4. ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ В ИСКУССТВЕ

"Что есть красота?" - этот вопрос издавна волновал человечество. Нередко постижение тайны красоты оказывалось равносильно разгадке тайны мироздания. Порой на это уходила вся жизнь человека. Как мы уже отмечали, не каждый способен увидеть и различить красоту окружающих нас предметов и явлений. Это особый талант, которым обладают лишь великие художники. Созданные ими произведения искусства - наглядный и убедительный ответ на вопрос о том, что есть красота. Но понять язык этих произведений невозможно, не зная сущности науки эстетики и основных ее категорий.
4. - 896229170481
Эстетика – это наука о прекрасном в искусстве и жизни. Эстетика изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира. Слово "эстетика" греческого происхождения. Оно восходит к глаголам «ощущаю», «воспринимаю» и связано с восприятием прекрасного человеком. В качестве науки сформировалась в XVIII веке, однако ее основы были заложены ещё в эпоху Античности философами Сократом, Платоном, Аристотелем и др.

Как и любая наука, эстетика оперирует категориями, среди которых особое значение для восприятия и оценки произведений искусства имеют категории прекрасного, возвышенного и низменного, трагического и комического. С ними нам предстоит познакомиться в первую очередь.

4.1. Возвышенное в искусстве

«Возвышенное» – одна из интереснейших категорий эстетики. Грандиозность, масштабность, монументальность - типичные формы отражения возвышенного в искусстве.

Для греком царем богов был самый могучий из них - Зевс. В храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца возвышенное запечатлено с наибольшей полнотой и выразительностью. Храм Зевса в Олимпии был повержен землетрясением. Века и эпохи проносились над его развалинами, но остатки грандиозных колонн и сейчас волнуют и восхищают. Однако не только в монументальности секрет величия этого храма. 
4. - 900721153585
Руины храма Зевса в Олимпии, Греция.

Внутри его в древности помещалась колоссальная статуя Зевса, восседающего на троне. Статуя была так рассчитана по отношению к высоте храма, что если бы сидящая фигура бога поднялась и выпрямилась, то своей мощной головой Зевс пробил бы крышу. В найденном соотношении размеров скульптуры и храма заключался один из источников того впечатления, которое производила фигура Зевса в совокупности с интерьером здания. Вся композиция как бы говорила: человек могуч, он возвел величественный храм, но Зевс несравненно могущественнее: стоит ему привстать - и все сооружение рухнет. Идея владения одними силами природы и зависимости от других ощущалась в самом замысле архитектурно-скульптурного ансамбля, производившего эстетическое впечатление прекрасного и возвышенного. 
4. - 900721080625
Храм Зевса в Олимпии и его статуя. Рисунок.

Древнегреческая архитектура человечна в своей красоте. Ей присуще то, что Аристотель называл мерой: здания не слишком велики и не слишком малы, они под стать человеку. Парфенон, например, достаточно грандиозен, чтобы утверждать мощь человека, и достаточно соразмерен ему, чтобы не подавлять. 
4. - 900722642481
Храм Парфенон, расположенный на афинском Акрополе. Построен в в 447−438 годах до н. э.

Египетские же пирамиды возвышенны. Утверждая величие фараона, они подавляли личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в песчинку, ничего не значащую по сравнению с вечностью, запечатленной в колоссальном образе надгробного сооружения. 
4. - 900722603825
Пирамиды в Гизе. Ок. 2800-2250 гг. до н.э. Египет.

Высочайшая их пирамид - пирамида Хеопса - до сих пор, например, поражает своими размерами и не имеет аналогов среди каменных построек мира. Ее высота - 147 м, а длина основания каждой грани - 230 м. Греческий Парфенон по сравнению в ней выглядит совсем крошечным. Если бы пирамида была полая внутри, в ней мог бы уместиться весь ансамбль Собора Святого Перта в Риме. Чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, по 30 вагонов каждый! Это поистине необычный памятник могущества фараона.

Для средневековья характерно религиозно-мистическое представление о возвышенном, отождествление его с богом. Образ возвышенного запечатлен в средневековых готических соборах. Устремленными вверх линиями они выражали связь человеческих надежд с небом. Эти сооружения проникнуты порывом к идеальному, почти несбыточному, но при огромных усилиях не закрытому для человечества совершенству. 
4. - 900722922801
Готический собор в Кельне. Строительство велось в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. 

Осваивая грандиозное пространство ввысь, готические соборы образовали узкие высокие колодцы нефов с таинственно мерцающим светом, проходившим сквозь цветные витражи. Приглушенное освещение, таинственность, устремленность к небесам создавали ирреальную атмосферу, далекую от обыденности и соответствующую средневековым представлениям о возвышенном.
4. - 900722919217
Интерьер готического собора.

Таким образом, масштабность и монументальность – наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве.

Характерное для эпохи Возрождения воплощение возвышенного - микеланджеловская скульптура Давида. Юный богатырь изображен за мгновение до схватки, перед высшим напряжением, перед броском, когда все силы человека замирают. Его расслабленные мышцы играют под юношески нежной кожей. Но з этим чисто физиологическим состоянием стоит образ потенциального могущества человека, которому предстоит еще раскрыться. Это таящееся в человеке могущество, которое вот-вот прорвется, осуществится, и есть образ возвышенного. 
4. - 900723193393
Микеланджело. Давид. 1501—1504 гг. Академия изящных искусств, Флоренция.

Само слово "возвышенное" имеет общий корень с такими словами как "высь", "высота". И это не случайно. С древнейших времен высота звала и манила к себе людей. Со страхом и замиранием сердца смотрели древние греки на Олимп - место, где обитали боги.
4. - 896223486257
В.М. Васнецов. Ковер-самолет. 1880 г. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Покорение высоты всегда было связано с достижением идеала, воплощением заветной мечты. Это нашло отражение в народных сказках о ковре-самолете, античных мифах о крылатом Пегасе и о взмывшем к солнцу Икаре. В Ветхом завете рассказывается о стремлении людей построить себе "город и башню высотою до небес". О красоте горных вершин мы читаем в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, В.С. Высоцкого, Ю.И. Визбора. А по мнению художника Н.К. Рериха, созерцание высоких гор наполняет душу человека "чем-то зовущим, неукротимо влекущим". Таким образом, возвышенное всегда выражает устремленность людей к еще более высоким, идеальным целям и задачам. Отсюда безмерность, безграничность возвышенного.
4. - 896224379185
Н.К. Рерих. Гималаи. 1946 г. Государственный музей искусства народов Востока, Москва.

С проявлением возвышенного в природе встречается каждый из нас. Не в силах сдержать восхищения при виде картины усеянного звездами безграничного небесного свода, мы повторяем слова М.Ю. Лермонтова:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Не менее трепетные чувства вызывает у нас безбрежный простор океана и заоблачные вершины гор, покрытые снеговыми шапками. 

Возвышенное всегда выходит за пределы повседневной жизни. Оно поднимается над обыденностью и рождает в человеке духовный подъем, чувства восторга, радостного изумления, преклонения, ощущение величия. Не случайно один из героев А.С. Пушкина "Египетские ночи" говорит: 

Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет.
4. - 896225745713
А.А. Рылов. В голубом просторе. 1918 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В то же время возвышенное может вызвать у человека и совершенно противоположные чувства: страдание от недостижимости идеала, сознание собственного бессилия перед могущественными чувствами природы. В феномене возвышенного могут переплетаться гордость и смирение, мужество и страх. Преодоление страха, как считает немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, способно рождать в душе человека высокие чувства. В статье "О возвышенном" он пишет: "Все скрытое, все таинственное может быть источником страха и потому способно стать возвышенным".

Проявления возвышенного нередко связаны с поворотными моментами в истории человечества, в судьбах людей. Это всегда что-то значительное и важное в жизни общества и человека. Возвышенное - это все то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов. В то же время оно не подавляет, а рождает в человеке стремление к познанию и освоению мира. Именно такими нам представляются события, описанные в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера. Один из античных философов точно подметил, что Гомер измеряет прыжок божественных коней мировым пространством. "А что будет, если кони сделают еще один скачок? Ведь им уже не найти тогда для себя места в этом мире".
4. - 896229221169
Илиада. Ахилл тянет за колесницей тело сраженного Гектора.

Немецкий философ И. Кант утверждает, что источник возвышенного в природе следует искать в особом расположении человеческой души, "в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе". В мире, хотим мы этого или нет, подчеркивает Ф. Шиллер, господствуют не порядок и гармония, а случайность и хаос. "Лицом к лицу да станем мы пред злым роком"! - призывает он.

Русский писатель и литературный критик Н.Г. Чернышевский в статье "Возвышенное и комическое" исходит из положения, что возвышенное в природе и в человеке "может быть прекрасно, может быть гнусно или отвратительно". Аргументируя свою мысль, он пишет: "Злое возвышенно, когда оно так сильно, что всякое сопротивление окружающих людей такому человеку ничтожно, падает перед могуществом его воли и ума. Потому, чтобы злое являлось нам как возвышенное, оно должно сопровождаться необыкновенною силой страсти, проницательностью, гибкостью высокого ума и способностью злодея жертвовать второстепенными своими стремлениями и наслаждениями для достижения главной цели".

Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое художников в жизни и воплощенное им в совершенной форме в произведении искусства. Искусство сохраняет возвышенное на века, развивает наше воображение, формирует художественный вкус.

Возвышены чувства и мысли героев античной трагедии и произведений У. Шекспира: царя Эдипа и Антигоны, Агамемнона и пророчицы Кассандры, Андромахи и жестокого Менелая, короля Лира и Гамлета.

В "Короле Лире" У. Шекспир подверг художественному анализу истинное и ложное величие. Король Лир обладал могуществом власти, но ее величие было призрачным:  он руководствовался только прихотью и был не добр и справедлив, а капризен и тщеславен. Решив разделить королевство между тремя своими дочерьми, он захотел удостовериться в глубине их привязанности к себе. Лир слеп душой: лесть старших дочерей он принял за истинную любовь, а молчаливое обожание младшей дочери Корделии - за холодность и черствость, в результате он лишил последнюю наследства. Однако, получив желаемое, старшие дочери не захотели более заботиться об отце. И вот к обезумевшему от горя, одетому в рубище Лиру во время страшной бури в степи приходит прозрение:

.... У меня в груди 
Все вытеснено вон душевной бурей.
Одно томит, одно я сознаю,
Одно: дочернюю неблагодарность.
... Вот тебе урок,
Богач надменный! Стань на место бедных,
Почувствуй то, что чувствуют они,
И дай им часть от своего избытка
В знак высшей справедливости небес..
(перевод Б.Л. Пастернака).
4. - 896226639409
Король Лир - М.И. Царев. Спектакль Малого театра. Москва, 1982 г.  Режиссер - Л.Е. Хейфец.

Изгнанный из дома неблагодарными дочерьми, раздавленный чувством вины перед Корделией, осознавший иллюзорность своего былого величия, Лир по иному начинает смотреть на жизнь. Ослепленный молниями, безумный от горя старик в рубище, лишенный призрачного величия самодурствующей власти, обретает человеческий взгляд на вещи, а с ним и подлинное могущество. Мощь человеческого духа открывается в гонимом короле. Он гордо противостоит несчастьям и, осознав наконец истинные ценности мира, обретает нечто большее, чем власть над людьми, - власть над собой и своими страстями, реальное видение жизни.
4. - 896226961969
Д. Маклиз. Король Лир и Корделия. 1853 г. Частная коллекция

Подобно природным стихиям, сталкиваются и клокочут растревоженные силы человеческого духа в музыке немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827). Тоска и печаль, восторг и радость, разочарование и надежды, взлеты и падения - все, чем живет человек, гениально воплотилось в ее чарующих и торжественных звуках. Через муки и страдания - к свету и счастью, в мир торжествующей красоты зовет нас эта музыка. Р. Вагнер писал: " Здесь применимо только эстетическое понятие возвышенного: потому именно, что здесь действие радостного тотчас уносит нас за пределы удовлетворения красивым".
4. - 900723736369
  • Бетховен - Девятая симфония d moll соч. 125 - Molto vivace
В искусстве нового времени возвышенное ярко воплощено в Девятой симфонии Бетховена. Тихие, глухие, мерцающие звуки постепенно нарастают и вдруг взрываются. Вот вновь все замерло, как бы ушло под землю, но там копится какая-то огромная энергия, ее искры прорываются и вспыхивают, снова гаснут, вдруг, прорвавшись, мощная волна катится, все сметая на своем пути. Симфония передает подспудную мощь исторических процессов, в которые втянуты огромные людские массы. Мир Бетховена грандиозен и бесконечен. В его музыке все неожиданно: и тихие журчащие, воркующие звуки, и взрывы бурь, и шепот влюбленных, и грохот всемирных катастроф. Эпоха революционных бурь ворвалась в музыку и преобразила ее. И природа, и человеческая жизнь воспринимаются Бетховеном космично, возвышенно. 

Финал Третьей ("Героической") симфонии Бетховена посвящен титанической борьбе Прометея, дерзнувшего бросить вызов самому Зевсу. Эта музыка прославляет высокий подвиг во имя человечества, доблестную смерть героя. В фильме "Титаник", снятом американским режиссером Дж. Кэмероном, есть эпизод, когда на палубе тонущего после столкновения с айсбергом парохода музыканты начинают играть "Героическую" симфонию Бетховена.
  • Аудиозапись недоступна
4. - 896227727665
Кадр из фильма "Титаник", США, 1997 г.

Этот эпизод воспроизводит реальные события. Вот как рассказывал о них в одной из своих лекций профессор Д.В. Кабалевский:

"В первые же минуты после катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе... И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на "Титанике" и дававшего по вечерам концерты для пассажиров.  Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в том же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли...

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушившихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями, несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость... 

Смертельно раненый, "Титаник" погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле.
4. - 896228203057
Кадры из фильма "Титаник", США, 1997 г.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховеновской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни,помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство..." 

В отличие от бетховеновского, мир музыки Моцарта уютен, обжит, он весь светится изнутри, весь согрет трепетным человеческим дыханием. Его мир - это гармонично замкнутое целое. Он похож на ту звенящую хрустальную сферу, которой древние греки окружали в своих натурфилософских представлениях планеты. Это родной человеку, освоенный им мир не пугает, в нем нет ничего сверхъестественного. Иногда Моцарт грациозен, изящен, иногда улыбчив, порой печален и даже скорбен, но всегда прекрасен. 
  • Амадей Моцарт - Концерт№21 До мажор
Отражение возвышенного в искусстве требует от автора особой интенсивности, яркости, приподнятости средств художественной выразительности.В противном случае мы имеем дело с обычными фактами и событиями. 

В подготовительных материалах к "Истории Петра" А.С. Пушкин описывает Полтавский бой со спокойным бесстрастием историка: "Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-м часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов - шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20000, на три мили поля усеяны были трупами". И хотя цифры и факты показывают масштабность битвы, ее описание здесь не производи впечатления возвышенного
4. - 896228926257
Л. Каравак. Петр I. Картина "Полтавская баталия", 1717-1718 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

А вот описание того же боя в поэме "Полтава". Подбирая восторженные слова высокого стиля, Пушкин рисует образ Петра и создает возвышенную, впечатляющую картину гигантского сражения:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с Богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
...........
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча...
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Возвышенные события современной эпохи требуют еще более ярких, пафосных художественных средств.

Источники: Борев Ю. Эстетика. - М., 1988; Данилова Г.И. Искусство. Виды искусства: учебник. - М., 2018.

О низменном в искусстве читайте в следующей заметке рубрики
#ТеорияИскусства

Комментарии