Комментарии
- 31 янв 12:19Алла ЗыбайлоСсылка на предыдущую заметку темыВасилий Перов: кисть - как меч в борьбе за справедливость К... | Интересный контент в группе АРТ ЛАБИРИНТЫ историиВасилий Перов: кисть - как меч в борьбе за справедливость К 190-летию русского художника, выдающегося мастера критического реализма в русс...OK.RU
- 31 янв 22:06Татьяна Тройнова ответила Алле ЗыбайлоС БЛАГОДАРНОСТЬЮ!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
Василий Перов: кисть - как меч в борьбе за справедливость
Продолжение темы о творчестве великого русского художника«Скорбные» сюжеты
Революционная ситуация в стране начала 1860-х гг. пошла на убыль. Жестоко были подавлены царизмом многочисленные волнения крестьян. Передовая интеллигенция России подвергалась преследованиям. Но лучшие люди остаются верными разоблачителями социальных отношений своего времени. Продолжает развиваться критический реализм в искусстве. От полотен «Сельский крестный ход на пасхе», «Проповедь на селе» Перов переходит к полотнам, где уже звучат трагические ноты.В небольших картинах середины 1860-х гг. проявляются большая наблюдательность художника, его замечательный дар рассказчика, умение передать душевное состояние персонажей.
Эту же тему художник решает в картине «Учитель рисования» (1867 г.). Печальная судьба известного русского художника-графика Шмелькова, в конце жизни вынужденного ходить по частным урокам, чтобы не умереть голодной смертью, послужила сюжетом для этой картины. Жанровая сцена приобрела социальную остроту. Милый интеллигентный растерянный человек в очках неуверенно сидит у стола, в ожидании барчуков, которых родители захотели приобщить к искусству. Он очень скромен, и ему не по себе в этом роскошном, но холодном доме.
Если раньше молодой художник отчаянно обличал действительность, а его полотна буквально кричали о пороках общества, то новая картина призывала, прежде всего, к состраданию. Полотно пропитано скорбным настроением, а слово «проводы» в названии – лишь формальность. «Провожающими» крестьянина в последний путь стали только его бедная семья да маленькая завывающая собачка. Попрощаться с умершим не пришли даже соседи. Художник старается деликатно изобразить горе героев картины. Женщина развернута к зрителю спиной. Живописец понимает, что рассматривать лицо страдающего человека было бы в данном случае неуместным, праздным любопытством. Печально смотрит, обняв гроб, девочка. Напротив - мальчик в огромной меховой отцовской шапке и в отцовском тулупе. Рядом с санями, провожая хозяина в последний путь, бежит собака.
Суть художественного образа – тихое смирение и горечь утраты, отсутствие проклятий и роптаний. В угнетающей холодной атмосфере картины мастер передал полное одиночество нищей крестьянской семьи в ее безысходном горе. В. В. Стасов писал:
«Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе».
Как и в «Проводах покойника», здесь также немаловажную роль играет пейзаж. Серые краски зимнего дня. Вьюга, разбитая полозьями заснеженная дорога. Слева во мгле мрачная холодная стена старого монастыря создает ощущение одиночества этих несчастных детей. С большим сочувствием рассказывает художник о судьбе детей, рано хлебнувших горя. Известно, что, стремясь показать жизнь детей нищих крестьян и горожан, уделом которых были холод, голод и непосильный труд, а также желая вызвать у зрителей чувство жалости, художник изначально хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения. Об этом свидетельствуют его многочисленные этюды и наброски к картине. Но позже Перов отказался от этой идеи и придал детским лицам миловидные черты и выражение безысходности, что сделало их образы поэтически-одухотворенными.
Художественные особенности картины можно считать новаторскими для XIX столетия. Изображение Василий Перов построил по принципу плаката: пространство разомкнуто в сторону зрителя, и обращенные к нему герои будто просят о помощи. С этих картин начался новый этап в творчестве художника: от сатирического направления он перешёл к более драматическим сюжетам — об «униженных и оскорблённых».
В картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посредине комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор разглядывает купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым лицом хозяин дома и нагло рассматривает «товар». Он вышел навстречу приезжей в халате, не потрудившись переодеться. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и слуги, заглядывающие с любопытством в открытую дверь, в которую вошла приехавшая, но отношение к приезжей у них уже другое, не хозяйское. Прекрасной рамой для семейного портрета купеческой семьи служит портал двери с белыми занавесками и зеленой гирляндой. На стене висит портрет предка, такого же властного, тупого и дикого, как и теперешний хозяин.
Эта картина невольно оживляет в памяти галерею купеческих типов из пьес современника Перова, великого драматурга А.Н. Островского. Вспоминается самодур Тит Титыч, на которого похож перовский купчина. Так же, как и драматург, художник отлично знал эту среду, понимал ее невежество, бесчеловечность и всей душой ненавидел ее. Социальное противопоставление, положенное в основу картины, перекликается с ранними критическими полотнами Перова как по трактовке образов, так и по своему художественному языку. Принцип контрастного сопоставления был одним из наиболее распространенных в прогрессивной живописи 1860-х гг. В этих картинах художник так организовал изображение, что персонажи картин как бы с укором смотрят на зрителя — исследователи отмечали, что это свойство будет характерно для целого ряда портретов, выполненных Перовым.
Ее сюжет долго не оставлял художника. Перов создал картину в 1867 году, в тот момент, когда всеми обсуждался роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», выпущенный годом ранее. Художник не просто проникся произведениями классика, которого на тот момент многие считали автором маргинальной литературы. «Русский Маркиз де Сад» – так про Достоевского говорил, например, И.С. Тургенев. Перов увидел в романе писателя совсем другое. Не описание разврата, а поиск веры. Произведения Достоевского сыграли в жизни Перова ведущую роль. Неслучайно именно его кисти принадлежит лучший портрет писателя. О Перове-портретисте см. следующую заметку темы.
В дальнейшем, в результате долгой работы художнику удалось, казалось бы, в бытовой сцене очень лаконично раскрыть социальную трагедию. На картине изображены утопленница и квартальный. Эта обобщенность, отбор наиболее существенного для выявления поставленной основной задачи – характерная черта творчества Перова тех лет. В картине Перова появился драматизм характеров и коллизий.
Трагизм случившегося подчеркивает и пейзаж. Начинается утро, начинается новый день жизни. Рассветная дымка над рекой. В тумане на противоположном берегу проступает силуэт Кремля. На воде неподвижно застыла баржа. В это поэтическое время оборвалась жизнь несчастной женщины. Синеватые и серо-серебристые тона передают трагедию случившегося.
С проституткой по имени Фанни Василий Перов был знаком и раньше. Она позировала его учителю Егору Яковлевичу Васильеву для образа Девы Марии. Дело в том, что писать Богоматерь нужно было с обнаженной натуры. А в середине XIX века найти натурщиц в Москве было почти невозможно. Поэтому у многих художников в городе даже в обнаженных женских телах угадывались мужские черты. У мужчин стыда было меньше. Вот только Васильеву не хотелось делать как все. Нужно было создать нечто особенное. Они с Перовым долго ломали голову, как поступить, в итоге решили идти в бордель. В публичном доме нашли они модель, девушка жила в увеселительном заведении под кличкой «Фанни под № 30», договорились о цене, успешно прошло несколько сеансов, но потом девушка узнала, для создания какого образа она позирует. Это безумно оскорбило её: она считала, что недостойна. Фанни оставила художников, прекратила сеансы.
Обратите внимание на детали. Начнем с ботинок. Они новые – символ непройденного жизненного пути. Ещё один странный момент, которого не было на эскизе: на пальце покойницы мы видим обручальное кольцо. Тут есть что-то не то. Ведь это должна была быть история про несчастную проститутку, которая утопилась, не вынеся своего горя. Так откуда обручальное кольцо, почему лицо несчастной совсем не напоминает лицо трупа, выловленного из реки? Оно молодое и красивое – без следов тления. Еще несколько моментов. Из-под черного платья выступают края белоснежной юбки. Странно, совсем нереалистично, ведь труп вытаскивали из реки.
С запада к несчастной летят вороны. Один уже смотрит прямо на неё. Вороны, утопленница, фигура городового образуют собой треугольник. Наш взгляд из левого верхнего угла скользит до распростертого на земле тела, а потом поднимается вверх, в правый верхний угол. Тут мы и видим смысловой центр картины.
Уходит к горизонту зимняя дорога, испещренная полозьями саней. Вдоль дороги небольшие деревянные дома окраины. Вдали видны столбы городских ворот с двуглавыми орлами. У дверей последнего у заставы кабака стоят в ожидании своих хозяев две упряжки. Видимо, они здесь давно. В санях сидит, закутавшись в платок от холодного ветра, одинокая женская фигура, она в терпеливом и покорном ожидании.
Работа написана в сумрачных тонах, только всполохи огня в окнах словно пытаются выбиться наружу. Кабак, по словам самого Перова, – «вертеп разврата», и этот адский огонь заполнил собою все этажи домов. Но художник так мастерски продумал сюжет, что от него веет лютым холодом. Теплые оттенки Перов использовал только в изображении кабака и фрагмента унылого неба, которое желтеет над еле виднеющейся вдалеке церковью. Кабак и церковь – два места, где человек может согреться в зимнюю стужу. Плотный снег, хаотично изрезанный полозьями саней возле самого кабака, и очерченная грязью дорога, которая пролегает вдалеке от церкви, красноречиво свидетельствуют о том, какое пристанище все-таки выбрали для себя путники. Полотно уже не обличает пороки и социальные «язвы» страны, а констатирует горькую правду о невозможности изменения жизни в родном отечестве.
В этот творческий период художник своими работами старался вызвать чувство сострадания и заставить людей задуматься о несправедливом мироустройстве. Однако его картины не «кричат» о социальных проблемах общества, как это было в ранних полотнах, а «красноречиво молчат», жестко освещая факты.
Такой же бытовой зарисовкой является и картина «Сцена у железной дороги» (1868 г.). За нее художнику была присуждена первая премия на конкурсе Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Выразительно показана реакция крестьян, собравшихся у шлагбаума, на первый увиденный ими паровоз. С характерной добросовестностью художник выписал выражения на лицах мужиков. К этому жанру относится и литография «С квартиры на квартиру» (1866 г.) – переезжают бедняки со своим предельно скромным скарбом. Но эти «малые жанры» во второй половине 1860-х гг.. не определяют характера творчества Перова.
В облике пожилого «Странника» отражены чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость. Тяжкое бремя героя мало кому по силам, ведь выбирают такую жизнь не столько по собственной воле, сколько по Божьему промыслу. Русское странничество – отнюдь не бродяжничество, а образ жизни, который предполагает нищету, паломничество по святым местам и моление за свой народ. Герой передан художником чрезвычайно убедительно. И деревянный посох, и алюминиевая кружка, висящая на поясе, и истоптанные берестяные лапти – все свидетельствует о том, что странник запечатлен в момент своего трудного пути.
Портреты «Фомушка-сыч», «Странник» занимают достойное место в галерее образов русского крестьянина, созданных мастерами живописи XIX века. Их место рядом с крестьянами И.Н. Крамского, И.Е. Репина, с образами, созданными И.С. Тургеневым и другими русскими писателями.
Товарищество художников-передвижников
К концу 1860-х русская действительность тревожила многих живописцев и деятелей искусства. Петербургская Академия художеств, безусловно, оставалась главным творческим центром страны, но являлась достаточно консервативным учреждением. В рамках академического искусства создавались далекие от реальности произведения на исторические, религиозные и мифологические сюжеты, а также парадные портреты знатных особ. В противовес ему в 1869 году было создано Товарищество передвижных художественных выставок, которое просуществовало вплоть до 1923 года.Желание приблизить народ к искусству было близко и Перову. Основной деятельностью живописца он считал общественное служение, именно поэтому сюжеты своих картин и их изобразительный язык всегда старался делать доходчивыми и понятными каждому. Перов был одним из первых, кто сразу же примкнул к возникшему Товариществу передвижников и отправил свои работы на провинциальные выставки.
Горе и радости
В том же 1869 году в жизнь мастера ворвалась трагедия. Скончалась его супруга, а спустя некоторое время умерли двое старших детей. Он остался с одним младшим сыном Владимиром. Смерть родных необычным образом сказалась на творчестве живописца. Словно подведя горький итог собственной обличительной деятельности, Перов оставил «скорбные сюжеты» в поисках радостного и светлого в жизни и занялся бытописательством. Пытаясь преодолеть боль утраты, Василий Перов обращается к светлым сюжетам, напоминающим ему о детстве и беззаботных временах.Героем картин Перова становится «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами. В картине «Птицелов» (1870 г.) прослеживается мотив простого человеческого счастья – быть родителем и возиться с собственными детьми. Пожилой мужчина, обучающий непростому искусству мальчика, лежит в льющихся золотистых лучах утреннего солнца: подражая свисту птиц, он пытается подозвать к себе поближе одну из этих «божьих тварей» и поймать, иносказательно говоря, «счастье за хвост».
Продолжение следует. См. по тегу #РусскаяЖивопись