Комментарии
- 19 июл 2020 18:12Концептуальная эстетика в палитре творчества"ГЕДОНИЗМ в ИСКУССТВЕ" от греческого слова "hedone" - "удовольствие" - является тенденцией замкнутости художественного творчества в его непосредственной чувственной стихии в ущерб духовного содержания в искусстве. Эта тенденция исторически возникла как реакция на абстрактное морализированное и диктатуру ханжеских условностей, сковывающих свободное проявление творческой индивидуальности художника. Такая реакция чаще всего односторонняя и в своём предельном развитии приводит к вырождению искусства в разновидность индустрии развлечений. Возможность превращения искусства в средство растления человеческих душ увидел ещё Платон, рекомендовавший сохранить в идеальном государстве одни лишь священные песнопения. Это уже другая крайность - типичная позиция "религиозного ригозма", для которого малейшее отступление от служебной функции в сторону эмансипации искусства равносильно "греху" и разложению. История искусства свидетельствует о том, что пики в его развитии неизменно связаны с достижением определённого равновесия между 2-мя полярными его слагаемыми - чувственной "материей", телесной фактурой и воплощаемым духовно-эмоциональным содержанием. Гармония этих начал составляет "тайну" высокой классики, источник её вечного обаяния и свежести. Это не значит, что все "неклассическое", т.е. отмеченное нарушением такого равновесия в ту или иную сторону,неприемлемо. Подлинное искусство способно высвечивать разные свои грани и в "некласическом" его проявлении может доминировать аскетическая духовность, деформирующая естественные контуры телесного бытия (иконопись или торжественность раблезианского начала упоения чувственными радостями жизни. В европейской культуре гедонистическая тенденция проявлялась уже в "эпоху Ренесанса", когда реабилитация плоти", ниспровержение христианского аскетизма привели к эксцессам чувственности ив реальной жизни и в художественной практике, что особенно зримо отразилось в том типе литературы, образцами которого можно считать "Декамерон" Бокачо и "Мандрагору" Макиавелли. Это не только сатира на церковников, но вместе с тем трансформация наивной откровенности Средневековья в трактовке взаимоотношения полов в определённую философию наслаждения. что разумеется не означало полного отождествления "эстетической позиции" обоих авторов с "гедонизмом в культуре" дальнейшем эстетический "гедонизм" принимал самые разнообразные формы в различных видах искусства, но суть сводилась к превращению приятного в основном художественного мышления и восприятия к одностороннему пониманию "эстетического наслаждения как приобретения приятных впечатлений.
- 19 июл 2020 18:26Концептуальная эстетика в палитре творчестваНеуклонное движение европейского искусства начиная с XIV века по пути усвоения жизненной правды отодвинуло "эстетический гедонизм" на периферию художественной культуры, хотя временами (особенно в периоды социального застоя) он пользовался влиянием в кругах буржуазной элиты. Так он составлял существенный элемент платформы "чистого искусства" и близкого к нему "эстетического имморализма" (Ницше - О.Уайльд-А.Жид). В ХХ веке гедонизм стал свойствен прежде всего буржуазно-капиталистической массовой культуре". Чувственная прелесть произведений присуща искусству по самой его природе, т.ч. этого качества не лишены даже картины некоторых абстракционистов (Кандинского, К.С.Малевича). "Эстетическая организация красок, звуков, пластических форм закономерно порождает наслаждение как один, ноне единственный элемент художественного восприятия. Это свойственно даже слову - наиболее абстрактному материалу из тех, которыми пользуется искусство. Чувственная экспрессия - только один из слоёв сложного организованного "эстетического предмета" и преимущественная концепция внимания на одном этом слое свидетельствует о неразвитом вкусе, невольно деформирующем исходную целостность художественного произведения. К тому же сам смысл чувственности полностью раскрывается лишь в одном её диалектическом противопоставлении духовности, что собственно, составляло одну из важнейших тем подлинного искусства, особенно в 80-е годы ХХ века.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Концептуальная эстетика в палитре творчества
"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЭЯ".
Страница 2.
Автор - Оскар Уайльд.
ГЛАВА II.
- "Что за прелесть! Я хочу их разучить", - сказал он, не оборачиваясь. - "Дайте их мне на время, Бэзил".
- "Дам, если вы сегодня будете хорошо позировать, Дориан".
- "Ох, надоело мне это! И я вовсе не стремлюсь иметь свой портрет в натуральную величину", - возразил юноша капризно. Повернувшись на табурете, он увидел лорда Генри и поспешно встал, порозовев от смущения, - "Извините, Бэзил, я не знал, что у вас гость".
- "Знакомьтесь, Дориан, это лорд Генри Уоттон, мой старый товарищ по университету. Я только что говорил ему, что вы превосходно позируете, а вы своим брюзжанием всё испортили!"
- "Но ничуть не испортили мне удовольствия познакомиться с вами, мистер Грей", - сказал лорд Генри, подходя к Дориану и протягивая ему руку .- "Я много наслышался о вас от моей тетушки. Вы - её любимец и, боюсь, одна из её жертв".
- 2Как раз теперь я у леди Агаты на плохом счету", - отозвался Дориан с забавно-покаянным видом.- Я обещал в прошлый вторник поехать с ней на концерт в один уайтчепельский клуб - и совершенно забыл об этом. Мы должны были там играть с ней в 4 руки, - кажется, даже целых 3 дуэта. Уж не знаю, как она теперь меня встретит. Боюсь показаться ей на глаза".
- "Ничего, я вас помирю. Тетушка Агата вас очень любит. И то, что вы не выступили вместе с нею на концерте, вряд ли так уж важно. Публика, вероятно, думала, что исполняется дуэт, - ведь за роялем тетя Агата вполне может нашуметь за двоих".
- "Такое мнение крайне обидно для неё и не очень-то лестно для меня", - сказал Дориан, смеясь.
Лорд Генри смотрел на Дориана, любуясь его ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта. Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нём чувствовалась искренность и чистота юности, её целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь ещё ничем не загрязнила этой молодой души. Недаром Бэзил Холлуорд боготворил Дориана!
- "Ну, можно ли такому очаровательному молодому человеку заниматься благотворительностью! Нет, вы для этого слишком красивы, мистер Грей", - сказал лорд Генри и, развалясь на диване, достал свой портсигар.
Художник тем временем приготовил кисти и смешивал краски на палитре. На хмуром его лице было заметно сильное беспокойство. Услышав последнее замечание лорда Генри, он быстро оглянулся на него и после минутного колебания сказал:
- "Гарри, мне хотелось бы окончить сегодня портрет. Ты не обидишься, если я попрошу тебя уйти?"
Лорд Генри с улыбкой посмотрел на Дориана.
- "Уйти мне, мистер Грей?"
- "Ах нет, лорд Генри, пожалуйста, не уходите! Бэзил, я вижу, сегодня опять в дурном настроении, а я терпеть не могу, когда он сердится. Притом вы ещё не объяснили, почему мне не следует заниматься благотворительностью?"
- "Стоит ли объяснять это, мистер Грей? На такую скучную тему говорить пришлось бы серьезно. Но я, конечно, не уйду, раз вы меня просите остаться. Ты ведь не будешь возражать, Бэзил? Ты сам не раз говорил мне, что любишь, когда кто-нибудь занимает тех, кто тебе позирует".
Холлуорд закусил губу.
- "Конечно, оставайся, раз Дориан этого хочет. Его прихоти - закон для всех, кроме него самого".
Лорд Генри взял шляпу и перчатки.
- "Несмотря на твои настояния, Бэзил, я, к сожалению, должен вас покинуть. Я обещал встретиться кое с кем в Орлеанском клубе. До свиданья, мистер Грен. Навестите меня как-нибудь на Керзопстрит. В 5 я почти всегда дома. Но лучше вы сообщите заранее, когда захотите прийти: было бы обидно, если бы вы меня не застали".
- "Бэзил", - воскликнул Дориан Грей, - "если лорд Генри уйдет, я тоже уйду! Вы никогда рта не раскрываете во время работы, и мне ужасно надоедает стоять на подмостках и всё время мило улыбаться. Попросите его не уходить!"
- "Оставайся, Гарри. Дориан будет рад, и меня ты этим очень обяжешь, сказал Холлуорд, не отводя глаз от картины. - "Я действительно всегда молчу во время работы и не слушаю, что мне говорят, так что моим бедным натурщикам, должно быть, нестерпимо скучно. Пожалуйста, посиди с нами".
- "А как же моё свидание в клубе?" Художник усмехнулся.
- "Не думаю, чтобы это было так уж важно. Садись, Гарри. Ну а вы, Дориан, станьте на подмостки и поменьше вертитесь. Да не очень-то слушайте лорда Генри - он на всех знакомых, кроме меня, оказывает самое дурное влияние".
Дориан Грей с видом юного мученика взошел на помост и, сделав недовольную гримасу, переглянулся с лордом Генри. Этот друг Бэзила ему очень нравился. Он и Бэзил были совсем разные, составляли прелюбопытный контраст. И голос у лорда Генри был такой приятный! Выждав минуту, Дориан спросил:
- "Лорд Генри, вы в самом деле так вредно влияете на других?"
- "Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно, - безнравственно с научной т.з.".
- "Почему же?"
- "Потому что влиять на другого человека - это значит передать ему свою душу. Он начнет думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи, - если предположить, что таковые вообще существуют, - будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана. Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг - это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они покормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, - вот что властвует над нами. Между тем..."
- "Будьте добры, Дориан, поверните-ка голову немного вправо", - попросил художник.
Поглощённый своей работой, он ничего не слышал и только подметил на лице юноши выражение, какого до сих пор никогда не видел.
- "А между тем", - своим низким, певучим голосом продолжал лорд Генри с характерными для него плавными жестами, памятными всем, кто знавал его еще в Итоне, - "мне думается, что, если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и выражение каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, - мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни Средневековья, и мы вернулись бы к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному. Но и самый смелый из нас боится самого себя. Самоотречение, этот трагический пережиток тех диких времен, когда люди себя калечили, омрачает нам жизнь. И мы расплачиваемся за это самоограничение. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными. Кто-то сказал, что величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека. А я скажу, что и величайшие грехи мира рождаются в мозгу, и только в мозгу. Да ведь и в вас, мистер Грей, даже в пору светлого отрочества и розовой юности, уже бродили страсти, пугавшие вас, мысли, которые вас приводили в ужас. Вы знали мечты и сновидения, при одном воспоминании о которых вы краснеете от стыда..."
- "Постойте, постойте!" - пробормотал, запинаясь, Дориан Грей. - "Вы смутили меня, я не знаю, что сказать... С вами можно бы поспорить, но я сейчас не нахожу слов... Не говорите больше ничего! Дайте мне подумать... Впрочем, лучше не думать об этом!"
Да, в ранней юности он, Дориан, не понимал некоторых вещей. Сейчас он понял всё. Жизнь вдруг засверкала перед ним жаркими красками. Ему казалось, что он шагает среди бушующего пламени. И как он до сих пор не чувствовал этого? Лорд Генри с тонкой усмешкой наблюдал за ним. Он знал, когда следует помолчать. Дориан живо заинтересовал его, и он сам сейчас удивлялся тому впечатлению, какое произвели па юношу его слова. Ему вспомнилась одна книга, которую он прочитал в 16 лет; она открыла ему тогда многое такое, чего он не знал раньше. Быть может, Дориан Грей сейчас переживает то же самое? Неужели стрела, пущенная наугад, просто так, в пространство, попала в цель? Как этот мальчик мил!..
Холлуорд писал с увлечением, как всегда, чудесными, смелыми мазками, с тем подлинным изяществом и утонченностью, которые - в искусстве по крайней мере - всегда являются признаком мощного таланта. Он не замечал наступившего молчания.
-" Бэзил, я устал стоять", - воскликнул вдруг Дориан, - "Мне надо побыть на воздухе, в саду. Здесь очень душно!"
- "Ах, простите, мой друг! Когда я пишу, я забываю обо всем. А вы сегодня стояли, не шелохнувшись. Никогда ещё вы так хорошо не позировали. И я поймал то выражение, какое все время искал. Полуоткрытые губы, блеск в глазах... Не знаю, о чём тут разглагольствовал Гарри, но, конечно, это он вызвал на вашем лице такое удивительное выражение. Должно быть, наговорил вам кучу комплиментов? А вы не верьте ни единому его слову".
- "Нет, он говорил мне вещи совсем не лестные. Поэтому я и не склонен ему верить".
- "Ну, ну, в душе вы отлично знаете, что поверили всему", - сказал лорд Генри, задумчиво глядя на него своими томными глазами. - "Я, пожалуй, тоже выйду с вами в сад, здесь невыносимо жарко. Бэзил, прикажи подать нам какого-нибудь питья со льдом... и хорошо бы с земляничным соком".
- "С удовольствием, Гарри. Позвони Паркеру, и я скажу ему, что принести. Я приду к вам в сад немного погодя, надо ещё подработать фон. Но не задерживай Дориана надолго. Мне сегодня, как никогда, хочется писать. Этот портрет будет моим шедевром. Даже в таком виде, как сейчас, он уже чудо как хорош".
Выйдя в сад, лорд Генри нашел Дориана у куста сирени: зарывшись лицом в прохладную массу цветов, он упивался их ароматом, как жаждущий - вином. Лорд Генри подошел к нему вплотную и дотронулся до его плеча.
- "Вот это правильно", - сказал он тихо. - "Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа".
- "Да", - продолжал лорд Генри, - "надо знать этот великий секрет жизни: лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа. Вы удивительный человек, мистер Грей. Вы знаете больше, чем вам это кажется, но меньше, чем хотели бы знать".
Дориан Грей нахмурился и отвел глаза. Ему безотчетно нравился высокий и красивый человек, стоявший рядом с ним. Смуглое романтическое лицо лорда Генри, его усталое выражение вызывало интерес, и что-то завораживающее было в низком и протяжном голосе. Даже руки его, прохладные, белые и нежные, как цветы, таили в себе странное очарование. В движениях этих рук, как и в голосе, была музыка, и казалось, что они говорят своим собственным языком. Дориан чувствовал, что боится этого человека, - и стыдился своего страха. Зачем нужно было, чтобы кто-то чужой научил его понимать собственную душу? Ведь вот с Бэзилом Холлуордом он давно злаком, но дружба их ничего не изменила в нём. И вдруг приходит этот незнакомец - и словно открывает перед ним тайны жизни. Но всё-таки чего же ему бояться? Он не школьник и не девушка. Ему бояться лорда Генри просто глупо.
- "Давайте сядем где-нибудь в тени", - сказал лорд Генри, - "Вот Паркер уже несет нам питье. А если вы будете стоять на солнцепеке, вы подурнеете, и Бэзил больше не захочет вас писать. Загар будет вам не к лицу".
- "Эка важность, подумаешь!" - засмеялся Дориан Грей, садясь на скамью в углу сада.
- "Для вас это очень важно, мистер Грей".
- "Почему же?"
- "Да потому, что вам дана чудесная красота молодости, а молодость единственное богатство, которое стоит беречь".
- "Я этого не думаю, лорд Генри".
Дориан Грей слушал с жадным вниманием, широко раскрыв глаза. Веточка сирени выскользнула из его пальцев и упала на гравий. Тотчас подлетела мохнатая пчела, с минуту покружилась над нею, жужжа, потом стала путешествовать по всей кисти, переползая с одной звездочки на другую. Дориан наблюдал за ней с тем неожиданным интересом, с каким мы сосредоточиваем порой внимание на самых незначительных мелочах, когда нам страшно думать о самом важном, или когда нас волнует новое чувство, ещё неясное нам самим, или какая-нибудь страшная мысль осаждает мозг и принуждает нас сдаться. Пчела скоро полетела дальше. Дориан видел, как она забралась в трубчатую чашечку вьюнка. Цветок, казалось, вздрогнул и тихонько закачался на стебельке. Неожиданно в дверях мастерской появился Холлуорд и энергичными жестами стал звать своих гостей в дом. Лорд Генри и Дориан переглянулись.
- "Я жду", - крикнул художник. - "Идите же! Освещение сейчас для работы самое подходящее... А пить вы можете и здесь".
Они поднялись и медленно зашагали по дорожке. Мимо пролетели 2 бледно-зелёные бабочки, в дальнем углу сада на груше запел дрозд.
- "Ведь вы довольны, что познакомились со мной, мистер Грей?" - сказал лорд Генри, глядя на Дориана.
- "Да, сейчас я этому рад. Не знаю только, всегда ли так будет".
- "Всегда!.. Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. Притом "всегда" - это пустое слово. Между капризом и "вечной любовью" разница только та, что каприз длится несколько дольше".
Они уже входили в мастерскую. Дориан Грей положил руку на плечо лорда Генри.
- "Если так, пусть наша дружба будет капризом", - шепнул он, краснея, смущенный собственной смелостью. Затем взошел на подмостки и стал в позу.
Лорд Генри, расположившись в широком плетеном кресле, наблюдал за ним. Тишину в комнате нарушали только легкий стук и шуршанье кисти по полотну, затихавшее, когда Холлуорд отходил от мольберта, чтобы издали взглянуть на свою работу. В открытую дверь лились косые солнечные лучи, в них плясали золотые пылинки. Приятный аромат роз словно плавал в воздухе. Прошло с четверть часа. Художник перестал работать. Он долго смотрел на Дориана Грея, потом, так же долго, на портрет, хмурясь и покусывая кончик длинной кисти.
- "Готово!" - воскликнул он наконец и, нагнувшись, подписал свое имя длинными красными буквами в левом углу картины.
Лорд Генри подошел ближе, чтобы лучше рассмотреть её. Несомненно, это было дивное произведение искусства, да и сходство было поразительное.
- "Дорогой мой Бэзил, поздравляю тебя от всей души", - сказал он. - "Я не знаю лучшего портрета во всей современной живописи. Подойдите же сюда, мистер Грей, и судите сами".
Юноша вздрогнул, как человек, внезапно очнувшийся от сна.
- "В самом деле кончено?" - спросил он, сходя с подмостков.
- "Да, да. И вы сегодня прекрасно позировали. Я вам за это бесконечно благодарен".
- "За это надо благодарить меня", - вмешался лорд Генри. - "Правда, мистер Грей?"
- "Разве портрет вам не нравится?" - воскликнул наконец Холлуорд, немного задетый непонятным молчанием Дориана.
- "Ну конечно, нравится, - ответил за него лорд Генри.- Кому он мог бы не понравиться? Это один из шедевров современной живописи. Я готов отдать за него столько, сколько ты потребуешь. Этот портрет должен принадлежать мне".
- "Я не могу его продать, Гарри. Он не мой".
- "А чей же?"
- "Дориана, разумеется", - ответил художник.
- "Вот счастливец!"
- "Как это печально!" - пробормотал вдруг Дориан Грей, всё ещё не отводя глаз от своего портрета. - "Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день... Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!"
- "Тебе, Бэзил, такой порядок вещей вряд ли понравился бы!" - воскликнул лорд Генри со смехом. - "Тяжела тогда была бы участь художника!"
- "Да, я горячо протестовал бы против этого", - отозвался Холлуорд.
Дориан Грей обернулся и в упор посмотрел на него.
- "О Бэзил, в этом я не сомневаюсь! Своё искусство вы любите больше, чем друзей. Я вам не дороже какой-нибудь позеленевшей бронзовой статуэтки. Нет, пожалуй, ею вы дорожите больше".
Удивленный художник смотрел на него во все глаза. Очень странно было слышать такие речи от Дориана. Что это с ним? Он, видимо, был очень раздражен, лицо его пылало.
- "Да, да", - продолжал Дориан. - "Я вам не так дорог, как ваш серебряный фавн или Гермес из слоновой кости. Их вы будете любить всегда. А долго ли будете любить меня? Вероятно, до первой морщинки на моем лице. Я теперь знаю - когда человек теряет красоту, он теряет всё. Ваша картина мне это подсказала. Лорд Генри совершенно прав: молодость - единственное, что ценно в нашей жизни. Когда я замечу, что старею, я покончу с собой".
Холлуорд побледнел и схватил его за руку.
- "Дориан, Дориан, что вы такое говорите! У меня не было и не будет друга ближе вас. Что это вы вздумали завидовать каким-то неодушевленным предметам? Да вы прекраснее их всех!"
- "Я завидую всему, чья красота бессмертна. Завидую этому портрету, который вы с меня написали. Почему он сохранит то, что мне суждено утратить? Каждое уходящее мгновение отнимает что-то у меня и дарит ему. О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? Придет время, когда он будет дразнить меня, постоянно насмехаться надо мной!"
Горячие слезы подступили к глазам Дориана, он вырвал свою руку из руки Холлуорда и, упав на диван, спрятал лицо в подушки.
- "Это ты наделал, Гарри!" - сказал художник с горечью. Лорд Генри пожал плечами.
- "Это заговорил настоящий Дориан Грей, вот и всё".
- "Неправда".
- "А если нет, при чём же тут я?"
- "Тебе следовало уйти, когда я просил тебя об этом".
- "Я остался по твоей же просьбе", - возразил лорд Генри.
- "Гарри, я не хочу поссориться разом с 2-мя моими близкими друзьями... Но вы оба сделали мне ненавистной мою лучшую картину. Я её уничтожу. Что ж, ведь это только холст и краски. И я не допущу, чтобы она омрачила жизнь всем нам".
Дориан Грей поднял голову с подушки и, бледнея, заплаканными глазами следил за художником, который подошёл к своему рабочему столу у высокого, занавешенного окна. Что он там делает? Шарит среди беспорядочно нагроможденных на столе тюбиков с красками и сухих кистей, - видимо, разыскивает что-то. Ага, это он искал длинный шпатель с тонким и гибким стальным лезвием. И нашел его наконец. Он хочет изрезать портрет!"
Всхлипнув, юноша вскочил с дивана, подбежал к Холлуорду и, вырвав у него из рук шпатель, швырнул его в дальний угол.
- "Не смейте, Бэзил! Не смейте!" - крикнул он. - "Это все равно что убийство!"
- "Вы, оказывается, все-таки цените мою работу? Очень рад", - сказал художник сухо, когда опомнился от удивления, - "А я да это уже не надеялся".
- "Ценю её? Да я в неё влюблён, Бэзил. У меня такое чувство, словно этот портрет - часть меня самого".
Ну и отлично. Как только вы высохнете, вас покроют лаком, вставят в раму и отправят домой. Тогда можете делать с собой, что хотите. Пройдя через комнату, Холлуорд проговорил:
- "Вы, конечно, не откажетесь выпить чаю, Дориан? И ты тоже, Гарри? Или ты не охотник до таких простых удовольствий?"
- "Я обожаю простые удовольствия", - сказал лорд Генри. - "Они последнее прибежище для сложных натур. Но драматические сцены я терплю только на театральных подмостках. Какие вы оба нелепые люди! Интересно, кто это выдумал, что человек - разумное животное? Что за скороспелое суждение! У человека есть что угодно, только не разум. И, в сущности, это очень хорошо!.. Однако мне неприятно, что вы ссоритесь из-за портрета. Вы бы лучше отдали его мне, Бэзил! Этому глупому мальчику вовсе не так уж хочется его иметь, а мне очень хочется".
- "Бэзил, я вам никогда не прощу, если вы его отдадите не мне!" - воскликнул Дориан Грей. - "И я никому не позволю обзывать меня "глупым мальчиком"".
- "Я уже сказал, что дарю портрет вам, Дориан. Я так решил ещё прежде, чем начал его писать".
- "А на меня не обижайтесь, мистер Грей", - сказал лорд Генри. - "Вы сами знаете, что вели себя довольно глупо. И не так уж вам неприятно, когда вам напоминают, что вы ещё мальчик".
- "Ещё сегодня утром мне было бы это очень неприятно, лорд Генри".
- "Ах, утром! Но с тех пор вы многое успели пережить. В дверь постучали, вошел лакей с чайным подносом и поставил его на японский столик. Звякали чашки и блюдца, пыхтел большой старинный чайник. За лакеем мальчик внёс 2 шарообразных фарфоровых блюда".
Дориан Грей подошел к столу и стал разливать чай. Бэзил и лорд Генри не спеша подошли тоже и, приподняв крышки, посмотрели, что лежит на блюдах.
- "А не пойти ли нам сегодня вечером в театр?" - предложил лорд Генри. - "Наверное, где-нибудь идет что-нибудь интересное. Правда, я обещал одному человеку обедать сегодня с ним у Уайта, но это мой старый приятель, ему можно телеграфировать, что я заболел или что мне помешало прийти более позднее приглашение... Пожалуй, такого рода отговорка ему даже больше понравится своей неожиданной откровенностью".
- "Ох, надевать фрак! Как это скучно!" - буркнул Холлуорд. - "Терпеть не могу фраки!"
- "Да", - лениво согласился лорд Генри. - "Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока".
- "Право, Гарри, тебе не следует говорить таких вещей при Дориане!"
- "При котором из них? При том, кто наливает нам чай, или том, что на портрете?"
- "И при том, и при другом".
- "Я с удовольствием пошел бы с вами в театр, лорд Генри", - промолвил Дориан.
- "Прекрасно. Значит, едем. И вы с нами, Бэзил?"
- "Нет, право, не могу. У меня уйма дел.
- "Ну, так мы пойдем вдвоем - вы и я, мистер Грей".
- "Как я рад!"
Художник, закусив губу, с чашкой в руке подошел к портрету.
- "А я останусь с подлинным Дорианом", - сказал он грустно.
- "Так, по вашему, это - подлинный Дориан?" - спросил Дориан Грей, подходя к нему. - "Неужели я в самом деле такой?
- "Да, именно такой".
- "Как это чудесно, Бэзил!"
- "По крайней мере, внешне вы такой. И на портрете всегда таким останетесь", - со вздохом сказал Холлу лорд. - "А это чего-нибудь да стоит".
- "Как люди гонятся за постоянством!" - воскликнул лорд Генри. - "Господи, да ведь и в любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и всё".
- "Не ходите сегодня в театр, Дориан", - сказал Холлуорд. - "Останьтесь у меня, пообедаем вместе".
- "Не могу, Бэзил".
- "Почему?"
- "Я же обещал лорду Генри пойти с ним".
- "Думаете, он станет хуже относиться к вам, если вы не сдержите слова? Он сам никогда не выполняет своих обещаний. Я вас очень прошу, не уходите".
Дориан засмеялся и покачал головой.
- "Умоляю вас!"
Юноша в нерешимости посмотрел на лорда Генри, который, сидя за чайным столом, с улыбкой слушал их разговор.
- "Нет, я должен идти, Бэзил".
- "Как знаете". - Холлуорд отошел к столу и поставил свою чашку на поднос. - "В т.с. не теряйте времени. Уже поздно, а вам ещё надо переодеться. До свиданья, Гарри. До свиданья, Дориан. Приходите поскорее ну, хотя бы завтра. Придёте?"
- "Непременно".
- "Не забудете?"
- "Нет, конечно, нет!" - заверил его Дориан.
- "И вот ещё что... Гарри!"
- "Что, Бэзил?"
- "Помни то, о чем я просил тебя утром в саду!"
- "А я уже забыл, о чём именно".
- "Смотри! Я тебе доверяю".
- "Хотел бы я сам себе доверять!" - сказал лорд Генри со смехом. - "Идемте, мистер Грей, мой кабриолет у ворот, и я могу довезти вас до дому. До свиданья, Бэзил. Мы сегодня очень интересно провели время".
Когда дверь закрылась за гостями, художник тяжело опустился на диван. По лицу его видно было, как ему больно.