Комментарии
- 17 окт 2020 19:32Констанция БКакая судьба! Какая трагедия! Стихи Валерия Брюсова - прекрасны, картины Кустодиева- великолепны.Спасибо за рассказ!
- 28 окт 2020 07:59Вера КозловаСпасибо за информацию..Очень интересно
️
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Людмила Глебова (Романюк)
ВЕЛИКАЯ СИЛА ДУХА И ПРЕДАННОСТЬ
БОРИС КУСТОДИЕВ И ЮЛИЯ ПРОШИНСКАЯ
Он называл ее «Дорогая Юлик», а она стала для него всем: верной самоотверженной женой и самой большой любовью, преданным другом и музой- вдохновительницей, а еще ангелом-хранителем.Юлия Прошинская была неотъемлемой частичкой самого Бориса, который волею судьбы оказался в инвалидной коляске. Когда встал вопрос, что сохранить мужу для жизнедеятельности - руки или ноги, именно она приняла мужественное решение, которое позволило продлить еще на 10 лет творческую судьбу художника. Самые лучшие работы Бориса Кустодиева, вошедшие в золотой фонд мирового искусства созданы были в это трудное для художника время.
Однажды, на исходе лета, трое весело настроенных молодых людей, небритых, ярко разодетых, похожих на разбойников, проезжая по разбитой проселочной дороге, решили заехать в усадьбу Высоково. Это были студенты Петербургской академии художеств, приехавшие на этюды в соседнее имение, в гости.
Этот визит вежливости к старушкам Грек и их воспитанницам оказался судьбоносным для Бориса, хотя на самом деле Юлия покорила всех троих парней, каждый готов был за ней приударить, без раздумий.
Прощаясь, молодые студенты заполучили от хозяек усадьбы приглашение как-нибудь навестить их вновь. И не раз потом еще они приезжали в Высоково.
Милая и застенчивая девушка покорила Бориса, а он, когда встречал на себе ее взгляд, терял голову.
Юлия Прошинская. Рисунок Б.Кустодиева.
Отъезжая в Петербург, будущий художник просит разрешения писать ей письма и она, конечно же, позволяет. Но переписку долгое время пришлось держать в секрете, поскольку старушки Грек весьма неодобрительно отнеслись к роману Юленьки с начинающим художником. Вероятно, до них дошли слухи об имущественном положении Бориса, и они решили, что с таким женихом их воспитаннице придется несладко: кроме неопределенных надежд на будущее, ничего у него за душой нет. Мысль о том, что их Юленька может выйти замуж за бедного «художника из провинции», повергла старушек Грек в ужас, и они тут же начали подбирать девушке более достойных кандидатов в мужья.
А вот подруга Юлии Елена Полевицкая так описывала художника: "Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к беззлобному юмору, к радостному, заразительному смеху."
Родилась Юлия Прошинская в польской семье придворного советника, который очень рано умер. Мать девочки, оставшуюся без средств существования, судьба своих пятерых детей интересовала мало. Юлию и ее сестру взяли на воспитание престарелые сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан, которые имели свое поместье в Высоково. Через несколько лет, подросшая воспитанница была определена в Александровское училище при Смольном институте. Зимой она жила на казенной квартире министерства иностранных дел, где работал отец до кончины, а лето проводила в Высоково.
После окончания училища, Юлия устроилась на службу при Петербургском Комитете министров машинисткой, а параллельно посещала школу Общества поощрения художников, где постигала азы изобразительного искусства.
Молодые люди обвенчались через три года.
Знаю я сладких четыре отрады.
Первая — радость в сознании жить.
Птицы, и тучи, и призраки — рады,
Рады на миг и для вечности быть.
Радость вторая — в огнях лучезарна!
Строфы поэзии — смысл бытия.
Тютчева песни и думы Верхарна,
Вас, поклоняясь, приветствую я.
Третий восторг — то восторг быть любимым,
Ведать бессменно, что ты не один.
Связаны, скованы словом незримым,
Двое летим мы над страхом глубин.
Радость последняя — радость предчувствий,
Знать, что за смертью есть мир бытия.
Сны совершенства! в мечтах и в искусстве
Вас, поклоняясь, приветствую я! (В.Брюсов)
В скором времени Юлия родит Борису первенца.
Вернувшись в Россию, живописец становится членом-учредителем «Нового общества художников». Помимо своего творчества, он работает карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» и исполняет циклы иллюстраций к классическим произведениям. Избирается членом, когда-то ненавистной ему Академии художеств. Становится отцом дочери и младшего сына. И при всем этом он безмерно счастлив в браке со своей единственной и обожаемой Юлией.
Он будет писать ее портреты самозабвенно, с любовью.
К 1910 году Борис Михайлович становится всемирно известным и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия, а он сбегает от сиятельных заказчиков в свой "Терем", и там, и только там, он по-нашему счастлив...
В 1905 году у молодых супругов, после возвращения на родину, родилась дочь Ирина.
Беды пришли в дом молодой семьи в 1907 году, когда от менингита, не прожив и года, умер их младший сынишка. А сам Борис Михайлович стал жаловаться на боли в руке и жуткую мигрень.
«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. " – признавался художник.
К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли с рвотой. Иногда приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком, из-за болей в руке не спать.
Через пару лет у Кустодиева появились первые признаки заболевания спинного мозга, поэтому боль в позвоночнике и руке усиливались с каждым днем. Диагноз был неутешителен: опухоль в спинномозговом канале.
Проведенная операция не дала практически никаких результатов. В тридцать с небольшим Кустодиев стал инвалидом.
Актриса Елена Полевицкая вспоминала: "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. "
Но днем, совладав с болью, он работал над портретом Полевицкой, и она потрясена его доброй и лучезарностью...
А Борис писал в своей записной книжке: " Каждое существо хочет жить, даже таракан. " Так ему хотелось жить.
Женщина, прекрасно понимая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, уверенно ответила: «Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет...».
Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника.
Целых полгода провел художник на больничной койке, между болью и отчаянием. Но рядом с ним всегда была она - его верная и «дорогая Юлик», благодаря которой он продолжал жить и творить. На категорический запрет врачей работать, Кустодиев настойчиво заявил: «Если не позволите мне писать, я умру»... Стиснув зубы и превозмогая невыносимую боль, он писал лежа.
Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели, и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом.
Дома товарищи-художники соорудили для живописца специальный навесной мольберт, на котором подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны. А позже Юлия пересадила мужа в кресло-каталку и научила передвигаться на нем по комнате. Также она придумала приделать к креслу небольшой столик, куда можно было положить краски и другие принадлежности.
На этой картине Бориса Кустодиева изображен известный оперный певец начала XX века – Федор Шаляпин.
Кустодиев сначала среднюю часть картины писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. На потолке мастерской был оборудован блок с веревкой и грузом – с его помощью художник имел возможность самостоятельно регулировать наклон холста, с которым работал.
Шаляпин купил портрет сразу же по окончанию работы и увез его с собой на гастроли в Париж. Он очень любил эту картину и часто брал ее с собой в гастрольные туры.
Художник был доволен своей работой, но ни разу не смог взглянуть на портрет с достаточно большого расстояния, чтобы оценить его в полном масштабе.
Знаменитые купчихи тоже написаны в самое трудное время.
И сложно представить себе, что художник создавал свое художественное наследие полуголодным в холодной квартире, практически беспомощным в кресле-каталке, превозмогая страшные боли....
Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. До конца..."Я терпелива..."
Жена была с ним рядом до последних минут... За более чем пятнадцать лет - ни одного упрека или жалобы на усталость, ни одного нарекания на злую долю.
В 1926 году пишет портреты своей дочери Ирины.
Русская Венера (моделью послужила дочь Ирина). 1926 г.
Умер художник теплым майским днем 1927 года от скоротечного воспаления легких.
Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни блокады Ленинграда от голода...
P.S. Поистине великая сила духа обоих!
#РусскаяЖивопись
#Персоны