К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы,

чье имя неразрывно связано с Малым театром. Она была кумиром. О ней слагали легенды. Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет, ее считали одной из самых выдающихся актрис в мире. К.С. Станиславский называл ее целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, искренней простоты и скромности».

Мария Николаевна прославилась ролями женщин, преданных своим идеалам и противостоящих окружающему миру. С 1902 года – заслуженная артистка Императорских театров, в 1920 году стала первой Народной артисткой РСФСР. В 1935 году ее имя было присвоено Московскому драматическому театру.
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973986431793
Мария Николаевна родилась 15 июля 1853 года в Москве, в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова. Это был талантливый человек, он хорошо рисовал, писал прозу и стихи. Мать, Александра Ильинична, посвятившая жизнь мужу и детям, читала Маше пьесы, начиная с Полевого и Коцебу и кончая Шекспиром. Дед актрисы по отцовской линии Алексей Семенович когда-то был крепостным скрипачом князей Волконских. Получив вольную, в 1820-х годах работал в Московской императорской труппе (Большой и Малый театры) помощником гардеробмейстера – служил в костюмерном цехе. Всех своих шестерых детей он отдал в театральное училище при труппе. Выучившись, они пошли работать в театр.

Детство и юность Ермоловой прошли в унылой подвальной квартире дома просвирни Воиновой, у Спаса на Песках, в Каретном Ряду. Семья Ермоловых была очень благочестивой и верующей. Они жили довольно скромно, если не сказать, бедно. Отец Ермоловой, до того как стать суфлером, был драматическим артистом, также написал несколько водевилей, которые шли на сцене Императорского театра, однако большого успеха не имели. Н.А. Ермолов по-своему горячо любил детей (у него было четыре дочери), но отличался крутым нравом. Основной педагогический принцип, какого придерживался Ермолов и неукоснительно проводил в воспитании дочерей, формулировался так: «Жизнь – тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его».
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973986494257
Николай Ермолов обожал театр, и когда возвращался домой, то весь был полон впечатлениями от игры «великого Щепкина», «великого Садовского». Стоит ли удивляться, что его дочь с четырех лет уже мечтала о театре и жила уверенностью, что она будет великой артисткой, еще не понимая значения этих слов.

В 9 лет Машу отдали пансионеркой в Московское театральное училище на балетное отделение, но способностей к балету у нее не обнаружилось. И только учитель французского языка, Сент-Аман, хвалил ее за декламацию и отмечал, что у нее «много души». Почти ежедневно участвуя в массовых сценах в балетах, операх, драмах, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров театра. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрылось большое драматическое дарование Ермоловой. Но на сцену Ермолова выходила в бессловесных ролях пажей и амуров. Однако эти выходы юной артистки очень скоро прекратились. Руководитель курса, прославленный И.В. Самарин, увидев ее на сцене, сказал: «Уберите вы этого невозможного пажа!» И Маша на сцене не появлялась до бенефиса своего отца.
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973986526001
Но и Ермолов не сумел определить характер дарования дочери. Когда девочке было 13, отец, знавший о ее увлечении драмой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе. Марии досталась роль девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле Дмитрия Ленского «Жених нарасхват». Эта роль мало подходила тринадцатилетней Маше, и, конечно, она провалилась. Самарин снисходительно произнес: «Пускай пляшет себе у воды» (то есть на заднем плане, куда обыкновенно ставили самых неспособных танцовщиц). После этой неудачной роли последовала пауза в три года.

Неудача не сломила ее духа. Впоследствии, будучи уже знаменитой артисткой, она вспоминала: «Несмотря ни на что, ни на какие невзгоды и незадачи, во мне всегда, сама не знаю – почему, жила непоколебимая уверенность, что я буду актрисой, и не какой-нибудь, а первой актрисой и на Малой сцене. Никогда, ни одному человеку не высказывала я этой уверенности, но она не покидала меня».

Дебют Ермоловой на сцене Малого театра состоялся 30 января 1870 года. Первая актриса театра Надежда Медведева решила поставить в свой бенефис пьесу Лессинга «Эмилия Галотти». На роль Эмилии была назначена молодая актриса Гликерия Позднякова (Федотова). Но она неожиданно заболела. Медведева стала искать ей замену. Воспитанница балетной школы Семенова порекомендовала на эту роль Машеньку Ермолову, которая «необыкновенно играет». Через несколько дней состоялись «смотрины». После первого же монолога Медведева взволнованно воскликнула: «Вы будете играть Эмилию!»
Благодаря любимице Москвы актрисе Надежде Медведевой (на снимке) Маша Ермолова получила драматическую роль, которая принесла первый успех
Благодаря любимице Москвы актрисе Надежде Медведевой (на снимке) Маша Ермолова получила драматическую роль, которая принесла первый успех
Ермолова, проявившая в трагической роли Эмилии мощный сценический темперамент, удивительную искренность, имела огромный успех. «Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их передачи, небывалой силой трагического подъема», – писал исследователь ее творчества С.Н. Дурылин. А когда рассказ Эмилии был окончен, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина, наградил дебютантку громом аплодисментов. Мария записала в дневнике: «День этот вписан в историю моей жизни такими же крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я счастлива… нет, я счастливейший человек в мире».
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973987132465
В 1871 Ермолова окончила театральное училище и была зачислена в труппу Малого театра. Однако первые два сезона пребывания в театре трагическое, героическое по направленности дарование Ермоловой не получило раскрытия. Ей поручали роли легкомысленных барышень, «простушек» в пустых комедиях и водевилях, роли в примитивных мелодрамах (немногочисленные роли в классическом репертуаре также не соответствовали данным актрисы: Лидочка – «Свадьба Кречинского», Марианна – «Тартюф» и др.). Материально, правда, стало легче: Мария была принята в театр на 600 рублей в год, и бюджет семьи увеличился наполовину.

Так продолжалось до 1873 года, когда Ермоловой поручили сыграть ее первую главную роль – Катерину в «Грозе» А.Н. Островского вместо временно отсутствовавшей примы Г.Н. Федотовой. Катерина Ермоловой была подлинным «лучом света в темном царстве». С огромной трагической силой играла она финал «Грозы». Теперь ни у кого не оставалось сомнений, что в Малом театре появилась трагическая актриса, которой по плечу самые трудные роли мирового репертуара. В течение многих лет актриса продолжала работать над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в своем мире мечтаний и любви. Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.
Мария Ермолова в роли Катерины в постановке "Грозы" А. Островского. 1873 г.
Мария Ермолова в роли Катерины в постановке "Грозы" А. Островского. 1873 г.
В период 1870-1880 гг. она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, который учился на юридическом факультете, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. В это же время Ермолова начала играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.

Для своего первого бенефиса (7 марта 1876 года) Ермолова выбрала пьесу Лопе де Вега «Овечий источник», роль юной Лауренсии – девушки из народа, поднимающей восстание против поработителей. В этой роли особенно сильно проявилась тесная связь актрисы с передовыми устремлениями эпохи. «Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра М. Н. в роли Лауренсии, – писал Н. И. Стороженко, – ... когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошел до энтузиазма... В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

Роль Лауренсии утвердила Ермолову как крупнейшую представительницу революционного романтизма, выдающуюся трагическую и героическую актрису. Обладая исключительным сценическим темпераментом и фантазией, Ермолова легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей. Исполнение Ермоловой этой роли превращало сцену как бы в политическую трибуну.
Маша Ермолова (в центре) с сестрами Александрой в Анной. 1885 г.
Маша Ермолова (в центре) с сестрами Александрой в Анной. 1885 г.
Ермолова через свою подругу В. В. Топольскую и близкого знакомого С. И. Васюкова, привлекавшегося к суду по делу революционеров народовольцев (т. н. «Процесс 193-х»), была знакома с прогрессивно настроенной молодежью. Она посещала кружки радикально настроенной интеллигенции, где пелись революционные песни, читались запрещенные цензурой стихи. Вслед за Белинским, Гоголем, Островским, революционерами-демократами она верила в просветительную, морально-этическую силу искусства.

Именно после премьеры «Овечьего источника» у нее появилась репутация артистки райка и галерки, молодежи и студенчества. «Вы были нашим солнцем и освещали нашу молодость, Марья Николаевна!» – восклицал известный журналист и театральный критик В.М. Дорошевич. Трибуном свободы, душою истины называли Ермолову, эту молчаливую в жизни женщину. После спектаклей «Овечьего источника» Лопе де Вега молодежь впрягалась в театральную карету и так доставляла Ермолову домой. Несмотря на колоссальный успех, спектакль по требованию полиции вскоре был снят с репертуара.
Мария Ермолова в образе Офелии. 1878 г.
Мария Ермолова в образе Офелии. 1878 г.
В то же время вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, необыкновенной искренности, теплоты, правдивости. Роли Василисы Мелентьевой (одноименная пьеса А. Островского, 1876 г.), Юлии Тугиной («Последняя жертва», 1877 г.), леди Анны («Ричард III», 1878 г.), Офелии (1878 г.); Юдифи («Уриэль Акоста» Гуцкова, 1879 г.) утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Образ Юдифи, созданный Ермоловой, был проникнут гневным протестом против мракобесия.

В личной жизни, казалось, все складывалось не менее удачно: в 23 года Мария Ермолова вышла замуж за студента юридического факультета Николая Шубинского, который вскоре стал успешным адвокатом. У них родилась дочь, и внешне все выглядело так, как будто они были образцовой семьей. Но на самом деле счастливым этот брак можно было назвать только в первые годы.
Николай Шубинский был красив, представителен и речист
Николай Шубинский был красив, представителен и речист
В 30 лет актриса познакомилась с профессором медицинского факультета Московского университета Константином Павлиновым. Ради него она была готова оставить мужа, брак с которым на тот момент давно был не более чем формальностью, но в последний момент отказалась от этой идеи ради дочери. Ермолова призналась ей в этом спустя много лет: «Ты помнишь наше путешествие на пароходе? Тебе 8 лет, ты о чем-то спрашиваешь, а я не отвечаю. И тогда слезы выступают у тебя на глазах. Да, Маргарита, тогда эти слезы остановили меня от поспешных шагов... Если бы я причинила боль близким людям, я бы никогда не была счастлива».

Годы спустя Маргарита смогла понять, почему мать хотела уйти из семьи: «Между отцом и матерью была сложность их брака, который сделался фиктивным с тех пор, как мать влюбилась в Павлинова, а отец имел направо и налево любовные связи более или менее продолжительные. В доме постоянно была атмосфера тоски, надрыва и обреченности, всех тяготила собственная жизнь в сочетании с окружающими». Ермолова осталась с мужем и продолжила играть роль счастливой жены. Но забыть Павлинова ей так и не удалось.
Мария Ермолова и профессор К. Павлинов
Мария Ермолова и профессор К. Павлинов
Во второй свой бенефис Мария Николаевна решила поставить «Орлеанскую деву», что вызвало недоумение, как у руководства, так и у актеров театра, посчитавших, что спектакль обречен на провал. Но, мечтая об этой роли с ранней юности, видя в образе Жанны, отдающей жизнь за свой народ, высокий пример долга и любви к родине, Ермолова сама добилась разрешения постановки пьесы Шиллера. На постановку не было затрачено ни копейки. Во второстепенных ролях были заняты случайные актеры. Декорации, реквизит, костюмы – все «из подборки».

Спектакль состоялся 29 января 1884 года. Успех Ермоловой в роли Жанны (Иоанны) д'Арк был таким, каких мало знает история русского театра. Дочь актрисы М.Н. Зеленина так описывает исполнение кульминационного момента пьесы, когда Иоанна узнает о падении короля: «Все существо ее превращалось в страстный порыв мольбы, жажды спасти родной народ. Она каким-то особенным голосом произносила свой знаменитый последний монолог в цепях. Она почти не возвышала голоса и не прибегала к крику, голос ее только как-то увеличивался в объеме и нарастал в силе, которая в эту минуту ею владела… Ермолова простирала к небу скованные цепями руки, металась по небольшой площадке каменной лестницы, последние четыре строки произносила с такой силой, что казалось, вокруг нее рушатся своды и стены от невероятных взрывов ее воли и вдохновения…».
Мария Ермолова в образе Иоанны д'Арк. "Орлеанская дева" Шиллера. 1884 г.
Мария Ермолова в образе Иоанны д'Арк. "Орлеанская дева" Шиллера. 1884 г.
После премьеры зрительный зал долго рукоплескал актрисе; не смолкали крики «браво»; сыпался дождь лавровых венков, цветов; так собравшиеся чествовали великую актрису. Дочь Ермоловой Маргарита Зеленина пишет об этой роли: «Образ, который давала она, был так светел, так была ясна и понятна для каждого самоотверженная любовь Иоанны к родине и к народу, что самый факт смерти ее являлся символом жизни бесчисленных масс ее сограждан, и люди уходили из театра с душой восторженной, радостной и просветленной умилением».

В роли Жанны д’Арк наиболее ярко проявилась сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного дарования. В ней глубоко раскрылись основные черты искусства Ермоловой: огромная трагедийная сила, героический пафос, патетика, сочетающиеся с лирической, тихой, задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет; с годами образ Жанны приобретал еще большую глубину. Ввиду огромного количества желающих попасть на этот спектакль, представления «Орлеанской девы» с 1893 года были перенесены на сцену Большого театра.
На спектакль «Орлеанская дева», в котором Мария Ермолова играла Иоанну (Жанну Д'Арк), ломилась вся Москва, 1894 г.
На спектакль «Орлеанская дева», в котором Мария Ермолова играла Иоанну (Жанну Д'Арк), ломилась вся Москва, 1894 г.
Любопытно, что Мария Николаевна, человек исключительной скромности, признавала роль Иоанны как единственную свою заслугу перед русским театром. Разумеется, это не так. Множество ролей Ермоловой по праву вошло в сокровищницу русского театра. Но несомненно, что Иоанна была одним из самых совершенных созданий в репертуаре актрисы.

Стремясь к созданию героических образов, продолжая борьбу за утверждение серьезного классического репертуара, Ермолова добилась в 1886 году разрешения поставить в свой бенефис на сцене Малого театра трагедию Шиллера «Мария Стюарт» и сыграла в ней главную роль. Образ Марии Стюарт, незабываемый по силе экзальтации, огненности сценического темперамента и трагической значительности, был в то же время полон трогательной грации и величия. Страдания Марии-Ермоловой, незаслуженно подвергающейся оскорблениям, ожидающей несправедливого приговора, пробуждали в зрителях стремление к борьбе за свободу, протест против порабощения угнетенных.
Мария Ермолова в образе Марии Стюарт. 1885 г.
Мария Ермолова в образе Марии Стюарт. 1885 г.
Послушайте голос самой Марии Николаевны, читающей монолог Марии Стюарт из трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт". Записи уже более 100 лет, но и через эту огромную толщу времени чувствуется мощный и неподдельный темперамент Ермоловой, сила ее таланта.
Мария Ермолова - Монолог Марии Стюарт
В феврале 1892 года в бенефис Ермоловой была поставлена пьеса «Сафо» Грильпарцера. Божественная Сафо, так же как и другая «избранница богов» Жанна д'Арк, совершила преступление, забыв свое призвание, пожелав испытать радости смертных людей и испить от чаши обычной любви, за что и заплатила смертью. Эти роли недаром были так близки Ермоловой: она не познала счастья в личной жизни и бессознательно играла самое себя.
М. Н. Ермолова в роли Сафо (одноименная пьеса Грильпарцера)
М. Н. Ермолова в роли Сафо (одноименная пьеса Грильпарцера)
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886 г.), Федра (пьеса Расина, 1890 г.), Офелия (1878 г., 1891 г.), Гермиона («Зимняя сказка», 1887 г.), леди Макбет («Макбет», 1896 г.), Волумния («Кориолан» Шекспира, 1902 г.) и др.
В 1880-90-х гг. Ермолова создала галерею женских образов, главным образом современниц, получивших нарицательное определение «ермоловских женщин». Одним из первых таких образов Ермоловой была учительница Лонина («На пороге к делу» Соловьева) – волевая и нравственно чистая девушка. Раскрывая драматический конфликт между высокими духовными устремлениями сельской учительницы Верочки Лониной и мрачной действительностью старой деревни, Ермолова подчеркивала упорную борьбу своей героини с уродливыми сторонами окружающего ее быта.
Мария Ермолова в образе Федры (пьеса Расина), 1890 г.
Мария Ермолова в образе Федры (пьеса Расина), 1890 г.
Но главное место в русском репертуаре Ермоловой занимали роли в пьесах А.Н. Островского. Сначала Александр Николаевич все лучшие роли поручал Гликерии Федотовой, так что Ермоловой приходилось выходить только на подмену, как, например, в «Грозе» или в «Бесприданнице». Но Мария Николаевна покорила драматурга своим талантом. Она сыграла 18 ролей в пьесах Островского, создав ряд выдающихся образов: Весна в «Снегурочке», Лариса в «Бесприданнице», Евлалия в «Невольницах», Кручинина в «Без вины виноватых», Катерина в «Грозе». В ранней юности Ермолова любила «Грозу», причем играла в ней прекрасно; но со временем роль Катерины перестала ей нравиться, она с неудовольствием в день спектакля говорила: «Ах… опять „Грозу“ играть…».
М. Еромолова в роли Евлалии в пьесе Островского "Невольницы"
М. Еромолова в роли Евлалии в пьесе Островского "Невольницы"
Другим шедевром Ермоловой была «Последняя жертва», в которой прослеживается история купеческой вдовы Тугиной, женщины простой, любящей, чистой сердцем. Но лучшая роль Ермоловой в пьесах Островского – Негина («Таланты и поклонники», 1881 г.). «Ее обаятельный, полный прелести облик, – писал Ю. М. Юрьев, – такой простой, скромный, чистый был совершенно свободен от всякой «театральной» специфики, от всякого привкуса кулис». Обычную историю русской провинциальной актрисы Ермолова превращала в рассказ о подвиге русской женщины, жертвующей своим личным счастьем ради призвания. Зрители не могли сдержать слез, когда актриса в знаменитой сцене чтения письма Мелузова произносила: «Душа полна через край, сердце хочет перелиться».

Поражает творческий диапазон актрисы. С равным успехом Ермолова играла римскую императрицу Мессалину в пьесе Аверкиева «Смерть Мессалины», еврейку с пламенной душой – Юдифь в трагедии Гуцкова «Уриэль Акоста» и молодую школьную учительницу Верочку Лонину в комедии Островского и Соловьева «На пороге к делу». У Марии Николаевны был «от природы поставленный талант», дававший ей возможность переходить от горных вершин трагедии к цветущим долинам комедии.

И все-таки Ермолова была больше актрисой героико-романтического плана. Она выступала в пьесах Шекспира (Офелия, Джульетта, Катарина, леди Анна, Дездемона, Гонерилья, Имогена, леди Макбет), Шиллера (Мария Стюарт), Гюго (Мария Тюдор)… Однако актриса возразила С.Н. Дурылину, когда тот с восторгом назвал ее «дочерью Мочалова, его единственной наследницей»: «Какая я дочь Павлу Степановичу! Уж пусть я буду его падчерицей, но тогда нужно непременно добавить: Ермолова – внучатая племянница Михаилу Семеновичу Щепкину и живет в доме Щепкина».
М. Н. Ермолова в роли королевы Анны и А. И. Южин в роли Болингброка ('Стакан воды' Э. Скриба). 1915 год
М. Н. Ермолова в роли королевы Анны и А. И. Южин в роли Болингброка ('Стакан воды' Э. Скриба). 1915 год
«Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения – это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности, – писал К.С. Станиславский. – Ее данные были исключительны. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. Не будучи характерной артисткой, она в течение полувека, почти не выезжая из Москвы, чуть ли не ежедневно жила на сцене и действовала от своего лица, сама себя выражала. И, несмотря на это, в каждой роли М.Н. Ермолова давала всегда особенный, духовный образ, не такой, как предыдущий, не такой, как у всех….

М.Н. Ермолова творила свои многочисленные и духовно разнообразные создания всегда одними и теми же, специфически ермоловскими приемами игры, с типичным для нее многожестием, большой порывистостью, подвижностью… с вспышками вулканической страсти, достигающей крайних пределов, с изумительной способностью искренне плакать, страдать, верить на сцене.
Мария Ермолова в роли Эстрельи ("Звезда Севильи" Лопе де Вега). 1886 г
Мария Ермолова в роли Эстрельи ("Звезда Севильи" Лопе де Вега). 1886 г
Внешние данные Марии Николаевны были не менее замечательны. У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые ее недостатки обращались в достоинства».

Ермолова на сцене была искренней, трагически правдивой. Надев костюм Сафо, Марии Стюарт или королевы Анны, она с этой минуты жила жизнью только этой женщины, видела все только ее глазами, слушала только ее сердцем…

Однажды на репетиции пьесы Шекспира «Ричард III» Ермолова – Анна стояла у гроба горячо любимого мужа. Слезы застилали ей глаза, она вся – скорбь. Анна с необыкновенным проникновением произносит прощальные слова, устремив свой взор на лицо покойного. Актеры, служащие сцены, замерев, слушают и смотрят на изумительную игру великой артистки. В перерыве усталая Ермолова садится на стул у кулисы. Вдруг к ней подбегает режиссер и, падая на колени, просит прощения. Мария Николаевна испуганно спрашивает, поднимая его с колен: «Что такое? Что случилось?» – «Простите, каким-то образом в гробу очутилась львиная шкура». – "Я не видела! – отвечала Ермолова.
М.Н. Еромолова. 1896 г
М.Н. Еромолова. 1896 г
Всем великим актерам свойственны сомнения и неуверенность в своих силах. О застенчивости и скромности Ермоловой знала вся Москва. «Предложит, кто-нибудь Ермоловой сыграть новую роль, – рассказывает Станиславский, – и Мария Николаевна вспыхнет, вскочит с места, покраснеет, замечется по комнате, потом бросится к спасительной папиросе и начнет нервными движениями закуривать ее, произнося отрывисто своим грудным голосом: „Что это вы! Господь с вами! Да разве я могу? Да у меня ничего нет для этой роли! Зачем это я сунусь не в свое дело? Мало ли молодых актрис и без меня? Что это вы?!“»

В 1890-е годы Мария Николаевна играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноимённой пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени – Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую.

К концу 1890-х гг. Ермолова стала чувствовать непосильную усталость от работы в Малом театре. Даже летом стала уезжать в скромные городки немецких курортов и жила там в уединении, наслаждаясь природой и тишиной.
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973988938545
Болезнь дочери в 1898 году заставила ее прожить три летних месяца в Крыму. Она поселилась с дочерью и сестрой мужа в местечке Олеиз. Ермолова страстно любила море, южную природу Крыма, его живописные места.…В Крыму Ермолова познакомилась с доктором медицины Леонидом Валентиновичем Срединым. Образованный, тонко понимавший искусство, он был знаком со многими выдающимися писателями, художниками, музыкантами. Его другом был А.П. Чехов. «За последние двадцать лет я таких людей не встречала…» – признавалась Ермолова в одном из писем.

Дружба Марии Николаевны со Срединым продолжалась до его смерти. В 1908 году она писала Леониду Валентиновичу: «У меня одна мечта – поехать весной в Ялту, забраться к вам на террасу и вместе с вами вспоминать все то хорошее, что мы пережили». Этой мечте не удалось осуществиться… Средин был болен туберкулезом и умер, когда ему было всего 49 лет…
М.Н. Ермолова с дочерью М.Н. Шубинской и доктором Л.В. Срединым в гостинице "Россия", Ялта
М.Н. Ермолова с дочерью М.Н. Шубинской и доктором Л.В. Срединым в гостинице "Россия", Ялта
В начале XX века в театре сменился репертуар. Ермоловой новые пьесы казались пустыми и бездарными. В 1907 году актриса решила уйти из театра, 4 марта состоялся ее прощальный спектакль по пьесе Александра Сумбатова-Южина «Измена». Несмотря на запрет официальных проводов, голову Ермоловой увенчали венком, а рабочие сцены подарили ей деревянный брусок – кусок пола сцены Малого театра, которому актриса к тому времени отдала 37 лет жизни. После ухода Ермолова подумывала перейти к Станиславскому и Немировичу-Данченко в Московский Художественный театр. Однако переход не состоялся.

Через год по просьбе руководства Малого театра она вернулась на его сцену. Она снова появилась перед публикой в пьесе Островского «Без вины виноватые». Это был не спектакль, а настоящий триумф актрисы. Зрители стоя приветствовала Ермолову. Спектакль не раз прерывался овациями. Москва стремилась на «Без вины виноватые», восторженно встречая Марию Николаевну, а она скромно сообщала о себе Федотовой: «Я опять играю, как вам известно, „Без вины виноватые“, очень устаю, сил совсем нет, но удовлетворяет одно, что публика с удовольствием смотрит, и плачет, и смеется».
Мария Ермолова в роли Кручининой. ("Без вины виноватые" Островского). 1908 г.
Мария Ермолова в роли Кручининой. ("Без вины виноватые" Островского). 1908 г.
С конца 1910-х гг. XX века Ермолова все чаще играла роли матерей, страдающих и протестующих против буржуазной морали и ханжества. К этому циклу ролей относятся: Кручинина, фру Альвинг; царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского) и др. В 1918 году Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича «Декабрист», ранее запрещенной цензурой; позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого.

После революции в ее особняке на Тверском бульваре из 22 комнат ей достались две. Муж с дочерью уехали в Константинополь. Ермолова была чрезмерно перегружена работой. В течение многих лет она играла почти ежедневно. Одновременно со спектаклями почти все время шли репетиции. Только по субботам вечером полагался отдых. В свободное время Ермолова предпочитала посещать симфонические концерты. Из русских композиторов она любила М. Глинку. Новые веяния принимала с трудом. У Модеста Мусоргского она видела «отсутствие таланта», а про «Бориса Годунова» писала: «По-моему, это падение, если в музыке слышны проселочные дороги и топот лошадей». В опере Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» ею отмечались лишь холодные идеи. «Мне ненавистно это новое направление, это изображение беспросветного мрака и ужаса жизни. Этой голой правды, одной страшной правды, одним словом, этот „ибсенизм“».
М. Н. Ермолова. 1919-1920 гг.
М. Н. Ермолова. 1919-1920 гг.
Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была гражданская лирика А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, И.С. Никитина, Я.П. Полонского и др. Мария Николаевна много читала. Пушкин, Некрасов, Гоголь, Островский.… Никогда у нее не было «страсти коллекционирования». Только разве изображения Жанны д'Арк во всех видах: статуэтки, бронза, гравюры, рисунки, которые ей дарили.

Значение Ермоловой в истории русского и мирового театра исключительно велико. В ее искусстве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные воздействием идей революционных демократов. Спектакли с участием Ермоловой становились значительным общественным явлением. Всего Мария Ермолова сыграла на сцене около 300 ролей. Заслуги Ермоловой были высоко оценены. Празднование 50-летия ее сценической деятельности (1920 г.) приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Ермоловой присутствовал В.И. Ленин. М. Ермолова первой получила звание народной артистки Республики. Правительство передало ей дом на Тверском бульваре, в котором она прожила большую часть своей жизни. Актриса получила сотни поздравлений со всех концов страны.
Мария Ермолова на праздновании 50-летнего сценического юбилея. 1920 г.
Мария Ермолова на праздновании 50-летнего сценического юбилея. 1920 г.
После юбилея Мария Николаевна продолжала работать, невзирая на уговоры близких беречь себя. «Разве такое теперь время, чтобы думать о себе?» – отвечала она.

В 1921 году в эмиграции умер муж Н.П. Шубинский. В январе 1921 года Мария Николаевна заболела. По распоряжению Наркомздрава актрисе были предоставлены необходимые лекарства и продукты питания. Ее лечили лучшие профессора, поклонники буквально осаждали дом, чтобы справиться о ее здоровье, и каждый приносил ей все, что мог.
М.Н. Ермолова в роли Плавутиной ("Холопы" П. Гнедича). 1908 г.
М.Н. Ермолова в роли Плавутиной ("Холопы" П. Гнедича). 1908 г.
Ермолова поправилась и в декабре 1921 года вышла на сцену в «Холопах». Это был ее последний спектакль. В 1923 году актриса ушла со сцены. В 1925 актриса дала согласие на использование своего имени для передвижного театра молодых актёров из студии Малого театра (будущий Московский театр им. Ермоловой М.Н.). Она была одинока, мало кого принимала. Доктора, лечившие актрису, обнаружили у неё проблемы с лёгкими. В дом на Тверском бульваре пришел знаменитый врач – профессор Павлинов. Кто знает, о чем они говорили в последний раз, и смог ли он простить ей их неслучившееся счастье?

Накануне своего 70-летия Ермолова писала А.И Южину: «…Я хочу только одного, чтобы в этот вечер все мои товарищи были со мной вместе. Я есть только единица, а надо, чтобы было целое…»
В. Серов. Портрет М. Ермоловой. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В. Серов. Портрет М. Ермоловой. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
С каждым годом здоровье актрисы ухудшалось. 12 марта 1928 года Марии Николаевны Ермоловой не стало. Прощание с ней происходило в Щепкинском фойе Малого театра Москвы. Отпевание прошло при большом стечении народа в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Была похоронена, согласно завещанию, в подмосковном селе Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. Позже данное кладбище снесли. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной). Вместе с Ермоловой захоронена её дочь, Маргарита Николаевна (1876-1965), бывшая замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным, и писательница Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.
К 170-летию Марии Ермоловой – великой русской драматической актрисы, - 973989140785
В 1956 году Большой Каретный пер. в Москве был переименован в улицу Ермоловой (в 1994 г. возвращено прежнее наименование). В 1970 году в ее московской квартире на Тверском бул. открыт Музей-квартира, с 1986 году – Дом-музей (филиал Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина). Ее имя носит один из драматических театров Москвы.

О великой русской актрисе Марии Николаевне Ермоловой, более 50 лет прослужившей в Малом театре, был снят документальный фильм. О встречах с М.Н.Ермоловой рассказывают н.а. СССР Елена Гоголева и Николай Рыжов. Отрывки из воспоминаний М.Н.Ермоловой и ее современников читают н.а. РСФСР Юрий Соломин и артистка Людмила Титова. Передача подготовлена к 130-летию со дня рождения актрисы.
#ВеликиеАктеры
Мария Ермолова. К 130-летию со дня рождения. Малый театр (1988)

Комментарии

  • 14 июл 2023 21:57
    Спасибо за интересную публикацию о величайшей русской актрисе, которая сыграла значительную роль в становлении и развитии русской драматургии и создала неповторимые образы.