Комментарии
- 14 дек 2024 10:33Наталья БогунЗамечательный актёр. Помним и любим.
- 16 дек 2024 06:58Татьяна ГригорьеваБлагодарю за тему, раскрытую как всегда объёмно и интересно.
- 16 дек 2024 16:44))))) )))
- 16 дек 2024 16:44))))) )))
- 16 дек 2024 16:45))))) )))Бродяга
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
Бродяга, создавший империю
К 100-летию индийского актера, режиссера, сценариста, продюсера РАДЖА КАПУРА
Радж Капур был и остается легендой индийского кино. И в актерской карьере, и в режиссерской он достиг небывалых высот и поднял кино своей родины на уровень мирового кинематографа. Его фильмы сейчас мало кто смотрит, однако именно он основал знаменитый Болливуд – империю индийского кино.Великий Капур сумел воплотить в себе и передать зрителям через экран свойства национального индийского характера и при этом придать своим героям романтическую окраску, несмотря на социальную подоплеку всех своих картин. В его персонажах многие простые индийцы узнавали себя и верили, что, как и герои Капура, они смогут одолеть все невзгоды и достичь исполнения своих надежд. За все это они платили Раджу безграничной любовью.
Жизнь Раджа Капура полна противоречий. Он был богачом, но всегда играл бедных и униженных. Самой знаменитой ролью Раджа стал бродяга из одноименного фильма. Таких бродяг он во множестве видел на улицах Бомбея, куда отец перевез семью из захолустного Пешавара, Бомбея – самого многоликого города Индии, где рядом с помпезными особняками английских чиновников стояли жалкие лачуги, в которых в грязи и тесноте ютились сотни тысяч обездоленных. А рядом с одетыми в костюмы и галстуки клерками полуобнаженные факиры показывали свои чудеса. Первая попытка снять здесь кино провалилась – индийцы отказались предстать перед камерой, уверенные, что она вытянет из них душу, чтобы вдохнуть ее в изображение на пленке.
Потомок древнего клана
По приезде в Бомбей отец Раджа, Притхвирадж Капур, занялся исключительно театром, создав и возглавив популярный «Притхви-тиэтр», но при этом он был уверен в том, что у кино, которым интересуется сын, большое будущее. Притхвирадж Капур, сильный, красивый человек, был потомком древнего клана воинов-кшатриев из Пенджаба. В своей работе он проявлял такую же решительность, как и его предки на поле боя — завоевывал внимание зрителей сильными эмоциями, а актеров муштровал, как солдат.Так же он воспитывал сыновей, старший из которых, Радж, родился 14 декабря 1924 года в Пешаваре (тогдашней Индии, теперь это Пакистан). Одно из первых его воспоминаний – как отец, купаясь в море, неожиданно подхватил его на руки и бросил в воду. Стоявшая на берегу мать, Рамсарни Мехра, начала кричать: «Ты утопишь нашего сына!» «Но папа, – вспоминал Радж, – сохранял спокойствие, наблюдая, как я отчаянно бью руками по воде. В результате я очень быстро научился плавать».
Он вспоминал:
«В детстве я был очень толстым. Мать ставила мне в пример отца, который каждое утро делал зарядку, и давала с собой в школу только кусок омлета и лепешку. Но я любил поесть и всегда находил с друзьями места, где можно было хорошенько перекусить. Когда мне не хватало мелочи, я расплачивался учебниками, а потом говорил, что потерял их, и выпрашивал у матери другие. Домой я приходил сытый и приносил пакет с едой, поясняя матери, что решил похудеть».
Дебют
В 6 лет отец впервые привел Раджа в театр, предупредив, чтобы он сидел неподвижно за кулисами и ничего не трогал. Мальчик послушался и не тронулся с места, даже когда мимо его уха просвистело тяжелое крепление от декорации, сорвавшееся сверху. В награду за храбрость Притхвирадж позволил ему выйти на сцену в вечернем спектакле, правда, нарядив девочкой и сунув в руки громадную куклу.Еще до этого, когда Раджу было 11, он впервые пришел на киностудию. Друг отца, режиссер Кидар Шарма, снял его в крошечной роли в фильме «Революция». С годами роли становились значительнее, и в 1947 году, когда Индия получила независимость, Радж впервые сыграл главную роль в картине «Смерть Камалы». Там впервые появился его герой – бродячий актер, певец, музыкант, отважно защищающий свое маленькое счастье в борьбе со злом и несправедливостью.
Капур вспоминал: «Позвонив в дверь, я стоял, затаив дыхание. Дверь открылась, и что же я увидел? Передо мной стоял ангел. Она была как минимум ангелом! У нее были короткие волосы, прядь волос прикрывала левый глаз - казалось, что она смотрит на меня одним глазом. Вот так я с ней познакомился, мы работали вместе в том фильме, и она была просто потрясающей актрисой!». Говорят, что Радж Капур использовал эту сцену в своем фильме «Бобби» (1973 г.) – и значит, этот прекрасный фильм стал своего рода памятником Наргис.
К тому времени индийцы (во всяком случае в Бомбее) стали сниматься весьма охотно – каждое утро у ворот киногорода, который еще не называли Болливудом, собиралась толпа желающих прославиться. Тем, кого выбирали в статисты, платили в день по пять анн – стоимость двух чашек риса. Дешевизна съемок стала питательной почвой, на которой вырастало индийское кино.
"Самая романтичная пара Болливуда"
Создав собственную студию «Радж Капур филмс», режиссер решил сделать Наргис звездой своих фильмов. Дело едва не сорвалось – с самого начала девушка дала понять, что собирается активно участвовать в процессе съемок. На площадке, где режиссер – царь и бог, она изводила Раджа советами: то свет не так выставлен, то реплики неубедительны, то он сам играет плохо. Самое ужасное, что чаще всего она оказывалась права.К тому же Наргис рано обзавелась привычками звезды, требуя то свежего молока, то кондиционер – и это, когда все остальные, включая самого Раджа, безропотно трудились часами на жаре. Так было и в фильме «Сезон дождей», и в «Бродяге», который начал сниматься в 1949 году. Там Радж играл изгнанного из дома сына богача, оказавшегося в уличной шайке. В финале он попадал в тюрьму за убийство, но впереди его ждали новая жизнь и верная возлюбленная Рита (Наргис), распознавшая в нем хорошего человека. Раджу удалось уговорить отца сняться в роли судьи Рагуната, отца героя фильма, которого также завали Радж.
Вдобавок фильм оказался слишком дорогим – сценарист Ходжа Ахмад Аббас, твердый сторонник реализма, требовал снимать не павильонные декорации, а настоящие бомбейские трущобы. В итоге на середине картины деньги закончились и все остановилось. Неожиданно Наргис явилась к Раджу и предложила ему свои накопления в обмен на долю будущих прибылей: «Я знаю, фильм будет успешным, ты только слушай меня…».
Одинок всегда, бесприютен я.
Мир – пустыня для меня…
Никто нигде не ждет меня,
не ждет меня. Бродяга я!
«Аваара му! Бродяга я!» – пели жители Москвы и провинции его песню, которую в русском переводе исполнял Рашид Бейбутов. Советский лидер Хрущев во время встречи с Джавахарлалом Неру с любопытством спросил, знаком ли тот с артистом Капуром? А Юрий Гагарин, посетив Индию после своего полета, поздоровался с Раджем: «Здравствуйте, товарищ Бродяга!» "Бродяга" получил приз на всемирно известном и авторитетном Каннском кинофестивале. Именно с именем этого актера связывают такую большую популярность индийского кино в мире и в частности в СССР. Во время Фестиваля индийского кино в СССР после сеанса зрители пронесли автомобиль Капура на руках от кинотеатра "Ударник" до гостиницы. в которой он жил.
Мир актера
Жизнь обласканного славой режиссера между тем шла своим чередом. В 1955 году его объявили лучшим режиссером Индии за сатирическую комедию «Господин 420» по сценарию того же Аббаса. Вслед за «Бродягой» он триумфально прошел по экранам мира, заслужив ряд призов. Следующий фильм «Под покровом ночи» получил «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах.Когда в 1955 году советские зрители штурмовали кинотеатры, чтобы посмотреть филь м «Бродяга», руководителям Госкино пришлось закупить и «Господина 420». Так началась волна небывалой популярности индийских фильмов в СССР.
Во всех этих фильмах рядом с главным героем была Наргис, воплощающая идеал героя и, шире, душу Индии, которая полюбила и приняла своего первого актера. Дуэт Радж и Наргис стали лучшей романтической кинопарой индийского кино того времени. А, возможно, вообще за весь период существования индийской киноиндустрии. Один кадр из их совместного фильма был взят за основу логотипа студии. Радж очень любил белый цвет, и Наргис стала чаще одеваться в белое. У нее даже появилось прозвище – «женщина в белом».
К тому времени в семье Раджа уже родились сыновья Рандхир и Риши, дочери Риту и Рима (позже на свет появился последний сын – Раджив). Занятая детьми и хозяйством Кришна не дала ни одного интервью, ни разу не показала, что недовольна мужем. Наргис пресекла все сплетни, выйдя замуж за актера Сунила Датта, а потом объявила, что прекращает сниматься: «Наш дуэт уже надоел зрителям, пора сделать передышку». Их последним совместным фильмом стала музыкальная мелодрама «Тайком от всех» (Chori Chori). Переживал не только Радж, но и многомиллионные толпы поклонников «сладкой парочки».
Радж умолял Наргис остаться, но она не уступила. Во время съемок фильма поползли слухи о романе Наргис и Сунила Датта, ее партнера. Радж даже приезжал к их общей знакомой узнать, правдивы ли эти слухи. Все выяснилось достаточно быстро. После съемок Сунил сделал Наргис предложение. Они поженились. У них родилось трое детей.
Это проявилось уже в «Сангаме» – первом в его карьере цветном фильме, снятом в 1964 году. Правда, сам Радж изменений не замечал – он был слишком занят. Со дня основания «Радж Капур филмс» он был там режиссером, ведущим актером, администратором и даже завхозом. С его легкой руки кино в Индии стало приносить такую прибыль, что нельзя было терять ни минуты.
Он никогда не учил роли, но знал их наизусть. Не учился музыке, но прекрасно пел и играл чуть ли не на всех инструментах. Не брал уроки танцев, но танцевал, как артист балета. Когда его спрашивали, в чем секрет его успеха, он говорил: «Просто я очень люблю кино!»
Грустный клоун
Но постепенно и до него стало доходить, что времена изменились – его фильмы, его герои перестали привлекать публику. Вместо смеха сквозь слезы она требовала только смеха в веселых комедиях или только слез в душещипательных мелодрамах. Радж, которому было всего сорок, все чаще чувствовал себя стариком. И тогда он начал снимать фильм о себе – веселом клоуне, которого жизнь раз за разом заставляет плакать.Фильм «Мое имя Клоун», сценарий которого Капур написал сам, должен был состоять из пяти больших серий. Его герой, взрослея от серии к серии, влюблялся вначале в учительницу-англичанку, потом в русскую циркачку (ее играла балерина Ксения Рябинкина), потом в юную бродяжку, ставшую кинозвездой, – эту роль исполнила красавица Падмини. Все они одна за другой бросали его, устремляясь к славе и успеху, оставляя за ненадобностью подаренный им талисман — фигурку грустного клоуна. В конце фильма Радж бродил по арене цирка, обращаясь к зрителям с одним и тем же вопросом: «Нет ли у вас моего сердца, которое я потерял?»
«Бобби» (1973 г.) снимался с ограниченным бюджетом, а знаменитый актёр Пран согласился играть за символическую плату в 1 рупию. По итогам сборов фильм получил статус «блокбастер», став самым кассовым фильмом года и вторым среди самых кассовых фильмов 1970-х, уступив первое место фильму «Месть и закон». В фильме дебютировала актриса Димпл Кападия, а сын режиссёра Риши Капур впервые сыграл главную роль.
Правда, Радж сумел работать и без старых испытанных помощников. Он доказал это, сняв в начале 1980-х фильмы «Любовный недуг» и «Ганг, твои воды замутились». Добившись кассового успеха, они компенсировали провал «Клоуна» и доказали, что Капур остается самым талантливым индийским режиссером. Но того неповторимого капуровского звучания в этих картинах уже не было. Все активнее в качестве как актеров, так и режиссеров начали себя показывать сыновья великого индийца. Правда, настоящим талантом из них стал только Риши, сыгравший в «Клоуне» юного героя. В 1978 году он сменил отца на посту руководителя «Радж Капур филмс».
На закате
В 1988 году Капуру присудили самую почетную индийскую кинопремию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Он был вне себя от радости. Вручать награду приехал сам президент Индии Венкатараман, в зале Сири-Форт собрались сотни людей. Получая из рук президента изящную золоченую статуэтку, Радж не мог не думать, что одним из первых награжденных ею стал его отец, но тот получил награду посмертно, в 1972 году. Он еще не достиг возраста Притхвираджа, а смерть уже дышит ему в спину. Едва эта мысль пришла ему в голову, как все вокруг поплыло перед глазами, и Радж свалился на пол с приступом астмы.Великий и несравненный Радж Капур завершил свой жизненный путь рано утром 3 июля 1988 года, и вместе с ним пришла к концу славнейшая эпоха индийского кинематографа. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой.
#АртистыТеатраИКино