Явление Достоевского. Становление личности писателя

Продолжение

К Дню рождения великого русского писателя, мыслителя и публициста

Еще одно воспоминание детства, но теперь уже страшное воспоминание, о котором написаны горы литературы. Это смерть отца. Сначала от чахотки не дожив до 37 лет умирает мать (в 1837 г.). Оставшийся вдовцом супруг рассовал детей по пансионатам и родственникам (Федор по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище), переехал в имение, оставив службу, приблизил к себе бывшую в услужении некую Катерину и с тоски начал по-черному пить. Пил он так, что практически постоянно бывал в ненормальном состоянии.

Когда имением занималась его жена – она с крестьянами была в хороших отношениях. Однако после ее смерти в деревеньках поселился неадекватный, вечно пьяный и вспыльчивый барин, и крестьяне, видимо, напряглись. В Даровом и происходит то событие, о котором исследователи спорят до сих пор.
Федор Михайлович и Михаил Андреевич Достоевские (сын и отец)
Федор Михайлович и Михаил Андреевич Достоевские (сын и отец)
Относительно смерти Михаила Андреевича есть две точки зрения. Ряд биографов говорят о том, что это была насильственная смерть. Об этом свидетельствуют некоторые фольклорные записи, которые были сделаны уже в начале XX века исследователями, которые приезжали в Даровое и записали рассказы правнуков тех мужиков, хотя в этих рассказы тоже есть противоречия. "...Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: "Ребята, карачун ему!.." и с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним...". Это свидетельство его сына Андрея, который тогда был еще почти ребенком.

Есть также свидетельство дочери Федора Михайловича Любови, которая выпустила книгу «Федор Достоевский в изображении его дочери». В ней она утверждала, что отец Достоевского был убит своими крепостными за то, что свирепо с ними обращался, и эта его свирепость становилась тем больше, чем больше он пил. Но сама Любовь Федоровна не то что деда – отца почти не помнила, так что ее воспоминания, которые основываются уже на семейных преданиях, довольно условны.
Любовь Федоровна Достоевская, дочь писателя (1869-1926)
Любовь Федоровна Достоевская, дочь писателя (1869-1926)
В свое время за эту идею ухватился Зигмунд Фрейд и написал свою знаменитую статью «Достоевский и отцеубийство», где говорит о том, что по письмам Достоевского известно, что последний год его жизни он был не то чтобы в ссоре, но в разладе с отцом, и когда произошло это событие, он чувствовал свою вину. И Фрейд утверждает, что Достоевским овладел так называемый «Эдипов комплекс». Собственно, с этого эпизода Фрейд и развернул идею «Эдипова комплекса», что каждый мужчина желает смерти своего отца, ревнуя к матери. Эта мысль была подхвачена, и вот эта недоказанная по существу легенда стала штампом во многих работах о Достоевского.

Но существует другая версия, потому что уже после того, как отец уже был похоронен, проводилось повторное следствие. Суд еще раз разбирался в этом деле и пришел к выводу, что все-таки смерть произошла от апоплексического удара. Два медика свидетельствовали. И сторонники первой точки зрения говорят, что это же наш суд, ему нельзя верить и что свидетели были подкуплены и так далее. Трудно представить сколько нужно было заплатить тем же самым медикам, которые давали свидетельства, чтобы они дали ложные показания. Кроме того, за ложные показания грозило суровое наказание. При тщательном изучении релевантных документов становится ясно, что медики, которые проводили освидетельствование, – люди весьма достойные, с хорошей биографией. Как-то не очень верится, что они могли пойти на такое преступление. И второй вопрос – а кто мог столько заплатить огромную сумму? Мужики, бедные крестьяне?
Текст из документа (официальная версия смерти М.А. Достоевского)
Текст из документа (официальная версия смерти М.А. Достоевского)
Смерть отца Достоевского до сих пор вызывает в биографической литературе разные суждения. Возможно, когда-нибудь мы и узнаем правду, как это было на самом деле, но даже если это была насильственная смерть, она не должна коренным образом менять нашего отношения к отцу Достоевского, потому что только в советские времена стали говорить о том, что он жестокий крепостник. Кстати, если Андрей Михайлович верил в убийство отца, то, к примеру, Федор Михайлович до конца своих дней придерживался официальной версии смерти родителя - от удара.

Главное для нас - свидетельство самого Федора Михайловича и его брата Андрея о том, что отец, при всей сложности его характера, прожил очень трудную жизнь, он был, как говорит Достоевский в письме к брату, одним из лучших людей своего времени. И он стремился дать детям образование, стремился воспитать их достойно. Вспыльчивый, да, изъяны в его характере были, но, как сказал поэт А. Блок, «Простим угрюмство, ведь не в этом // Сокрытый двигатель его».
Памятный крест и плита на предполагаемом месте захоронения М.А. Достоевского, отца писателя. Село Моногарово
Памятный крест и плита на предполагаемом месте захоронения М.А. Достоевского, отца писателя. Село Моногарово
Тема отца Достоевского – это важная и большая тема, которая проходит через все творчество писателя, в котором видно огромное сочувствие и сострадание своему отцу и некоторый момент вины перед отцом, потому что последний год жизни был омрачен какими-то разногласиями.

Известие о смерти отца потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье – спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление».

"Я занимаюсь этой тайной"

Когда Достоевский отправляется учиться в Петербург, в самостоятельную жизнь – это тоже становится для него большим испытанием. Он попадает в совершенно другую среду, и это тоже надо было все выдержать.

В Петербурге он пишет письма брату старшему брату Михаилу, до нас дошли эти письма, и мы узнаем из них, что он уже тогда начинает, вернее, продолжает свое писательство. Вот письмо 1839 года, Федору всего 18 лет, но посмотрите, какие слова он пишет брату, над чем он задумывается: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Знаете, это впрямь эпиграф ко всей последующей жизни. 18-летний говорит: «Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком».
Явление Достоевского. - 995174614065
И он делает решительные шаги, от которых нехорошо делалось его родственникам, когда он, закончив инженерное училище и поступив на службу военного инженера, получая достаточное жалование, вдруг решает бросить службу и стать профессиональным писателем, еще ничего не напечатав. Это был огромный риск, и по письмам к брату видно, что Федор как будто бросился с обрыва, не имея никаких других средств к существованию. Он просит, чтобы ему дали его часть наследства. Это небольшие деньги, но они позволят ему какое-то время жить и писать, и больше ни о чем не думать, и больше ничем не заниматься. И никаких гарантий. А если его первое произведение не оценят, и он ничего не заработает, то что дальше? Этот шаг как игра в рулетку, в которую Достоевский потом играл. Он пошел ва-банк, потому что, если бы не получилось, он даже признается: «Ну тогда хоть в воду». Вот в этом характер Достоевского.

Писатели по-разному начинают, мы знаем, как начинал Л.Н. Толстой. Он был все-таки обеспеченным человеком. Как начинал И.С. Тургенев? Тоже был обеспеченным человеком. Другое дело, скажем, Н.А. Некрасов, который прошел через огонь и воду. Что касается Достоевского, то было решение смелого человека, и оно оправдало себя, и первое его произведение действительно сразу же принесло ему славу. Это бывает редко, чтобы сразу, с первого произведения. Вспомните первое произведение Н.В. Гоголя, «Ганц Кюхельгартен», которое он потом сам же пытался уничтожить, первое произведение Н.А. Некрасова «Мечты и звуки», тоже слабая вещь, которой он потом стыдился. А тут вдруг с первого произведения и сразу же признание, и сразу же он становится в первый ряд русских писателей.
Первая публикация первого романа Ф. Достоевского "Бедные люди". Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб :Типография E. Праца, 1846 г.
Первая публикация первого романа Ф. Достоевского "Бедные люди". Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб :Типография E. Праца, 1846 г.
Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным».

Но судьба как будто вела такую игру с Федором Михайловичем. Подняв его на вершину, на пьедестал, – он новым Гоголем был объявлен, великий критик Белинский заявил о том, что пришел великий писатель, – а после этого, когда он пишет «Двойник», «Хозяйку», Белинский к нему охладевает, публика к нему охладевает, и с вершины славы он падает вниз, и над ним смеются его же собратья-писатели. Вообще писательская среда очень жестока, в ней жестокая конкуренция. И для него это было нелегкое испытание.

10 минут на Семеновском плацу

А потом последовало еще одно, более страшное испытание. В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок М. Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым (ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы»); участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам.

В 1849 году члены этого кружка были арестованы, преданы военному суду, который приговорил их к смертной казни. И Достоевский пережил ожидание смерти. Это была такая театрализация, потому что на самом деле смертная казнь была заменена каторгой, но сами петрашевцы, эти 21 человек, которые были выведены на Семеновский плац, этого не знали. Им был зачитан приговор о расстреле, и они уже видели эти столбы, к которым привязали первую тройку, надели на них колпаки, солдаты подняли ружья.
Б. Покровский. Обряд казни на Семеновском плацу. 1849 г.
Б. Покровский. Обряд казни на Семеновском плацу. 1849 г.
Достоевский стоял во второй тройке, шестым. Потом он вечером, по свежим следам, пишет брату: «Вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты». То есть вот от этого момента, когда объявлено было решение суда, до момента конца жизни, по расчётам, это было где-то 10 минут. «10 ужасных, – пишет Достоевский, – и безмерно страшных минут ожидания смерти». Вот что пришлось пережить Достоевскому, и это момент, который многое потом объясняет в его творчестве. Он встретился со смертью. Он узнал, что это такое, не теоретически. Все мы знаем, что мы встретимся со смертью, но когда это будет? А это вот сейчас, через 10 минут, через минуту.

Почти в каждом романе его есть отзвуки этого переживания: Раскольников сравнивается с приговоренным к смертной казни, князь Мышкин, который за границей видел казнь, и, в отличие от Тургенева, не отвернулся, рассуждает: «А что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!».
Юрий Яковлев в роли князя Мышкина. Кадр из фильма "Идиот" (СССР, 1958 г.).
Юрий Яковлев в роли князя Мышкина. Кадр из фильма "Идиот" (СССР, 1958 г.).
И тем не менее с ними так поступили, и, действительно, один из тех, кто стоял в первой тройке, Григорьев, сошел с ума. И вот через это должен был пройти Достоевский. И что удивительно, ведь восемь месяцев длилось следствие, потом казнь, а Достоевский ведь человек очень впечатлительный, нервный и даже болезненный, он уже тогда лечился от нервных болезней, и за него родственники боялись, думали, что он всего этого не переживет, а получилось совсем наоборот. Понятно, что каждый человек по-разному переживает такие моменты, был Григорьев, и был Достоевский.

О чем говорит его письмо к брату, написанное сразу после этой процедуры, страшного спектакля, который с благословения Николая I был разыгран? Вот отрывок из него: «Брат, я не уныл и не упал духом». Смертная казнь была заменена каторгой. Достоевский был приговорен к восьми годам каторги, но царь скинул половину, значит, к четырем годам каторги и потом к солдатчине. И дальше цитирую это письмо: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком [он подчеркивает это слово, человеком] между людьми и остаться и навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть, не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Он познал этот момент истины, познания жизни. Началось это на эшафоте, и дальше он в письме своем пишет, что именно он понял: «Жизнь – это дар, жизнь – счастье. Каждая минута могла быть веком счастья». С таким пониманием жизни, пройдя через это страшное испытание, Достоевский стал Достоевским.
В.В. Домогацкий. Достоевский-каторжник. 1956 г.
В.В. Домогацкий. Достоевский-каторжник. 1956 г.

Четыре года с одной книгой

Конечно, Достоевский был большой писатель и до этого. И «Бедные люди», и «Неточка Незванова» – это замечательные вещи, но они несопоставимы с тем пониманием человека, о котором мы говорили в самом начале. То есть это испытание, это страдание выковало из него нового, еще неизвестного миру писателя.

Конечно, было страшно, потому что 4 года каторги – это значило, что он не имел права писать. А что такое для писателя запрет писать? И в письме к брату он об этом больше всего тоскует: «Боже мой! Сколько образов, выжитых, созданных мною, вновь погибнет, угаснет в моей голове или отравой в крови разольется! Да, если нельзя будет писать, я погибну». Но, к нашему счастью, этого не произошло, то есть он преодолел и это испытание.

Действительно все 4 года нельзя было писать, но ему повезло. По пути на каторгу их встретили жены декабристов, и Наталья Дмитриевна Фонвизина, жена декабриста, подарила Евангелие каждому из петрашевцев. И Достоевский все четыре года каторги читал одну и ту же книгу, которая называется Евангелие. И наряду с этими страданиями, которые он пережил, этим познанием народа и познанием этого состояния несвободы, – это самое страшное, говорит он, на каторге, несвобода, отсутствие свободы, – это отсутствие всякой возможности быть писателем. Он это все пережил и, думается, эта книга во многом сделала его другим.
Евангелие, подаренное Ф. Достоевскому женой декабриста по дороге в острог. РГБ, Москва
Евангелие, подаренное Ф. Достоевскому женой декабриста по дороге в острог. РГБ, Москва
У Чехова есть замечательный рассказ, который называется «Пари». Человек заключает пари со своим приятелем-богатеем, который ему предлагает, если он выиграет пари, два миллиона, огромные деньги по тем временам, но для этого ему нужно 15 лет жить в одной комнате, никуда не выходить, его будут обеспечивать, он будет читать все, что он хочет, но жить в полном одиночестве и несвободе.

Чехов описывает, как сначала он читает романы, разную развлекательную литературу. Потом он бросает это, и читает исторические сочинения, потом он читает довольно долго какие-то философские сочинения. А потом последние несколько лет он читает одну книгу, Евангелие. Рассказ кончается очень интересно. Богатый друг разорился, и в последний день, когда он должен выплатить два миллиона, он решает убить счастливца, входит к нему в комнату и обнаруживает, что его пленник ушел, в последний день ушел, перед тем, как получить деньги, ушел, оставив записку, что он понял, в чем смысл жизни, он не хочет выигрывать это пари. Вот такой интересный, остроумный рассказ Чехова. Человек, который несколько лет читал эту книгу, приходит к какому-то другому пониманию жизни.
Олег Мйоров. Иллюстрация к рассказу А. Чехова "Пари".
Олег Мйоров. Иллюстрация к рассказу А. Чехова "Пари".
В какой-то мере это произошло и с Достоевским, и сегодняшние исследователи его творчества много пишут о том, что Евангелие открыло Достоевскому и какое-то новое понимание жизни, и отразилось практически во всех его сочинениях. Может это и не так, но похоже, что Достоевский всю жизнь писал пятое Евангелие. Есть четыре канонических Евангелия, а Достоевский своими романами создал современное пятое Евангелие. И здесь, конечно, много значит и это чтение, и те переживания, о которых был сказано выше.

Любопытно, что в 1870-е годы он подружился с религиозным философом Владимиром Соловьевым. И Достоевский ему говорил: "Вы замечательный, умный человек, Владимир Сергеевич, но вам бы цены не было, если бы вы пару лет провели на каторге". Вот такой парадокс: пережитые страдания в конечном счете приносят счастье, ибо дают понимание жизни.

Письмо к Наталье Фонвизиной

Наказание Достоевский отбывал в Омском остроге «Мертвый дом», а в 1854 году был зачислен рядовым 7-го линейного батальона в Семипалатинске. Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем – в прапорщики. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года было объявлено прощение бывшим петрашевцам. Федору Михайловичу вернули потомственное дворянство, а также право печататься. В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга – эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни. Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу.
Ф.М. Достоевский. 1858 или 1859 гг. Фотография Соломона Лейбина.
Ф.М. Достоевский. 1858 или 1859 гг. Фотография Соломона Лейбина.
Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. Выйдя с каторги, Достоевский пишет письмо Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая благословила его этим Евангелием. Он пишет письмо, над которым сегодня бьются исследователи Достоевского во всем мире. Это его символ веры, если хотите.
«Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры. Вот этот символ веры, очень прост вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Достоевский открывает для себя Истину в самой личности Христа. Да, в юности он ушел от того, что было у него в детстве, вот в этом благочестивом русском семействе, как он его называет. Это было его возвращение: это было его возвращение к вере, это было его возвращение к христианству.
О.А. Литвинов. Портрет Ф.М. Достоевского. XXI век
О.А. Литвинов. Портрет Ф.М. Достоевского. XXI век
Собственно говоря, Достоевский проделал тот путь, который в конечном счете, проделывает и должна проделывать и наша цивилизация. Христианская цивилизация должна возвращаться, вернуться к своим корням. Вот это произошло с Достоевским, и это потом держало его всю жизнь и составляло, в общем-то, главный нерв его творчества: доказательство не только существования Божьего, но и необходимости Христа в нашем мире. Такова идея Достоевского.

Это, конечно, непросто, и Достоевский это прекрасно понимал. Наш мир слишком далеко ушел от той изначальной, наивной веры, многое утратил, но Достоевский был уверен в том, что другого пути, как возвращение к этим истинам, для человечества не существует.

В следующей заметке читайте ""Бедные люди": как маленький человек делается большим".
#ВеликиеПисатели

Для подготовки темы использовались лекции проф. Владимира Викторовича "Достоевский. Писатель, заглянувший в бездну" на сайте
magisteria.ru (доступ к контенту платный) и др. источники.
Фёдор Достоевский как зеркало русской души