ЗАГАДКА "ДАМЫ С ЕДИНОРОГОМ"

Тайна 3 ТАЙНА СИМВОЛИЧЕСКОГО СМЫСЛА

Главным конструктивным принципом умозрительных идей средневековья являлась аллегория. В случае с "Дамы с единорогом" аллегорические образы лежат на виду и выражены в пяти человеческих чувствах. Однако многозначность использованных символов, говорит и о том, что есть еще один, но уже скрытый подтекст, который отражает некие значимые события того периода.
ЗАГАДКА "ДАМЫ С ЕДИНОРОГОМ" - 995126292273
В восточном символизме Единорог всегда указывает на некий духовный смысл преобразований, трансцендентности, возвышенности, проявлением совершенной чистоты. Описание Единорога (лат. unicornus) встречается в мифах и легендах самых разных народов еще с библейских времен. Но в эпоху рыцарства он символизировал храбрость, мудрость, благородство и вместе с тем силу в скрытой ярости и гордыне, а сочетание острова и единорога могло указывать на единственное конкретное место - остров Родос, где в то время находился оплот христианства на Востоке, - орден госпитальеров. К тому же образ единорога имеет значение и в христианстве: под единорогом понимают Христа, а его рог воплощением силы и божественного единства, а под девственницей – Деву Марию.

С расцветом интереса к наследию античной культуры и наступлением эпохи Возрождения, пленение единорога Девой в аллегориях любви и целомудрия начинает приобретать новые смысловые оттенки философского порядка, связанное с бессмертной человеческой душой, заключенной в бренном материальном теле. Именно Лев в представленной геральдике символизирует материю или силу, а Дама как символ олицетворяет anima mundi, то есть мировую душу.
Anima mundi как жизненная сила мира. Гравюра Роберта Фладда.
Anima mundi как жизненная сила мира. Гравюра Роберта Фладда.
Очень интересными и убедительными выглядят размышления по поводу изображенных на коврах животных, высказанные современным автором Хуаном Мануэлем де Фараминьяном:
«И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял материю или силу, материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу – как одного человека, так и «anima mundi», то есть мировую душу… Дама-душа находится между львом-материей и единорогом-духом. Рассматривая гобелены, выставленные в музее Клюни, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей-львом, с помощью духа-единорога».
И далее: 
«Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде – меняются и ее одежда, и прическа, и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания».
Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. Англия, XIII век
Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. Англия, XIII век
Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

Фараминьян предлагает следующий порядок расположения сохранившихся шпалер: «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние», «Слух», а затем гобелен с девизом «Согласно только моему желанию». В эту систему вписываются и два несуществующих ныне, но описанных Жорж Санд ковра данной серии – «Дама на троне» и «Дама с двумя единорогами». «Такое расположение гобеленов, ‒ продолжает свои рассуждения исследователь, ‒ не произвольно. Оно соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от грубых чувств – осязания и вкуса – к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам – обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей».
Шпалера "Осязание".
Шпалера "Осязание".
Итак, первая шпалера - ОСЯЗАНИЕ. На ней изображена Дама, которая величественно стоит, обратившись лицом ко льву. Она держит в правой руке четырехугольный штандарт, а левой сжимает рог белого единорога, означающего чистоту помыслов, которая устремляет душу к высшему началу (здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему).

Взгляд героини суров, она полна решимости обрести власть над материей и своими страстями, несмотря на то что лев, возле которого находятся заяц и обезьяна (символы пагубных плотских удовольствий), очень силен, а гибкую талию нарядной красавицы (как и пребывающих на острове зверей) сковывают тяжелые цепи земных привязанностей.

Все персонажи этой композиции еще несвободны, за исключением летающих птиц, издревле означавших вечную, бестелесную суть творения. На шпалере есть явный намек на начало сражения, поскольку лев и единорог несут щиты, а в небе сокол пытается поймать цаплю.

Действие происходит на небольшом круглом островке, утопающем в цветах и буйной растительности. Здесь живут домашние и дикие животные, которые пока недоверчивы и даже враждебны по отношению друг к другу и к героине, но по мере того, как Дама-душа будет овладевать своими чувствами и достигать внутренней гармонии, они станут превращаться во все более мирных и ручных созданий.

Преображение происходит в особом огороженном пространстве – серединном острове, символизирующем преодоление противоположных начал. Двойственность тут представляют не только лев и единорог, но и деревья: апельсин и колючий падуб, повторяющиеся из композиции в композицию, традиционно считаются женскими растениями, а каменный дуб и сосна – мужскими. Соединение восточной и западной эстетики и философии заставляет вспомнить о возможной связи программы декорации ковров с идеями оттоманского принца Гияс ад-Дина Джема, мечтавшего о таинственной свадьбе Востока и Запада. См. заметку от 15.10.2018 г. в по тегу
#МузеиМира
Шпалера "Вкус".
Шпалера "Вкус".

ВКУС

В этой шпалере с персонажами происходят значительные изменения: Дама уже развернулась лицом к зрителю и приручила сокола, того, самого, который в предыдущем сюжете парил над единорогом. Рядом с госпожой появилась служанка. Композиция разделилась на две части не только по свойствам изображенных существ, но и по их состоянию. С левой стороны царит мятежный дух, ветер движет ткань штандарта и волосы Дамы, а справа воздух спокоен и тих. На льве и единороге церемониальные плащи, оба они несут знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог - четырехугольный стяг льва. Возможно, это намек на правящий в материальном, одержимом губительными пристрастиями мире хаос. Дама держит ловчую птицу на защищенной охотничьей перчаткой руке. Картина повествует о чувстве вкуса, но зритель видит, что героиня (в отличие от ненасытной обезьянки, находящейся у ее ног) смогла побороть излишнюю привязанность в лакомой пище. Прекрасная дева достает орехи из поднесенной служанкой дорогой чаши и отдает их соколу.

Вероятно, это говорит о том, что Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.
Шпалера "Зрение".
Шпалера "Зрение".

ЗРЕНИЕ

На картине, изображенной на ковре «Зрение», взаимоотношения трех основных действующих лиц приобретают новую окраску. Лев, чуть находясь поодаль Дамы и держа свое четырехугольное знамя, не смотрит в ее сторону. Она тоже не глядит на царственного и грозного зверя. Держа в правой руке зеркальце, героиня склонила голову к единорогу и устремила свой взор на него. В это время лик чудесного и кроткого существа, лишенного штандарта и щита, отражается в сияющей глади волшебного стекла.

Сюжет может быть интерпретирован так: Дама отказалась смотреть на земное и теперь обращает взгляд только на единорога (символизирующего господство духа) и его отражение. Зеркало, традиционный для куртуазной культуры знак чистоты и непорочности, в данной композиции некоторыми толкователями сравнивается с человеческим разумом.

На предыдущем гобелене его символизировала вода в чаше, приведенная в движение оттого, что Дама доставала оттуда пищу для сокола, - полагает Хуан Мануэль де Фаараминьян. «Теперь, ‒ продолжает он, ‒ когда волнение воды успокоилось, она стала подобна зеркалу и в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, может олицетворять разум в движении, а ровная поверхность зеркала – это разум в состоянии покоя, который тогда отражает единорога, духовное». Шпалера, представляя умиротворенного единорога, положившего передние ноги на колени Дамы и обменивающегося с ней влюбленными взглядами, возможно, показывает Душу, пребывающую в гармонии с духом.

По этому гобелену можно изучать чакры (энергетические центры человека в восточной традиции) — так полагают некоторые комментаторы. Они отмечают, что рукой Дама активизирует жизненную точку позвоночного столба единорога; элемент ее головного убора очень напоминает язык пламени и представляет верхнюю чакру; пояс в форме глаз, который украшает ее талию и подчеркивает, в отличие от других гобеленов, ее большой живот, указывает на солнечное сплетение.
Шпалера "Обоняние".
Шпалера "Обоняние".

ОБОНЯНИЕ

Аллегорию Обоняния здесь, как обычно в средневековой светской традиции, представляет сцена плетения венка. Эти занята стоящая в центре композиции Дама, но, держа в руках благоухающие цветы, она не наслаждается их ароматом, запах вдыхает не героиня, а обезьянка, сидящая в корзине слева от нее. Вместе с преобразившейся и вновь переодетой из золотого в синий наряд Дамой-душой в сцене опять появляется служанка, которая, по мнению некоторых исследователей, может олицетворять Сознание. Образ обезьянки, уже расположившейся на стороне единорога, в сюжете, представляющем утонченное и бесплотное чувство, приобретает более позитивное толкование. Появляясь перед Дамой в час выбора жизненного пути, она может означать интуицию человека – тот последний мост, по которому нужно пройти, чтобы достичь цели. Цепи, символ связи с земным миром, пропадают в данной композиции, но теперь талию героини охватывает тонкая монашеская веревка, указывающая на принятое решение отказаться от всего материального. Присутствует здесь и мотив отречения: венок девушка плетет не для себя – зритель ни разу не увидит ее в нем. Лев и единорог снова со щитами и снова держат не свои знамена. Смятенной, находящейся на перепутье Душе опять нужна борьба.
Шпалера "Слух"
Шпалера "Слух"

СЛУХ

Шпалера "СЛУХ" показывает Даму, которая играет на небольшом переносном органе, стоящем на покрытом дорогим турецким ковром столе. Напротив нее находится служанка. Лица обеих женщин умиротворены и исполнены внимания, героини целиком сосредоточены на красоте божественных звуков. В центре композиции единственный раз во всем цикле оказывается не молодая Дама, а орган. Может быть поэтому данный сюжет часто ассоциируется с «музыкой сфер». Звери и птицы, завороженные чарующей мелодией, приблизились к женщине, кроткие и незлобливые, они мирно отдыхают. Лев и Единорог без щитов и церемониальных плащей держат собственные знамена. Они тоже спокойны и радостны и словно улыбаются чему-то высшему и непостижимо прекрасному. Здесь безраздельно властвует гармония. Все предметы и существа находятся на своих местах, а Дама, символ Души, пребывая в согласии с сознанием, музицируя и слушая свою игру, достигает сферы духа, где вечно правит соединяющая разрозненное и примиряющая всех и вся Любовь.
Шпалера «A mon seule désir».
Шпалера «A mon seule désir».
«A mon seule désir» (с французского – «Согласно только моему желанию»). Прекрасная госпожа, облаченная в бархатное платье винно-красного цвета, опускает в раскрытый сундучок, который держит перед ней служанка, драгоценное ожерелье (то самое, что украшало шею Дамы во всех других сценах). Все животные – спутники главной героини – собрались вокруг шатра и наблюдают за происходящим. Лев и Единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять меняются местами, но уже не в знак войны, а в знак единства. Звери, не имеющие щитов и безоружные, как по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы освобожденная от оков страстей и плена плотских удовольствий Дама-душа смогла войти в обитель духа. Ее жест часто трактуется как способность ради достижения высшей гармонии отказаться от самого дорогого. Вместе со словами девиза он дает ключ к пониманию смысла шпалер, раскрывая их связь с античным изречением: «Liberum arbitrium» (с латинского – «Свобода воли»). Шестой гобелен предлагает своего рода философский вывод, который можно передать словами из «Комментария» на «Пир» Платона, написанного Марсилио Фичино через несколько лет после создания «Дамы с единорогом»: «Единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)».

Утраченные шпалеры

Два гобелена, которые были утеряны и которые описала Жорж Санд, должно быть, рассказывают о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама, Душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души к ее небесным истокам.
Дама с Единорогом. На пороге тайны
Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом.

Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.
Дама с единорогом. Прикосновение к Тайне
Так эти чудо-ткани хороши,
Что и душа, как вышитая дама,
Пять чувств земных – радетелей души,
Пять оснований радужного храма,

Где ткет ее из сора бодрый Дух
И оперяет царственное Слово, ‒
Вкус, осязанье, обонянье, слух
И зренье – все, созрев, вернуть готова.

К чему ей, знавшей щедрую тщету
Любви и спесь слепящего искусства,
Они – пускай сольются в чистоту
Шестого, всеобъемлющего, чувства –

Того, что ей подносит истый конь,
Лазурь взрезая белоснежным рогом:
Она уже пережила огонь,
Который люди называют Богом.
(А. Парин)
#ИсторияОдногоШедевра
Дама с единорогом. Вкус Тайны