Страница 1. Серия "Библиотека лицеиста". Экспериментальное учебное пособие для гимназистов, лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить". Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна. Издательство - "Аз", Москва, 1995 год. I. Тема 1. "ЭСТЕТИКА" - НАУКА о ПРЕКРАСНОМ. Содержание: - "Искусство". - Специфика "искусства". - "Искусствознание".
gif
I. Тема 1. "ЭСТЕТИКА" - НАУКА о ПРЕКРАСНОМ. "ИСКУССТВО". СПЕЦИФИКА "ИСКУССТВА". "ИСКУССТВОЗНАНИЕ".
"ЭСТЕТИКА" (от греч. "aisthetiris" - "чувствующий", "относящийся к чувственному восприятию") наука о природе и закономерностях эстетического усвоения действительности, "о творчестве по Законам Красоты". В качестве обозначения опредёлённой области знаний термин "эстетика" был введён в научный обиход немецким философом Баумгертеном А. в середине XVIII века, однако из этого вовсе не вытекает вывод, буд то "эстетика", как наука ведёт от него своё начало.
Её развитие уходит корнями в глубокую древность, но об этом немного позже...
Предмен "эстетики" подвижен и изменчив, всё время развивается и усложняется в ходе общественной практики, на каждом новом этапе своего развития обнаруживает что-то новое, нераскрытое в сложившихся представлениях об эстетическом отношении человека к Миру и самому себе. В результате постоянного развития предмет "эстетики" постоянно обогащается всё новыми и новыми открытиями, даже сейчас предмет остаётся открытым для новшеств. На современном этапе развития общества в связи с широким проникновением художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления"эстетического" в природе и искусстве, важным объектом интереса стали виды эстетической деятельности, выходящие за пределы художественной творчества и охватывает проблемы "технической эстетики" (формирование искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический "эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов", позволяющих достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы "эстетического воспитания" некоторые другие сферы проявления "эстетического", например спорт - "эстетика спорта" и т.п.
Подобное рассмотрение предмета "эстетики" тесно связано с необходимостью выделения её в самостоятельную область знания ( в отдельную науку), прежде всего по отношению к философии и искусствознанию, в русле которых она традиционно развивалась. Структура "эстетики" как науки, обобщающей проявления эстетического в Природе, материальной деятельности, разнообразных областях духовной жизни, в быту, в сфере досуга и обладающей отдельной суммой понятий ("понятийным аппаратом"), очерчивает круг основных проблем исследуемых "эстетикой:
2). Разработка определённых "категорий эстетики", которые раскрывают в наиболее общем виде "эстетическое отношение человека к действительности.
3). Выявление взаимосвязи отношений "эстетического сознания" к объективной реальности, влияния их друг на друга.
Наиболее полно "Законы Эстетического Освоения Мира" проявлены в искусстве, прежде всего рассмотрим "эстетику", как науку "о Сущности и Законах Искусства".
ИСКУССТВО - вид духовного освоения действительности человеком, цель которого - формирование и развитие его способности преобразовывать окружающий мир и самого себя по Законам красоты (по мере стремления к красоте). В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, морали, религии, права и т.д.) искусство удовлетворяет универсальные потребности личности - восприятию окружающего мира и различных развитых форм человеческой чувственности.Речь идёт о специфической способности - "эстетически воспринимать явления, факты, события как конкретное целое - предполагающей развитое творческое воображение. Решающую роль в возникновении и развитии искусства, как человеческих чувств и потребностей человека сыграл труд. "Искусство" развивалось как система конкретных видов искусства (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др), которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью и в которых многообразие реального Мира предстаёт во всём своём богатстве.
Раз возникнув, искусство формирует, совершенствует в нём универсальную человеческую способность, которая будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной действительности и познания - в быту, науке, политике, религии и в труде. Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть и понимать красоту, наслаждаясь ею. Благодаря видовому разнообразию, искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение к личности, к действительности и к самому себе. Именно этим определяется уникальность искусства как особого способа духовного освоения действительности. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной действительности, сфера его воздействия на жизнь человека по истине безгранична. Отметим важнейшую "эстетическую закономерность" - взаимосвязь искусства с действительностью: с 1-й стороны - отражение реальной действительности, с другой стороны - стремление совершенствовать, делать Мир добрее, прекраснее и чище. Говоря о важности данной "эстетической закономерности", необходимо обратить внимание на тесное переплетение искусства и морали - 2-х форм общественного сознания и духовно-практической деятельности человека. В основе их взаимодействия лежит "единство эстетического" в явлениях человеческой жизни: столкновение "добра" и "зла"; интереса" и "долга"; проблемы смысла жизни, счастья, любви и т.д., решаемые искусством "эстетически": в художественной форме и художественными средствами.
В силу нравственного воздействия искусства не следует преувеличивать или преуменьшать, не следует также недооценивать, по замечанию Аристотеля: "оно обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго". Для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, что бы человек был в какой-то степени готов достойно оценить моральность мыслей и действий героев художественных произведений, что бы эстетическое переживание определённым образом "проясняло" нравственное чувство, оставаясь при этом сами собой. Для обеспечения более лучшего восприятия, понимания и усвоения как данного , так и последующего материала, полагаем, что раскрыв такие основные понятия, как "эстетика" и "искусство", необходимо познакомиться со сходными и различными чертами вышеуказанных понятий и понятием "искусствознание".
"ИСКУССТВОЗНАНИЕ" ("ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ") - это совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его прохождение и закономерность развития, особенности, содержание видового расчленения, природу художественного творчества, места искусства в социальной и духовной жизни общества.
Сложная структура "искусствознания" отличается комплексностью, проявляющейся г.о. в 3-х отношениях:
1). "Искусствознание" прежде всего представляет собой систему частных наук об отдельных видах искусства: - литературоведение; - музыка; - архитектуроведение; - киноведение и т.д.
Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в общую структуру искусствознания как системы целостного сознания о художественном творчестве.
2). В наиболее общем виде "искусствознание" представляет собой совокупность 3-х дисциплин: - истории искусства; - теории искусства; - художественной критики.
Соответственно, эти частные науки об искусстве включаю т в себя аналогичные членения: - театроведение - историю театра, теорию театра, театральную критику; - музыкознание - историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.
3). "Искусствознание" вступает в определённые отношения с рядом неискусствоведческих наук, методологические подходы, выводы и наблюдения которых необходимы для комплексного изучения искусства. В этом отношении особенно значимы "социология искусства", "психология художественного творчества", "культурология" и т.д.
РЕЗЮМИРУЕМ:
- "Твоё взгляд - да будет твёрд и ясен. Сотри случайные черты - И ты увидишь - Мир прекрасен". /А.Блок "Возмездие"/.
1). "Эстетика", которую чаще всего называют "наукой о прекрасном" или искусством красиво мыслить", есть наука о Природе и Закономерностях "Эстетического" (чувственного) Освоения Действительности, "творения по Законам красоты".
2). Слова "чувственный", "чувствующий" для нас, изучающих "эстетику", являются близкими по значению.
3). "Субъект эстетики" - человек чувствующий, человек общественный.
4). Учитывая разнообразие отдельных поддисциплин направлений "эстетики", будем рассматривать науку о прекрасном через призму искусства, его сущности и законов. Тем более, что наиболее полно законы эстетического мира проявляются именно в искусстве.
5). Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.
Важнейшая эстетическая закономерность заключена в том. что искусство неразрывно связано с действительностью: с 1-й стороны - это отражение окружающего мира, с другой стороны - стремление усовершенствовать, сделать Мир, лучше, добрее, чище.
6. Говоря об "эстетике", отметим, что искусство" - это совокупность наук, исследующих социальную сущность искусства.
Концептуальная эстетика в палитре творчества
"ЭСТЕТИКА".
Страница 1.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
I. Тема 1. "ЭСТЕТИКА" - НАУКА о ПРЕКРАСНОМ.
Содержание:
- "Искусство".
- Специфика "искусства".
- "Искусствознание".
"ИСКУССТВО". СПЕЦИФИКА "ИСКУССТВА". "ИСКУССТВОЗНАНИЕ".
"ЭСТЕТИКА" (от греч. "aisthetiris" - "чувствующий", "относящийся к чувственному восприятию") наука о природе и закономерностях эстетического усвоения действительности, "о творчестве по Законам Красоты". В качестве обозначения опредёлённой области знаний термин "эстетика" был введён в научный обиход немецким философом Баумгертеном А. в середине XVIII века, однако из этого вовсе не вытекает вывод, буд то "эстетика", как наука ведёт от него своё начало.
1). Эстетические чувства, взгляды, вкус, идеал ("эстетическое сознание").
2). Разработка определённых "категорий эстетики", которые раскрывают в наиболее общем виде "эстетическое отношение человека к действительности.
3). Выявление взаимосвязи отношений "эстетического сознания" к объективной реальности, влияния их друг на друга.
Наиболее полно "Законы Эстетического Освоения Мира" проявлены в искусстве, прежде всего рассмотрим "эстетику", как науку "о Сущности и Законах Искусства".
1). "Искусствознание" прежде всего представляет собой систему частных наук об отдельных видах искусства:
- литературоведение;
- музыка;
- архитектуроведение;
- киноведение и т.д.
Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в общую структуру искусствознания как системы целостного сознания о художественном творчестве.
- истории искусства;
- теории искусства;
- художественной критики.
Соответственно, эти частные науки об искусстве включаю т в себя аналогичные членения:
- театроведение - историю театра, теорию театра, театральную критику;
- музыкознание - историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.
- "Твоё взгляд - да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь - Мир прекрасен".
/А.Блок "Возмездие"/.
1). "Эстетика", которую чаще всего называют "наукой о прекрасном" или искусством красиво мыслить", есть наука о Природе и Закономерностях "Эстетического" (чувственного) Освоения Действительности, "творения по Законам красоты".
2). Слова "чувственный", "чувствующий" для нас, изучающих "эстетику", являются близкими по значению.
3). "Субъект эстетики" - человек чувствующий, человек общественный.
4). Учитывая разнообразие отдельных поддисциплин направлений "эстетики", будем рассматривать науку о прекрасном через призму искусства, его сущности и законов. Тем более, что наиболее полно законы эстетического мира проявляются именно в искусстве.
5). Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.
Важнейшая эстетическая закономерность заключена в том. что искусство неразрывно связано с действительностью: с 1-й стороны - это отражение окружающего мира, с другой стороны - стремление усовершенствовать, сделать Мир, лучше, добрее, чище.
6. Говоря об "эстетике", отметим, что искусство" - это совокупность наук, исследующих социальную сущность искусства.
#эстетика
#искусство
#искусствознание