«Па-де-катр» (фр.

Pas de Quatre) — дивертисмент на музыку Цезаря Пуни балетмейстера Жюля-Жозефа Перро (1845)
180 лет назад, летом 1845 года, в Лондоне одновременно оказались четыре известных балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито, из Дании приехала ученица Августа Бурнонвиля Люсиль Гран. Директор «театра Её Величества» Бенджамен Лумли решил собрать четырёх звёзд на одной сцене для выступления перед английской королевой Викторией.
Жюль-Жозеф Перро выполнил этот специальный высочайший заказ и поставил балетный дивертисмент, каждая из вариаций которого наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности четырёх знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очерёдности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.

«Па-де-катр» (фр. - 885081104689
Музыку заказали Цезарю Пуни. Премьера состоялась 12 июля 1845 года. В театре собрался весь свет лондонского общества. Пресса была восторженной. 

Романтический балет нельзя определённо назвать совсем бессюжетным. Каждый образ раскрывал характер балерины, общий танец и чередование вариаций представляли логичное единство действия.
Начало и конец дивертисмента представляли собой застывшую картинную общую позу. Танец балерины начинали вместе, кода была написана в «испанском стиле», с кастаньетами в оркестре.

«Вероятно, — писал Джордж Баланчин, — этот короткий балет является одним из самых известных дивертисментов в истории танца. В нем на сцене одновременно появляются четыре величайшие балерины того времени, объединив свои таланты на несколько памятных представлений балета, который, однако, восхищал ценителей танца более ста лет. С такого расстояния невозможно точно определить, как именно выглядел балет „Па-де-катр". Сведения об этом беспрецедентном спектакле дошли до нас лишь благодаря рецензиям и литографиям. Если бы сегодня в одном балете появились величайшие балерины США, Франции, Англии и СССР, мы получили бы приблизительное представление о том, какой ажиотаж вызвала первая постановка „Па-де-катра"».
«Па-де-катр» (фр. - 885081104945
Идея объединить в одном спектакле балерин-соперниц принадлежала Бенджамену Лумли, антрепренеру лондонского театра «Хэр мэджестиз». Он пригласил Жюля Перро, бывшего партнера Тальони и балетмейстера «Жизели», поставить «Па-де-катр». Перро предстояло создать ансамбль для четырех балерин и придумать такие сольные вариации, которые бы максимально продемонстрировали особенности мастерства каждой из них. По словам Лумли, «ни одна балерина не должна была затмить остальных — по крайней мере, по их собственному ощущению». Перро знал способности и темперамент балерин, поскольку работал с ними ранее.
«Па-де-катр» (фр. - 885081103921
Балерины остались довольны общим танцем и сольными вариациями. Сшили костюмы, распродали билеты. Тут стал вопрос, кому танцевать финальную вариацию. Черрито, Гризи и Гран согласились из-за беспримерной славы Тальони предоставить ей эту почетную роль. Но вспыхнул спор: кто будет танцевать предпоследнюю вариацию? Черрито и Гризи боролись за это место и, поссорившись прямо на сцене, поклялись, что никогда не появятся в спектакле вдвоем.

Перро в отчаянии прибежал к Лумли. Тот ответил: «Выход прост. Предоставьте старшей из них занять вожделенное место». Когда Перро сообщил решение антрепренера, балерины вдруг утратили всякое желание продолжать борьбу. В то время Тальони был сорок один год, Черрито — двадцать восемь, Гризи — двадцать шесть, Гран — двадцать четыре. Таким образом, вариации были распределены по увеличению возраста. А зрители не заподозрили, что едва не лишились долгожданного зрелища.
Фанни Черрито.
Фанни Черрито.
Танец Фанни Черрито отличался яркостью, темпераментностью и виртуозностью исполнения балетных pas. Вариация для неё была написана в форме вальса на 3/4, и состояла из балансе и лёгких прыжков.
Портрет Марии Тальони
Портрет Марии Тальони
Занавес поднялся. Публика приветствовала четырех балерин, стоящих на фоне романтического задника. Они выстраивались в одну линию и брались за руки. Все были одеты в воздушный муслин. На головах у трех красовались венки из белых цветов, а Черрито украсила цветами узел волос на затылке. Балет начался с грациозных поз: балерины, отступив к заднику, образовали очаровательную живую картину вокруг Тальони, взиравшей на «сестер» с выражением нежности. Даже мимолетный проблеск зависти был невозможен, так как все отдавали отчет, что спектакль погибнет, если кто-то из них нарушит замысел Перро. Поэтому они вставали на колено вокруг Тальони, простирая с любовью к ней руки и невинно улыбаясь, а грациозная Тальони словно падала в их распростертые объятия.

"Па-де-катр" (фр. Pas de Quatre) — дивертисмент на музыку Цезаря Пуни  хореография Антона Долина  в исп.балерин Кировского театра : Люсиль Гран-Людмила Ковалева, Карлотта Гризи - Г. Комлева, Фанни Черрито-Елена Евтеева, Мария Тальони- Любовь Галинская
Pas de Quatre - Kirov 1968
Само действие начиналось с короткой вариации Гран под быструю, оживленную музыку. Затем следовало pas de deux Черрито и Гризи, в конце которого Тальони пересекала сцену высокими легкими прыжками. Эта интродукция — всего лишь предтеча последующих виртуозных вариаций. Первой выходила Гран, танцуя стремительно и легко, вращаясь и двигаясь с задором юности. Музыка менялась, Гризи, выступив вперед, начинала свое отточенное соло.
Люсиль Гран
Люсиль Гран
Школа Бурнонвиля отличалась филигранной техникой и мелкими прыжками, в вариации Люсиль Гран было множество pas de bourres и антраша́.     
                                                                                                      
Тальони и Гризи — самая старшая и самая младшая — вдвоем исполняли небольшой романтический дуэт, а Черрито ждала поодаль, стоя в грациозной позе. Внезапно она прерывала размеренный танец двух балерин, стрелой вылетая вперед и проходя по диагонали в вихре ускоряющихся туров. Свою вариацию она заканчивала рядом сдержанных изысканных поз, контрастирующих с живостью и виртуозным темпом самого танца.
Карлотта Гризи
Карлотта Гризи
Карлотта Гризи была балериной-актрисой, она также обладала хорошим голосом и выступала в опере, но будучи женой Перро, дебютировала в специально поставленной для неё роли Жизели. Её вариация была плавной, артистичной и состояла из арабесков, балансе и нескольких туров.   
                                                                                                   
Тальони досталась самая трудная из вариаций. Ей предстояло доказать, что то, чем зрители восхищались ранее, — не предел. И она добилась своего: двигалась с непревзойденной легкостью, танцевала изящно и элегантно, ошеломляла позами, зафиксированными в прыжке. В ее движениях ощущалось неоспоримое превосходство, осознание собственного таланта и служение ему. Она замирала в трудных позах, удерживая равновесие с грацией и опытом зрелой артистки.
        
В финале к ней присоединялись три другие балерины. Танцуя все вместе, они пытались затмить друг друга, демонстрируя виртуозное мастерство. Затем, словно намеренно прервав состязание, они вновь образовывали живую картину, с которой начался балет. Подняв руки над головой, Тальони замирала в изящной позе, сверху вниз глядя на балерин, склонившихся к ее ногам и посылающих зрителям обольстительные улыбки. Казалось, никто из них никогда не двигался с места...
Мария Тальони. 1839 г.
Мария Тальони. 1839 г.
Воздушный образ Сильфиды — Тальони, парящей над землёй, был использован хореографом с акцентом на фиксации балериной позы арабеска на пуантах.       

Определяя значение «Па-де-катра», историк балета Вера Красовская отмечала: «Концертный номер возвел в высокую абстракцию то ценное, что было найдено в „Сильфиде" и так скоро разбазарено хореографами романтизма. Исполнительницы "Pas de quatre" не перевоплощались ни в сильфид, ни в наяд. Ни в баядерок. Они оставались танцовщицами — владетельницами огромных накопленных танцем богатств. Перро умел распределить эти богатства, позволив каждой сделать выбор и блеснуть в своей стихии. Родившийся на закате романтической хореографии, "Pas de quatre" открывал путь в будущее. Он прокламировал тенденции, заложенные в романтическом балете. Хореографов романтизма изначально увлекал не столько сюжет, сколько тема — в том смысле, как ее понимают не писатели, а музыканты: тема стихии воздуха, стихии воды».

В первоначальном составе «Па-де-катр» был исполнен всего четыре раза: 12, 15, 17 и 19 июля 1845 года. На третьем представлении присутствовали королева Виктория и принц-консорт. Три балерины первого состава — Тальони, Черрито и Гризи — танцевали и в возобновленной редакции в театре Лумли 17 и 19 июля 1847 года, а партию Люсиль Гран исполнила Каролина Розати.

Бросая взгляд на спектакль 1845 года, Вадим Гаевский декларирует: «Это был групповой homage и вместе с тем серия индивидуальных зарисовок. Антре и коду все четверо танцевали сообща, в новой для 40-х годов сильфидной манере, а каждая из вариаций представляла собой летучую характеристику, хореографический силуэт, наподобие графических силуэтов, весьма популярных в те же 40-е годы. Тем самым Перро создал новый жанр — танцевальный портрет. В историческом плане „Па-де-катр" — апофеоз художественного стиля, возникшего в 30-х годах, торжество тальонизма».
Афиша балета с автографом Алисии Марковой.
Афиша балета с автографом Алисии Марковой.
Историки балета полагают, что первую попытку восстановить «Па-де-катр» сделала Мария Тальони в 1846 году, включив его в балет Жозефа Мазилье «Своенравная жена» на музыку Адольфа Адана. В XX веке балет впервые реконструировали К. Лестер и Л. Лукас для труппы «Маркова-Долин» в 1936 году. Эту версию традиционно изучали студенты Королевской академии танца, исполняя ее на полупальцах в мягких балетных туфлях.
«Па-де-катр» (фр. - 885081105201
«Па-де-катр» (фр. - 885081103409
Антон Долин воссоздал балет для труппы «Американ бэллей тиэтр» в 1941 году. «Это не реконструкция, а скорее фантазия, основанная на исторических материалах и интуиции хореографа».

Версия была перенесена в Русский балет Монте-Карло. Партии исполняли: Н. Красовская (Люсиль Гран), Мия Славенская (Карлотта Гризи), Александра Данилова (Фанни Черрито) и Алисия Маркова (Мария Тальони).
«Па-де-катр» (фр. - 885081104433
Па де катр в Лондоне, 1950 г. Н. Красовская (Люсиль Гран), Мия Славенская (Карлотта Гризи), Александра Данилова (Фанни Черрито) и Алисия Маркова (Мария Тальони).
Алисия Маркова в своей гардеробной, одетая для балета Рas de quatre, в объективе Сержа Лидо в 1959 году.
Алисия Маркова в своей гардеробной, одетая для балета Рas de quatre, в объективе Сержа Лидо в 1959 году.
Антон Долин поставил балет на сцене Сити Сентер в Нью-Йорке для гала-концерта «Хореографической коллекции» Нью-Йоркской публичной библиотеки, который состоялся 24 января 1972 года. Партию Тальони исполнила Карла Фраччи, Гризи — Виолетт Верди, Черрито — Патриша Мак-Брайд, Гран — Элеонора Д'Антуано. Гаевский о работе Долина замечает: «Его „Па-де-катр", конечно, не реконструкция. Это, скорее, документальная фантазия, документальный парафраз, хотя документальных свидетельств почти нет никаких. Интуиция не подвела, ощущение подлинности возникает... Этот не вполне современный балет не выглядит архаичным». 
                       
Архив Мариинского театра. Па де катр 1964 год Кировский балет. Музыка Цезаря Пуни, Хор. Антона Долина. Исполняют: Люсиль Гран-Нина Груздева-Санина, Карлотта Гризи-Ирина Колпакова, Фанни Черрито-Ольга Моисеева, Мария Тальони-Татьяна Удаленкова
'Pas de Quatre' Gruzdeva Sanina, Kolpakova, Moiseeva and Udalenkova 1964
В 1966 году балет был поставлен в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, возобновлялся там же в 1978-м и 1996-м годах. В последнем возобновлении впечатляла плеяда совсем молодых солисток труппы — Диана Вишнева, Софья Гумерова, Майя Думченко и их «старшая сестра» Ульяна Лопаткина.

Па де катр в программе АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
#балет

Комментарии