БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.
Валерий Брюсов 
                                                       
7 апреля Русская православная церковь отмечает один из наиболее важных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей о скором рождении Сына Божьего. Светлый сюжет вдохновил многих художников, литераторов и музыкантов на создание истинных шедевров. Предлагаю вспомнить некоторые из них.
Леонардо да Винчи. Благовещение Пресвятой Богородицы. 1472-1475 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи. Благовещение Пресвятой Богородицы. 1472-1475 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Своё монументальное произведение 20-летний да Винчи изобразил маслом на двухметровой доске. Архангел Гавриил в исполнении художника в левой руке держит белую лилию — символ целомудренности и чистоты помыслов, а правой благословляет Марию.
Дуччо. Маэста (фрагмент). 1308-1311 гг.
Дуччо. Маэста (фрагмент). 1308-1311 гг.
В нынешнем году праздник Благовещение совпал с другим, Страстной или Великой субботой — дню, предшествующему Пасхе. На Страстной неделе Благовещение выпадает редко, но от этого не теряет, а лишь увеличивает свою силу — считается, что в этот день небеса максимально открыты к мольбам людей и услышан будет абсолютно каждый. Особенно праздник чествуется представительницами слабого пола, которые считают Марию своей покровительницей. Праздник считается очень сильным энергетически — издавна люди верили, что именно он ознаменует настоящий приход весны, новой жизни и более счастливого периода в жизни каждого человека.
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция
«Благовещение» — одна из самых известных работ итальянского живописца. Евангельский мотив Мартини «переместил» на золотой фон (по замыслу художника, он должен был символизировать небо), а от его архангела «расходятся» слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лука, 1:28), написанные золотыми красками. В руках Божий посланник держит райскую ветвь — символ примирения Бога и творения. Кстати, в создании алтарной картины принял участие и ученик живописца Липпо Мемми, но теперь невозможно точно установить, что именно привнёс в полотно великий Мартини.
Донателло. Благовещение. Рельеф. Около 1435 г.
Донателло. Благовещение. Рельеф. Около 1435 г.
Ещё один выдающийся деятель искусства, которого интересовал сюжет встречи архангела и Девы Марии — Донателло ди Макурин Никколо ди Бетто Барди или просто Донателло. Рельефом из песчаника мастер украсил алтарь Кавальканти в церкви Санта Кроче. Своих героев скульптор поместил на фоне закрытой двери, украшенной изысканным орнаментом: юная Дева Мария, испуганная внезапным появлением архангела, немного отпрянула, а Гавриил преклонил перед ней колени. Верх рельефа украшают шесть фигурок младенцев путти.
Рогир ван дер Вейден. Триптих "Благовещение". Центральная часть. Около 1440 г. Лувр, Париж
Рогир ван дер Вейден. Триптих "Благовещение". Центральная часть. Около 1440 г. Лувр, Париж
На многих картинах, посвящённых Благовещению, встречается белая лилия, и творение нидерландского живописца не стало исключением. Мастер поместил цветок в вазу, стоящую на полу комнаты, что очень символично: раньше Деву Марию часто изображали у колодца или около другого водоема, но со временем он «эволюционировал» в вазу или кувшин. В руках у вандервейденской героини книга — традиционно Марию изображают читающей Книгу пророка Исайи.
Фра Беато Анжелико. Благовещение. Ок. 1426 г. Дерево, темпера. Прадо, Мадрид
Фра Беато Анжелико. Благовещение. Ок. 1426 г. Дерево, темпера. Прадо, Мадрид
«Благовещение» представляет собой картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни. Итальянского художника эпохи Раннего Возрождения ещё при жизни начали называть Беато Анджелико — «Блаженный Анджелико». Слово «Фра» обозначает «брат», «монах», а «Анджелико», как несложно догадаться — «Ангельский». Спустя 500 с лишним лет после смерти живописца Ватикан официально причислил Фра Беато Анджелико к лику блаженных; также его считают покровителем всех художников.
Сандро Боттичелли. Благовещение Честелло. 1489-1490 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. Благовещение Честелло. 1489-1490 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Своё название произведение получило по имени монастыря Честелло, для которого оно предназначалось. Боттичелли тоже «вложил» в руку своего архангела ветку белой лилии, а самого Гавриила нарисовал в движении — на картине видны «контуры» силуэта ангела, который только что спустился с небес.
                                                           
Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия,
молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей.
Аминь.                                                                        

Начиная с эпохи Возрождения текст молитвы стали использовать профессиональные композиторы — в различных жанрах новосочинённой многоголосной музыки. Среди них Жоскен Депре, Й. Окегем, Ж. Мутон, А. Вилларт, Дж. П. Палестрина, Т. Л. де Виктория. У ренессансных композиторов использован, как правило, только текст, реже — традиционная григорианская мелодия (как в мессах Пьера де ла Рю, К. Моралеса, Ф. Пеньялосы). В эпоху барокко интерес к тексту снизился, в эпоху романтизма возрос с новой силой. Музыкальные интерпретации молитвы в XIX веке создали Ш. Гуно (на основе прелюдии И. С. Баха), А. Брукнер, Дж. Верди, Лист, А. Дворжак, П. Масканьи, К. Сен-Санс и многие другие.
  
AVE MARIA Дж.П. Палестрина Coro Città di Bastia conducted by Roberto Tofi
Santuario della Madonna del Carmine - Anghiari (Arezzo) 2002
Palestrina - AVE MARIA a 5.wmv
Сейчас насчитывается больше 40 различных музыкальных произведений, которые называют Ave Maria, поскольку большинство из них связано с одноимённой христианской молитвой. Но наибольшую известность получила «Третья песня Эллен» Шуберта — именно эта версия хорошо знакома каждому слушателю (особый успех композиция имела в исполнении Робертино Лоретти). Изначально произведение входило в вокальный цикл, который композитор написал на стихи Вальтера Скотта «Дева озера» — в «Третьей песне Эллен» героиня мысленно обращалась к Богородице. Однако со временем музыкальный отрывок всё чаще стал исполняться как самостоятельное произведение.                                            
Видео- Франц Петер Шуберт (1797-1828), "Ave Maria", оп. 52 № 6, D 839.
Исполняет Робертино Лоретти (Роберто Лорети), дискант, Италия.
Художник Бернард ван Орлей (1487/91-1541), Нидерланды, Возрождение.
Показаны картины:
1. "Мадонна с младенцем и ангелами", Музей Метрополитен, Нью-Йорк;
2. "Поклонение волхвов", Музей искусств Филадельфии;
3. "Мадонна с младенцем", Британская Национальная галерея, Лондон;
4. "Мадонна с младенцем", Государственный музей, Амстердам.
(2.13.) Ave Maria. Шуберт. Лоретти.
«Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!»
Константин Бальмонт. Благовещение в Москве. 193 г.

В своих стихах российский поэт-символист не говорит о Богородице и архангеле Гаврииле, зато представляет Благовещение как праздник весны и пробуждения природы.

"Ave Maria" (известное как "Ave Maria Каччини"), композитор Владимир Фёдорович Вавилов (1925-1973), СССР. Исполняют Вероника Джиоева (сопрано) и Камерный оркестр Новосибирской филарминии, дирижёр Алим Шахмаметьев. Художник Бернардо Дзенале (ок. 1460-1526), Италия, Возрождение. Картина "Поклонение младенцу Христу с музицирующими ангелами", Музей Гетти, Лос-Анджелес.
(3.1.) Ave Maria. Вавилов. Джиоева.
В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, -
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
- Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
- Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!
Марина Цветаева. 1916 г.

Сергей Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся» (1915 г.). Сочинение «Богородице, Дево, радуйся» вошло в хоровой цикл Рахманинова «Всенощное бдение» — кстати, этот жанр появился в мировой музыкальной культуре исключительно благодаря православной Церкви.
#живопись #музыка
#праздники
Сергей РАХМАНИНОВ "Всенощное бдение" "Богородице Дево, радуйся № 6