"ЭСТЕТИКА".

Страница 2.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
II. Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ. Часть 1:
Содержание:
- §1. Вечное стремление человека к красоте. Преемственность "эстетических знаний" в развитии.
- §2. "Античная эстетика". Стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира человека (калокагартия).
- §3. "Византийская эстетика". Условность, лаконизм, каноничность.
- §4. "Древнерусская эстетика". 3 основных периода древнерусской эстетики. Книги как главные носители духовных ценностей.
- §5. "Средневековая эстетика" Западной Европы.

"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609373481
gif

II. Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ:

§1. ВЕЧНОЕ  СТРЕМЛЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА  к  КРАСОТЕ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  "ЭСТЕТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ"  в  РАЗВИТИИ.

Понятие "эстетика" появилось сравнительно недавно, но в суждениях, мыслях людей искусства, философов, учёных глубокой древности были высказывания и специальные трактаты, которые затем вошли в "эстетическую науку". В I тысячелетии до н.э. в Древнем Китае, Индии, Греции, философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает "непосредственно-эмоциональное" отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении. отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609649961
gif
Восторгаясь переливами красок на небосклоне в минуты северного сияния или заката Солнца, большинство людей не размышляет, почему именно такая окраска неба, от чего она зависит; однако, человека учёного интересуют именно эти причины возникновения того или иного явления. Древние мыслители заметили. что  "эстетические переживания" очень отличаются от переживаний, вызываемых житейскими повседневными заботами, они несут в себе  нечто иное - более светлое настроение, как бы "очищенное" от этих забот.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609718569
Самые сильные эмоциональные переживания вызывают у человека произведения искусства. Так какую же роль играют в жизни человека чувственно-эмоциональное, эстетическое отношение к действительности?
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609951785
Всё, что переживает человек (живший ранее, живущий ныне и  который будет жить позже), оставляет на нём свой отпечаток: он убеждается в том, что его  представления жизни верны, либо напротив, понимает, что ошибался, либо чувствует желание изменить что-то в лучшую сторону Преемственность эстетических учений в любое время, когда бы они не вырабатывались, выражается в стремлении понять, объяснить что же такое красота, каковы её законы и почему человек стремится к ней.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609982761
Однако, красота вызывает жгучую зависть. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894609441321
§2. АНТИЧНАЯ  "ЭСТЕТИКА". СТРЕМЛЕНИЕ  к  ГАРМОНИИ  ВНУТРЕННЕГО  и  ВНЕШНЕГО  МИРА  ЧЕЛОВЕКА (КАЛОКАГАРТИЯ).

"АНТИЧНАЯ  ЭСТЕТИКА" - это "эстетическая мысль", развивавшаяся в Древней Греции и Риме в период с VII - VI веков до н.э. по V - VII века н.э.. Имея  своим истоком мифологические представления, "античная эстетика" зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках "рабовладельческой формации", являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени. Для "эстетических представлений", как и для  всего мироощущения античности, характерен  подчёркнутых "космологизм" - "космос", с т.з.  древних, хоть и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью  в нём движения, выступал как воплощение "красоты". Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе присущи раннему периоду античной мысли, пытавшемуся сконструировать его из таких привычных человеку физических  элементов, как: огонь, вода, воздух и земля. Искусство в тот период ещё не отделилось от ремёсел и не выступало в качестве самоцельного  "эстетического  объекта". Для древних греков искусство - это  производственно-техническая деятельность, отсюда нерасторжимое единство практического  и чисто  эстетического отношения  к предметам и явлениям. Поэзия.  скульптура,  архитектура, музыка, риторика становились всё более высокими, но не как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с  жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629563945
В V веке до н.э. на смену "чувственно-наглядному" представлению человека о "космосе" (этим понятием  древние обозначали Вселенную и красоту) приводит интерес к самому  познающему его человеку (софисты, Сократ в V веке до н.э.). У Сократа это приняло форму учения  о необходимости устанавливать общие понятия (прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешне наблюдаемыми фактами, а сопоставляя и индуктивно возводя их  в общее. Он стал рассматривать "прекрасное" как общее понятие, отличая от отдельных "прекрасных вещей". "Прекрасное", по мнению Сократа - "всегда полезно, но для этого оно должно быть именно прекрасным". Другими словами - должен существовать тот прекрасный предмет, о полезности которого мы говорим. Особое место в теории Сократа отведено "прекрасному духом и телом человеку" Поэзия и скульптура должны выражать его чувства и его переживания, ибо состояние души зримо отражается на лице, в жестах и действиях. В учении о гармонии Сократ рассматривает единство внешних формы с прекрасными свойствами духа. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629585193
Выделим Платона(428-347 года до н.э.) и Аристотеля (384-322 годы до н.э.), которые тоже  обращали внимание на вопросы "эстетики". 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629665321

Если у Сократа идея красоты рассматривается непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она обезличена, существующая реально и вечно выступающая в в качестве образца, модели, порождающей прекрасные вещи. В диалоге "Федр" Платон говорит, что каждый, видит  здешнюю красоту, вспоминает о красоте истинной и вечной и пламенно стремится вверх в божественном восторге. Эти воспоминания достигают особенной живости и ясности, когда  человек пребывает в состоянии вдохновения, облегчающего созерцание вечных идей. В диалоге "Ион"  - род одержимости, исступления, от которого умолкает рассудок. А пока рассудок действует, поэт бессилен в истинном творчестве. В диалоге "Георгий", "Филеб", "Тимей", говоря  об удовольствии, доставляемом произведениями искусства Платон  приходит к выводу, что оно регулируется мудростью или благом, а пробуждает, питает и усиливает низменные импульса человека, подрывает и губит возвышенное. А смотря трагические пьесы, люди получают удовольствие даже от плача. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629691433
Одним из  самых крупных философов древности был Аритотель, в своих произведениях он касался всех научных проблем современного ему Мира: физики, астрономии, математики, философии, эстетики. "Эстетике" он посвятил специальное сочинение - "Поэтика". Аристотель высоко ценил искусство, т.к. считал, что оно облагораживает  человека и даёт ему знания, определил принципы, на которых должен строиться анализ художественных произведений, говорил, в каком случае произведение заслуживает порицания.  Произведение искусства может  быть суждено, если есть содержание логически невозможно, непонятно, вредно для нравственности, имеет внутренние противоречия и идёт в разрез с правилами искусства. Можно сказать, что Аристотель впервые выдвигает критерии, определяющие художественные качества, которые не устарели по ныне. Он чётко определил "эстетические качества" предметов., доказывал, что прекрасное - свойство самих предметов, вещей и явлений. Он считал обязательным для произведений искусства - целостность, ясность, соответствие формы содержанию. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629728809
Из римских теоретиков искусства назовём поэта и философа - Горация, чьи  "эстетические взгляды" изложены в "Послании к Пизонам", названном ещё в древности "Наукой поэзии". Данная поэма изложена в стихотворной форме, осуждает  бессодержательную поэзию, подчёркивает значение содержания, необходимость производить тщательную отделку произведения, которое должно  быть целостным, простым и гармоничным ("...нужны во всём простота и единство"). Важная роль отводится изучению классиков ("...всем нам Гомер показал, какую описывать мерою грозные битвы, деяния царей и вождей знаменитых").
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629779497
Отметив основные интересы античных философов к "эстетике", подчеркнём, что одним из центральных понятий "античной эстетики", важность которого  отмечали Геродот, Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, является "калокагатия". 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629766441
"Калокагатия" (от греч. "calos" - "прекрасный" и "agathos" - "хороший, нравственно совершенный") понятие, обозначающие гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Как идеал физического и нравственного совершенства "калокагатия" получила отражение в скульптуре (творчество Фидия и Поликлета, V века до н.э.) в поэзии и трагедии (например, у Софокла - около 496 - 406 года до н.э.).
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894625350697
- §3. "ВИЗАНТИЙСКАЯ  ЭСТЕТИКА". УСЛОВНОСТЬ,  ЛАКОНИЗМ,   КАНОНИЧНОСТЬ.

"ВИЗАНТИЙСКАЯ  ЭСТЕТИКА" - наиболее развитое направление "средневековой эстетики", главным теоретическим направлением которой является "патриотическая эстетика", сформированная в IV - VI веках (Афанасий Александрийский, Василий великий Иоан Златоуст). В качестве наиболее  значимых были разработаны проблемы прекрасного, света, образа, символа, знака, слова, искусства. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629857321
Идеалом "византийской эстетики" явился "Бог", как источник красоты, превосходящей всё прекрасное.  
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629898281
В VIII - IX веках, когда уже  разработана теория образа в изобразительном искусстве, а в её русле затронуты другие проблемы искусства, была сформулирована "концепция функций иконы". "Икона" понималась как изображение идеального видимого облика "первообраза". 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629912617
Особое место в "византийской эстетике" занимают описания произведений искусства, в котором её авторами представлена развёрнутая "концепция средневекового понимания искусства", заложены основы "европейского искусствознания".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629926697
В практической жизни получила развитие "эстетика культа" ("церковного  богослужения"), быта (прежде всего  придворного), фольклора. Основные виды искусства (архитектура,  живопись, музыка, формировались с учётом их влияния на человека во время религиозных действий.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894629939753
Для формирования религиозного мировоззрения необходим было использовать определённые свойства искусства. выделим 3 основных из них:

1). "Условность" - свойство искусства, подчёркивающее отличие  художественного произведения от воспроизводимой в них  реальности.

2). "Лаконизм" - понятие, характеризующее способ максимально обогащённого и предельно краткого выражения творческого  замысла художника, отсутствие в произведении искусства излишеств; чувство меры. сдержанность.

3). "Каноничность" - система правил, норм, господствующая в искусстве в какой-либо  исторический период, например: в изобразительном искусстве восточного  и европейского  средневековья, особенно в культовом, утвердился "иконографический канон". Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные схемы и соответствующие им элементы, изображения персонажей, их одежд и поз, жестов и деталей пейзажа или архитектуры уже с IX утвердились в качестве  канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского региона до XVI века.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894625340457
- §4. "ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЭСТЕТИКА". 3 ОСНОВНЫХ  ПЕРИОДА  "ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЭСТЕТИКИ".  КНИГИ  как  ГЛАВНЫЕ  НОСИТЕЛИ  ДУХОВНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ.

"ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЭСТЕТИКА" - это русская "эстетическая мысль" XI - XVI  веков, которая имела 2 главных источника: материально-художественную культуру восточных  славян и "византийскую эстетику", возникавшую  на Руси с конца Х века, В истории "древнерусской эстетики" официально выделены 3 основных периода (все они выражены иконографическим  художественным стилем):

1). XI - I пол. XIV века - домонгольский и время татаро-монгольского нашествия.

Для 1-го периода характерно активное освоение  византийского  художественно-эстетического  наследия на основе восточно-славянского мировосприятия. В "Слове о полку Игореве", "Повести временных лет"(весьма спорно, поскольку т.н. "Радзиловская летопись", была признана подделкой хорошего качества), отражены представления древних русичей о красоте (природной, духовной, художественной), об искусстве, возвышенном, героическим. Особым почитанием  на Руси  в этот период окружены книги, написанные в  церковных кельях, как главные носители  духовных ценностей. Все другие явления, относящиеся к духовной сфере, воспринимались прежде всего как "эстетические", как несущие  духовное наслаждение и обозначались как прекрасное. Для "древнерусской эстетики" этого периода характерны: 

а). Особое внимание к чувственному восприятию  духовной красоты.

б). Наделение прекрасного осязательной предметностью.

в). Осмысление красоты как выражения истинности.

г). Повышенная  эмоциональность.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630223401
В архитектуре, живописи, прикладных искусствах ценится величие, красочность, светоносность, яркость, драгоценность. Храм воспринимается как огромное, роскошное произведение ювелирного искусства.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630360617
На смену сакральному (священому) восприятию  Природы к восточным славянам приходит понимание её как  прекрасного произведения "Верховного Художника - "Бога"". В ней усматривается "прекрасный порядок" - "строй", радующий душу. В качестве  основных характеристик природной красоты, округлость, "искусная сделанность", выделенность  в пространстве. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630539561
К середине XIV  века в "эстетическом сознании" видное место занимает "нравственная красота"; в литературе складываются с прямой подачи  монастырских служащих идеальные образы:

а). "Народного героя" - образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства.

б). "Духовного пастыря" - преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится христианскими подвижниками в человеке не меньше мужества и отваги.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630596905
2). Кон. XIV - XV века - период консолидации национальных сил. 

Для "эстетики 2-го периода  характерно  усмотрение в творческом акте единства мудрости, искусства, красоты.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630625833
Высшего совершенства и полноты выражения этот принцип достигает в искусстве Андрея Рублёва, сумевшего  с помощью художественных  средств посредством живописи выразить  высочайшие духовные  ценности своего времени в их общечеловеческой значимости. В его  живописных  образах наиболее полно воплотилась  "древнерусская философия гуманности", мудрости, красоты. Епифаний Премудрый и другие книжники разрабатывали в этот период "теорию словесного искусства", одновременно реализуя её на практике. Усиливается "эстетическое начало" в искусстве слова ("стиль "плетения словес").
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894630613801
3). Кон. XV - XVI века - период  единого  "русского централизованного государства".

Особая активизация  "эстетической мысли" характерна для 3-го периода. На рубеже XV - XVI веков Нил Сорский разрабатывал  русский вариант "эстетики аскетизма", а внимание Иосифа Володского привлечено привлечено к осмыслению  "литоргической" ("культовой") эстетики". Последний излагает, опираясь на идеи византийской эстетической науки, теорию иконы и сюжетно-иконографическую  программу для живописцев.  В XVI веке в развитие "эстетической теории" внёс свой вклад Максим Грек, Вассиан Патрикеев, старец Артемий,  Андрей Курбский. Эстетическая сфера, и прежде всего церковно-православная на византийский манер литература, активно переплетается в этот период  с социально-политической идеологией и борьбой.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632152617
А теперь обратимся к неофициальной хронологии эстетики Древней Руси: церковные службы активно затирали и уничтожали, предыдущие  художественные творения. На рисунке выше - никаких изображений ликов, кроме растительного узора. Фотография января 2001 года - старая роспись XVI века в Соборе Василия Блаженного, раскрытая во время реставрационных работ несколько десятилетий тому назад. Она поразительно не похожа на современные фрески. Никаких изображений, кроме растительного узора.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632166697
Живое всегда движется и действует, поэтому его боятся. Вы обездвижены и боитесь живое внутри и снаружи себя, поэтому обездвиживаете его. Так мертвое берет верх над живым, здесь мы вновь волзвращаемся к  уже знакомой фразе:- "Мёртвое хватает живое". Сейчас - это добровольный выбор многих людей. Сила, которой люди пользуются, не сила Любви, а сила Мёртвости, потому что она останавливает движение вместе с Любовью и Жизнью.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632199977
Рисунок выше - /Старая роспись Собора Василия Блаженного (XVI век), раскрытая во время реставрационных работ лишь в XX веке/.

Абсолютное большинство росписей даже по старой хронологии датируется 17 веком и позже, учеными доказано, что практически во всех старых церквах сбивали старые фрески, стены заново штукатурили и наносили новые росписи. В некоторых церквях новые росписи наносили по верх старых росписей. Ученые народ дотошный, решили посмотреть чем стены церквей были расписаны изначально. Оказывается, на стенах был нанесен просто орнамент, сильно напоминающий роспись мусульманских мечетей и никаких изображений!  Наши предки жили в Целостном Мире, где человек составлял с внешним Миром единое целое, тогда все Силы Движения, существующие, находятся в нем самом, зачем их изображать? Силы изображают и им молятся, прося о помощи, когда чувствуют себя разделенными с ними. Изображения Сил пользуют в магии, для получения над этими Силами власти. Но человеку, жившему до 17 века на Руси, это было не нужно, он был целостным, соединяя в себе горизонталь и вертикаль. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632736553
Новые церковные веянья разделили Дух и Материю, человек утратил Целостность, следовательно собственную Силу, именно тогда начали покрывать стены церквей изображениями Бога, святых, ангелами, херувимами и другими изображениями Символов. Человек, в связи с разделением, оказался в отрицающем, однобоком Эго-уме. Такой ум все помещает вне себя, он будет изображать Силы, что бы получить к ним доступ. Когда вы изображаете что то, оно получает собственное самостоятельное существование, человек оказывается в ловушке собственного эго-ума, он видит и думает, что все вокруг существует независимо от него. К тому же складывается  впечатление, что  вся древне-русская живопись - только иконография.  Следует знать, что по древнему символизму - каждый раз, когда называют, изображает и помещает какую то Силу или Движение вне себя, лишаются этой Силы. Я здесь - они там, прося, продолжаете думать, что Силы не слышат и в отчаянье от собственной слабости, беспомощности - они там, а проблема давит здесь. Помещая изображения Сил в виде человека вне себя, вы безнадежно ослабляете себя, внутри вас больше ничего нет. А раз нет силы - значит вы слабы. Орнамент, как ничто другое передает отражение Целого, у него нет ни начала, ни конца, здесь ничего не главное, и ничего друг другу не противостоит.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632259113
Между православными и мусульманами был вбит окончательный клин с середины 17 века. "хадж" - паломничество мусульманина в Мекку, хаджи- тот, кто совершил паломничество, это почтенный титул, указывающий в т.ч. на очищение, полученное от соприкосновения с мусульманской святыней. До начала ХХ века в Болгарии называли "хаджи" тех, кто совершал паломничество в Святую Землю. Сохранились надгробия с именами хаджи, посетивших Иерусалим. Легендарный Ходжа Насреддин жил в Средние века, до 17 века (это титул человека по имени Насреддин. "Ходжа" - хождение, интересное совпадение! 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894632305961
Между славянскими народами и Азиатской Русь - Ордой вбит клин, с позиции европейских ценностей, это война за европейское господство, удобная трактовка. В Атласах 16 - 17 веков числится отдельно "Государство Московское" обобщающее территорию под названием "Российская империя". В Средние века существовала Русь Орда, в которой было 2 государственных языка - русский и арабский. Насреддин - на середине. Получаем: "Хождение на середине". Речи Ходжи полны мудрости и глубины, он действительно находился в Золотой Середине. Видя Целостность, сознание ничего не отделяет, оно как бы упирается на противоположность, поэтому находится в золотой Середине - Сердце. По символизму "Внутри Целостного ума нет отрицания, поэтому нет борьбы с подавлением и уничтожением. Раз нет внутри, значит нет снаружи - так обретается Сила, тогда как крайние точки раскачиваются, а середина всегда неподвижна, следовательно сильная". Если уходить в крайности, получаем Би-полярность - "Добро-Зло", "Палач-жертва", "Свет-Тьма": без одного нет другого, одна крайность притягивает другую, не даром работники следственных органов говорят, что жертва притягивает насильника, а без темноты не отличишь свет. Или "нет худа без добра", русские пословицы многое помнят.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642457385
§5. "СРЕДНЕВЕКОВАЯ  ЭСТЕТИКА"  ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ.

В эстетике Западной Европы V - XIV веков выделяются 2 основных хронологических периода:

1). V - X века -  "раннесредневековый" период.

2). XI-XIV вв."позднесредневековый" период и 2 основных направления - философско-богословское и искусствоведческое. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642470953
У её истоков стоит крупнейший отец латинской Церкви Блаженный Августин, Многие из сформулированных им "эстетических положений" сохраняли свою значимость на протяжении всего Средневековья. Для первого периода средневековой эстетики характерна охранительная позиция по отношению к античному наследию. Боэций (ок. 480 - 524 годы), Кассиодор (ок. 487 - 578 годы), Исидор Севильский (ок. 560 - 636 годы) ввели в средневековое духовное поле основные представления античности о красоте (неопифагорейские и неоплатонические идеи) и об искусстве. Боэций сохранил для Средневековья античную теорию музыки, Кассиодор - классификацию искусств (теоретические, практические и созидательные), Исидор много занимался терминологическими вопросами. Во времена Каролингов (середина VIII - начало X веков) в "эстетической науке" процесс активного взаимодействия античных и христианских "эстетических идей". Иоанн Скот Эриугена (середина IX в.) переводит на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, и их идеи оказывают сильнейшее влияние на всю средневековую "эстетику".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642481449
Главное место в эстетических представлениях этого времени занимает божественная красота, воплощающаяся в «зримых образах» - в единстве, целостности, порядке, форме. Видимая красота осмысливается как символ невидимой. Эриугена определяет прекрасное как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему её «невыразимое наслаждение», т.е. начинают осознаваться как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. Появляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Художник трактуется как посредник между "Богом" ("Логосом" ) и людьми. К широко распространенным античным представлениям об искусстве как о специфической искусной духовной и практической деятельности добавляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Особое внимание уделяется религиозному содержанию изобразительных искусств, по-новому осмысливается аллегоризм. Искусство слова ценится выше живописи.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642506281
Особое внимание  уделяется религиозному содержанию изобразительных искусств, утверждаются 3 основные функции изобразительных искусств: 

1). «Книга для неграмотных».

2). Увековечение исторических событий.

3). Украшение интерьеров храмов. Последней функции уделяется особое внимание. Феномен "иконы" не играл на Западе столь существенной роли, как в Византии или в Древней Руси, хотя иконы нередко встречались в католических храмах. Красоту архитектуры усматривали не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладные искусства).
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642515497
Позднесредневековый период характеризуется появлением специальных эстетических трактатов в составе больших философско-религиозных сводов (т.н. «сумм»), повышением теоретического интереса к эстетическим вопросам, что особенно характерно для мыслителей XII-XIII вв. - схоластов. Монастырскую эстетику с присущей ей простотой и идеей углубленности в созерцании внутренней красоты развивает Бернард Клервоский (XII в. 1090 г. - 1153 годы). Гуго Сен-Викторский и его последователи, опираясь на эстетику Августина, много внимания уделяют видимой красоте и искусству. Гуго делит искусства на 7 свободных и 7 «механических». В число последних он вводит и «театрику» - искусство развлечений. Искусства, по его мнению, изобретены для удовлетворения тех многообразных потребностей человека, которые не может удовлетворить природа. Среди них есть и потребность в особом наслаждении; его удовлетворению и служит «театрика». Ришар Сен-Викторский интересовался психологией созерцания, в т.ч. и созерцания красоты.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642538281
Крупнейшие схоласты XIII в. Гильом Овернский, Альберт Великий, Ульрих Страсбургский, Фома Аквинский, опираясь на эстетику Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита и своих средневековых предшественников, используя аристотелевский метод философской дефиниции, завершили систематизацию средневековых эстетических представлений. Прекрасное было окончательно определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что «нравится само по себе» (Гильом Овернский), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи; т.е. в определении прекрасного был закреплен восходящий еще к Августину и Василию Великому момент релятивности. Доставляют же наслаждение при созерцании только вещи, обладающие определенными объективными свойствами. Среди них, прежде всего, называются «должная пропорция и блеск» (формула, заимствованная у Псевдо-Дионисия), а также - соответствие частей целому, а целого - назначению вещи, выраженность во внешней форме сущности вещи, гармоничность, упорядоченность, соразмерность, доброцветность, соответствующая величина. Красота осмысливается как сияние (и просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Много внимания Уделяется математическим (числовым и геометрическим) аспектам прекрасного и, с другой стороны, вопросам эстетического переживания, наслаждения. Безобразное также определяется через субъект-объектное отношение - это то, что вызывает отвращение.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 2. - 894642548521
Искусствоведческое направление "средневековой эстетики" связано со специальными трактатами по поэтике ("Поэтрии") и по музыке. В центре многих "Поэтрий" стояла новая эстетическая категория - изящество. Выделялись цели поэзии: учить, давать уроки нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму. В живописи теоретики ценили красоту, содержательность, аллегоризм; в скульптуре - жизнеподобие; в архитектуре - величину, соразмерность блеск, светоносность, драгоценные украшения. В целом теория искусства отставала в Средние века с художественной практики, считалось, что искусство должно существовать только на благо "Церкви".

#калокагатия
#ЗолотоеСечение
#гармония
#условность
#лаконизм
#каноничность
#эстетика

Комментарии

  • 5 апр 2020 01:20
    Постоянная и непрерывная взаимосвязь таких форм общественного сознания, как философия, наука, искусство, мораль, религия, идеология, составляющих глубинное содержание понятия культуры и выявляющих огромные, неисчерпаемые потенциалы человеческой деятельности, - условие успешного функционирования общества, гарантия социального прогресса. Искусство непреходяще, ибо сказанное талантливым художником в одну эпоху не утрачивает своей значимости в последующие эпохи, наследуется поколениями, раскрывая всё новые и новые грани неисчерпаемого жизненного содержания, заложенного в шедеврах. Искусство незаменимо, т.к. взаимодействуя с наукой, философией и моралью, обогащаясь их содержанием, оно не просто перенимает его, а несёт человеку своё собственное, непереводимое на язык других форм общественного сознания содержание, пробуждая в человеке неисчерпаемый творческий потенциал. Искусство является зеркалом своей эпохи. Литература: 1. Бычков В.В. О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. - М.,1985. - С.295-303.2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.,1975.3. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства. - Екатеринбург,1997.4. Волкова Е.В. К проблеме взаимодействия теоретико-философского и эмпирического знания об искусстве // Художественное творчество-82., - Л.,1982.5. Гартман Н. Эстетика. - М.,1958. - С.12-68.6. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М.,1987.7. Коллингвуд Р. Дж. Два условия существования теории эстетики // Принципы искусства. - М.,1999.8. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. - М.,1979, вып.6.9. Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.,1981. 10. Эстетика на пороге 21 века: Материалы "Круглого стола" // Свободная мысль, 1992, 9.