Египет эпохи Древнего царства

Когда египтяне периода упадка мечтали о «золотом веке», они думали о Древнем царстве, и их художники и писцы старались копировать его живопись и язык. Мы не знаем, какими документами располагали египтяне, чтобы познакомиться с наследием своих предков, но наверняка нам повезло меньше, поскольку история Древнего царства еще плохо известна. Действительно, эта эпоха оставила многочисленные памятники, и, за неимением документальных источников информации о политической, военной и административной жизни, мы будем пользоваться свидетельствами материальной культуры. Сначала мы рассмотрим только рамки истории Древнего царства, которое многие считают самым совершенным периодом всей древнеегипетской цивилизации, ее «золотым веком», затем обратимся к искусству этого периода.

Эпоха Древнего царства (ок. 2707 г. до н.э. – 2150 г. до н.э.) охватывает период с Третьей по Шестую династии. Это была эпоха долгой стабильности и централизованного правления; цари того времени обладали исключительной властью и несравненными богатствами. Этот период называют еще Мемфиским царством, так как столица окончательно была перенесена из Абидоса в Мемфис – греческое название Меннеферта, главного города I нома Нижнего Египта. Именно в этот начальный период истории Египта утвердились первые гражданские и религиозные законы, устанавливались каноны искусства и родилась письменность. От времени Древнего царства до нас дошли первые образцы египетской литературы, произведения искусства высокого художественного качества. Зодчество этого периода создало памятники, непревзойденные по масштабам на всем протяжении истории Египта и больше других прославившиеся за его пределами.
Египет эпохи Древнего царства - 978837248561
Поражение Севера, прекращение династических распрей привело к окончательному объединению Египта. Перед основателем III династии (XXVIII в. до н. э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их перемещения из нома в ном.

В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Еще фараон II династии Нинечер, окончательно подчинив народы Нижнего Египта, построил цепь укреплений через Суэцкий перешеек. Эта сплошная линия обороны была призвана защищать государство от набегов кочевников – «сынов Апопи». Затем Египет как бы переходит в наступление, и за стеной начинают строить крепости, защищающие подступы к медным рудникам Синая. За этими рудниками на долгое время закрепляется имя царя IV династии Снофру. Так границы Египта были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Единственным родом войск была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Полицейские функции в Египте выполняли выходцы из рано покоренной египтянами Северной Нубии.
Воины периода Древнего царства
Воины периода Древнего царства
Объединение привело к общему подъему хозяйства. Усилия государства в экономической области были направлены, прежде всего, на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть. Наблюдения над разливами Нила, строительство новых дамб, магистральных и отводных каналов, отстойников и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые урожаи зерновых на поливных землях, но и ввести в сельскохозяйственный оборот новые площади, которые прежде или заболачивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока.

Основными зерновыми культурами были ячмень и эммер или полба. На плодородных землях Египта охотно разводили лен – культуру, сильно истощающую почву, но необходимую для производства особо ценной одежды, обычно предназначенной для многочисленных жрецов. Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих сочными травами. В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит открытие пчеловодства.
Сельское хозяйство в Древнем Египте
Сельское хозяйство в Древнем Египте
Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Большое значение имело внедрение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Древние египтяне получали медь в достаточном количестве, чтобы делать из нее самые разнообразные предметы, орудия труда и оружие (статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий). Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пластины при помощи твердого припоя.

В то же время существенных изменений в орудиях производства по сравнению с Ранним царством не произошло; изменения были, по-видимому, в основном количественные. Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например, к большим изменениям в строительном деле – началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка. Известно, что блоки из этого камня выпиливались медными пилами, которые изготовлялись из слитков, подвергавшихся для прочности специальной проковке. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему широко применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг. Медное орудие было в эту пору большой ценностью.
Древнеегипетский плуг. Лувр, Париж
Древнеегипетский плуг. Лувр, Париж
Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти царя, воплощенного бога Гора. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред, поэтому царя называли иносказательно – «великий дом» (пер-а, откуда и возник термин «фараон»). В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти. Фактически страна уподоблялась огромному «дому царя», имуществом (землей, водой, скотом, сырьем) и людьми которого он распоряжался.

К древнейшим в мире относится и централизованный государственный аппарат. Он был громоздким, двухступенчатым (в столице и номах) и «двойным» (свой для Верхнего и Нижнего Египта); включал сокровищницу, «палаты» зерна, скота, рабочих рук и др., сложную иерархию чиновников, армию писцов – грамотных людей, которые составляли ее основу. Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.
Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях. 2500-2350 гг. до н. э. Лувр
Сидящий писец с развёрнутым папирусом на коленях. 2500-2350 гг. до н. э. Лувр
Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства, превратились в его местные административно-хозяйственные округа, причем во время наивысшего расцвета Древнего царства, при IV династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти: царь мог по своей воле перемещать номархов (правителей номов) из одного нома в другой, из верхнего Египта в Нижний и наоборот, существовал жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации. В период III и IV династий высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царем. Важнейшие лица в государстве - чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов - были близкими или более дальними родичами царского дома, правящей династии. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях – родственников фараона. Из их среды назначались правители номов.

Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного, разветвленного и специализированного бюрократического аппарата. Государственный аппарат известен главным образом по чиновничьим карьерам и их должностям, потому дает представление скорее о механизме управления, чем о системе. Его главной особенностью в Древнем царстве являлась концентрация всего управления в столице, при дворе и родственная связь с царским домом. В начале Древнего царства высшие посты все еще занимали царские родичи, но затем, при постепенном увеличении бюрократического аппарата, необходимого в столь обширном рабовладельческом государстве, ряд должностей переходил к более отдаленным потомкам царей и представителям знатных родов.
Социальная иерархия
Социальная иерархия
Высший чиновник (чати, джати), напоминающий средневекового визиря, был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел. Сам чати осуществлял от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой. В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности, должность главы столичного управления; известно, однако, что ему в течение почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник – начальник войска.

Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма.

Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия (от греческого термина «деспотес» – господин, которому противостоит термин «раб»).
Египет эпохи Древнего царства - 978840902705
Деятельность аппарата охватывала все сферы жизни от организации производства (продуктов, изделий ремесла, добыча сырья и др.), общественных работ (каналы, дороги, пирамиды и т.п.) и распределения (материалов, рабочих рук, а также пищи – нормированных «пайков» для работников и натурального жалованья). Причастность к бюрократическому аппарату предполагала определенную степень грамотности, и письменность была ключевым фактором в управлении государством.

Преобладающими в экономической структуре Древнего царства были крупные хозяйства трех типов: государственные, храмовые и большие вельможеские. Последние образовывались за счет крупных царских дарений (иногда – целых селений) и были относительно самостоятельны. Владение вельможи («дом собственный») включало унаследованное и купленное имущество, которым он мог распоряжаться, и «служебное», которое считалось лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же, как и родительская земля (имущество), но при этом передача должности всякий раз утверждалась царем. Однако даже собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому царю принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель.
Дворец вельможи в Древнем Египте. Рисунок
Дворец вельможи в Древнем Египте. Рисунок
Документы, надписи, росписи гробниц вельмож и т.п. времен Древнего царства дают возможность представить, как жили «большие люди» и как были организованы хозяйства. Поскольку египтяне считали, что жизнь после смерти – это продолжение земной жизни, то, что изображалось как жизнь в загробном мире на стенах гробниц, было отражением земной жизни вельможи. Судя по изображениям, хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиденции-дворца вельможи, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников.

Вельможа окружен большой семьей, здесь же множество слуг: музыканты, певцы, парикмахеры, опахалоносцы. У него есть главная усадьба и владения в других частях страны. В этих хозяйствах работает большой персонал: писцы, надсмотрщики, учетчики. Интересно, что младшие члены семьи наряду с домашними слугами обслуживают хозяина усадьбы или же участвуют в управлении его хозяйством. Во главе штата различного рода служащих стоял «домоправитель», который руководил всей хозяйственной жизнью дома, организовывал и контролировал труд земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, художников и скульпторов – всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за своей повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи. Крупное вельможное хозяйство Древнего царства обеспечивало своего владельца практически всем ему необходимым в повседневной жизни.
Египет эпохи Древнего царства - 978841536561
Быт вельможи.
Быт вельможи.
Характерной формой организации труда в полеводстве в период Древнего
царства были рабочие отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Свободных египтян чиновники фараона соединяли в "рабочие отряды", состоящие из нескольких десятков человек. Они выполняли множество разных заданий: всего за год человек мог поменять несколько занятий, таких, как, обработка полей, рытье каналов, прокладка дорог, строительство зданий.

В эпоху Древнего Царства рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди вынуждены были обращаться к фараону с просьбой выделить им работников для обработки земли. Насколько можно судить по сценам сельскохозяйственных работ и надписям к ним, посевное зерно доставлялось земледельцам из житницы вельможеского хозяйства, тягловый скот (обычно это две длиннорогие коровы) приводился из вельможеского стада, собранный урожай, свозимый на тока ослами, принадлежал вельможе и после обработки на гумне поступал в его же закрома.

Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. Сельскохозяйственные рабочие были организованы в отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Такие отряды тачками перевозили тяжести, грузили суда (основное транспортное средство в Египте). Отряды могли перебрасывать с одной работы на другую.
Земледельцы на полевых работах. Роспись в гробнице Ти, служащего Пятой династии
Земледельцы на полевых работах. Роспись в гробнице Ти, служащего Пятой династии
Ремесленное производство вельможеского хозяйства было сконцентрировано в общих ремесленных мастерских – «палате мастеров», в которой трудились ремесленники разных специальностей. Здесь работали только мужчины. Женщины трудились отдельно в ткацких мастерских. В хозяйстве существовало специальное пищевое подразделение, занятое изготовлением различных продуктов. Во всех ремесленных работах существовало дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудились несколько человек. И в ремесленной мастерской все средства производства принадлежали владельцу всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможеские склады. Так обстояло дело и в других отраслях хозяйства.

Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями, тем не менее, вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов означали термином «бак». Как показывают изображения, работники получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво).
"Продукты" в Древнем Египте. Фрагмент росписи гробницы.
"Продукты" в Древнем Египте. Фрагмент росписи гробницы.
Иначе говоря, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Правда, в ряде сцен на гробничных рельфах изображены рынки, на которых идет бойкая торговля зерном, овощами, рыбой, обувью, одеждой, однако, вероятно, эти мелкие рынки функционировали в пределах тех же вельможных имений, а торговали лишь редкими излишками потребляемой продукции. Мерилом стоимости было зерно или полотно.

Естественно, что многочисленный штат организаторов производства в
царском, храмовых и вельможеских хозяйствах – различные чиновники, писцы, учетчики и контролеры – отличался по своему положению в обществе от лиц, непосредственно трудившихся в этих хозяйствах. Многие из них занимали определенные государственные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их.

К этой категории лиц следует отнести также мелкий и средний персонал храмов, многочисленных жрецов, связанных с заупокойным культом (верховные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной и местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составлявших среднюю прослойку египетского общества, могли входить скульпторы, архитекторы, живописцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможеских хозяйств. От второй половины Древнего царства до нас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежавшие представителям именно этих средних слоев населения.
Аристократия Древнего Египта
Аристократия Древнего Египта
Государство в Египте целиком поглотило сельскую общину (повсеместно на Древнем Востоке игравшую важнейшую роль), хотя, наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки египетского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фараоном.

Подъем хозяйства и развитие ирригационной системы требовали большого притока рабочей силы, которая поступала за счет обращенных в рабов пленных. Рынки рабов пополнялись также за счет порабощения впавших в долги бедняков. Термин, обозначающий раба (бак, мн.ч. баку), известен еще со времен Раннего царства. Немногочисленные документы Древнего царства свидетельствуют о том, что рабов можно было покупать и продавать (сохранился, например, документ от VI династии, упоминающий куплю рабов), следовательно, в Египте времени Древнего царства существовал рабский рынок.

Среди рабов были чужеземцы, но преимущественно это были египтяне по происхождению. Правда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего царства трудно сейчас восстановить. Преобладание огромных, более или менее замкнутых хозяйственных комплексов, в которых производилось все необходимое, от орудий производства до продуктов потребления, тормозило, естественно, развитие товарно-денежных отношений в стране, поэтому возможность появления в эту эпоху известного по несколько более поздним переднеазиатским древним обществам долгового рабства почти исключается.
Рабы в Древнем Египте
Рабы в Древнем Египте
Возможно, что большинство домашних рабов у египтян по происхождению являлись потомками тех жителей Нильской долины, которых в период раздробленности и войн между номами, а затем я между обоими ранними египетскими государствами захватывали и порабощали соседи. Но, безусловно, существовали и какие-то другие пути порабощения соплеменников. Так, высокие должностные лица второй половины Древнего царства, выставляя напоказ свою добродетель, хвастаются в своих автобиографических надписях тем, что не поработили за всю свою жизнь ни одного египтянина. Следовательно, сама возможность порабощения соплеменников – жителей Нильской долины – не была исключена и имела место, но, очевидно, порабощать их считалось предосудительным, а возможно, и запрещалось царской властью. Недаром косвенные сведения о порабощении египтян восходят в основном к концу Древнего царства, когда ощущался уже резкий упадок центральной власти.

По документам, найденным в архиве припирамидного храма фараона Нефериркара (V династия) в Абусире, и касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты.
Фараон и его приближенные
Фараон и его приближенные
Если сравнивать Древний Египет с современными ему Месопотамией и Израилем, то станет ясно, что в этих государствах отношение к царю было отличным от характерного для египтян. Там царь не считался богом, но правил за них. В Египте фараон правил как бог, находящийся на земле среди смертных. Фараон был посредником между небесными богами и людьми, защитником своих подданных, и только в этом качестве считался богом сам. Пока он исполнял свою роль достойно, в его власти было мобилизовать человеческие и материальные ресурсы всей страны для колоссальных общегосударственных проектов, таких как строительство пирамид или прокладка оросительных систем.

Делал фараон всё это не только и не столько в силу своего религиозного рвения, сколько из прагматических соображений – ради утверждения в стране «Маат», то есть порядка-правды-справедливости. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Египтяне верили, что жизнь в соответствии с ее заповедями—честностью, верностью и повиновением царю—сдержит силы хаоса.
Богиня Маат
Богиня Маат
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества. Нарушая правила, тем самым человек раскалывает космическую гармонию, что может привести к несчастьям для отдельных лиц или всего государства. Эта вера в Маат объединяла простолюдинов и царей в ответственности за поддержание гармонии в обществе, что, возможно, привело к меньшему количеству периодов гражданских беспорядков в долгой истории Египта.

Вершителем и ответственным за мировой порядок на земле был фараон, который справлял ритуалы, вёл победоносные войны. Нечестивый правитель мог навлечь на народ голод, потери, слепоту. Египетские писания подчеркивают, что царь, как посредник между богами и человечеством, был обязан обеспечить Маат в Египте.

Именно такая постоянная мобилизация народа вокруг сакральной фигуры фараона способствовала мощи и устойчивости Древнего царства. Мир вокруг менялся, появлялись новые народы и государства, но могущество страны на Ниле оставалось неизменным.

Продолжение следует. См. по тегу
#ДревнийЕгипет