20 сен 2022
АЛЬФОНС МУХА: гений чешского модерна
ПродолжениеПозднее творчество Альфонса Мухи, увидевшего для себя с определенного момента новые, мессианские цели в искусстве, поразительным образом отличается от легковесного и жизнерадостного парижского ар-нуво времен Belle Epoque (Прекрасной эпохи), Сейчас в это сложно поверить, но на рубеже столетий чешский мастер был несоизмеримо более известен в Европе и Америке, чем А. Гауди и Г. Климт. В Париже его имя стало нарицательным для определения «нового стиля», а встречавшиеся буквально на каждом шагу изображения хорошеньких девушек в ореоле цветов и круглящихся локонов так и называли – «женщины Мюша». Этот феномен – результат расцвета прикладной печатной графики, пришедшегося именно на конец XIX и начало XX века. Параллельно с Мухой в данной области работали и другие мастера – Эжен Грассе, Теофиль Стейнлен, Поль-Эмиль Бертон, но художник из Моравии не ограничивался лишь графическими работами, проявив свой талант и фантазию в создании скульптуры, ювелирных украшений, интерьеров и произведений декоративно-прикладного искусства. Именно поэтому имя его было в ту пору постоянно на слуху.
А. Муха. Задумчивость. 1897 г. Литография предназначалась для иллюстрации календаря компании Champenois 1898 года
Однако сам художник одной из лучших своих работ считал произведение на религиозную тематику. В 1899 году в Париже вышла его книга «Le Pater» – иллюстрированное издание молитвы «Отче наш» на латыни и на французском языке. Книгу открывал фронтиспис с изображением человека, взывающего к божеству, представленному с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на радиционные изображения Бога.
Муха разделил саму молитву на семь фраз. Каждой из них мастер отвел по три страницы. На первой странице фраза приводится на латыни и по-французски, размещаясь в декоративной композиции из геометризованных и растительных форм с использованием различных символов. На следующей странице художник дает свой комментарий к содержанию фразы, где первая цветная литера напоминает буквицу из средневековой рукописи. Третья страница посвящена графической трактовке автором той или иной фразы. Представленные здесь рисунки носят глубоко символический характер.
Художнику эта книга виделась посланием будущим поколениям. Посредством древней христианской молитвы он хотел указать человечеству путь к Божественному Идеалу, к наивысшему духовному состоянию.
«В то время я увидел, что мой путь ведет в иное место, куда-то выше. Я искал, чем можно осветить самые дальние уголки. Поиски были короткими. Молитва Господня. Почему бы не выразить ее слова графическим образом?» А. Муха о книге «Молитва Господня»
Мастер задумал этот проект в переломный для своей карьеры момент. По его собственным словам, он в то время был уже утомлен бесконечными коммерческими заказами, и ему хотелось создать произведение, несущее в себе высокую миссию. Здесь проявился его давний интерес к спиритуализму и масонской философии. Масонство Мухи было результатом его стремления к той Истине, что находилась за пределами видимого мира. В своих духовных исканиях художник пришел к убеждению, что три добродетели – Красота, Истина и Любовь – краеугольные камни истории человечества и что распространение их идей через искусство будет способствовать улучшению жизни людей и, в конечном итоге, приведет к прогрессу.
«В то время я увидел, что мой путь ведет в иное место, куда-то выше. Я искал, чем можно осветить самые дальние уголки. Поиски были короткими. Молитва Господня. Почему бы не выразить ее слова графическим образом?» А. Муха о книге «Молитва Господня»
Мастер задумал этот проект в переломный для своей карьеры момент. По его собственным словам, он в то время был уже утомлен бесконечными коммерческими заказами, и ему хотелось создать произведение, несущее в себе высокую миссию. Здесь проявился его давний интерес к спиритуализму и масонской философии. Масонство Мухи было результатом его стремления к той Истине, что находилась за пределами видимого мира. В своих духовных исканиях художник пришел к убеждению, что три добродетели – Красота, Истина и Любовь – краеугольные камни истории человечества и что распространение их идей через искусство будет способствовать улучшению жизни людей и, в конечном итоге, приведет к прогрессу.
На всех страницах книги присутствует множество масонских символов. В 1900 году Муха представил издание и подготовительные рисунки к нему на парижской Всемирной выставке, и ему особенно польстило, что эти иллюстрации привлекли внимание австрийского императора Франца Иосифа I.
К началу нового века творчество Мухи стало популярно не только в Европе, но и за океаном. Его с нетерпением ждали в Америке, куда он впервые отправился в 1904 году, побывав здесь затем еще несколько раз. В честь приезда знаменитого художника в газете «New York Daily News» в апреле 1904 года о нем была напечатана статья, в которой Муху назвали «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». В Америке он много работал как живописец, создавая заказные портреты, а также читал лекции в Институте искусств в Чикаго. Он был востребован здесь и как театральный художник.
К началу нового века творчество Мухи стало популярно не только в Европе, но и за океаном. Его с нетерпением ждали в Америке, куда он впервые отправился в 1904 году, побывав здесь затем еще несколько раз. В честь приезда знаменитого художника в газете «New York Daily News» в апреле 1904 года о нем была напечатана статья, в которой Муху назвали «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». В Америке он много работал как живописец, создавая заказные портреты, а также читал лекции в Институте искусств в Чикаго. Он был востребован здесь и как театральный художник.
В эти годы художник все больше желал обосноваться, наконец, на своей родине, связь с которой он никогда не терял. Живя во Франции или Америке, он продолжал работать с пражскими издателями, создавая разного рода иллюстрации и плакаты, такие как «Принцесса Гиацинт».
Это была афиша к сказочному балету-пантомиме Ладислава Новака и Оскара Недбала о кузнеце, который мечтал о том, что его дочь окажется принцессой, похищенной колдуном. Главную роль исполняла актриса Андула Седлачкова, чей пристальный взгляд ледяных голубых глаз с плаката направлен на зрителя. В орнаменте полукруглого нимба, характерной детали многих его произведений, художник использовал мотивы сердца, короны и кузнечных инструментов, отсылающих к сюжету постановки. Но главное здесь – мотив цветов гиацинта, который встречается повсюду – и в вышивке платья, и в изысканных серебряных украшениях, и в волшебном округлом предмете, что держит в руке принцесса.
Исследователи говорят о том, что у чешских плакатов Мухи более красочный колорит, соответствующий яркости национальных костюмов. Но порой в этих образах чувствуется трагическое звучание.
Исследователи говорят о том, что у чешских плакатов Мухи более красочный колорит, соответствующий яркости национальных костюмов. Но порой в этих образах чувствуется трагическое звучание.
Так в плакате «Лотерея национального единства» Муха поддержал идею протеста против германизации своей страны. Данная лотерея была одним из способов собрать средства для того, чтобы обучение в школах проводилось на чешском языке. На плакате представлена сама Чехия как символическая мать чешского народа, в отчаянии сидящая на иссохшем дереве. Одной рукой она обнимает деревянную статую трехликого языческого бога Свантовита, покровителя древних славян. На переднем плане изображена девочка с книгами и карандашами, она с укором смотрит на зрителя, ожидая помощи, как для себя, так и для находящейся в бедственном положении Чехии.
Альфонс Муха всегда акцентировал внимание на своем славянском происхождении, поэтому на автопортретах и фотографиях он обычно предстает в вышитой рубашке. Свою первую рубашку в русском стиле он получил в подарок от художника из России, Давида Видгофа, во время учебы в Мюнхене.
Любовь не только к родине
Вращаясь долгое время в самых разных кругах Вены, Мюнхена и Парижа, Муха так и не обзавелся супругой. Любовь всей своей жизни Муха обрел на родине. Причем, как пишут, не по своей инициативе: молодая девушка, чешка по национальности, увидела художника, бывшего старше ее на 20 лет, в пражском Национальном театре. Импозантный мужчина привлек ее внимание: Мария добивается новой встречи и знакомится с мастером, который давно мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Она позирует, он называет ее на чешский манер «Марушкой» и считает всех женщин, бывших с ним до нее — «чужими». По духу, по склонности, по влечению. Муха пишет возлюбленной: «Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…».
Любовь не только к родине
Вращаясь долгое время в самых разных кругах Вены, Мюнхена и Парижа, Муха так и не обзавелся супругой. Любовь всей своей жизни Муха обрел на родине. Причем, как пишут, не по своей инициативе: молодая девушка, чешка по национальности, увидела художника, бывшего старше ее на 20 лет, в пражском Национальном театре. Импозантный мужчина привлек ее внимание: Мария добивается новой встречи и знакомится с мастером, который давно мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Она позирует, он называет ее на чешский манер «Марушкой» и считает всех женщин, бывших с ним до нее — «чужими». По духу, по склонности, по влечению. Муха пишет возлюбленной: «Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…».В 1906 году Муха женится на молодой художнице Марии Хитиловой, с которой он проживет до конца своих дней. Во время второго пребывания Мухи вместе с женой в Америке в 1909 году родится их дочь Ярослава, а через несколько лет, уже в Праге – сын Иржи (позднее — известный журналист, писатель, сценарист).
Чешская независимость и «муховки»
Альфонс Муха родился в самый разгар возрождения чешского национального самосознания и вырос ярым сторонником независимости и самоопределения своей родины. В 1918 году художник принял срочный заказ первого правительства независимой Чехословакии на разработку новых банкнот, а также герба, правительственных бланков и почтовой продукции. 15 апреля 1919 года была выпущена первая банкнота достоинством 100 чешских крон, позже были отпечатаны банкноты номиналом в 10, 20, 50, 100 и 500 крон. Огромное количество сложных узорных комбинаций говорит о том, что Муха стал одним из первых художников-бонистов, который уделял большое внимание защите купюр от возможной подделки. Чехам очень понравились новые деньги, которые в честь их создателя в народе называли «муховки».Банкнота Чехословакии в 10 крон, созданные по эскизам Мухи. На ней он изобразил портрет собственной дочери Ярославы, которой на тот момент было 9-10 лет.
Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX–XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
«Славянская эпопея» — главный проект художника
Мы уже рассказывали (см. заметку от 22.07.2022), что в 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Еще в 1904 году в Америке произошла знаменательная встреча художника с человеком, который поддержит его давнюю мечту – создание цикла полотен «Славянская эпопея». Где бы ни бывал мастер, везде он находил людей, разделяющих его интересы к национальным истокам. В Мюнхене он был главой Ассоциации славянских художников, в Париже в круг его знакомых входили польские мастера, в Нью-Йорке судьба его сводит с американским миллионером и славянофилом Чарльзом Крейном. Крейн имел широкие деловые и культурные связи с Россией, и его чрезвычайно заинтересовал проект Мухи, целью которого было увековечить историю славянских народов в нескольких монументальных картинах. Бизнесмен готов был безвозмездно оплатить все рабочие расходы художника и заранее согласился с тем, что написанные им произведения останутся на его родине.
«Славянская эпопея» — главный проект художника
Мы уже рассказывали (см. заметку от 22.07.2022), что в 1900 г. Муха принял участие в оформлении павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. В ту пору он заинтересовался историей славян. Еще в 1904 году в Америке произошла знаменательная встреча художника с человеком, который поддержит его давнюю мечту – создание цикла полотен «Славянская эпопея». Где бы ни бывал мастер, везде он находил людей, разделяющих его интересы к национальным истокам. В Мюнхене он был главой Ассоциации славянских художников, в Париже в круг его знакомых входили польские мастера, в Нью-Йорке судьба его сводит с американским миллионером и славянофилом Чарльзом Крейном. Крейн имел широкие деловые и культурные связи с Россией, и его чрезвычайно заинтересовал проект Мухи, целью которого было увековечить историю славянских народов в нескольких монументальных картинах. Бизнесмен готов был безвозмездно оплатить все рабочие расходы художника и заранее согласился с тем, что написанные им произведения останутся на его родине.
В 1909 году, вернувшись в Моравию, Муха начнет работать над первыми эскизами своего будущего цикла, художник посвятит ему почти 20 лет жизни. Полотна должны были иметь колоссальный размер... Для создания столь масштабной работы Мухе требуется поистине огромная студия. После усиленных поисков в 1911 году художник находит подходящее помещение. Это замок Збирог, расположенный между Прагой и Пльзенем. Перестроенный из средневековой крепости эксцентричным немецким магнатом, замок Збирог представлял собой строения в стиле нового ренессанса. А главное — там были подходящие залы: для «Славянской эпопеи» Муха приобрел холсты максимально возможного размера — 6×8 метров. Он смог разместить свою студию в огромном бальном зале.
Семья художника — любимая жена и модель Мария Хитилова, дочь Ярослава и сын Иржи — поселились в задних покоях пустующего замка. После долгих консультаций с ведущими историками и поездок в Польшу, Галицию и Россию, на Балканы, в монастыри Греции, вооружившись фактами, фотографиями и зарисовками, Альфонс Муха приступает к работе над главным трудом своей жизни.
В общей сложности им было написано 20 полотен, над некоторыми из них он трудился одновременно, проводя ежедневно на лесах по 9-10 часов. Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Исторические сцены переплетаются с мифологическими видениями, патетика перемежается драматизмом. Жители деревни Збирог принимают в работе над полотнами самое непосредственное участие на протяжении 18 лет — позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
В общей сложности им было написано 20 полотен, над некоторыми из них он трудился одновременно, проводя ежедневно на лесах по 9-10 часов. Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Исторические сцены переплетаются с мифологическими видениями, патетика перемежается драматизмом. Жители деревни Збирог принимают в работе над полотнами самое непосредственное участие на протяжении 18 лет — позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
В 1913-м, в год празднования трехсотлетия Дома Романовых, собирая материал для «Славянской эпопеи», Муха приехал в Россию. Он посетил Санкт-Петербург и Москву, но наибольшее впечатление произвела на него Троице-Сергиева лавра. В результате этого путешествия возникло полотно «Отмена крепостного права в России» - единственная картина, посвященная России в цикле Мухи. Здесь изображена заснеженная Красная площадь в утренних или вечерних сумерках, с храмом Василия Блаженного и кремлевскими башнями на заднем плане, простому люду зачитывают указ об отмене крепостного права. Существует мнение, что работая над этой композицией, чешский художник ориентировался на произведение Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», которое он мог видеть во время своего визита в Третьяковскую галерею.
В Москве Муха побывал в гостях у своего старого приятеля, живописца Леонида Пастернака, с которым вместе учился в Мюнхене - там как раз праздновали выход в свет поэтического сборника его сына, Бориса Пастернака. В России имя Мухи было на тот момент хорошо известно, его первая выставка состоялась здесь уже в 1907 году.
«Русская тема» затем еще несколько раз прозвучит в творчестве Мухи. В 1922 году, когда в Советской России бушевал голод, художник исполнит плакат для организации «Помгол» с призывом помощи. Изможденная и страдающая мать держит на руках ослабевшего от голода ребенка. Головы персонажей обрамлены едва заметными нимбами, что отсылают зрителя к образу Богоматери с младенцем. Религиозная символика прочитывается и в изображениях белых голубей, раненных стрелами, которых можно увидеть в верхней части композиции.
Фотографии, сделанные Мухой во время его путешествия по России, послужили импульсом к возникновению картины «Странница» (известна и под названиями «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь»), написанной в 1922–1923 гг. Заблудившаяся странница, сидящая на снегу, готова принять от Господа свою смерть. К ней приближается стая волков, но яркая звезда да, озаряющая ночной пейзаж, сияет, словно символ надежды на спасение, если не бренного тела, то души.
«Русская тема» затем еще несколько раз прозвучит в творчестве Мухи. В 1922 году, когда в Советской России бушевал голод, художник исполнит плакат для организации «Помгол» с призывом помощи. Изможденная и страдающая мать держит на руках ослабевшего от голода ребенка. Головы персонажей обрамлены едва заметными нимбами, что отсылают зрителя к образу Богоматери с младенцем. Религиозная символика прочитывается и в изображениях белых голубей, раненных стрелами, которых можно увидеть в верхней части композиции.
Фотографии, сделанные Мухой во время его путешествия по России, послужили импульсом к возникновению картины «Странница» (известна и под названиями «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь»), написанной в 1922–1923 гг. Заблудившаяся странница, сидящая на снегу, готова принять от Господа свою смерть. К ней приближается стая волков, но яркая звезда да, озаряющая ночной пейзаж, сияет, словно символ надежды на спасение, если не бренного тела, то души.
Готовясь к созданию «Славянской эпопеи», помимо России художник побывал в Польше, Галиции, на Балканах и в нескольких греческих монастырях, где он общался с ведущими историками, делал фотографии и зарисовки. Творчеству Мухи было свойственно тяготение к символизму, поэтому в его полотнах реальные исторические сюжеты переплетаются с мифами и легендами, а в небесах парят аллегорические фигуры, христианские святые и языческие божества.
В картине «Славяне на исконной родине» (1912 г.) с которой Муха начинает свою серию, изображены на переднем плане две женские фигуры, в ужасе прячущиеся в кустах, в то время как их деревня горит на горизонте, им удалось выжить после одного из вражеских нападений. Лица женщин, исполненные страха, обращены к зрителю, словно с мольбой о помощи. В верхнем правом углу полотна над многострадальной землей простирает руки языческий жрец в окружении двух фигур, символизирующих войну и мир. Их образы предвещают мир и свободу, которые придут к славянскому народу после обретения независимости ценой войны.
А. Муха. Славяне на исконной Родине: между туранским кнутом и готским мечом. 1912 г. Цикл "Славянская эпопея"
В последней картине серии, называющейся «Апофеоз истории Славянства» (1926 г.), Муха стремился собрать воедино все темы, затронутые в других девятнадцати эпизодах «Славянской эпопеи», и прославить независимость славянских народов.
Полотно условно делится на 4 разные части, каждой из которых соответствует свое цветовое решение. В них раскрывается тема последовательного развития славянской истории: в правом нижнем углу картины фигуры, обозначенные синим цветом, олицетворяют первые годы славянской истории, красный цвет в верхней части композиции символизирует кровопролитие в гуситских войнах в средние века, фигуры, изображенные в тени, являют собой врагов, продолжающих атаки на славянские племена, и наконец, по центру написаны озаряемые светом чешские и словацкие солдаты, возвращающиеся с фронтов Первой мировой войны. Это свидетельство распада Австро-Венгерской империи и наступления новой эры для славянского народа. Их приветствуют юноши и девушки, держащие в руках зеленые ветви. Полуобнаженная мужская фигура, доминирующая на холсте, – воплощение новой, сильной и независимой республики, управляемой и защищаемой самим Христом, чей лик представлен на заднем плане.
Полотно условно делится на 4 разные части, каждой из которых соответствует свое цветовое решение. В них раскрывается тема последовательного развития славянской истории: в правом нижнем углу картины фигуры, обозначенные синим цветом, олицетворяют первые годы славянской истории, красный цвет в верхней части композиции символизирует кровопролитие в гуситских войнах в средние века, фигуры, изображенные в тени, являют собой врагов, продолжающих атаки на славянские племена, и наконец, по центру написаны озаряемые светом чешские и словацкие солдаты, возвращающиеся с фронтов Первой мировой войны. Это свидетельство распада Австро-Венгерской империи и наступления новой эры для славянского народа. Их приветствуют юноши и девушки, держащие в руках зеленые ветви. Полуобнаженная мужская фигура, доминирующая на холсте, – воплощение новой, сильной и независимой республики, управляемой и защищаемой самим Христом, чей лик представлен на заднем плане.
Роль христианской веры в жизни славянских народов подчеркивается художником в композиции «Святая гора Афон» (1926 г.). Гора Афон была долгое время центром греческой православной церкви, и для южных славян она имела большое значение. Муха высоко ценил православную церковь, считая, что она оказывает объединяющее влияние на славянский народ. Когда он посетил монастырь на горе Афон в 1924 году, то был впечатлен той духовностью, что здесь царила. В композиции представлена процессия русских паломников, направляющихся к четырем священнослужителям, изображенным на заднем плане и держащим в руках реликвии. Солнечные лучи, проникающие в храм, освещают ангелов, они держат модели четырех славянских монастырей в районе горы Афон. Сверху взирает на всех Богородица, чей образ в божественном сиянии золота украшает апсиду храма.
В сентябре 1928 года законченный цикл картин был преподнесен в дар городу Праге в честь десятой годовщины существования независимой Чехословакии. В него вошли батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар. Уже тогда предполагалось, что для показа полотен будет выстроено отдельное здание, чего до сих пор так не случилось. В 1920 году еще не оконченный цикл был показан в Чикаго, а затем состоялась выставка художника в Нью-Йорке, где Муху вновь ждал оглушительный успех.
Однако в Европе, в том числе и на родине, критики посчитали «Славянскую эпопею» слишком одиозной и устаревшей, как в моральном, так и в художественном плане. Но мастера это не смущало, он был счастлив, что его идея воплотилась в жизнь, и был уверен в том, что его работы окажут благотворное влияние на молодое поколение соотечественников. Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге. С 2020 года цикл экспонируется в замке города Моравский Крумлов.
Для чешской столицы Мухой были выполнены несколько монументальных заказов – оформление росписями зала мэра в Общественном (или Муниципальном) доме (1911 г.),
отелей «Европа» и «Империал», а также создан эскиз для витража достраиваемого готического собора Святого Вита в Пражском Граде.
После завершения «Славянской эпопеи» в планах художника было создание еще нескольких аллегорических полотен. В последние годы жизни в свете нарастающей угрозы новой войны Муха замыслил амбициозный проект – триптих «Век разума», «Век мудрости» и «Век любви», который должен был стать его очередным посланием для всего человечества. Темы, затронутые в триптихе «Три века» – разум, мудрость и любовь – были для Мухи фундаментальными основами человеческого бытия. Согласно его записям художник считал разум и любовь двумя крайностями, которые можно объединить только мудростью.
Мастер не смог завершить работу по причине слабого здоровья. Окружающий его современный мир виделся художнику как «Век разума», демонстрирующий расчетливые и безжалостные свойства человеческой натуры.
В представлении Мухи разум диктует людям жажду власти, которая ведет их к войне. В этюде к этой части триптиха художник запечатлел кошмарный образ мира, управляемого разумом, символы которого – гигантские колеса, машины и фабричные трубы, этот мир наполнен гневными толпами людей, а горстка диктаторов пытается контролировать массы.
В представлении Мухи разум диктует людям жажду власти, которая ведет их к войне. В этюде к этой части триптиха художник запечатлел кошмарный образ мира, управляемого разумом, символы которого – гигантские колеса, машины и фабричные трубы, этот мир наполнен гневными толпами людей, а горстка диктаторов пытается контролировать массы.
К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 1930-х годов (период расцвета функционализма), а также в социалистический период его творчество считалось устаревшим и чрезмерно националистическим.
Некогда светлому и полному изящества и красоты искусству Альфонса Мухи уже не было места в этом мире. В 1939 году фашистская Германия захватила территорию Чехословакии. Художника, как известного поборника панславянской идеи и масона, внесли в список врагов Третьего рейха. Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру.
Некогда светлому и полному изящества и красоты искусству Альфонса Мухи уже не было места в этом мире. В 1939 году фашистская Германия захватила территорию Чехословакии. Художника, как известного поборника панславянской идеи и масона, внесли в список врагов Третьего рейха. Патриотизм художника (не столько моравский или чешский, сколько общеславянский) был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру.
Гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, без того неважное здоровье мастера было изрядно подорвано. Муха скончался 14 июля 1939 года, не дожив десяти дней до своего 79-го дня рождения. Несмотря на запрет немецких властей на публичные собрания и выступления, художник Макс Швабинский произнес траурную речь перед большим количеством скорбящих, пришедших на погребение знаменитого маэстро. Похоронен великий художник на Вышеградском кладбище Праги.
Со смертью Альфонса Мухи прекрасная эпоха модерн окончательно завершилась. В искусстве давно уже торжествовали новые формы, новые ритмы и новые идеи.
Со смертью Альфонса Мухи прекрасная эпоха модерн окончательно завершилась. В искусстве давно уже торжествовали новые формы, новые ритмы и новые идеи.
Мемориальная доска Альфонсу Мухе в Микулове на фасаде бывшего провинциального раввината Моравии и Силезии (ныне бутик-отель Tanzberg).
«Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге» — писал Альфонс Муха о своей главной художественной работе. Но следует ли винить современников в том что сближает их не только социальный посыл главного труда жизни мастера, «Славянская эпопея»? Для нас Альфонс Муха был и остается великим художником модерна, создателем замечательной галереи женских фантазийных портретов, которые делают повседневную жизнь более нарядной и эстетичной.
Муха, не будучи ни пошлым, ни примитивным, был при этом художником, которого, без сомнения, можно назвать народным. Он никогда не стремился к дешевым, популистским трюкам и был сполна награжден за свою честность — работы его полюбились зрителям и прославили его имя на века. И по сей день дизайнеры частенько черпают вдохновение в его картинах. Художник, считавший живопись необычайно сложным, многогранным явлением, обладал поистине необыкновенным талантом: повседневную жизнь, полную забот и лишенную радостей и сильных чувств, он мог превратить в яркий праздник, создав настоящую феерию красок и чувств.
Муха, не будучи ни пошлым, ни примитивным, был при этом художником, которого, без сомнения, можно назвать народным. Он никогда не стремился к дешевым, популистским трюкам и был сполна награжден за свою честность — работы его полюбились зрителям и прославили его имя на века. И по сей день дизайнеры частенько черпают вдохновение в его картинах. Художник, считавший живопись необычайно сложным, многогранным явлением, обладал поистине необыкновенным талантом: повседневную жизнь, полную забот и лишенную радостей и сильных чувств, он мог превратить в яркий праздник, создав настоящую феерию красок и чувств.
Муха прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив после себя талантливых потомков. Мария, ученица и супруга мастера, пережила мужа на 20 лет. Иржи, сын художника, стал известным журналистом, а дочь и внуки мастера унаследовали творческие способности. Так, внучка Мухи Ярмила создала проект по созданию декоративных изделий по эскизам своего дедушки.
Могила знаменитого живописца находится на Вышеградском кладбище в Чехии. В Праге с 1998 года работает музей, посвященный творчеству художника и оформителя. В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.
Могила знаменитого живописца находится на Вышеградском кладбище в Чехии. В Праге с 1998 года работает музей, посвященный творчеству художника и оформителя. В честь Альфонса Мухи назван астероид № 5122.
P.S. При выходе из дома Альфонс Муха оставлял у порога дощечку с надписью «Муха скоро вернется». На этой дощечке могли оставлять свои записки те, кому не удалось застать художника дома. Эта интересная деталь сохранена в музее Мухи в Праге и по сей день, стерто только точное время возвращения.
#модерн
#модерн
Как раз сейчас заканчиваю вышивку по его картине "Девушка с мольбертами"