Общее собрание членов СНТ не набирает кворум.

Выход из ситуации.
В течение многих лет в большинстве СНТ не собирается кворум для проведения общего собрания членов товарищества. И это не просто слова, и даже не правило. Это констатация факта, к-й сегодня не может быть решён имеющимися в арсенале СНТ средствами. "Значит, выхода нет?" - возникает вопрос. Но ответ, несмотря на пессимизм проблемы, есть. Какой? Это мы разберём ниже на странице. А сейчас обратим внимание на другой простой вопрос: "А насколько законно принято решение общим собранием, если не было кворума? Как принимается решение в таких случаях?"
Всё элементарно и "как бы" законно. Правление вывешивает объявление, оповещает народ по принципу: как получится, а не как по закону, и ... проводит собрание. Кто пришёл, тот и принимает решение. Если это решение всех устраивает, то до следующего собрания в СНТ царит тишина и покой. Садоводы сдают денежки по минимуму или по максимуму, правление и бухгалтер их слегка подворовывают. Всё шито и крыто. Слова подчёркнуты не зря. Именно здесь лазейка для воровства. Объясняется это тем, что никто не задаётся вопросом: куда и на какие цели тратятся их взносы? Все выполняют платежи по заведённому давным-давно порядку, а определённая часть садоводов вообще ничего не сдаёт и живёт себе спокойно. И вопрос: "А был ли кворум на собрании, никого не интересует".
Но! Беда в том, что поступающие на счёт СНТ в банке деньги расходуются исключительно на зарплату председателя и бухгалтера. В больших СНТ таких работников больше. Но и контроля в них меньше. А где та самая искомая согласно закону финансово-хозяйственная деятельность СНТ по управлению имуществом граждан, находящимся в общей долевой собственности, или деятельность СНТ по содержанию своего имущества, находящегося в общем пользовании граждан? Это основное поле деятельности во многих СНТ напрочь отсутствует (ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" ФЗ-217 от 29.07.017 г.) Как это связано с кворумом общего собрания? Напрямую. Согласно закону, ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" и ст. 181.3 "Недействительность решения собрания" ГК, решение общего собрания, принятое при отсутствии кворума считается ничтожным без решения суда. Из этого вытекает то, что правление, председатель СНТ, члены и не члены СНТ имеют полное право не платить никаких взносов в СНТ, так как такие платежи не установлены решением общего собрания, а само решение незаконно, и исполнению не подлежит.
Однако, вернёмся к нашим баранам. Прошло "как бы собрание", люди проголосовали за принятие "как бы решения", все разошлись. А кворума-то и не было. Если раньше в СНТ недовольные поднимали вой, и начиналось раздвоение общества на враждующие группировки, коих могло быть несколько, то сейчас многое изменилось. Несмотря на нормы ст. 181.5 и ст. 181.3 Главы 9.1 ГК, отдельные бесноватые председатели, несмотря на ничтожность решения собрания, вытекающую из норм закона, всё равно пытаются собирать деньги на выполнение такого решения. В этом случае обойти обращение в суд не получится. Иск подаётся с требованием о признании действий правления СНТ по выполнению ничтожного решения общего собрания, не состоявшегося по основаниям ст.ст. 181.3 и 181.5 ГК (отсутствие кворума), незаконными. Формулировка важна для успеха в суде. Таким образом, истец не ставит перед собой и судом задачи о доказывании ничтожности принятого решения на основании ч. 1 ст. 181.3 "Недействительность решения собрания" ГК, а ставит вопрос о незаконных действиях СНТ в лице его правления и председателя.
Важно: Иск о признании действий СНТ в лице правления (председателя) по выполнению ничтожного решения общего собрания незаконными может быть подан независимо от уведомления всех членов гражданско-правового сообщества (членов и не членов СНТ, имеющих индивидуальные садовые участки в границах садоводства) в соответствии с требованиями ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания", часть 5, 6, т.к. такой иск не связан с оспариванием самого решения общего собрания.
Во многих случаях, включая другие нарушения, решение собрания всегда может быть оспорено в суде, но в суд бежать никому не хочется. А поскандалить у нас любят. И поэтому летят жалобы во все концы: полицию, прокуратуру, органы самоуправления, губернатору, союзы садоводов области, даже Президенту. Ни один из этих органов или лиц проблему не решают и не решат. Проверено на опыте многих СНТ. Единственное чего могут добиться оппозиционно настроенные граждане, так это отвлечь правление от нормальной полезной работы по управлению имуществом в соответствии с целями, определёнными ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г., если такая работа в СНТ есть.
С другой стороны, сами граждане вместо правильно выбранной стратегии по приведению деятельности СНТ в соответствие с законом, занимаются борьбой с ветряными мельницами. Эта борьба продолжается многие годы во многих СНТ, о чём написано немало на страницах сайта. После проведения очередного общего собрания история повторяется. Как быть в этом случае? Ответ смотрите на странице "Правомочность общего собрания", как один из выходов для создавшейся ситуации.
Но, для СНТ есть и другой путь. Вернёмся к кворуму и его обеспечению со стороны правления для легитимного проведения общего собрания. Нужно сразу и без компромиссов отбросить так и не состоявшийся институт уполномоченных, к-й был введён ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.98 г. (в новой редакции 2000 г.) Старый федеральный закон уже не действует, а новый этот институт не видит. Он исключён из законопроекта ещё на стадии обсуждения и работы над нормами в недрах Минэкономразвития. Это правильное решение по данному вопросу со стороны разработчиков закона. Самым настоящим правовым беспределом можно назвать ситуацию, когда в СНТ на 500 членов решение принимает правление и 2 уполномоченных. Вы не ослепли. Речь именно про двух уполномоченных. Непонятным в этом СНТ является и участие в собрании уполномоченных членов правления. Но у них так заведено. Новый 217-ФЗ от 29.07.17 г. этот беспредел прекратил. Теперь о варианте, при к-м всегда будет обеспечиваться кворум на общем собрании в СНТ. Этим вариантом является общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме.
На странице сайта "Проведение общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме" подробно рассматриваются все нюансы по подготовке, организации, процессу проведения и последующему оформлению решения такого собрания. Изложена краткая история появления такой формы проведения общих собраний. Нет никакого смысла повторять названный материал. Поэтому здесь мы разберём только вопрос обеспечения кворума и его связь с данной формой собрания.
К сожалению, у разработчиков закона (это Минэкономразвития - их мы должны знать в лицо) не хватило мужества предусмотреть в законе возможность принятия решения правлением или (в случае отказа правления) инициативной группой об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме сразу, минуя очную форму. В настоящий момент есть установленная законом в ч. 21 - 23 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" последовательность, к-я включает две фазы или, если хотите, два общих собрания, так правильнее:
1. Общее собрание членов СНТ в очной форме.
2. Общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме (проводится при условии, при котором первое собрание не имело кворума для принятия законного решения).
Обойти данный порядок, значит нарушить закон. Поэтому, особенно в больших СНТ, проводить пусть даже формально, зная, что людей будет немного, общее собрание членов СНт в очной форме необходимо. После фиксации в протоколе собрания информации о недопустимом количестве участников, не позволяющей рассматривать и принимать какие-либо решения, собрание считается не состоявшимся и переносится на две недели (можно и больше) с такой же повесткой дня. Закон не установил жёстких сроков для переноса собрания. Исключением является только срок уведомления о дате, месте, повестке дня собрания, к-е будет проводиться в очно-заочной форме. Такое уведомление делается строго не менее, чем за 2 недели до даты собрания.
Есть ещё один нюанс. Закон позволяет проводить общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме сразу, без проведения его в "предварительной" очной форме, если в повестку дня такого собрания не включены ниже следующие вопросы:
Общее собрание в очно-заочной форме не может быть проведено без организации и проведения общего собрания в очной форме при условии включения в повестку дня следующих вопросов:
1. Изменения устава СНТ.
2. Избрание председателя, правления и ревизионной комиссии, прекращение их полномочий.
4. Приобретение земельных участков в собственность юрлица.
5. Приобретение (создание) имущества общего пользования для юридического лица.
6. Передача имущества общего пользования юридического лица гражданам, муниципальному образованию или государству.
10. Распределение вновь образованных участков в границах садоводства между гражданами.
17. Утверждение приходно-расходной сметы СНТ.
21. Определение размеров взносов и платежей, порядка расходования целевых взносов СНТ, платы не членов СНТ.
22. ФЭО размеров взносов и платежей СНТ.
23. Реорганизация и ликвидация СНТ.
Практика проведения общих собраний в любом СНТ показывает, что ни одно общее собрание не исключает из повестки дня хотя бы один из вопросов, к-е включены в перечень исключений. И это заставляет организацию затрачивать не только время, но и средства на организацию: сначала общего собрания в очной форме, а затем собрания в очно-заочной форме. Конечно, это делается тогда, когда собрание в очной форме не имело положенный кворум для принятия решений.
Есть ещё один вопрос, к-й следует затронуть на данной странице. До вступления в силу 01.01.2019 г. 217-фз от 29.07.2017 г. кворум общего собрания членов СНТ определялся большинством от общего количества членов СНТ, зарегистрированных в реестре членов. Это требование не изменилось и в новом законе. Но зато появилась хитрая норма о праве не членов СНТ принимать участие в работе любого собрания и голосовать по отдельным вопросам. Смотрим:
Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21 и 22 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.
В части 1 статьи 5 217-ФЗ от 29.07.17 г. речь идёт о гражданах ведущих садоводство на своих индивидуальных земельных участках в границах садоводства без участия в товариществе. Пункты 4 - 6, 21 и 22 можно увидеть выше на странице. Для удобства восприятия они подчёркнуты.
Из нормы ст. 5 "Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе" ФЗ-217 от 29.07.17 г. следуют следующие два правила:
Правило 1: Кворум общего собрания членов СНТ всегда определяется по числу членов СНТ зарегистрированных перед началом собрания. Число их должно быть более 50% от общего числа членов СНТ зарегистрированных в реестре членов организации.
Правило 2: Принятие решения общим собранием по вопросам, по которым предоставлено право голосовать не членам СНТ, осуществляется в том же порядке, определённом и для членов СНТ (имеется ввиду квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов СНТ). При этом решение будет считаться принятым, если за него проголосовали члены и не члены СНТ большинством голосов в 2/3 от числа принявших участие в работе собрания граждан.
Пример: Общее собрание рассматривает вопрос "Об утверждении размеров членских взносов и платы для граждан, ведущих садоводство в границах садоводства "СНТ ..." без участия в товариществе на 2019 год". На собрании присутствует 60 членов СНТ из 100 членов согласно реестру. Кворум для рассмотрения вопросов повестки дня и принятия решений имеется. В работе собрания принимают участие 70 не членов СНТ.
Подводим итог и делаем вывод с целью определить квалифицированное большинство для принятия решения: Для этого необходимо, чтобы за решение проголосовали 87 человек. Эта цифра составляет 2/3 от общего числа участников собрания, т.е. от 130 человек. 130 /3х2 = 86,6. Т.е. искомая цифра голосов "За" 87 человек.
Решение ставится на голосование. После подсчёта голосов совершенно неважно то, как распределились голоса членов и не членов СНТ при голосовании. Если общее количество голосов "За" не набирает 87, то решение считается не принятым. Граждане, к-е голосуют, как "Воздержался", падают на весы непринятия решения. Это относится к членам и не членам СНТ.
На этом можно поставить точку в вопросе о кворуме для общего собрания и перейти на вторую, важнейшую для этой темы, страницу: Правомочность общего собрания. Есть много нюансов, к-е позволяют выстраивать правильно свою позицию по отношению к принимаемым в СНТ решениям и в целом к деятельности СНТ, несмотря на то, что в статье снова будет идти речь, в том числе, о кворуме.

Комментарии

Комментариев нет.