26 мая 1910 года родился уникальный трубач ЭДДИ РОЗНЕР

На протяжении семи лет он возглавлял первый (и последний в истории Беларуси) Государственный джаз-оркестр республики — лучший (по европейским стандартам) свинговый биг-бэнд СССР 1940-х годов, но имя его так и не заняло достойное место в ряду крупнейших деятелей культуры и, к нашему стыду, в наши дни известно лишь узкому кругу любителей джаза.

Артист многогранного дарования: виртуозный исполнитель на скрипке и трубе, шоумен и режиссёр, дирижёр, композитор и аранжировщик, Рознер стал знаковой фигурой для советской музыкальной эстрады и заслуживает, чтобы о нём ещё раз вспомнили те, кто его знает, и узнали те, кто никогда о нём не слышал.

Маэстро принадлежал к категории "звёздных" людей. Но в то же время его нельзя назвать баловнем судьбы, поскольку жизнь временами обходилась с ним жестоко и беспощадно. Каждый раз, когда он находился на гребне успеха и славы, что-то неожиданно случалось и вовлекало его в опасный круговорот событий. Иногда первопричиной были внешние факторы. Но во многом его жизнь, наполненную взлётами и падениями, напоминающую временами приключенческий роман, определил его собственный характер.
  • Рознер Эдди - Прощай, любовь!
Полное имя маэстро - Адольф Эдуард Рознер. В своей автобиографии он написал так: «Я, Рознер Адольф Игнатьевич, родился 26 мая 1910 года. В семье: отец Рознер Игнатий, по специальности рабочий-сапожник, мать Рознер Роза (девичья фамилия - Лямпель) - домашняя хозяйка. Родители - польские поданные еврейской национальности, проживали в городе Берлине (Германия), по улице Георгенкирхерштрасе, дом номер 5 (центр Александерплатц). Родители мои имели 6 человек детей - 4 дочерей и 2 сыновей. Все родились в г. Берлине...».

Его творческий путь многообещающе начался в Берлине, где он закончил Высшую школу музыки с золотой медалью и прославился, как незаурядный скрипач-исполнитель. Поэтому большой неожиданностью для всех стала выбранная им, карьера эстрадного музыканта. В 1928 году, восемнадцатилетний юноша становится солистом-трубачом танцевального оркестра Марека Вебера в Гамбурге. Затем переходит в популярную группу "Vaintraub Cynkopaitors". 
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века он считался лучшим трубачом Европы. На круизном пароходе работал в джаз-оркестре и совершал круизы из Гамбурга в Нью-Йорк. В середине 1930-х Рознер создал собственный джазовый состав, играл на двух трубах одновременно и достиг в своем творчестве такого совершенства, что стал в Германии джазовой звездой. 

Теплый, бархатный «несущийся» тон его трубы, настоящий свинг, джазовая «подача» и головокружительные верха делали его стиль совершенно неповторимым.

Эта версия знаменитой композиции Bei mir bist du schön («Для меня ты красива», в странах бывшего СССР известна как песня «В кейптаунском порту») была сделана в 1938 году во Франции.
Bei mir bist du schön - Ady Rosner.avi
Приход к власти нацистов вынудил его прекратить гастроли, спешно распустить оркестр и перебраться в Польшу, откуда много лет назад иммигрировал его отец. В Варшаве Рознер отказывается от своего первого имени (не желая быть "тёзкой" Гитлера) и берёт сценическое имя "Эдди", организовывает новый оркестр, который вскоре завоёвывает большую популярность.
К памятным варшавским событиям относится и встреча с Рут Камински - дочерью знаменитой актрисы и режиссёра Еврейского художественного театра Иды Камински. Рознер впервые увидел её в спектакле и... влюбился. Хрупкий, невысокий, темноволосый, с аккуратно подстриженными усиками - он не был в её вкусе. Да и семья была против! Разведённый, на 10 лет старше, азартный картёжник с репутацией Казановы и плэйбоя, играющий в ночных клубах... Разве это подходящая партия для прекрасно воспитанной и образованной девятнадцатилетней красавицы? Но Эдди умел ухаживать. Он делал это так настойчиво и красиво, что Рут влюбилась и была готова идти наперекор воле семьи.

Но этого не понадобилось. Жизнь сама внесла коррективы.
1 сентября 1939 года Третий Рейх напал на Польшу и через месяц Германия и Советский союз оккупировали эту страну. С самого начала оккупации немцы зарегистрировали всех евреев на подконтрольной им территории. Вскоре один из друзей предупредил, что имя Иды Камински занесено в список лиц, подлежащих скорому аресту. Через несколько часов группа из восьми человек (пять из семьи Камински, Эдди Рознер и два музыканта из его оркестра) уже направлялась в сторону территории Советского Союза.
Концертные поездки по Европе и Америке, встречи с выдающимися музыкантами, записи пластинок на фирме "Columbia" - всё это было в той части жизни, которую Рознер оставил навсегда. Но в тот момент он надеялся, что пребывание в таинственном мире "красных" будет временным.

После долгих мытарств они попали в Белосток. Там польские паспорта отобрали и заменили на советские. Эдди и Рут ещё не были женаты, но Рознер оформил её паспорт на свою фамилию и тем самым упростил супружеские формальности. 

Оркестр Эдди Рознера — Тихая вода.
Оркестр Эдди Рознера - Тихая вода.
В Белостоке власти стали регистрировать людей по их профессиям и предлагать работу. Оказалось, что об Иде Камински и Эдди Рознере достаточно много знали. Вскоре они знакомятся с влиятельным лицом - Пантелеймоном Пономаренко, которому суждено было сыграть особую роль в их дальнейшей судьбе.
Эдди Рознер, дочь Эрика, Рута Каминская
В ту пору он занимал должность первого секретаря ЦК КП Беларуси. Имел репутацию человека образованного и... махрового антисемита. По свидетельству белорусских партизан, даже во время войны он, возглавляя Штаб партизанского движения, приказывал не принимать в отряды евреев, бежавших из минского гетто, обрекая их на неминуемую гибель!

Но факт остаётся фактом. По каким-то причинам первый секретарь питал к ним "слабость" и постоянно опекал. Во всяком случае, идея создания джаз-оркестра БССР под руководством Эдди Рознера принадлежала именно ему. Он же помог сохранить оркестр во время войны и создать новый, третий состав в 50-е годы.
Итак, благодаря поддержке Пономаренко, были выполнены все условия, поставленные Рознером: лучшая аппаратура, декорации, костюмы, высокая зарплата, администратор и, даже, переводчик. Вскоре такой оркестр был создан. В его состав вошли еврейские музыканты-беженцы из Польши и Германии.

Премьера состоялась в Минске. На спектакле присутствовал весь верхний эшелон власти. Успех был ошеломляющим и грандиозным. Рознер создал впечатляющее "западное" шоу. Показал принципиально иной уровень сценической эстетики и профессионализма. Ведь советские эстрадные коллективы, при всей их талантливости, несли "печать" социальных условий, в которых они существовали.
По традиции все музыканты были в белых костюмах. Рознер выглядел эффектно, в безукоризненно сидящем кремовом токсидо. В сиянии прожекторов сверкала его золотая труба - награда за победу на международном конкурсе. Исполнительская манера музыканта напоминала стиль Луи Армстронга.
Неслучайно великий "Сэчмо" подарил ему на встрече в Милане свою фотографию с многозначительной надписью: "Белому Луи Армстронгу". Зрители были заколдованы артистизмом Рознера и его ослепительной завораживающей улыбкой. Впрочем, улыбаться умел весь оркестр. Любимая команда маэстро во время концерта: "Smiling!"                                                      
И все же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Госджаз-оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера. Артистизм, непринужденность, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а легкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владеющему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся. Специалисты же отмечали его удивительную музыкальность.

"Замечательный музыкант Эдди Рознер, — писал Г. Шнеерсон, — с блеском демонстрирует свою выдающуюся технику, безукоризненное ритмическое чутье, богатейший диапазон интонаций и тембров... Особенно хорошо ему удаются тембры, приближающиеся к звуку человеческого голоса".

Известный ленинградский музыковед Владимир Фейертаг в письме автору этих строк так объяснял причину популярности Эдди Рознера на советской эстраде: "Мне всегда казалось, что успех Рознера, его неповторимость связаны с тем, что впервые во главе оркестра оказался инструменталист-духовик. Ведь джаз отождествлялся не с роялем, не с аранжировкой, а с саксофонами и трубами. Поэтому трубач Рознер, обаятельный, красивый молодой мужчина, шоумен, ловкий дирижер, да еще человек с Запада (каков орел!) "попал в десятку". К тому же он был автором неплохих песен. До войны польские тангообразные интонации были очень популярны".

Знаменитый некогда джаз-оркестр под управлением Эдди Рознера и его легендарная "Мандолина,гитара и бас..."
В годы нацистской оккупации джазовые произведения оркестра под управлением Эдди Рознера звучали в программах Всесоюзного радио, а пластинки, выпущенные студией грамзаписи «Мелодия», распространялись по всей стране. А когда однажды Сталин пригласил ансамбль Рознера в Кремль и сказал, что ему нравится его музыка, Эдди сразу же и бесспорно (даже злобствовавшие критики музыканта ничего не могли возразить «отцу народов») обрел статус лучшего джазиста СССР, а записи его оркестра - Caravan и St. Louis Blues – стали первыми советскими джазовыми хитами того времени.
  • Рознер Эдди - Караван
  • Рознер Эдди - Сент-Луис блюз
Увы, с окончанием Великой Отечественной закончилось и восхождение Эдди Рознера к вершине славы. 18 августа 1946 года "Известия" опубликовали статью Е.Грошевой "Пошлость на эстраде". После этого Рознер принял решение вернуться в Польшу. Однако делать это ему пришлось нелегально, и 28 ноября 1946 года на польской границе он был задержан Львовским управлением МГБ, оказался в тюрьме, получив как «изменник Родины» стандартный срок - 10 лет лагерей. Правда, в заключении он провел на два года меньше - до 22 мая 1954 года, и был освобожден после смерти Сталина. Все время, будучи в магаданском лагере, он писал ходатайства о пересмотре дела, но безрезультатно.
Фото из архива Вилли Отто фон Даргеля. Эдди Рознер в центре, Вилли Отто фон Даргель второй справа в нижнем ряду
  • Эдди Рознер - Попурри на темы песен Э. Рознера - Эстрадный оркестр п/у Э.Рознера; Е.Завьялова (вокал)
По свидетельству минского исследователя истории советского джаза Якова Басина (журнал Jazz-Квадрат, 2007), протоколы допросов Э.Рознера сохранили характерную лексику Лубянки тех лет: "Я совершил перед советской властью тягчайшее преступление, которое выразилось в моем намерении бежать в Польшу. С этой целью я в ноябре 1946 года под предлогом выезда в дом отдыха переехал из Москвы в г.Львов и, перейдя на нелегальное положение, ожидал наиболее благоприятного момента для осуществления своих изменнических намерений". (Показания от 21 декабря 1946 года).

И все же, думается, в подписанных Рознером протоколах допросов была и доля правды: «Прожив всю свою жизнь в капиталистических странах и только последние 7 лет - в Советском Союзе, я за такой короткий срок не смог перевоспитать себя, и советским человеком, в полном смысле этого слова, не являлся».
Выйдя на свободу, неутомимый Рознер вновь организовал оркестр, из прежнего состава которого остались лишь вокалист Павел Гофман и скрипач Луи Маркович. А в 1956 году Эльдар Рязанов пригласил джаз-оркестр Рознера участвовать в съемках своей знаменитой «Карнавальной ночи».
  • Дир. Эдди Рознер - «Карнавальная ночь»: Карнавальная ночь (вальс)
Однако после перенесенной в лагере цинги и – особенно – после автоаварии, случившейся уже после отсидки, Эдди играл уже не так блестяще, да и личные и творческие неурядицы сказывались. В то время была записана единственная пластинка с участием польской вокалистки Катажины Боверы. 

В 1972 году Рознер эмигрировал в Западный Берлин, ибо надеялся, что ФРГ обеспечит его старость, как жертве нацизма. Хотел он в последний раз воссоздать оркестр с мировыми звездами джаза. Ни одной его надежде не суждено было осуществиться. "Здесь моя музыка никому не нужна, а там я дарил людям радость", - писал он в одном из последних своих обращений.

Пожить на родине (то-есть в Германии) ему довелось недолго. Автор многочисленных джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, В.Масса и М.Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна и др.), заслуженный артист Белоруссии (1944), чьи записи были дважды запрещены, Эдди Игнатьевич Рознер скончался 8 августа 1976 года от сердечного приступа, случившегося на фоне обострения хронической болезни печени. 

Он похоронен на еврейском кладбище на Хеерштрассе в берлинском районе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф. На скромном надгробии одного из самых великих джазменов ХХ века написано на иврите и немецком: Adolf Eddie Rosner 26.5.1910–8.8.1976.
С тех пор прошло много лет. Джаз в России давно вышел из подполья и после «реабилитации» стал почитаемым искусством. Джазмены бывшего СССР сегодня известны не только всей стране, но и за ее пределами. О них написаны сотни статей, обзоров и рецензий, и наиболее знаменитые имена музыкантов внесены в Большую Советскую Энциклопедию, но имени Эдди Рознера в этой энциклопедии нет...
#ЗнаменитыеИсполнители
Как уходили кумиры. Эдди Рознер

Комментарии

  • 26 мая 2020 11:37
    Автор-русофоб? Не мешало бы подучить историю и не передергивать факты...( это о том, что Германия и СССР в 1939 году напали и оккупировали Польшу). А кто печи в Освенциме вам выключил?
  • 26 мая 2020 12:03
    Какая же тут русофобия? Факт истории. Польша в 1939 году была разделена и оккупирована Германией и Советским Союзом. А как вы  можете иначе назвать ввод войск на  территорию суверенного государства?
  • 27 мая 2020 08:35
    Эдди Рознер - выдающийся музыкант! Потрясающий трубач!  Услышав игру Рознера, Луи Армстронг назвал его белым Армстронгом и подарил Рознеру открытку с надписью «Эдди Рознеру — белому Луи Армстронгу». Рознер в ответ подарил свою фотографию с надписью «Луи Амстронгу — черному Эдди Рознеру» . И еще.   Я вот вспомнила курьёзный момент при снятии фильма "Карнавальная ночь". Действительно в фильме играл оркестр Рознера, а вот самомУ Эдди  сниматься с оркестром не разрешили. Поэтому его нет в кадре, но он дирижировал .....за кинокамерой.......
  • 28 мая 2020 00:28
    Все факты автором изложены верно! Вы ведь стараетесь воспроизвести, так называемые, тезисы интерпретации Второй Мировой войны главным чекистом России, но она, эта интерпретация ещё не готова..., а вдруг что-то пойдёт не так и будет неловко, если не сможете тут же «переобуться».
  • 28 мая 2020 00:30
    Большое Вам спасибо за самые интересные публикации!
    Фотография
  • 27 мая 2023 18:31
    Незавидная судьба у величайшего джазиста. Очень обидно, что советская система сломала жизнь великому музыканту, да и не только ему. Самое ужасное заключается в том, что его просто "вычеркнули" из истории советского джаза, хотя заслуги Эдди Рознера неоспоримы, ведь именно он способствовал развитию и рождению джазовой музыки в СССР. Спасибо за интересную публикацию и возрождение имени незаслуженно забытого музыканта!