Комментарии
- 5 апр 2020 01:20Концептуальная эстетика в палитре творчестваПостоянная и непрерывная взаимосвязь таких форм общественного сознания, как философия, наука, искусство, мораль, религия, идеология, составляющих глубинное содержание понятия культуры и выявляющих огромные, неисчерпаемые потенциалы человеческой деятельности, - условие успешного функционирования общества, гарантия социального прогресса. Искусство непреходяще, ибо сказанное талантливым художником в одну эпоху не утрачивает своей значимости в последующие эпохи, наследуется поколениями, раскрывая всё новые и новые грани неисчерпаемого жизненного содержания, заложенного в шедеврах. Искусство незаменимо, т.к. взаимодействуя с наукой, философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несёт человеку своё собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал. Искусство является зеркалом своей эпохи. Литература: 1. Бычков В.В. О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. - М.,1985. - С.295-303.2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.,1975.3. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства. - Екатеринбург,1997.4. Волкова Е.В. К проблеме взаимодействия теоретико-философского и эмпирического знания об искусстве // Художественное творчество-82., - Л.,1982.5. Гартман Н. Эстетика. - М.,1958. - С.12-68.6. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М.,1987.7. Коллингвуд Р. Дж. Два условия существования теории эстетики // Принципы искусства. - М.,1999.8. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. - М.,1979, вып.6.9. Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.,1981. 10. Эстетика на пороге 21 века: Материалы "Круглого стола" // Свободная мысль, 1992, 9.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Концептуальная эстетика в палитре творчества
"ЭСТЕТИКА".
Страница 2.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
II. Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ. Часть 1:
Содержание:
- §1. Вечное стремление человека к красоте. Преемственность "эстетических знаний" в развитии.
- §2. "Античная эстетика". Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира человека (калокагартия).
- §3. "Византийская эстетика". Условность, лаконизм, каноничность.
- §4. "Древнерусская эстетика". 3 основных периода древнерусской эстетики. Книги как главные носители духовных ценностей.
- §5. "Средневековая эстетика" Западной Европы.
II. Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ:
§1. ВЕЧНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА к КРАСОТЕ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ "ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ" в РАЗВИТИИ.
Понятие "эстетика" появилось сравнительно недавно, но в суждениях, мыслях людей искусства, философов, учёных глубокой древности были высказывания и специальные трактаты, которые затем вошли в "эстетическую науку". В I тысячелетии до н.э. в Древнем Китае, Индии, Греции, философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает "непосредственно-эмоциональное" отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении. отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление.
"АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА" - это "эстетическая мысль", развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VII - VI веков до н.э. по V - VII века н.э.. Имея своим истоком мифологические представления, "античная эстетика" зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках "рабовладельческой формации", являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени. Для "эстетических представлений", как и для всего мироощущения античности, характерен подчёркнутых "космологизм" - "космос", с т.з. древних, хоть и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью в нём движения, выступал как воплощение "красоты". Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе присущи раннему периоду античной мысли, пытавшемуся сконструировать его из таких привычных человеку физических элементов, как: огонь, вода, воздух и земля. Искусство в тот период ещё не отделилось от ремёсел и не выступало в качестве самоцельного "эстетического объекта". Для древних греков искусство - это производственно-техническая деятельность, отсюда нерасторжимое единство практического и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Поэзия. скульптура, архитектура, музыка, риторика становились всё более высокими, но не как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности.
Если у Сократа идея красоты рассматривается непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она обезличена, существующая реально и вечно выступающая в в качестве образца, модели, порождающей прекрасные вещи. В диалоге "Федр" Платон говорит, что каждый, видит здешнюю красоту, вспоминает о красоте истинной и вечной и пламенно стремится вверх в божественном восторге. Эти воспоминания достигают особенной живости и ясности, когда человек пребывает в состоянии вдохновения, облегчающего созерцание вечных идей. В диалоге "Ион" - род одержимости, исступления, от которого умолкает рассудок. А пока рассудок действует, поэт бессилен в истинном творчестве. В диалоге "Георгий", "Филеб", "Тимей", говоря об удовольствии, доставляемом произведениями искусства Платон приходит к выводу, что оно регулируется мудростью или благом, а пробуждает, питает и усиливает низменные импульса человека, подрывает и губит возвышенное. А смотря трагические пьесы, люди получают удовольствие даже от плача.
"ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА" - наиболее развитое направление "средневековой эстетики", главным теоретическим направлением которой является "патриотическая эстетика", сформированная в IV - VI веках (Афанасий Александрийский, Василий великий Иоан Златоуст). В качестве наиболее значимых были разработаны проблемы прекрасного, света, образа, символа, знака, слова, искусства.
1). "Условность" - свойство искусства, подчёркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности.
2). "Лаконизм" - понятие, характеризующее способ максимально обогащённого и предельно краткого выражения творческого замысла художника, отсутствие в произведении искусства излишеств; чувство меры. сдержанность.
3). "Каноничность" - система правил, норм, господствующая в искусстве в какой-либо исторический период, например: в изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился "иконографический канон". Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные схемы и соответствующие им элементы, изображения персонажей, их одежд и поз, жестов и деталей пейзажа или архитектуры уже с IX утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского региона до XVI века.
"ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА" - это русская "эстетическая мысль" XI - XVI веков, которая имела 2 главных источника: материально-художественную культуру восточных славян и "византийскую эстетику", возникавшую на Руси с конца Х века, В истории "древнерусской эстетики" официально выделены 3 основных периода (все они выражены иконографическим художественным стилем):
1). XI - I пол. XIV века - домонгольский и время татаро-монгольского нашествия.
Для 1-го периода характерно активное освоение византийского художественно-эстетического наследия на основе восточно-славянского мировосприятия. В "Слове о полку Игореве", "Повести временных лет"(весьма спорно, поскольку т.н. "Радзиловская летопись", была признана подделкой хорошего качества), отражены представления древних русичей о красоте (природной, духовной, художественной), об искусстве, возвышенном, героическим. Особым почитанием на Руси в этот период окружены книги, написанные в церковных кельях, как главные носители духовных ценностей. Все другие явления, относящиеся к духовной сфере, воспринимались прежде всего как "эстетические", как несущие духовное наслаждение и обозначались как прекрасное. Для "древнерусской эстетики" этого периода характерны:
а). Особое внимание к чувственному восприятию духовной красоты.
б). Наделение прекрасного осязательной предметностью.
в). Осмысление красоты как выражения истинности.
г). Повышенная эмоциональность.
а). "Народного героя" - образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства.
б). "Духовного пастыря" - преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится христианскими подвижниками в человеке не меньше мужества и отваги.
Для "эстетики 2-го периода характерно усмотрение в творческом акте единства мудрости, искусства, красоты.
Особая активизация "эстетической мысли" характерна для 3-го периода. На рубеже XV - XVI веков Нил Сорский разрабатывал русский вариант "эстетики аскетизма", а внимание Иосифа Володского привлечено привлечено к осмыслению "литоргической" ("культовой") эстетики". Последний излагает, опираясь на идеи византийской эстетической науки, теорию иконы и сюжетно-иконографическую программу для живописцев. В XVI веке в развитие "эстетической теории" внёс свой вклад Максим Грек, Вассиан Патрикеев, старец Артемий, Андрей Курбский. Эстетическая сфера, и прежде всего церковно-православная на византийский манер литература, активно переплетается в этот период с социально-политической идеологией и борьбой.
Абсолютное большинство росписей даже по старой хронологии датируется 17 веком и позже, учеными доказано, что практически во всех старых церквах сбивали старые фрески, стены заново штукатурили и наносили новые росписи. В некоторых церквях новые росписи наносили по верх старых росписей. Ученые народ дотошный, решили посмотреть чем стены церквей были расписаны изначально. Оказывается, на стенах был нанесен просто орнамент, сильно напоминающий роспись мусульманских мечетей и никаких изображений! Наши предки жили в Целостном Мире, где человек составлял с внешним Миром единое целое, тогда все Силы Движения, существующие, находятся в нем самом, зачем их изображать? Силы изображают и им молятся, прося о помощи, когда чувствуют себя разделенными с ними. Изображения Сил пользуют в магии, для получения над этими Силами власти. Но человеку, жившему до 17 века на Руси, это было не нужно, он был целостным, соединяя в себе горизонталь и вертикаль.
В эстетике Западной Европы V - XIV веков выделяются 2 основных хронологических периода:
1). V - X века - "раннесредневековый" период.
2). XI-XIV вв."позднесредневековый" период и 2 основных направления - философско-богословское и искусствоведческое.
1). «Книга для неграмотных».
2). Увековечение исторических событий.
3). Украшение интерьеров храмов. Последней функции уделяется особое внимание. Феномен "иконы" не играл на Западе столь существенной роли, как в Византии или в Древней Руси, хотя иконы нередко встречались в католических храмах. Красоту архитектуры усматривали не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладные искусства).
#калокагатия
#ЗолотоеСечение
#гармония
#условность
#лаконизм
#каноничность
#эстетика