ИСТОРИЯ (НЕ) ОДНОГО ШЕДЕВРА

Подсолнух – любимый цветок Винсента Ван Гога. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Художник писал подсолнухи 11 раз.

Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 года. В это вре­мя он еще живет в Париже.

Этот го­род буквально ошеломил Винсента. «В мире существует лишь один Па­риж, - пишет он в августе 1886 года,- пусть жизнь здесь трудна, пусть она будет даже еще хуже и труднее, все равно парижский воздух проясняет мозги и приносит пользу - огром­ную пользу...».

Вместе с тем огром­ный город угнетал Ван Гога. Его брат Тео пишет в письме своей невесте: «...в результате его раздражитель­ности постоянно возникали сцены, доводившие его до такого состоя­ния, что ладить с ним не было ни­какой возможности, а сам Париж становился для него совершенно невыносимым». Возможно, имен­но поэтому на картинах того перио­да Ван Гог пишет срезанные, увяда­ющие и умирающие цветы. Пышные букеты из подсолнухов в керамиче­ских вазах появляются годом позже - когда Винсент переберется на юг Франции, в Арль.
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей искусcтв, Берн
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей искусcтв, Берн
Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Два срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Четыре срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Четыре срезанных подсолнуха. 1887 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Не выдержав жизни в столице, Ван Гог в феврале 1888 года покидает Париж. «Я уеду куда-нибудь на юг, чтобы не видеть всего этого скопления художников, которые как люди внушают мне отвращение», - пи­шет он. Свой выбор Винсент остано­вил на Арле. Этот маленький горо­док на юге Франции с его обилием сельских сюжетов, которые худож­ник так полюбил писать, напоминал ему японские пейзажи, которые он видел на гравюрах. В письме к сво­ему брату Тео Винсент признается: «Кто любит японское искусство, кто ощутил его влияние, а это общее явление для всех импрессионистов, тому есть смысл отправиться в Япо­нию, вернее сказать, в места, равно­ценные Японии - на Юг...».
Ветка цветущего миндаля. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Ветка цветущего миндаля. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
В поис­ках мотивов Ван Гог путешествует по окрестностям Арля. В письмах он не перестает восхищаться этим благо­датным краем. Арль кажется худож­нику светлым и прекрасным. «Сейчас мои краски очень яркие - небесно-голубой, оранжевый, розовый, кино­варь, ярко-желтый, светло-зеленый, светло-винный, фиолетовый», - пишет он сестре. Всю весну он с упое­нием рисует цветущие деревья, поля, цветы и среди них подсолнухи, ко­торые он воспринимает как символ жизнерадостного солнечного Юга. В письме Тео он восторженно пишет: «У меня еще никогда не было такой замечательной возможности рабо­тать. Природа здесь необыкновенно красива!..».
Вид Арля с ирисами. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Вид Арля с ирисами. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

И вот в эту счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в жёлтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Желтый дом. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Желтый дом. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию,плодородие земли и животворное солнечное тепло.
Три подсолнуха в вазе. 1888 г. США, частная коллекция.
Три подсолнуха в вазе. 1888 г. США, частная коллекция.
Ваза с четырьмя подсолнухами была написана Ван Гогом в 1888 году.
Ваза с четырьмя подсолнухами была написана Ван Гогом в 1888 году.
На темном фоне, в зеленоватой вазе были изображены три крупных соцветия. Еще один цветок лежал на столе; в правом нижнем углу картины был нарисован нераскрывшийся цветок. Это полотно погибло в Японии во время Второй мировой войны.

Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото. Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог. Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах. Но объяснить его решение просто. Ван Гог задумывал свои "Подсолнухи", как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны. Думаю, он и не представлял, что его натюрморты будут самыми дорогими картинами в мире.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1888 г. Лондонская национальная галерея
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1888 г. Лондонская национальная галерея
Подсолнухи стали своего рода символом живописи Ван Гога. Интересно, что первоначально Ван Гог писал подсолнухи, чтобы просто украсить свой дом в Арле к приезду Поля Гогена. Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил. Кстати, две из них Гоген впоследствии купил.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен
В октябре 1888 года в Арль приехал Гоген, что привело Винсента в полный восторг. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.Так были созданы 4 натюрморта с «Подсолнухами» в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. Уже с первого дня между этими очень разными людьми и художниками, возникли непримиримые проти­воречия. В том, что восхищало Ван Гога, Гоген не видел ничего заслуживающего внимания: все каза­лось ему мелким, ничтожным. Ван Гог болезненно воспринимал равнодушие друга, его постоянное желание уехать. «Наши дискуссии наэлектризова­ны до предела»,- пишет он в письме к Тео. Позд­нее Гоген вспоминал один случай, который имел место накануне роковой ссоры: «Мне пришла в го­лову мысль написать его портрет, когда он рабо­тал над своим любимым натюрмортом с подсолну­хами. Когда портрет был закончен, он мне сказал: «Да, это я, но только впавший в безумие».

Винсент проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих «Подсолнухов».
Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам.
Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам.
Через полгода, в январе 1889 года, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской».
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Второй вариант. 1889 г. Музей Ван Гога в Амстердаме.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Второй вариант. 1889 г. Музей Ван Гога в Амстердаме.
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Первый вариант. 1889 г. Филадельфийский музей искусств
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Первый вариант. 1889 г. Филадельфийский музей искусств
Полотна Ван Гога, висящие в Мюнхене и Лондоне, были проданы супругой брата художника - Джоанной Ван Гог-Бонгер (1862-1925); первое в 1905 году, второе - в 1924 году. Картина, демонстрирующая в Амстер­даме, долго оставалась собственностью родственников художника. До 1896 года филадельфийское полотно было собственностью французского арт-дилера Амбруаза Воллара (1866-1939).
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Третий вариант. 1889 г. Museum of Art, Токио
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Третий вариант. 1889 г. Museum of Art, Токио
В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия «Подсолнухов» — подделка. Фактов, указывающих на поддельность, было более чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец. К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была «разоблачена». Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена. Кто знает, может через 10 лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов. Почему именно эти «японские» Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом? Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов? И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись «Vincent»)? Об этой почти детективной истории читайте в следующей заметке.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тео нам известно, что он задумал сделать триптихи с «Подсолнухами». Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии. По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам — Подсолнухи.
Колыбельная (портрет Августины Рулен). 1888 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Колыбельная (портрет Августины Рулен). 1888 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности…Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

«Подсолнухи» Ван Гога - символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте...
BBC Частная жизнь шедевров. Сезон 3 (2004). Подсолнухи (Винсент ван Гог)