Комментарии
- 1 мая 12:40Алла ЗыбайлоСсылка на предыдущую заметку циклаОбразовательный курс по Истории искусства Глава 2 Искусство... | Интересный контент в группе АРТ ЛАБИРИНТЫ историиОбразовательный курс по Истории искусства Глава 2 Искусство Древнего Египта ИСКУССТВО РАННЕГО ЦАРСТВА. РЕЛЬЕФЫ Характерной чертой рельефов...OK.RU
- 5 мая 23:31Nadezhda DogonkinaБлагодарю
, за интересную публикацию и иллюстрации к ней.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
Египет эпохи Древнего царства
Когда египтяне периода упадка мечтали о «золотом веке», они думали о Древнем царстве, и их художники и писцы старались копировать его живопись и язык. Мы не знаем, какими документами располагали египтяне, чтобы познакомиться с наследием своих предков, но наверняка нам повезло меньше, поскольку история Древнего царства еще плохо известна. Действительно, эта эпоха оставила многочисленные памятники, и, за неимением документальных источников информации о политической, военной и административной жизни, мы будем пользоваться свидетельствами материальной культуры. Сначала мы рассмотрим только рамки истории Древнего царства, которое многие считают самым совершенным периодом всей древнеегипетской цивилизации, ее «золотым веком», затем обратимся к искусству этого периода.Эпоха Древнего царства (ок. 2707 г. до н.э. – 2150 г. до н.э.) охватывает период с Третьей по Шестую династии. Это была эпоха долгой стабильности и централизованного правления; цари того времени обладали исключительной властью и несравненными богатствами. Этот период называют еще Мемфиским царством, так как столица окончательно была перенесена из Абидоса в Мемфис – греческое название Меннеферта, главного города I нома Нижнего Египта. Именно в этот начальный период истории Египта утвердились первые гражданские и религиозные законы, устанавливались каноны искусства и родилась письменность. От времени Древнего царства до нас дошли первые образцы египетской литературы, произведения искусства высокого художественного качества. Зодчество этого периода создало памятники, непревзойденные по масштабам на всем протяжении истории Египта и больше других прославившиеся за его пределами.
В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Еще фараон II династии Нинечер, окончательно подчинив народы Нижнего Египта, построил цепь укреплений через Суэцкий перешеек. Эта сплошная линия обороны была призвана защищать государство от набегов кочевников – «сынов Апопи». Затем Египет как бы переходит в наступление, и за стеной начинают строить крепости, защищающие подступы к медным рудникам Синая. За этими рудниками на долгое время закрепляется имя царя IV династии Снофру. Так границы Египта были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Единственным родом войск была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Полицейские функции в Египте выполняли выходцы из рано покоренной египтянами Северной Нубии.
Основными зерновыми культурами были ячмень и эммер или полба. На плодородных землях Египта охотно разводили лен – культуру, сильно истощающую почву, но необходимую для производства особо ценной одежды, обычно предназначенной для многочисленных жрецов. Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих сочными травами. В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит открытие пчеловодства.
В то же время существенных изменений в орудиях производства по сравнению с Ранним царством не произошло; изменения были, по-видимому, в основном количественные. Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например, к большим изменениям в строительном деле – началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка. Известно, что блоки из этого камня выпиливались медными пилами, которые изготовлялись из слитков, подвергавшихся для прочности специальной проковке. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему широко применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг. Медное орудие было в эту пору большой ценностью.
К древнейшим в мире относится и централизованный государственный аппарат. Он был громоздким, двухступенчатым (в столице и номах) и «двойным» (свой для Верхнего и Нижнего Египта); включал сокровищницу, «палаты» зерна, скота, рабочих рук и др., сложную иерархию чиновников, армию писцов – грамотных людей, которые составляли ее основу. Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.
Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного, разветвленного и специализированного бюрократического аппарата. Государственный аппарат известен главным образом по чиновничьим карьерам и их должностям, потому дает представление скорее о механизме управления, чем о системе. Его главной особенностью в Древнем царстве являлась концентрация всего управления в столице, при дворе и родственная связь с царским домом. В начале Древнего царства высшие посты все еще занимали царские родичи, но затем, при постепенном увеличении бюрократического аппарата, необходимого в столь обширном рабовладельческом государстве, ряд должностей переходил к более отдаленным потомкам царей и представителям знатных родов.
Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма.
Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия (от греческого термина «деспотес» – господин, которому противостоит термин «раб»).
Преобладающими в экономической структуре Древнего царства были крупные хозяйства трех типов: государственные, храмовые и большие вельможеские. Последние образовывались за счет крупных царских дарений (иногда – целых селений) и были относительно самостоятельны. Владение вельможи («дом собственный») включало унаследованное и купленное имущество, которым он мог распоряжаться, и «служебное», которое считалось лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же, как и родительская земля (имущество), но при этом передача должности всякий раз утверждалась царем. Однако даже собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому царю принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель.
Вельможа окружен большой семьей, здесь же множество слуг: музыканты, певцы, парикмахеры, опахалоносцы. У него есть главная усадьба и владения в других частях страны. В этих хозяйствах работает большой персонал: писцы, надсмотрщики, учетчики. Интересно, что младшие члены семьи наряду с домашними слугами обслуживают хозяина усадьбы или же участвуют в управлении его хозяйством. Во главе штата различного рода служащих стоял «домоправитель», который руководил всей хозяйственной жизнью дома, организовывал и контролировал труд земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, художников и скульпторов – всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за своей повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи. Крупное вельможное хозяйство Древнего царства обеспечивало своего владельца практически всем ему необходимым в повседневной жизни.
царства были рабочие отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Свободных египтян чиновники фараона соединяли в "рабочие отряды", состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как, обработка полей, рытье каналов, прокладка дорог, строительство зданий.
В эпоху Древнего Царства рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Насколько можно судить по сценам сельскохозяйственных работ и надписям к ним, посевное зерно доставлялось земледельцам из житницы вельможеского хозяйства, тягловый скот (обычно это две длиннорогие коровы) приводился из вельможеского стада, собранный урожай, свозимый на тока ослами, принадлежал вельможе и после обработки на гумне поступал в его же закрома.
Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. Сельскохозяйственные рабочие были организованы в отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Такие отряды тачками перевозили тяжести, грузили суда (основное транспортное средство в Египте). Отряды могли перебрасывать с одной работы на другую.
Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями, тем не менее, вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов означали термином «бак». Как показывают изображения, работники получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво).
Естественно, что многочисленный штат организаторов производства в
царском, храмовых и вельможеских хозяйствах – различные чиновники, писцы, учетчики и контролеры – отличался по своему положению в обществе от лиц, непосредственно трудившихся в этих хозяйствах. Многие из них занимали определенные государственные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их.
К этой категории лиц следует отнести также мелкий и средний персонал храмов, многочисленных жрецов, связанных с заупокойным культом (верховные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной и местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составлявших среднюю прослойку египетского общества, могли входить скульпторы, архитекторы, живописцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможеских хозяйств. От второй половины Древнего царства до нас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежавшие представителям именно этих средних слоев населения.
Подъем хозяйства и развитие ирригационной системы требовали большого притока рабочей силы, которая поступала за счет обращенных в рабов пленных. Рынки рабов пополнялись также за счет порабощения впавших в долги бедняков. Термин, обозначающий раба (бак, мн.ч. баку), известен еще со времен Раннего царства. Немногочисленные документы Древнего царства свидетельствуют о том, что рабов можно было покупать и продавать (сохранился, например, документ от VI династии, упоминающий куплю рабов), следовательно, в Египте времени Древнего царства существовал рабский рынок.
Среди рабов были чужеземцы, но преимущественно это были египтяне по происхождению. Правда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего царства трудно сейчас восстановить. Преобладание огромных, более или менее замкнутых хозяйственных комплексов, в которых производилось все необходимое, от орудий производства до продуктов потребления, тормозило, естественно, развитие товарно-денежных отношений в стране, поэтому возможность появления в эту эпоху известного по несколько более поздним переднеазиатским древним обществам долгового рабства почти исключается.
По документам, найденным в архиве припирамидного храма фараона Нефериркара (V династия) в Абусире, и касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты.
Делал фараон всё это не только и не столько в силу своего религиозного рвения, сколько из прагматических соображений – ради утверждения в стране «Маат», то есть порядка-правды-справедливости. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Египтяне верили, что жизнь в соответствии с ее заповедями—честностью, верностью и повиновением царю—сдержит силы хаоса.
Вершителем и ответственным за мировой порядок на земле был фараон, который справлял ритуалы, вёл победоносные войны. Нечестивый правитель мог навлечь на народ голод, потери, слепоту. Египетские писания подчеркивают, что царь, как посредник между богами и человечеством, был обязан обеспечить Маат в Египте.
Именно такая постоянная мобилизация народа вокруг сакральной фигуры фараона способствовала мощи и устойчивости Древнего царства. Мир вокруг менялся, появлялись новые народы и государства, но могущество страны на Ниле оставалось неизменным.
Продолжение следует. См. по тегу #ДревнийЕгипет