Комментарии
- 11 июл 2023 10:32Лариса КаёваМы не ровесники,но... скажу :-" наши уходят"
- 11 июл 2023 10:33Лариса Каёва
- 11 июл 2023 23:06Ольга 🌍Спасибо. Как всегда интересный и подробный рассказ.
- 11 июл 2023 23:16Татьяна Тройнова
- 12 июл 2023 06:21Софья ИльинскаяГлубокое уважение , низкий поклон , добрая память .........
- 12 июл 2023 18:57Гульнази БайбуринаОчень колоритный, позитивный и неподражаемый актёр. Даже в маленьких ролях запоминался своей яркой индивидуальностью, острой характерностью и комическим дарованием. М. Пуговкин прожил трудную и очень достойную для человеческой сущности жизнь. Был обожаем советским зрителем и внес очень существенный вклад в советский кинематограф. Спасибо за прекрасную публикацию!
- 15 июл 2023 19:57Катя Иванова
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
К 100-летию народного артиста СССР МИХАИЛА ПУГОВКИНА
Мало кто из артистов сыграл больше ролей, чем он, - то ли 99, то ли 101, правда, среди этих ролей не было ни одной главной, но каждый эпизод, сыгранный Пуговкиным, накрепко впечатался в память зрителей.Любой фильм, с участием Михаила Ивановича нравится зрителям, такие фильмы можно смотреть бесконечное количество раз. На пике своей славы Пуговкин не мог спокойно выйти на улицу - его тут же окружала толпа. Завидуя такой популярности, кто-то из коллег наградил его кличкой Крестьянин. «Ну разве это актер? - судачили в курилках. - Физиономия простецкая, нос картошкой, приемы одни и те же из фильма в фильм. Где интеллект, где творческий поиск?» Слыша такие разговоры, Михаил Иванович не обижался: «Они просто не знают, что интеллект я всегда с собой ношу, в отдельной сумочке, - берегу для умных людей».
Биографию детства Миньки, как все вокруг называли мальчика, беззаботным не назовешь. Во время коллективизации большую крестьянскую семью сочли бедняцкой и не раскулачили, но поголодать им все-таки пришлось - поэтому Пуговкин не отличался крепким здоровьем. Его «университеты» свелись к трем классам начальной школы, а дальше нaчались трудовые будни: он гонял на выпас корову, работал в огороде, а еще лихо отплясывал на деревенских свадьбах. Без «цыганочки» в исполнении Миньки, без его «барыни», русской «полечки» и частушек не обходилась ни одна свадьба, задорного паренька приглашали даже в соседние деревни. Односельчане говорили: «Быть тебе, Михась, артистом». Но он и сам для себя так решил.
Но, скорее всего, об артистической карьере Минька задумался уже в Москве, куда семья перебралась в 1936 году. Есть версия, что мать, Наталья Михайловна, тяжело заболела, и ей понадобилась операция, но больше похоже, что Пуговкины просто-напросто сбежали в столицу от «райской» колхозной жизни. К тому времени в Москве уже жили двое Минькиных братьев, работавших на заводе, и сестра матери Вера Михайловна - она и приютила родню в своей комнате в Печатном переулке.
Пуговкин начисто забыл, какую пьесу тогда играли, но всегда помнил пережитый тогда восторг: актеры примеряли на себя чужие роли и чужие жизни, властно заставляя публику то смеяться, то плакать. Он вдруг понял, что его место - среди них, на сцене. Записавшись в кружок, он почти каждый день бегал в клуб на репетиции, даже не умывшись после работы.
«Кто это у вас такой чумазый?» - поинтересовался зашедший как-то в клуб Федор Каверин, молодой главный режиссер Московского драматического театра на Сретенке. В то время Михаилу поручили заменить заболевшего исполнителя роли купца Большова в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся». Окрыленный доверием, он за одну ночь выучил не только свою роль, но заодно и всю пьесу, и потом в течение двух лет играл купца Большова. В этом спектакле его увидел известный в то время режиссер Федор Каверин, который был поражен - ведь Михаилу тогда едва исполнилось 16 лет.
Будущего артиста не остановило даже то, что на заводе ему, подмастерью, платили в несколько раз больше, чем обещали в театре. Работая на заводе, Пуговкин получал 450 рублей, в театре же ему предложили всего 75. И все-таки он решил изменить свою судьбу, а мама, поняв, что сына не отговорить, благословила его: «Иди, раз душа просит». Но потом добавила: «Только с таким лицом разве берут в артисты?». Этот вопрос потом еще долго преследовал Пуговкина.
Скоро Пуговкин стал выходить на сцену в небольших ролях. Через год - новая удача. Оказалось, что с таким лицом в артисты берут. Режиссер Григорий Рошаль, который сам же смеялся над Пуговкиным, называя его лицо кинобудкой, пригласил шестнадцатилетнего актера в фильм «Дело Артамоновых» на роль Стеши Барского. Там требовался как раз такой типаж - наглый купчик Степаша Барский. пытавшийся «переплясать» главного героя на свадьбе. Ради минутной сцены он готов был. не жалуясь, плясать часами.
В 26-дневных боях за Ельню Пуговкину помогли уцелеть хладнокровие и крестьянская смекалка. Битву под Москвой он встретил уже опытным солдатом, разведчиком 1147-го стрелкового полка. После того как фашистов отогнали от столицы, его часть была переброшена на юг к Ворошиловграду.
Комиссованный фронтовик вернулся в Москву, где стал играть в Русском драматическом театре под руководством Н.М. Горчакова — единственном из столичных театров, работавших в то время. Там Михаилу дали первую в его жизни главную роль — двадцатилетний актер с блеском сыграл Петра Огонькова в пьесе «Москвичка», о чем даже написала газета «Правда».
В том же 1943 году он сыграл матроса Федю в фильме «Кутузов». На сей раз роль была трагической: его герой погибал на Бородинском поле, прося передать матери, что «живот свой положил за Отечество». Роль Феди могла быть больше, но Пуговкину пришлось отпроситься со съемок для сдачи экзаменов в Школу-студию МХАТ.
И рассказывал впоследствии: «Я рассказал, чуть сбивчиво, свою биографию. Москвин, внимательно выслушав, одобрительно кивнул. «Что будете показывать?» - спросили в приемной комиссии. И я читал басню «Кот и повар». Комиссия заметно развеселилась. Ободренный явным успехом, я добавил: «Могу и еще! Лирику». И начал читать Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый и томный...» И снова смех, перешедший в хохот. Выйдя из аудитории, расстроенный, я ругал сам себя: «Ну, куда ты со своей физиономией лезешь читать Пушкина?». Но все закончилось благополучно, в списки студентов меня зачислили первым. Правда, Ивану Михайловичу Москвину самому пришлось поехать в управление Высшей школы и сказать, что аттестат об образовании утерян мной на фронте. Этой святой ложью Иван Михайлович очень помог мне».
В 1946 году начальник училища и вовсе отпустил Пуговкина в Москву доучиваться. Вскоре актер влюбился в одну из студенток студии - Надежду Надеждину. Одновременно за ней ухаживал другой будущий любимец зрителей -Алексей Баталов, но девушка выбрала простоватого на вид Михаила. После свадьбы Михаила направили по распределению в далекий Мурманск, куда за ним последовала, уйдя с третьего курса и Надежда. В 1948 году в Мурманске у них родилась дочь Елена.
Новым местом работы Пуговкина стал Театр Ленинского комсомола, где он проработал с 1950 по 1958 гг. Но простонародная внешность продолжала определять круг его ролей: балагуры-солдаты, приказчики и смешные безобидные бюрократы. Он даже перестал рассказывать коллегам, что еще в Школе-студии сыграл Мармеладова в «Преступлении и наказании» так, что педагоги не в шутку называли его «классическим героем Достоевского».
Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень убедительно, и поэтому основное внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины, и это актерское качество Михаила Пуговкина отмечал Сергей Бондарчук. Однажды, под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль.
Брак Путовкина. как часто бывает в актерских семьях, сгубил быт-точнее, его отсутствие. «Приходишь из театра, - жаловался актер, - а дома есть нечего!» Вдобавок Михаил ревновал красавицу Надежду ко всем мужчинам в театре. После развода жена отправила дочку к родителям в Смоленск, а сама уехала работать в Омский драматический театр. Став Заслуженной артисткой РСФСР, о бывшем муже вспоминала тепло. В Омске она жила до своей кончины в 2011 году. А вот дочь Елена, живущая ныне в Москве, обиделась на отца и много лет с ним не общалась.
Хорошенько отметив встречу, друзья «под наркозом» ввалились в купе Лукьянченко. Похоже, Пуговкин сумел произвести на Александру Николаевну впечатление - вернувшись в Москву, они начали встречаться. Лукьянченко была на семь лет старше актера, у нее был муж-пианист и две взрослые дочери - Надежда и Вера. Все это не помешало развитию романа, и через год певица оставила шикарную квартиру в Каретном Ряду и поселилась в коммуналке, где у Пуговкина была комната.
Так Михаил Пуговкин. которому было уже под сорок, вновь обрел стройность. Ради третьего условия - безупречного внешнего вида - Александра Николаевна через влиятельных знакомых добывала для супруга модную одежду. Результат превзошел ожидания: за один 1961 год актер, которого многие уже списали со счетов, снялся в четырех картинах.
Действительно, снимать Пуговкина стало интересно многим режиссерам. В 1964 году состоялась его судьбоносная встреча с Леонидом Гайдаем. Начиная работать над «Операцией «Ы». он хотел пригласить Пуговкина на роль Верзилы, но в дирекции «Мосфильма» идею забраковали: «У Пуговкина физиономия бандитская. а Верзила - он незлой». В итоге роль сыграл Алексей Смирнов, а Михаилу Ивановичу досталась маленькая роль прораба на стройке. Но и ее запомнили, как и фразу пуговкинского героя про космические корабли, которые бороздят просторы Вселенной...После этого Пуговкин стал для Гайдая актером-талисманом. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!».
В годы перестройки Пуговкин не поддался лихорадке политической активности, охватившей многих его коллег, не ходил на митинги, не баллотировался в депутаты. Он вообще никак не реагировал на события - похоже, просто растерялся. Страна, за которую он воевал, которую смешил и заставлял задуматься, исчезала на глазах.
«В это время меня пригласили на творческие встречи в Ялту. Пригласила одна женщина - Ирина Константиновна, сестра народного артиста Юрия Медведева, недавно скончавшегося. Приехал я в Ялту и задержался... Ирина Константиновна стала моей женой... Вскоре я обменял свою квартиру на Олимпийском проспекте на квартиру в Ялте. Когда мы переезжали, все жильцы дома смотрели, что мы будем выгружать. А у нас было узлов 5-6. Мы, когда менялись, то договорились баш на баш: стол на стол, диван на диван. Правда, как всегда, мы прогадали, отдали лучшее. Зато под окнами было море!»
Дохода от этого было мало, украинские власти выделили ему пенсию, на которую невозможно было прожить. Правда, он получил квартиру в старинном особняке, но в аварийном состоянии и без окон: когда-то это были комнаты прислуги. К тому же у дверей каждый день толпились туристы - бойкие экскурсоводы включили дом актера в список достопримечательностей города: «Раньше здесь жил граф Воронцов, а теперь актер Пуговкин».
Михаил Иванович занялся писательством, издал книгу мемуаров и иногда лично выходил продавать ее, облюбовав место под раскидистым дубом в центре Ялты. Ирина Константиновна окружила его заботой, став и секретарем. и водителем, и поваром. В доме снова было людно -дети, внуки, а потом и правнуки, и приезжающие из Москвы друзья.
Он сыграл еще в трех фильмах, включая «Бременских музыкантов» своего друга Александра Абдулова. Последней для него стала в 2004 году роль в лирической комедии «Бриллианты для Золушки» - опять эпизод, последний эпизод его жизни... Он играл дедушку, ветерана Великой Отечественной войны, и в конце фильма пел песню М.Блантера и М.Исаковского «Враги сожгли родную хату». «Я жду свою роль. «Звездой» можно стать и в 75 лет». - часто говорил он.
В июле 2008-го состояние актера резко ухудшилось, но от госпитализации он отказался - со времен фронтовых госпиталей терпеть не мог больниц. 25 июля 2008 года Михаил Пуговкин умер на руках у жены. Она рассказала, что незадолго до смерти он говорил: «Я и мысли не допускаю, что последняя моя роль уже сыграна». Михаил Пуговкин был похоронен на Ваганьковском кладбище на участке №25.
#АртистыТеатраИКино