Комментарии
- 13 янв 18:58Алла ЗыбайлоСсылка на предыдущую заметку цикла2. Метафизический подлог «Эликсиров сатаны» Э.Т. Гофмана... | Интересный контент в группе АРТ ЛАБИРИНТЫ истории2. Метафизический подлог «Эликсиров сатаны» Э.Т. Гофмана Специфика готического жанра в романе "Эликсиры сатаны". Тайна его идейной диалектики...OK.RU
- 14 янв 00:19Татьяна Тройнова ответила Алле ЗыбайлоС БЛАГОДАРНОСТЬЮ!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
2.2. Романтический гротеск
Продолжение цикла "Метафизика европейского романа"Природа комического в повести Э.Т. Гофмана "Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер"
Сегодня речь пойдет о явлении, парном гофмановской готике, гофмановскому «черному роману». Это явление называется «романтический гротеск». Прибегая к романтическому гротеску, немецкие авторы первой трети XIX века добиваются особого рода комического эффекта. Они как бы глядят на действительность с особой точки зрения, сверху вниз, прикладывают к действительности меру вечного и абсолютного. Великое у романтиков смеется над мелочным, «духовная сущность строит гримасы» (Новалис). «Духовная сущность строит гримасы» видимости. Так разоблачаются иллюзии, внушенные бытом и привычками: то, что казалось важным, в свете гротеска оказывается смешным пустяком.Но дело, естественно, не в облике крошки Цахес. Гротеск у Гофмана гораздо шире и глубже. Собственно, персонаж этой сказки является индикатором гротеска. Без его разоблачающего воздействия иные общественные явления казались бы в порядке вещей, но стоит ему появиться – и вокруг в любом явлении обнаруживается нелепое и фантастическое.
Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем, крошкой Цахес. Рядом с корзиной спит мать этого крохотного оборотня, она устала нести тяжелую корзину и сетовать на свою несчастную судьбу. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда красавица фея над безобразным ребенком и одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков.
И вот каково же могущественной фее жить в княжестве, где, согласно официальному вердикту, фей не существует? Да еще при этом она должна скрываться под личиной канонисы приюта для благородных девиц. Вот ситуация феи, поэтому ее жест на самом деле на границе иронии и гротеска. Ее чары вскоре начнут действовать именно в просвещенном княжестве. И вот каким образом. Стоит появиться рядом с крошкой Цахес какому-нибудь красавцу – все начинают восхищаться красотой крошки Цахес. Если рядом с ним кто-то будет читать стихи, все станут аплодировать именно Цинноберу. Скрипач отыграет концерт – все подумают, это Цахес. Студент с блеском сдаст экзамен – вся слава достанется Цахесу. Чужие заслуги перейдут ему.
Таким образом, коварный фокус с Циннобером, который проделывает притесняемая и изгоняемая фантазия, воплощенная в лице феи, весело мстит угнетающим ее здравому смыслу и трезвому рассудку. Она бьет по ним парадоксом, уличает в несостоятельности, ставит диагноз. Здравый смысл оказывается бессмысленным, рассудок безрассуден. волоски у крошки Циннобера не просто так золотые: чары крошки Цахеса начинают действовать, когда он оказывается около монетного двора. Золотые волоски метонимически подразумевают власть денег. Одарив уродца золотыми волосками, фея также намекает на слабое место, больное место разумной цивилизации, на ее одержимость золотом, манию накопительства и расточительства. Безумная магия золота такова, что в оборот поступают, присваиваются и отчуждаются природные свойства, таланты, души. Вот над этим посмеялась фея, пустив в ход крошку Цахеса с тремя золотыми волосками.
Фабиан досадует на это: «Старая песня», «Истинное удовольствие гулять за городом с нашим профессором Мошем Терпином. Он знает каждое растеньице, каждую былинку и скажет, как она называется и к какому виду принадлежит, и притом он рассуждает о ветре и о погоде…» Бальтазар возражает: «Манера профессора рассуждать о природе разрывает мне сердце. Или, лучше сказать, меня охватывает зловещий ужас, словно я вижу умалишенного, который в шутовском безумии мнит себя королем и повелителем и ласкает сделанную им же самим соломенную куклу, воображая, что обнимает свою царственную невесту».
Таким образом, другая сторона гротеска – это отношение научного сознания к природе. Так и чувствуется Тютчев здесь: «Не то, что мните вы, природа: // Не слепок, не бездушный лик». У Гофмана – соломенная кукла. Вот уроки Моша Терпина, этого профессора: обездушить природу, превратить ее в некий чистый объект. И это становится основанием гротеска.
А Фабиану, филистеру, тоже будет наказание за его неверие в чудеса и душевную глухоту. Пока волшебник не избавит самоуверенного школяра от заклятия, рукава его фрака будут собираться к плечам, а фалды – волочиться за ним на шесть локтей. Почему именно это наказание выбирает Проспер Альпанус? Чтобы показать, насколько раздуты в обществе условности и какое преувеличенное значение придается в нем пустякам, длине фрака, например. В игре волшебника с рукавами и фалдами указание: вещи в обществе заслоняют суть, за вещами уже не видят ни человека, ни природы. «Ах, кто-то ходит в слишком длинном или слишком коротком фраке – значит, он еретик, смутьян-рукавианец или заговорщик-фалдист». Так рассуждают здравомыслящие люди, ослепленные культом вещей. Проспер Альпанус заставляет филистерскую логику обернуться против самого филистера.
Именно логикой романтической иронии, тем, что всякое человеческое движение двоится. Оказывается, что за музыкантом угадывается филистер. Оказывается, что высокие помыслы всякий раз оступаются и сваливаются в мещанскую логику. Одним словом, природа человека двойственна и гротеск скрывается в каждом из нас. Все мы гротескны, если посмотреть на нас с точки зрения абсолюта.
Из курса лекций М. Светлова "Метафизика европейского романа" на сайте magisteria.ru (доступ к контенту платный).
#ЗарубежнаяЛитература