"ЭСТЕТИКА".

Страница 1.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
I. Тема 1. "ЭСТЕТИКА" - НАУКА о ПРЕКРАСНОМ.
Содержание:
- "Искусство".
- Специфика "искусства".
- "Искусствознание".

"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608824361
gif
I. Тема 1. "ЭСТЕТИКА" - НАУКА  о  ПРЕКРАСНОМ.
"ИСКУССТВО". СПЕЦИФИКА "ИСКУССТВА". "ИСКУССТВОЗНАНИЕ".

"ЭСТЕТИКА" (от греч. "aisthetiris" - "чувствующий", "относящийся к чувственному восприятию") наука о природе и закономерностях эстетического усвоения действительности, "о творчестве по Законам Красоты". В качестве обозначения опредёлённой области знаний термин "эстетика" был введён в научный обиход немецким философом Баумгертеном А. в середине XVIII века, однако из этого  вовсе не вытекает вывод, буд то "эстетика", как наука ведёт от него своё начало.
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894605811497
Её развитие уходит корнями в глубокую древность, но об этом немного позже...
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608684073
Предмен "эстетики" подвижен и изменчив, всё время развивается и усложняется в ходе общественной практики, на каждом новом этапе своего развития обнаруживает что-то новое, нераскрытое в сложившихся представлениях  об эстетическом отношении человека к Миру и самому себе. В результате постоянного развития предмет "эстетики" постоянно обогащается всё новыми и новыми открытиями, даже сейчас предмет остаётся открытым для новшеств. На современном этапе  развития общества в связи с широким проникновением художественного начала  в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления"эстетического" в природе и искусстве, важным объектом  интереса стали виды эстетической деятельности, выходящие за пределы художественной творчества и охватывает  проблемы "технической эстетики" (формирование искусственной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных  и духовных потребностей), дизайна (специфический "эстетический способ целостного осмысления  и формирования объектов", позволяющих достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы "эстетического воспитания" некоторые другие сферы проявления "эстетического", например спорт - "эстетика спорта"  и т.п. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608692009
Подобное рассмотрение предмета "эстетики" тесно связано  с необходимостью выделения её в самостоятельную область знания ( в отдельную науку), прежде всего по  отношению к философии и искусствознанию, в русле которых она традиционно развивалась. Структура "эстетики" как науки, обобщающей проявления эстетического  в Природе, материальной деятельности, разнообразных областях духовной жизни, в быту, в сфере досуга и обладающей отдельной суммой понятий ("понятийным аппаратом"), очерчивает круг основных проблем исследуемых "эстетикой:

1). Эстетические чувства, взгляды, вкус, идеал ("эстетическое сознание").

2). Разработка определённых "категорий эстетики", которые раскрывают в наиболее общем виде "эстетическое отношение человека к действительности.

3). Выявление взаимосвязи отношений "эстетического  сознания" к объективной реальности,  влияния их друг на друга.

Наиболее полно "Законы Эстетического Освоения Мира" проявлены в искусстве, прежде всего рассмотрим "эстетику", как науку "о Сущности и Законах Искусства".
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608701993
ИСКУССТВО - вид духовного  освоения действительности человеком, цель которого  - формирование и развитие его  способности преобразовывать окружающий мир и самого себя по Законам красоты (по мере стремления к красоте). В отличие от  других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, морали, религии, права и т.д.) искусство удовлетворяет универсальные потребности личности - восприятию  окружающего мира и различных развитых форм человеческой чувственности.Речь идёт о специфической способности - "эстетически воспринимать явления, факты,  события как конкретное целое - предполагающей развитое творческое воображение. Решающую роль в возникновении и развитии искусства, как человеческих чувств и потребностей человека сыграл  труд. "Искусство" развивалось как система конкретных  видов искусства (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др), которые непосредственно связаны с трудовой  деятельностью и в  которых многообразие реального Мира предстаёт  во всём своём богатстве.
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608735273
Раз возникнув, искусство формирует, совершенствует  в нём  универсальную  человеческую способность, которая будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной действительности и познания - в быту, науке, политике, религии и в труде. Произведения искусства формируют человека, который может понимать искусство и способен видеть и понимать красоту, наслаждаясь ею. Благодаря видовому разнообразию, искусство  объединяет в себе  все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение к личности, к действительности и к самому себе. Именно этим  определяется уникальность искусства как особого способа духовного освоения действительности. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной действительности, сфера его воздействия на жизнь человека по истине безгранична. Отметим важнейшую "эстетическую закономерность" - взаимосвязь искусства с действительностью: с 1-й стороны - отражение реальной действительности, с другой стороны - стремление совершенствовать, делать Мир добрее, прекраснее и чище. Говоря о важности данной "эстетической закономерности", необходимо обратить внимание на тесное переплетение искусства и морали - 2-х форм общественного сознания и духовно-практической деятельности человека. В основе их взаимодействия  лежит "единство эстетического" в явлениях человеческой жизни: столкновение "добра" и "зла"; интереса" и "долга"; проблемы смысла жизни, счастья, любви и т.д., решаемые искусством  "эстетически": в художественной форме и художественными средствами. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894607793449
В силу нравственного  воздействия искусства не следует  преувеличивать или преуменьшать, не следует также недооценивать, по замечанию Аристотеля: "оно обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго". Для нравственно-возвышенного  восприятия искусства нужно, что бы человек был в какой-то степени готов достойно оценить моральность мыслей и действий героев художественных  произведений, что бы эстетическое переживание определённым образом "проясняло" нравственное чувство, оставаясь при этом сами собой. Для обеспечения более лучшего восприятия, понимания и усвоения как данного , так и последующего материала, полагаем, что раскрыв такие основные  понятия, как "эстетика" и "искусство", необходимо познакомиться со сходными и различными чертами вышеуказанных понятий и понятием "искусствознание".
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608030761
"ИСКУССТВОЗНАНИЕ" ("ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ") - это совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его прохождение и закономерность развития, особенности, содержание видового расчленения, природу художественного творчества, места искусства в социальной  и духовной жизни общества. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608750889
Сложная структура "искусствознания" отличается комплексностью, проявляющейся г.о.  в 3-х отношениях:

1). "Искусствознание" прежде всего представляет собой систему частных наук об отдельных видах искусства:
-  литературоведение;
- музыка;
- архитектуроведение;
- киноведение и т.д.

Каждая из  этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в общую структуру искусствознания как системы целостного сознания о художественном творчестве. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608740905
2). В наиболее общем виде "искусствознание" представляет собой совокупность 3-х дисциплин:
- истории искусства;
- теории искусства;
- художественной критики.

Соответственно, эти частные науки об искусстве включаю т в себя аналогичные членения:
- театроведение - историю театра, теорию театра, театральную критику;
- музыкознание - историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608757289
3). "Искусствознание" вступает в определённые отношения с рядом неискусствоведческих наук, методологические подходы, выводы и наблюдения которых необходимы для комплексного изучения искусства. В этом отношении особенно значимы "социология искусства", "психология художественного творчества", "культурология" и т.д. 
"ЭСТЕТИКА".                                   Страница 1.  - 894608576553
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Твоё взгляд - да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь - Мир прекрасен".
/А.Блок "Возмездие"/.

1). "Эстетика", которую чаще всего называют "наукой о прекрасном" или искусством красиво мыслить", есть наука о Природе и Закономерностях "Эстетического" (чувственного) Освоения Действительности, "творения по Законам красоты".

2). Слова "чувственный", "чувствующий" для нас, изучающих "эстетику", являются близкими по значению.

3). "Субъект эстетики" - человек чувствующий, человек общественный.

4). Учитывая разнообразие отдельных поддисциплин направлений "эстетики", будем рассматривать науку о прекрасном через призму искусства, его сущности и законов. Тем более, что наиболее полно законы эстетического мира проявляются именно в искусстве.

5). Искусство - вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.

Важнейшая эстетическая закономерность заключена в том. что искусство неразрывно связано с действительностью: с 1-й стороны - это отражение окружающего мира, с другой стороны - стремление усовершенствовать, сделать Мир, лучше, добрее, чище.

6. Говоря об "эстетике", отметим, что искусство" - это совокупность наук, исследующих социальную сущность искусства.

#эстетика
#искусство
#искусствознание

Комментарии

Комментариев нет.