Комментарии
- 8 авг 2020 20:14Алла ЗыбайлоСсылка на предыдущую заметку циклаРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ Часть 1РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ Часть 1 Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснима...OK.RU
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
Образовательный курс по Истории искусства
Глава 2 Искусство Древнего Египта
РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ Часть 2Если география Египта сформировала менталитет его обитателей, то завершили этот процесс ранние правители страны, которые сумели разработать и внушить народу идею, что единственным столпом, способным поддержать разнонаправленные силы в равновесии, является царь.
В период приблизительно с 4000 г. до н. э. до 3100 г. до н. э. население Египта было разобщенным и состояло из многочисленных племен нижней и верхней частей страны. По мере роста населения и наступления пустыни борьба за доступ к воде и земле усиливалась. Племена все время враждовали друг с другом, хотя развивалась и межплеменная торговля между севером и югом.
По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родоплеменных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх необходимых для прокормления самих работников. В то же время становилось возможным и присвоение большей части продуктов труда более богатыми и сильными людьми. Это были, вероятно, по большей части вожди племени и близкие к ним люди. Они и завладевали средствами производства. О ходе этих событий в Нильской долине мы можем судить лишь предположительно, на основании данных, известных нам о жизни других народов. Несомненно, что в условиях Египта этот процесс происходил очень рано, так как для водоустройства и обработки илистой почвы, для получения с нее довольно высоких урожаев здесь достаточно было самых простых орудий.
В любом школьном учебнике вы прочтете, что в Египте, Месопотамии – и если это более продвинутый учебник, то и в Индии, в долине реки Инд, и в Китае, в долине реки Хуанхэ - во всех этих районах были необходимы ирригационные сооружения, поэтому возникло государство. Но не все ученые разделяют эту точку зрения.
Такие объединения называют греческим словом «ном», а их правителей – «номарх». Само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Каждый ном располагал территорией с местной ирригационной системой и был единым хозяйственным целым. У него был свой административный центр — окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных. Там же находился и храм местного божества.
Наиболее известным был Саисский ном, расположенный в дельте Нила, столицей которого был город Саис. Основательницей и покровительницей Саиса считалась воинственная Нейт, дочь Озириса, которую в Греции называли Афиной. Как рассказывали древнегреческому мудрецу Солону саисские жрецы, «древность наших городских установлений определяется по священным записям в 8000 лет», то есть Саис был основан ею приблизительно 10500 лет назад. Саисский храм Богини Нейт славился своей гробницей: в его тайном подземном святилище находилась статуя Изиды, укрытая покрывалом. Надпись на статуе гласила: «Я есмь всё бывшее, сущее и будущее, и никто из смертных ещё не снял моего покрывала». Мудрецы прошлого спускались в святилище, ища ответы на вопросы о сути Бытия. Так было, пока один дерзкий юноша не проник в храм и не сорвал покрывало со статуи. В тот же миг его сознание помутилось, и через некоторое время он умер, не приходя в себя.
В этих условиях поселения в Верхнем Египте начали сливаться в три региональные группировки, которыми, возможно, правили наследственные вожди. Центры власти стали формироваться в маленьких независимых политических образованиях, в трех центрах Верхнего Египта - Нубте (Накаде или Негаде), Нехене (др.греч - Иераконполь) и Чени (Тинисе). Появление на всех трех территориях отдельных кладбищ для местного правящего класса является верным признаком наличия в обществе устойчивой иерархии. Область Дельты Нила в этот период, вероятно, была объединена в царство со столицей в Пер-Уаджит (Буто) и его покровительницей считалась богиня-кобра Уаджит.
Так вот, согласно другой версии (религиозной) происхождения государства (напр., доктор ист. наук Андрей Зубов) оно, скорее всего, возникает для решения определенных религиозных задач. И это доказывается тем, что главное в государстве – в раннем государстве - все, что связано или с богослужением, или с заупокойными комплексами.
3500 лет до н.э., в период Негада (см. предыдущую заметку цикла) в двух точках Верхнего Египта – в той самой Накаде и в Нехене (Иеранконполе) – возникают большие кладбища, «царские кладбища», как их называют сейчас.
А. Зубов доказывает, что в Египте крупнейшими городами были не города живых, а города мертвых. Огромные кладбища находятся с додинастического периода около Абидоса, будущего Мемфиса, в Верхнем Египте, в тех местах, где потом появятся Фивы, где Накада. Египетская цивилизация, как городская цивилизация, начинается с цивилизации умерших. Такой вот интересный факт.
Стены подземных прямоугольных помещений, выложенные кирпичом, покрывались обмазкой, по которой исполнялась роспись. Изображения наносились по желтому охристому фону. Мастера использовали локальные цвета, целиком покрывавшие силуэты, или же применяли контурную обводку. При этом фигуры людей и животных приобретали известную схематичность, , передаются только наиболее существенные черты.
на берегах, изображены люди, которые охотятся на зверей с помощью луков и арканов, ловят зверей в капканы. Тут же происходят поединки и расправа с пленными врагами.
Помимо чисто ритуальных сцен и сцен охоты здесь имеются эпизоды сражений, поскольку гробница принадлежала вождю. Композиция распадается на ряд звеньев, установить взаимосвязь между которыми не представляется возможным. И в то же время центральная часть – эпизод сражения – придает ей целостность.
Дать полное истолкование содержания росписи еще трудно, но ясно, что оно было связано с верованиями о загробном странствии души умершего и имело целью обеспечить ему благополучное пребывание в потустороннем мире. Это подтверждается и тем, что мы видим здесь и символическое изображение победы человека над зверьми – мужскую фигуру, держащую за шеи двух вздыбившихся львов. Возможно, военные сцены не относились к загробной жизни, а напоминали о подвигах умершего предводителя, подобно тому, как позднее в гробницах египетских вельмож встречаются сцены из жизни умершего.
Художник воспроизводил различные части одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, тело крокодила с четырьмя лапами
он показывает сверху, а хвост и голову – в профиль, чтобы были видны обе челюсти раскрытой пасти. На иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, в зависимости от того, как более отчетливо могла быть показана характерная форма рогов – у антилопы и горного козла в профиль, у быка или буйвола в фас.
Такой способ изображения понятен, ибо художник рисовал предметы не с натуры, не то, что он видел в определенный момент с одной определенной точки зрения, а то, что он себе представлял. Поэтому он передавал особенно тщательно то, что было важно только для данной сцены – ритуальный жест для обряда, оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега. Пропорции не соблюдались. Взаимоотношения действующих лиц передавались тоже крайне примитивно; ведущая роль жрицы в обряде подчеркивалась большими размерами ее фигуры, победа в поединке – тем, что побежденного рисовали стоящим на голове (под второй ладьей слева).
Все сцены развертываются в условном пространстве, на нейтральном фоне, причем изображения плывущих судов перемежаются фигурами людей и животных, жесты и позы которых явно указывают на то, что действие должно происходить на земле, хотя линия почвы нигде не обозначена. Фигуры, объединенные тем или иным действием, располагаются по принципу заполнения свободного поля поверхности. Некоторые из них, как, например, мужчина с двумя львами или пятерка козлов на круге, своим лаконизмом и завершенностью приближаются к геральдическим композициям.
К концу рассматриваемого периода характер образов становится более четким, композиции приобретают определенную организованность, появляется обозначение линии почвы. Примерами этого этапа в развитии египетского искусства служат рельефы с изображением животных, охоты и битв между общинами, вырезанные на костяных рукоятках ножей и других бытовых предметах и на тонких каменных плитках ритуального назначения.
Значительно большей композиционной цельности мастера достигли в пределах памятников малых форм. Сцены, располагавшиеся на рукоятке ритуальных ножей, шиферных палетках, булавах и других подобных вещах, развертывались по регистрам в вертикальном или горизонтальном направлении.
Анализируя эти вещи, можно отметить несомненный порядок в распределении животных и птиц по поясам. Породы зверей и птиц отобраны по каким-то признакам: обычно каждый ряд состоит из одной породы, причем слоны занимают первый или второй ряд; далее, между птицами, на втором месте почему-то всегда вставлена жирафа, а ряд замыкают две птицы другой породы; собака и рыба появляются в единственном числе и также только в конце ряда.
Одной из самых интригующих деталей ножа является «нетипичность» сцен для Египта — «герой со львами» является скорее переднеазиатским, чем египетским мотивом. Более того, мужчина одет не как египтянин, а, скорее, как месопотамец тех времён (шапка и длинное, похожее на халат, одеяние). Много споров вызвали в этом контексте и батальные сцены на другой стороне рукояти. Историки, которые приписывали египетской цивилизации неместное происхождение (приход так называемой «династической расы», подчинившей долину Нила и создавшей цивилизацию фараонов), использовали нож как доказательство своей теории. В пользу «чуждости» ножа говорили неегипетские мотивы изображений (одежда главного героя, форма ладей), а батальные сцены трактовались как отображение кровавого завоевания. На такой точке зрения, в частности, стоял известный британский египтолог Уолтер Брайан Эмери.
В результате борьбы номов за лидерство, о которой, правда, почти нет сведений, и в Верхнем и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Так, в результате соперничества между тремя наиболее важными конфедерациями септов (номов) около 3500-3000 гг. до н. э., условно называемых «Нубтская», «Нехенская» и «Тинисская», образовалось верхнеегипетское «Иераконпольское царство» со столицей в Нехене (Иераконполь).
Не менее трудно выяснить, когда завершился конфликт между севером и югом. Сцены с изображением этих событий наносились на крупные шиферные палетки или большие грушевидные навершия булав. Размер этих предметов и тот факт, что находили их среди руин храмов, свидетельствует о том, что они не предназначались для повседневного использования, а являлись дарами богам.
И палетки, и навершия булав были обнаружены в древнейшем храме Нехена (Иераконполя), а значит, туда перед объединением страны была перенесена столица юга. В более поздних письменных источниках Иераконполь (египетский Нехен) назван местом зарождения «душ Нехена», обожествленных правителей Верхнего Египта.
Позднее, вероятно, власть перешла к правителям династии из Тиниса. Так, не может быть случайным совпадением, что в тот же самый период один из правителей Тиниса выстроил на аристократическом кладбище в Абджу гробницу, превосходящую всё, что было построено в Египте того времени. Она имела форму миниатюрного дворца, да и ее содержимое, включая скипетр из слоновой кости и запас отборного привозного вина, наводит на мысль, что это – настоящее царское погребение. Более того, его владелец был, очевидно, таким правителем, который оказывал влияние на экономические связи далеко за пределами долины Нила.
В конце IV тыс. до н. э. номы Юга и Севера страны объединились соответственно в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Цари Верхнего царства носили на голове убор белого цвета, у царей Нижнего царства была корона красного цвета. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне называют «временами Бога», когда египетский трон занимал царь Осирис. По легенде, Осирис стал первым, кто объединил две этнические группы, но это было ненадолго.
Поясним, что для хронологического, а не родственного объединения царей, некоторые из которых могли править параллельно, каждый в своей независимой области, а некоторые могли править и объединённым Египтом, египтологами для выделения ряда местных правителей приняты условные династии — 00 и 0 (Нулевая) династия. Как принято считать, династия 00 охватывает период примерно в 300 лет, и четкой хронологии в правлении вышеперечисленных царей не имеет. Они могли править и последовательно друг за другом и параллельно, управляя разными поселениями в одно и то же время.
Название «Нулевая династия» (3200-3090/3060 гг. до н.э.) подчеркивает существование пробелов в знании древнеегипетской истории до наступления эпохи фараонов. Исследования немецких археологов позволили выделить рамки этой династии, что противоречит традиционной периодизации. Было установлено, что древние властители назывались «цари Гора (Хора)», именно так запечатлены их имена в особых знаках серех. Серех — особый геральдический символ Древнего Египта, который содержал в себе имя фараона. Аналогичен более позднему картушу. Серех представлял собой орнаментальную виньетку с изображением фасада дворца и плана его внутреннего двора (вид сверху). Иероглифические символы в соответствии с именами правителей наносились на плиты дворцовых стен.
И мы здесь сталкиваемся с этой, очень важной функцией ранней письменности — ранняя письменность, это не передача чего попало, как у нас сейчас, взял написал, как говорится, бумага все стерпит. В древности, при появлении своем, письмо — это то, что должно от имени человека, звучать вечно в мире богов. Поэтому египтяне так и назвали свое письмо, свои письмена, они дали им название «мэну нечэр» — слова Бога. И кстати говоря, Климент Александрийский, святой и замечательный богослов II века, который хорошо знал египетскую реальность (еще была тогда была жива египетская традиция дохристианская) – он назвал эти письмена, перевел их на греческий язык как «иеро глифос» — священные начертания.
Так что письменность, как и государство, появляется ради решения важнейшей религиозной задачи. Происходит то, что можно назвать монументуализацией слова – слово стало монументом, оно уже неуничтожимо. Не случайно есть русская поговорка «что написано пером, не вырубишь топором». Так и оказалось - мы сейчас благодаря письменности можем узнать, о чем думали в конце 3 – начале 4 тысячелетия Древнего Египта".
Лицевая сторона палетты также очень важна, так как показывает городские образования того времени, с символом определенного животного возле каждого из них, которое как бы стоит над названием города, огражденного каменной стеной.
В одном из храмов города Нехена был обнаружен один из важнейших источников по истории описываемого периода – грушевидное навершие булавы, на котором изображен царь в короне Верхнего Египта, участвующий в обряде закладки города и канала (или чего-то подобного). Над этой сценой помещена группа виселиц, увенчанных эмблемами номов – различных частей царства. С них свисают различные предметы, иногда – птицы (чибисы), а порой – луки. Таким образом, можно прийти к выводу, что эта булава была создана, чтобы увековечить победу юга над союзом, заключенным египтянами с иноземцами, члены которого уничижительно изображены в виде предметов на виселицах (в более позднее время жители Египта изображали в виде луков варваров, а в виде чибисов – некоторых представителей местного населения).
Внимательно изучив два источника – навершие булавы царя Скорпиона II и палетку Нармера (о ней мы расскажем в одной из след. заметок), можно реконструировать события конца додинастического периода следующим образом: предпоследний правитель додинастического Египта Хор Скорпион начал завоевание царства со столицей в Буто (Нижний Египет), но не сумел довести его до конца. Его преемник Нармер закончил дело предшественника и принял объединенную корону, завершив таким образом доисторическую эпоху египетской истории. Существует также точка зрения, отождествляющая Хора Скорпиона и Нармера.
Прим.: Загадочный царь Скорпион стал популярным героем современной культуры. Новелла «Бог-скорпион» (1971 г.) английского писателя лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга частично основана на этом периоде истории. Имя царя Скорпиона использовалось в голливудском блокбастере "Мумия возвращается" (2001 г.), персонаж по имени Скорпион является главным героем фильмов «Царь скорпионов» (2002 г.), «Царь скорпионов 2: Восхождение воина» (2008 г.), «Царь скорпионов 3: Книга мёртвых» (2012 г.), «Царь скорпионов 4: Утерянный трон» (2015 г.).
Додинастический период завершился к концу IV тысячелетия до н. э. К этому времени сложились уже все основные элементы египетской цивилизации и был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабе всей долины. В любом случае мы не располагаем сведениями, которые позволили бы нам определить, когда были сделаны два важнейших шага: начала создаваться обширная ирригационная система и появилась централизованная власть, способная осуществлять планирование и имеющая личностный характер.
Таким образом, всего за 1500 лет (от начала эпохи неолита) египтяне превратились из первобытных охотников, в свободное время собиравших дикорастущие злаки, в жителей централизованного государства, во главе которого стоял царь. Такое быстрое, почти головокружительное развитие, начавшееся в середине додинастического периода, заставило некоторых исследователей предположить, что египетская цивилизация «возникла» благодаря появлению в долине Нила неких иноземцев, которые принесли в Египет более совершенные технологии и развитую культуру. Так как количество источников, имеющихся в нашем распоряжении, недостаточно для того, чтобы более или менее подробно описать этот ранний период, гипотезы о вторжении как основном факторе развития египетской цивилизации не следует полностью отвергать.
Предыдущие и последующие заметки цикла ищите по тегу
#ДревнийЕгипет
#ИсторияИскусства