастье муки.
Быть может, оба мы страдать
И не просить успокоенья
Равно привыкли — и забвенье,
А не блаженство понимать.
Да, это так: я слышал в них,
В твоих напевах безотрадных,
Тоску надежд безумно жадных
И память радостей былых.
15 октября 1848 года Александр Егорович Варламов умер скоропостижно в доме одного из своих знакомых, доктора П.А. Нарановича, который устроил у себя карточный вечер. Причина смерти точно не известна. По одним сведениям, дошедшим до нас, композитор умер от туберкулеза горла, по другим — от аневризмы. Могила композитора на Смоленском кладбище Петербурга была смыта одним из наводнений Невы.
Сын Варламова, Георгий, родился в 1825 г., выступал в концертах как певец и написал ряд романсов в стиле своего отца.Другой сын его, Константин, знаменитый русский актёр также любил музыку. Дочь Варламова, Елена,выступала певицей и сочиняла романсы.
Тяжело воспринял смерть друга Даргомыжский. Немало сил и энергии положил он, чтобы материально помочь семье композитора: организовал сбор денег по подписке, способствовал тому, чтобы средства от нескольких любительских спектаклей и концертов поступили в пользу семьи Варламова; кроме того, Даргомыжский выступил одним из авторов «Музыкального сборника в память А.Е. Варламова».
Много лет прошло с тех пор, а гитара, варламовская гитара звучит и ныне.
#ЗнаменитыеИсполнители
#композиторы