Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.

Необычайно красивый, символичный и дорогой предмет мужского гардероба, доступный только выходцам из высших сословий – слуцкие пояса – ткали в Беларуси ещё в XVIII веке. С ними связаны удивительные события и семейные тайны, загадочные и порой мистические истории.
Сегодня старинные слуцкие пояса – раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.Кстати, пояса из мастерских Слуцка находились в собрании Тарновских, известных украинских меценатов, хозяев усадьбы Качановка.
Ценность этих изделий объясняется еще и тем, что секрет их изготовления утрачен, — точь-в-точь, как тайна некоторых видов дамасской стали или средневековых эмалей..

Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806152241
Возможно, не все участники нашей группы, особенно те, которые не живут в Беларуси, хорошо представляют себе, что за город — Слуцк. А между тем, это весьма старинный град в земле славян-дреговичей. Впервые летопись упоминает о нем под годом 1116, но Слуцк явно был основан ранее, ибо летописец говорит о его разрушении войсками князя минского Глеба.

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.

I цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
...
Цямнее край зубчаты бора...
I тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.

Максім Багдановіч. «Слуцкія ткачыхі». 1912 г

Благодаря гению Максима Богдановича "визитной карточкой" города стали слуцкие пояса. Благодаря же самим поясам Слуцк в считанные десятилетия превратился не только в крупнейший экономический центр, но также в одну из признанных столиц европейской моды                                   

Песняры «Слуцкія ткачыхі» сл. М.Богдановича
Слуцкие пояса
Итак, слуцкие тканые пояса... По роскоши и богатству узорочья они являют собой истинные шедевры; недаром цена заказного слуцкого пояса в XVIII веке достигала солидной суммы в семьдесят пять дукатов.                                                   
Технология ткачества поясов была очень сложна, и на ее изучение уходили годы: семь лет и более длилось обучение мастерству. За сохранением секретов ремесла зорко следили владельцы мануфактуры: нередко талантливых мастеров насильно удерживали на предприятии, а беглых — возвращали.

Крайне неохотно хозяева «персиярни» отзывались на просьбы других аристократов и даже короля поделиться квалифицированными мастерами. Известен случай, когда от имени короля Станислава Августа Понятовского (1764-1795) к правителю слуцких земель Каролю Станиславу Радзивиллу (1734-1790) обратился надворный литовский подскарбий Антоний Тизенгауз (1733-1785). Король поручил Тизенгаузу создать мануфактуру, подобную слуцкой, в Гродно. Для этого и попросили «одолжить» несколько хорошо обученных слуцких мастеров.Но Радзивилл, который всячески демонстрировал свою независимость от монарха и жил под девизом «Король — король в Варшаве, а Кароль — король в Слуцке и Несвиже», отказал. Тогда разгневанный монарх приказал Тизенгаузу пригласить мастеров из Франции. Так и не раскрыли...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806470705
Феномен слуцких поясов невозможно понять вне исторического контекста. В середине XVI века историки Речи Посполитой Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского стали высказывать мысль о том, что шляхта (привилегированное сословие) происходит от сарматов, древнего степного народа, известного еще из греческих и римских источников. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии знати сарматизма. Аристократия считала себя потомками сарматов, а простолюдинов славян и балтов. В искусствоведении есть даже специальный термин – «сарматский портрет». На протяжении XVII и XVIII веков аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами». Поскольку воинственное племя пришло с Востока, то у шляхты Речи Посполитой в XVIII веке стали пользоваться спросом широкие шелковые пояса, привозимые из Турции и Персии. Пояса являлись важной частью мужского, так называемого сарматского, костюма, были показателем власти и богатства его владельца. Случилось так, что заблуждение историков оказалось знаком судьбы, вызвав к жизни то, что мы сегодня называем слуцкими поясами.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806470193
Слуцкие пояса на портретах шляхты.Тадеуш Богданович, портрет 1891 года кисти Викентия Слендзинского
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806470449
Слуцкие пояса на портретах шляхты.Портрет Войцеха Пусловского кисти Валентия Ваньковича, XIX век      
                  
Вначале эти части костюма, особенно золототканые, завозили извне; магнаты выписывали их из Турции и Персии, платя огромные суммы, достигавшие 500 дукатов. Разорительная мода принудила поляков создавать собственные фабрики уникальных поясов, так называемые «персиярни» (от слова «Персия»).Так вот, самая известная из «персиярен», слуцкая, была основана князем Михаилом Казимиром Радзивиллом (1702-1762). Произошло это во второй трети XVIII века. Но самое интересное, что белорусские мастера заложили основу изысканного ткачества на две сотни лет раньше!.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892807103025
Работа первых мастерских по выпуску тканых обоев на итальянский манер налаживается при королевском замке Вавель в Кракове; пока что всем здесь руководят иностранцы.Со временем становится буквально делом чести для каждого шляхтича иметь дома ковер или гобелен, носить на кунтуше узорный пояс.

Быстро развивается местное производство; умельцы Речи Посполитой постигают секреты приготовления сырья, технологию выработки тканей, художественный язык высокого ткачества. Изделия первых белорусских мануфактур — той же слуцкой или королевской гродненской — поначалу повторяют импортные ткани, затем становятся все более самостоятельными...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806673457
Слуцкие пояса неплохо сохранились до наших дней в коллекциях музеев Белоруссии и Украины, России, Польши и Прибалтики. Шелк, а также золотые и серебряные нити для них изготовители выписывали из Гданьска; нити обычные и шнуры делали сами.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806798641
Своеобразные «логотипы фирмы», шитые надписи на поясах говорят о месте производства. Сначала метки делали латинскими буквами — «Sluck», «Me fecit Sluciae» — «Сделано в Слуцке»; а после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций — Северо-Западный край, метки стали писать кириллицей — «Въ граде Слуцке».

Словно живописные полотна, иные пояса отмечены именем мастера, например: «Ioannes Madzarski», «Лео Маджарский»... Чье же оно?
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806798385
Слуцкая мануфактура была создана около 1762 года путем слияния двух меньших и более ранних «персиярен» — слуцкой же и несвижской. Расцвет ее деятельности, длящийся до начала следующего века, тесно связан с работой двух художников-текстильщиков, отца и сына, Яна и Лявона (Леона) Маджарских.                                                                                                                        
В описании Слуцка 1765 г. отмечено, что «на фабрике переской» было 16 станков и более 800 разных деталей к ним: прялок, катков, шпулек, челноков и других. Первый свой станок Ян Маджарский вывозил из Турции по частям, так как султанские власти строго запрещали вывозить такие станки, чтобы в других странах не было конкуренции турецким шелковым с золотом поясам. Станок был собран уже в Слуцке. Другие станки были сделаны в Белоруссии княжескими механиками по образцу собранного станка. Тайна слуцких изделий заключалась в том, что Маджарский привез особенный станок с латунными и медными деталями, а это сказывалось на особом качестве слуцких поясов.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806798129
Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь - 2,4 гектара. Здесь в 1765 г. были и производственные помещения и казармы с 11 комнатами, где жили мастер и работники мануфактуры. В 1793 г. в двухэтажном здании мануфактуры было 5 производственных помещений (станций), 2 больших производственных помещения (залы), столярные и административные помещения. Количество станков на мануфактуре в последней четверти XVIII в. увеличилось до 24-25. В 1793 г. здесь было 28 разных станков. Общее число работников доходило до 60 человек. Таким образом, до конца XVIII в. количество действующих на мануфактуре станков было значительным, и объем производства не снижался.

Судя по спискам работников, иноземцев (кроме Я. Маджарского) на мануфактуре не было. На ней трудились в основном местные жители, горожане Слуцка и Несвижа и крестьяне из деревень Случчины. Так, в 1807 г. из 27 работников 19 происходили из Слуцка, 2 из Уречья, 2 из Несвижа, 1 из Сверженя, 1 из Сёлка (возле Слуцка). Имена и фамилии работников указывают на их местное, белорусское происхождение. Это опровергает мнение целого ряда польских и других историков о том, будто бы на мануфактуре работали турки и персы, которых якобы пригласил сюда Радзивилл. Среди работников перечислены и девушки-работницы. Так что широко известное стихотворение Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі» имеет под собой целиком реальную историческую основу.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806798897
С самого начала Маджарские поставили перед собой достойную уважения цель: не повторять восточные прототипы, а искать свои приемы, чтобы превзойти мастерством чужеземцев! Отсюда — многочисленные эксперименты и новации, использование элементов белорусского национального орнамента.

Под руководством Яна Маджарского радзивилловская «персиярня» освоила выпуск удивительнейших тканей — двухсторонних, четырехповерхностных! У такого пояса не было изнанки, и каждая сторона разделялась на две отличные друг от друга узорные полосы.

Переворачивая пояс с одной стороны на другую, хозяин мог использовать его как повседневный или парадный, праздничный или траурный...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806797873
Маджарский-старший стал украшать концы изделий шелковыми однотонными «махрами» — кистями; на восточных оригиналах либо ничего подобного не было, либо просто выступали нити необрезанной основы. Кисти же, вообще характерные для славянского ткачества, придавали поясам целостность, композиционную завершенность.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806801201
Но самым смелым нововведением Маджарских была разработка новых, уже вполне оригинальных вариантов декора. Мотивы оформления концов пояса носят у нынешних искусствоведов условные, но выразительные названия: «сухарик», «китайские облачка», «василек», «букет», «расцветающие пни»...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806799153
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806800177
Дошло до того, что за границей стали производить пояса по образцу слуцких! Видимо, и тогда «русские сапожки приходили из Парижа»... На одной из мануфактур Лиона наладили выпуск поясов специально для экспорта в Речь Посполитую.

Эти пояса, как правило, отмечали меткой «F. S.», что вполне можно было расшифровать и как «Сделано в Слуцке».
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806800689
И все же, при всем уважении к народным приемам слуцкого ткачества, признаем: его художественный взлет был бы немыслим, если бы не высокая европейская образованность владельца фабрики, Радзивилла, не его тяга к мировой культуре. Эти же качества были свойственны и другим членам семьи Михаила Казимира.

Три ткацкие мастерские открывает в Бельске-Подлясском Анна Екатерина Радзивилл, урожденная Сангушко, (1676-1746), мать Михаила Казимира Радзивилла; в те же годы, в первой четверти «галантного» XVIII века, и опять же «во граде Слуцке», узорчатые тканые пояса начинает выпускать мануфактура, принадлежащая Герониму Флориану Радзивиллу (1715-1760), младшему брату Михаила Казимира.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806801969
Вообще-то, о деятельности радзивилловских «персиярен» известно не слишком много. Можно предположить, что их главной задачей было — ткать пояса не хуже заграничных, успешно конкурировать с турками.

Сложности перед мастерами стояли огромные: отсутствовало необходимое оборудование, дорогим было сырье, не всегда давались искомые технологии, выработанные на Востоке за сотни лет. Владельцы мастерских, не жалея денег, посылали самых талантливых ткачей учиться в другие города, и прежде всего в Станислав (нынешний Ивано-Франковск).

Там работала мануфактура под началом искусных стамбульских ткачей, армян турецкого подданства. «Армянские» пояса и в самом Стамбуле изготовлялись специально для ввоза в Польшу. Случане долгое время имитировали их, стараясь как можно точнее повторить все подробности, и лишь потом пошли дальше...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806801713
Теперь настало время открыть главную тайну отца и сына Маджарских. На самом деле, старшего из мастеров (и арендаторов мастерской) звали вовсе не Ян, а Ованес, и фамилия его была — Маджарянц!     
                                              
Это был турецкий армянин, приглашенный Радзивиллом. Об этом говорит текст соглашения, заключенного в 1758 году в Несвижском замке — главной резиденции Михаила Казимира Радзивилла. Тем больше чести художнику, сумевшему чутко уловить дух страны, куда он перебрался!..

В Слуцке Маджарский создал, по сути, новый тип старинных изделий: сделал пояса короче (2-3 метра вместо 4-5) и уже (40-60 см вместо привычных для турок и персов 70-80), сократил число орнаментальных мотивов, при этом тщательнее прорабатывая каждый из них.

Станки его мастерской выпускали более 200 поясов в год, стоимостью от пяти до пятидесяти дукатов каждый. Еще при жизни Яна фабрика перешла в аренду к его сыну Леону, скончавшемуся в 1811 году.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806799409
Сейм Речи Посполитой в 1790 г. подчеркнул значение мануфактуры слуцких поясов и возвел Леона Маджарского со всеми его потомками в шляхетство (за диплом на шляхетство он заплатил в казну 500 дукатов золотом). Внучка его Елизавета в 1818 г. вышла замуж за белорусского помещика Чеслава Манюшко, у которого было небольшое имение Убель на Игуменщине (ныне Червенский район) и дом в Минске (теперь на углу улиц Энгельса и Интернациональной). В фальварке Убель 5 мая 1819 г. родился их сын Станислав (1819-1872), впоследствии выдающийся польский композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель, основоположник национальной классической оперы.
  • С. Монюшко - Байка (Зимня сказка). Концертная увертюра
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806802225
Увы, многие внешние события мешали плодотворной работе мануфактур Слуцка. Упадок слуцкого поясного ткачества в конце XVIII - начале ХIХ веков связан с резкими политическими изменениями в крае. Но перед тем политика повлияла... на цветовое решение поясов!

В них появился зеленый колер, как символ дворянско-демократической конституции Речи Посполитой, принятой в 1791 году. Конституции, переставшей существовать после того, как государство разделили натрое Пруссия, Австрия и Россия...
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806797617
И вот необыкновенный факт: серебристо-зеленые слуцкие пояса, названные среди поляков «позитивками», стали считаться... бунтарскими! В их гамме российская власть видела подспудный протест против разрушения Речи Посполитой.

Шляхте было запрещено носить эти матерчатые ленты, а затем — и традиционные кунтуши или жупаны. «Гуляй, душа, без кунтуша, ищи пана без жупана!» — писал об этом времени известный белорусский и польский поэт Владислав Сырокомля. По сути, это и была одна из причин, по которым прекратилось производство маленьких тканых шедевров.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806800945
Кроме того, после третьего раздела Польши в 1795 году многие шляхетские роды обанкротились и обеднели, так что бывшие «сарматы» уже не могли позволить себе покупать дорогие атрибуты костюма.
А сверх того, прекратили свое полутысячелетнее существование вотчинные (развитые в барских владениях) ремесла. Их потеснила российская государственная индустрия. Хлынул дешевый текстиль...

В 1807 году Леон Маджарский отказался от аренды мануфактуры, вернув ее очередному хозяину Слуцка князю Доминику Герониму Радзивиллу (1786-1813). Объемы производства упали так, что количество станков скоро сократилось в двенадцать раз!
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806799921
Два последних слуцких пояса были вытканы на персиярне Радзивиллов в 1846 г. В 1848 году Слуцкая мануфактура была закрыта. Сначала слуцкие пояса оказались в сундуках, а позже их стали жертвовать костелам на пошив одежды для богослужений. Многие из них просто сжигались для получения драгоценных металлов. Ведь на изготовление одного пояса шло до сотни граммов золота и серебра.

Последняя продукция Слуцкой «персиярни», разноцветные ленты-галуны, перешла из категории художественных ремесел в разряд домашних работ. Пришла пора кустарей, высокое художество было забыто.

Так стала Белоруссия, земля на перекрестке евразийских дорог, родиной неповторимого восточно-западного прикладного искусства; так, и опять же из-за своего «перекресточного» положения, под натиском массовой культуры окрестных великих держав утратила цвет самобытного мастерства, ныне лишь из музейных витрин сверкающего красками слуцких поясов.
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806802481
Конверт первого дня «Слуцкие пояса», выпущенный Почтой Беларуси 14 марта 2014 года, с портретом Тадеуша Богдановича кисти Викентия Слендинского.

Самая богатая коллекция слуцких поясов находилась в Несвиже, у князей Радзивиллов. После революции она была передана в Белорусскую государственную галерею, в годы Великой Отечественной следы ее (как и следы многих национальных святынь) потерялись. Сегодня десятки слуцких поясов демонстрируются в музеях Польши, Франции, США, Литвы (рассказывают, что в каунасском краеведческом они выставлены под табличкой "изделия местных ремесленников"), а также в знаменитом музее шелка в Германии. Вот только на родине раритетных экспонатов, в Слуцке, помимо отдельных шелковых фрагментов, не сохранилось ни одного целого пояса.
Музей истории слуцких поясов
Сегодня на мировых аукционах стоимость слуцкого пояса в зависимости от сохранности оценивается от 35 тысяч евро до тысяч евро. Специальная госпрограмма Республики Беларусь  имеет целью возродить технологии и традиции производства слуцких поясов и развитие производства национальной сувенирной продукции. Совет Министров утвердил её постановлением 1069 от 22 ноября 2012 г. Как отметила пресс-служба правительства, «слуцкие пояса имеют большое значение для обоз­начения белорусского декоративно-прикладного искусства в современном европейском и миро­вом культурном пространстве. Использование потенциала артефакта отечественной культуры как национального бренда сувенирной продукции художественных промыслов (ремесел) может быть эффективным для формирования и укрепления позитивного имиджа страны».
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. - 892806799665

Комментарии

  • 28 мая 2019 20:25
    Спасибо, Людмила, за великолепную тему о национальном достоянии Беларуси, предмете одного из крупнейших ее художественных промыслов, образце декоративного-прикладного искусства, ставшем историческим культурным символом и современным брендом нашей страны. Я очень рада, что в группе "зазвучала" белорусская тематика.
  • 27 июн 2022 14:55
    Удивительное и прекрасное искусство! Традиции ткачества всегда были в Белоруссии на высоте, а слуцкий пояс - гордость и символ народа. Отрадно, что правительство способствует сохранению и развитию этой замечательной традиции. Спасибо за историю!
  • 27 июн 2022 15:52
    Спасибо за очень интересную публикацию .