"ЭСТЕТИКА".

Страница 3.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ. Часть 2:
Содержание:
- §6. "Эстетика эпохи Возрождения".
- §7. "Эстетика эпохи классицизма".
- §8. "Эстетика эпохи Просвещения". Категория гармонии как показатель целостности человеческой личности, как обоснование возможности снятия антагонизмов.
- §9. Современная "среднеевропейская эстетика".

"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894623951657
Тема 2. РАЗВИТИЕ "ЭСТЕТИКИ" как НАУКИ. Часть 2:

§6. "ЭСТЕТИКА"  ЭПОХИ   ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Характеризуя эпоху Возрождения, надо сказать, что это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого  времени  человечеством, период, который нуждался в титанах и которых породил таких "титатанов" по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. Данте Алигъери, Франческа Петрарка, Рафаэль Санти,  Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан,  Альбрехт Дюрер, Рембрант, Ван-Дейк, Шекспир, Сервантес,  Рабле, явились крупнейшими выразителями гуманистических идеалов в различных областях искусства эпохи Возрождения. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894636589353
Эстетика "Ренессанса" - ярко выраженный антипод "эстетики средневековья".Положение античных мыслителей об искусстве как подражании, воспроизведении действительности становится одним из краеугольных камней "эстетической науки " Возрождения Альберт Дюрер (1471 - 1528 года) утверждал: - "Искусство на самом деле заключается в Природе. Кто сумеет вырвать его у неё, тот владеет им". Леонардо да Винчи (1452 - 1519 годы) считал, что  художником может  стать только  в том случае, "если будешь учиться на предметах в Природы... Ты можешь быть хорошим живописцем, если  ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм произведённых Природой".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643029289
Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление  о человеке, абсолютизация личности в её целостности, важность единства разумного и чувственного, свободы существования с беспредельными творческими возможностями. Принцип прекрасной артистически-творческой человеческой личности сочетался у теоретиков данной эпохи с попытками математического исчисления всякого рода пропорций, симметрии, перспективы. Правило "золотого сечения" (или "золотое сечение" было  сформулировано в качестве непреложного" закона архитектуры, скульптуры и живописи. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643063593
"Золотое сечение" - есть геометрическое , математическое соотношение, при котором целое (с) так относится  к большей (а) части, как большая к меньшей (в).  с/а =а/в. Всякое тело, предмет, вещь, геометрическая  фигура, отношения частей которых соответствуют такому делению, отличается строгой пропорциональностью и производят наиболее приятное зрительное впечатление (например, стройные мраморные колонады греческого Парфенона делят весь храм по принципу "золотого сечения"). Наиболее простой вид "золотого сечения" представлен в человеческом теле: пропорциональное, совершенное тело должно поясом делиться в отношении правила "золотого сечения", при вытянутых по швам руках концы средних пальцев должны делить весь рост человека в том же отношении.  Используя это правило художники эпохи Возрождения пытались найти  идеальную ( абсолютную ) геометрическую основу искусства. Например, итальянский математик Л.Пачоли в трактате "О божественной пропорции" подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми". 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643031593
Мировоззрение Возрождения можно представить себе из приводимого ниже отрывка из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла.
Мирандолы. Мирандола(1463- 1494) пишет, что Бог, сотворив человека и поставив его в центр мира, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Возрождение принято считать возвратом к античности. Но оно отличается от античности радикально пониманием человека, идеалом человека. Античность формирует представление о человеке, границы которого ограничены и определены его природой. Мировоззрение же Возрождения впервые осознает, что никаких пределов развитию человека этот мир не поставил. Начинает ощущать безграничность творческих сил человека. Возрождение - эпоха раннего капитализма. Средние века подготовили развитие производительных сил, выросло население, усовершенствовались ремесла, человек стал постигать законы природы. И он сам стал изменяться. Получало развитие его мышление, воля, интерес, потребности. Стало необходимостью его собственное развитие.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643037737
Ранний капитализм принес необходимость личной активности, предприимчивости. И человек пересматривает отношение к самому себе, понимание самого себя. Мыслители Возрождения считают, что человек по природе добр, не склонен ко злу, благороден, а самое главное, что человек своими делами делает себя великим. Эпоха Возрождения богата титанами духа. Идеал эпохи - мастер. И титаны Возрождения знают несколько языков. Владеют несколькими видами искусств. Леонардо да Винчи и скульптор, и инженер, и поэт, и зодчий, и живописец, и философ, теоретик искусства. В центре искусства Возрождения природный, чувственный человек, который живет земными радостями. Но в то же время Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Данте в «Божественной комедии» проходит по векам, прожитым человечеством, и обозревает нравственное состояние этих эпох на примере судьбы исторических личностей, попавших в ад. Боккаччо в «Декамероне» полон иронии по отношению к показному благочестию служителей церкви. Фактически он выступает против вселенского ханжества, которое характерно для верующего человечества. И ищет подлинную чистоту человеческого духа.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643048233
Законы искусства и "эстетического мероприятия" не могут применяться 1 "непреложным" правилом. В практике архитектуры и изобразительного искусства "золотое правило" в его абсолютной норме применяется редко. Но именно стремление к правилу "золотого деления", к пониманию целостности явление показывает, что вместо  идеалов религиозного  аскетизма уверенно вошли идеалы свободной личности, открывшие перспективы титанических деяний, духовных наслаждений. Философия этой эпохи больше занята проблемами искусства. Искусство в эту эпоху несёт основную мировоззренческую функцию. Оно создает чувственный идеал эпохи и в то же время оно есть творение человеком своей чувственности. Своей человеческой чувственности. Теоретики эпохи считают искусство формой познания Природы. И это верно, ибо Природа человека как чувственно воспринимаемая Природа не дается человеку наследственно. Он создает эту Природу и присваивает её. Создает силой воображения. Именно по этой причине иудеи утверждают,  что не красота от Природы, не имеет ценности, ценно лишь то, во что вложены большие средства, для усовершенствования. Эстетическая теория и практика эпохи Возрождения оказали огромное влияние на весь последующий ход развития прогрессивного искусства. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894636640809
§7. ЭСТЕТИКА  ЭПОХИ  КЛАССИЦИЗМА.

На смену "эстетики Ренессанса", сложившейся  в обстановке рассвета искусства, пришла "эстетика классицизма", существенно отличавшаяся по духу и принципам от своей предшественницы. Сущность это "эстетики" заключалась в понятии, что искусство есть подражание Природе, но Природа должна являться в искусстве украшенной и облагороженной. Как сильные стороны искусства эпохи классицизма можно выделить: высокий моральный  пафос,  прославленные героические деяния (в данном случае  играло большую роль именно раздувание героизма), ювелирную отделку речи - своего рода "культ чеканного слова".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894641092393
В целом это эпоха становления единого экономического рынка на больших территориях. Возникают сильные централизованные государства. В силу этого возникают нации с единым языком, единым психологическим складом. Происходит развитие наук, научного склада мышления. Общее требование эпохи - подчинение индивида гражданскому долгу. И в то же самое время возникает необходимость усиления роли государства во взаимоотношении индивидов, так как усиление буржуазных отношений чревато войной всех против всех. Эстетические взгляды эпохи испытывают воздействие своего времени. Демократизму и гуманизму искусства Возрождения классицизм противопоставил подчёркнутый аристократизм, приверженность к придворным нравам. Во главу угла "эстетика классицизма ставит разум. Идеи  математически строгой симметрии, гармонии и  единства были восприняты классицистами как основные принципы прекрасного. В качестве основных  представителей классицизма  представим Декарта (1596 - 1650 годы), философия которого явилась теоретической основой данного периода.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894641056297
Франсуа Малерба (1555 - 1628 годы), который опасался чрезмерной эмоциональности поэзии, добивался ясности, чёткости, логической стройности стиха.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894641025833
Рационалистическое мировоззрение рождает эстетику Никола Буало (1636-1711). В своем произведении «Поэтическое искусство», изложив основные идеи классицизма, написанном в стихотворной форме. Буало отразил дух регламентации, предписаний, дисциплины, нормативности, догматизма, царившего в искусстве  XVII века. Проводит идею регламентации жанров и видов искусства. Согласно его взглядам, духовное начало делает внешнее, материальное прекрасным. Но для него духовное начало - рационализм, разум. Красоты вне истины нет. Строгая определенность жанров искусства, скажем, в драме принцип единства времени, места и действия, исходит из понимания того, что разумность - прежде всего организованность, согласно логике разума, четких логических форм. Ярким примером такого понимания искусства служит сад Версаля, где исповедуется принцип привнесения красоты в Природу. Не дикая Природа красива, а только облагороженная разумом человека.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894640980777
§8. "ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ". КАТЕГОРИЯ ГАРМОНИИ как ПОКАЗАТЕЛЬ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, как ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СНЯТИЯ АНТАГОНИЗМОВ.
Эстетические воззрения представителей европейского движения (XVII - начала XIX веков) отличались антифеодальной направленностью и получили название "эстетики эпохи Просвещения" - этот этап развития капиталистического общества характерен горячей враждой к крепостному праву. Просветителей отличали безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию общества через просвещение людей, развитие в них творческого начала. Духовные вожди просвещения отстаивают интересы народных масс, крестьян, верят в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой общее благосостояние. Борятся с обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством и эстетикой. В эту эпоху происходят ранние буржуазные революции. Буржуазия выступает как прогрессивный класс, который несёт освобождение народу. Идеи буржуазии в эту эпоху прогрессивны.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643084329
Эстетика эпохи Просвещения носила наступательный демократический характер, утверждая, антифеодальные нравственные идеалы. Составная часть идеологии третьего сословия перед Великой Французской революцией. Эта эстетика развивает представление об искусстве, которое доступно всем, которое демократично, исповедует принцип воспроизведения жизни и совершения суда над ним, правдиво и идейно. В западной Европе просвещение развивалось в различных исторических условиях и его представители придерживались различных философских ориентаций (английский просветитель Шефтсбери А. - идеалист, французский просветитель Д.Дидро и немецкий философ Г.Э.Лессинг - материалисты). Всех их объединяло новое понимание человека как "естественного", наделённого богатством национальных и чувственных способностей. Дидро приходит к мысли, что искусство воспроизводит типические характеры, что каждое сословие имеет свои характерные черты, свои человеческие типы. Практически все деятели этой эпохи пишут и спорят о воспитательной роли искусства. А французский философ Э. Кодильяк (1714-1780) усматривал главную причину возникновения искусства в потребности общения людей.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643090473
Большое место в "эстетике Просвещения" занимало учение о красоте, поиск её объективных обоснований. Все просветители сходились в том, что объективные основания красоты открываются только активно стремящемуся к ней человеку; человеку вооружённому интеллектом и эмоциями. Категория гармонии и становится в этот период не только показателем целостности и упорядоченности Природы, произведений искусства, но и характеристикой равновесия рационального эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных антагонизмов. Очень важна для "эстетики Просвещения категория "эстетического искусства" также развивается в произведениях многих философов. Все они подчёркивали социальную зависимость взглядов на формирование вкуса. Разработка этой категории - несомненный вклад просветителей в развитие "эстетической мысли".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643097129
Национальным вариантом европейского Просветительского движения является Просвещение в России (II половина XVIII века):

1). Ранний период русской эстетики Просвещения (до середины XVIII века) представлен трудами Ф.Прокоповича, А.Кантемира, В.Татищего, М.Ломоносова.

2). Зрелый период - творчеством Н.Новикова, А.Радищева, Н.Карамзина.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643114281
Ориентация русской эстетической мысли в этот период заключалась в противостоянии деспотизму государственной и церковной власти, в борьбе против крепостничества и рабства, против невежества. При этом теоретики "эстетики Просвещения трактовали прекрасное как свойство Природы, видели единство Мира через всеобщее стремление к совершенству.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643128361
Учение о "совершенном человеке" (гражданине, сыне Отечества) - центральное звено этико-эстетической теории русских просветителей. Искусство в ней выступает как особая форма познания творчества, способ утверждения природных, социальных, нравственных совершенств, средство воспитания сограждан. Эстетика эпохи Просвещения сыграла заметную роль в духовной культуре, явилась важным этапом в развитии общеевропейской "эстетической мысли".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643146537
§8. СОВРЕМЕННАЯ "СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКАЯ ЭСТЕТИКА".

К началу XX века, под воздействием естественных наук, а также частично в результате психологических исследований и разрабатываемой классификации психических элементов, формировалась идеалистическая методология феноменологии. Рассматривая внеопытные структуры сознания, освобожденные от натуралистических установок, она снимает расчлененность на субъект и объект, сводит деятельность рефлексии сознания исключительно как подчиненную самопознанию. Одним из основоположников феноменологии выступает Ф. Брентано. Э. Гуссерль же был учеником Ф. Брентано и начал свою философскую карьеру, когда наиболее влиятельными направлениями в западной философии были позитивизм, неокантианство, а в целом «господствовали» эмпиризм, индивидуализм, сциентизм, конвенционализм.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643211049

Скептицизм и релятивизм, по мнению Э. Гуссерля, разрушающие человеческое знание, вызывали в его душе резкий протест и он находит новую, логически достоверную базу в виде феноменологической редукции. 

- "Своему открытию мира объектов, обладающих абсолютным бытием, Гуссерль придавал очень большое значение. Тут-то и обнаружилась, по его мнению, подлинная обширная аподиктическая основа, на которой можно построить человеческое знание. Феноменологическая редукция приводит к изменению т.з., установки, человека: осуществив редукцию, он переходит от естественной установки сознания к феноменологической. При естественной, природной, установке сознания существование объектов изучения относительно и подвержено сомнению; при феноменологической установке оно абсолютно и несомненно». 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643229737
Новая позиция Э.Гуссерля привлекла к себе много молодых философов, таких как М.Шелер, Н.Гар-тман, А.Пфендер, М.Гайгер, А.Рейнах, О.Беккер, в их числе был и М.Хайдеггер, которые образовали феноменологическое движение. Эстетическая теория XX-го века получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины Западной Европы. Метод редукции дает возможность исследовать понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального, что для эстетики принципиально важно. Человек выступил как (своего рода целый) мир обозначаемых истин, находящихся над эмпирико-психологическим сознанием и придающим ему смысл.
Гуссерлевский метод выявления априорных структур человеческого существования активно применяли в эстетике такие ученые феноменологического направления как М. Мерло-Понти, М.Дюфрен, Р.Ингарден и др. В своей философской концепции Морис Мерло-Понти истолковывает человеческое отношение к миру через такую характеристику сознания как интенциональность. Возводя категорию восприятия к «верховной и центральной», философ находит то «нейтральное поле», где человеческие намерения (интенции) осуществляют связь с миром. Занимаясь проблемами лингвистического характера, М.Мерло-Понти создает ряд предпосылок для анализа художественно-эстетических явлений и их экзистенциальной трактовки. Феноменологическую связь с эстетикой, искусством и литературной критикой проявил ученый более позднего поколения Микель Дюфрен.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643239977
В своих взглядах на содержание, состояние и перспективы развития искусства он высказал ряд принципиальных дополнений к новоевропейской эстетической мысли в таких трудах как «Феноменология эстетического опыта», «Поэтическое» и др., а также в статьях «Эстетика и философия» /I967/, «Философия на Западе» /I973/. Ученый предлагает учитывать по отношению к современному искусству такие показатели как интернационализация, распространенность искусства в репродукциях, причины агрессивности антиискусства, соотношение «новых средств» художественного производства», стандартизация промышленности и творческая свобода художника. Философско-антропологическая традиция в виде классического психоанализа привлекала широчайший интерес деятелей искусства не только в Европе, ведь психоаналитический подход сильно способствовал избежать не столько художественных коллизий, сколько психологической замкнутости на самих себя. Полная эмоциональная открытость произошла не сразу и воплощение идей З.Фрейда в художественные произведения вели к десоциологизации искусства, снижению его общезначимости.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643249705
Впрочем, сам З.Фрейд скорее всего отдавал себе отчет в том, на какой стадии духовной зрелости находится человечество, во всяком случае каковы причины его беспокойства, несчастья и тревожных настроений. «Мне кажется, пишет Фрейд,-- что вопрос о судьбе рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса». Человеческая личность во всей полноте ее сущностных особенностей находится в центре учения персонализма, которое также исходит из соотнесения человеческой воли с богом как высшим началом. Деятельности человека персоналисты придают не столько рационалистический, сколько эстетически-поэтический характер. Так, Эммануель Мунье через поэтические образы делал осязаемыми понятия и размышления о духе и теле, о биологическом, физическом и существующем во времени. «Магический язык» преобразования мира персоналисты заключали в поэзию и искусство, протестуя против некоторых направлений модернизма и контркультуры.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643269673

В романтической манере и с глубокой грустью высказывается Э. Мунье в своих наблюдениях над средствами искусства и вообще судьбой персоналистской эстетики:

- "Являясь бестелесной, поэзия также не сводится ни к чистому созерцанию идеи, ни к творческой мощи духа. На всем протяжении человеческой истории она выступает чувственным выражением внутренней безосновности существования; ей свойственно развенчивать привычные точки зрения, направлять божественный свет на обыденные предметы и привносить в возвышенные сферы волнующее присутствие обычного. Верно и то, что многие играми в абстракции прикрывают свою неспособность постичь пределы человеческого, в то время как другие, разочаровавшись во всякого рода, хитросплетениях, утешаются внешней красивостью или тем, что сегодня в моде. Верно также и то, что всевозможные деформации в искусстве, являются признаком глубокого нигилизма эпохи».
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643381545

Приводимое замечание мыслителя ценно ещё и тем, что в нем как бы спрогнозирована современная ситуация, когда эстетическое в структуре человеческого бытия не находит концептуального аналога в теории, как это отражено (пусть иерархически) в классической гносеологии. Философское осмысление искусства в его отношении к сознанию приобретает космическую размерность, которую пытаются встраивать в миры исторических реалий и социальных форм человеческой жизни.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643330089
Действительно, онтология искусства требует социокультурного измерения, но значит ли это, что нужно полностью отказаться от классических основ методологии, позволит ли это выйти на новый уровень постижения природы искусства, как уникального феномена человеческого бытия? До тех пор пока вопрос остается открытым, всегда есть надежда на некий «прорыв», который завладел бы вниманием социальной антропологии в направлении «эстетической экспертизы» на человеческое и человечность. Ведь в традиции философской антропологии такой опыт имеется.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643308585
Накануне ХХІ-го века «обращенность на себя» эстетической теории становится всё более значимой, различные аспекты становления и существования этой науки все-таки постоянно интересуют ученых. Тем более, что объективная, эссенциалистская (сущностная) теория искусства нужна и возможна. Другое дело, что на этапе постмодернизма, где всё оказывается в прошлом и это нормальная ситуация в которой находится не только мировая культура, но в известной мере и наша тоже:

- "...Возникает новая ситуация, при которой культурология как метанаука становится единственным способом адекватного описания и анализа этого типа отношений, в то время как традиционная эстетика в силу её иерархичности бессильна понять, что же происходит".
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643339305
Растерянность и предполагаемый кризис эстетической науки мог бы перейти в конструктивный процесс через обращение к коренным основаниям самой эстетики, ее эмпирическому и теоретическому уровню, исходя из той же философско-антропологической традиции. Искусство ХХ века, к примеру авангард, назвать искусством язык не поворачивается. 
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643393321
Не утратили свою актуальность исследования эстетического знания как теоретической системы, анализ функциональных ориентаций эстетики. В связи с тем, что эстетика является областью методологической рефлексии, обращенной к гуманитарному знанию, а следовательно к науке апеллирующей к человеку, в поле зрения эстетических завоеваний попадают интерпретационно-феноменологическое и деятельностно-конструктивное, философско-эстетическое и научно-эстетическое начала.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643414569
Усилиями многовекового культурного творчества в совокупности с индивидуальными теоретическими построениями отдельных ученых-эстетиков, образовались 3 типа эстетической теории в зависимости от преобладающего системообразующего начала:

1). Философско-эстетическая теоретичность.

2). Общеэстетическая теоритичность.

3). Частнонаучные эстетико-теоретические конструкты.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643441705
Ныне устанавливается новый стиль методологического размышления, формирующий определенный тип методологического отношения к познанию и философско-эстетическому преобразованию. По своему содержанию этот путь интегрирует предметное эстетическое и философское знание. Однако наибольшая сложность возникает при интерпретации понятия «картина Мира» в качестве предметных границ и полноты объёма что касается строгой научности категорий, принципов, законов современной эстетической теории. Наряду с биологической, физической, философской, можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картины мира. Дискутируя этот вопрос:

- "...мы делаем предметом специального изучения амбивалентность человеческого мироотношения, его противоречивость, которая в граничных проявлениях, выступает как антиномичность. Человеческая экзистенция содержит в себе фундаментальную напряжённость, проявления которой - от «всеязыковой» семантичной диалогичности до напряжённой человеческой между конечностью и бесконечностью, смыслом и бессмыслицей, жизнью и смертью, и т. п.».
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643457065
Т.о., философская антропология интегральную сущность которой составляют феноменология, экзистенциализм, психоанализ, неотомизм, персонализм и их всевозможные модификации, выступает контекстом для новой фундаментальной онтологии эстетического.
"ЭСТЕТИКА".                              Страница 3. - 894643468585
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Пред красотой мы все бессильны стали -
она сильней огня, меча и стали".
/Ронсар "Природа каждому оружие дала"/.

На этом наш беглый и фрагментальный (на многих мы не остановились - на эстетике немецкого классического идеализма, на эстетике русских демократов, на индийской, китайской, негро-африканской, японской эстетике, на эстетике неокантианства, неоплатанизма, позитивизма и многих других), позволяет резюмировать следующее:

1). Всё развитие "эстетики" свидетельствует о том, что взгляды на "эстетическую теорию, искусство формировались под влиянием социальной жизни. Кроме того, они находились в зависимости от тех или иных философских систем, свой взгляд, весьма значительный, внёс каждый философ, старавшийся понять и выявить особенности той или иной стороны искусства, законов, правил творческой деятельности и в силу влияния искусства на человека.

2). Данный материал ещё раз доказывает, что человек, в какое бы время ни жил, всегда стремится и будет стремиться к красоте, к гармонии внешнего и внутреннего мира Личности, к её совершенству (порой, в весьма странных её проявлениях).

#калокагатия
#ЗолотоеСечение
#гармония
#условность
#лаконизм
#каноничность
#эстетика

Комментарии

  • 5 апр 2020 00:51
    Эстетика варварства в современном искусстве...https://rvs.su/statia/estetika-varvarstva-v-sovremennom-iskusstve
    Фотография
  • 5 апр 2020 01:03
    Современное изобразительное искусство (европейское) сильно "разочаровывает", это моё субъективное мнение:
    ФотографияФотография
  • 5 апр 2020 01:10
    А это называется "авангард" (без комментариев), судя по всему в европейском искусстве дальше будет только хуже:
    ФотографияФотография
  • 5 апр 2020 01:30
    Чем дальше тем хуже...
    ФотографияФотография
  • 5 апр 2020 02:53
    Искусство всегда является отражением действительной реальности.  Восприятие мира творцами современности рационально. От полотен веет безликостью, опустошённостью, безразличием к жизни. Геометрические фигуры на полотнах, резкость исполнения не имеют ничего общего с мягкой нежностью природного обаяния.  Влияние на зрителя резко отрицательное. Полотна либо подавляют сознание человека, либо требуют от него подражательного эффекта, заставляющего  действовать грубо и решительно для достижения собственной цели, не считаясь с мнением окружающих людей. Это искусство материального мира недолгого во временных рамках, не оставляющего после себя положительного эмоционального подъёма, которому, в принципе, должно служить искусство.
  • 13 июл 2020 12:07
    "АБСОЛЮТНОЕ   ИСКУССТВО" от латинского слова "absolutus" - "неограниченный", "безусловный" - концепция в современной буржуазно-капиталистической эстетике, в рамках которой предпринимаются попытки теоретически обосновать устремлённость ряда течений западного искусства (прежде всего модернистского) к освобождению художественного произведения от всякого жизненного содержания, к утверждению полной автономии и самоценности художественной деятельности. Для обоснования "абсолютного искусства" его теоретики Ю.Клаус, В.Гесс и др. используют широкий круг идей, сформулированных в своё время кантом, Шиллингом, Шопенгауэром и Ницше (учение о гении, об "этическом государстве", об автономии эстетического), высказывания и работы К.Малевича и Кандинского. В целом философско-этическом обосновании "абсолютное искусство" акцент делается на самости и самодостаточности искусства, также  на "необъяснимо иррациональном" характере его эстетического воздействия. Концепцию "абсолютного искусства" часто сближают с "теорией искусства для искусства" (искусства ради искусства), перенося на "абсолютное искусство" такие характеристики последнего, как "эзотеризм" (обращённость лишь к посвящённым, элите), "эстетизм", склоняются на этом основании к выводу о внутреннем родстве "абсолютного искусства" и декаданса.
  • 13 июл 2020 12:20
    Пришло время поменять название, увожу темы в "эстетику", пора развивать направление, предлагайте варианты названий группы.
  • 13 июл 2020 16:16
    "АВАНГАРДИЗМ" от французского "avant garde" - "передовой отряд"  - этим термином обозначались течения в искусстве ХХ века, которые порывая с реалистической традицией, усматривали в ломке установившихся эстетических принципов способность  построения художником формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Будучи крайним выражением более широкого  направления модернизма "авангардизм" видел в абсолютизации традиционных принципов искусства тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую  эстетическую  сферу. Отсюда атаки авангардистов на "эстетизм традиционного искусства", поиски различных (часто внеэжстетических) способов прямого воздействия  на реципиента (читателя, слушателя, зрителя). Среди этих способов: подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленный несовершенству человека, представление о "самоцельности" слова "футуризм", разрушение всякого смысла (дадаизм), "психический автоматизм", воздействие  на подсознательные импульсы (сюрреализм) и т.п. Авангардисты  отказываются от таких элементов реализма в искусстве, как сюжет, характер,  рассматривая их  как проявление ложного "идеологического подхода к действительности. Творческая природа "авангардизма" по мнению некоторых искусствоведов, во многом связана с динамикой НТП, решительно изменившего облик и ритмы современного Мира, с развитием отвлечённого мышления, обусловливающего тяготение к искусству ассоциативных структур (перенос акцента с внешнего на внутреннее, с лицезрения этических объектов на их переживание). С этим связана элитарная тенденция в "авангардизме" стремление создаватьпочти физически ощутимую напряжённость между непроницаемой структурой произведения и воспринимающим сознанием (новый роман), содержащий безличные реестры вещей, (конкретная поэзия), в которой налицо лишь формальная структура абсурда, демонстрирует алогизм привычной с виду действительности и т.п.). В общем плане разрушение в "авангардизме" установившихся канонов и формообразующих эелементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному с т.з. его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде  либо интуитивного её освоения (в т.ч. нерасчленённо-мифологизированного), либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения (самоизоляции) от реальности.
    Фотография
  • 13 июл 2020 16:28
    "Авангардизм" начал бурно развиваться в 10-х - 20-х годах ХХ века, когда с особой силой произошло обрушение буржуазно-капиталистической идеологии. Как явление художественной культуры "авангардизм" был крайне неоднороден, с т.з. "социальных позиций" его приверженцев и в плане стилистики их художественного  творчества. К советскому "авангардизму" в изобразительном искусстве относят М.Шагала, П.Н.Филонова, К.С.Малевича, Кандинского. Некоторые революционные художники, такие как Маяковский, Брехт, Л.Арагон, В.Незвал и др. видели в "авангардизме" средство для ниспровержения "идеологических мифов буржуазного капитализма", в конечном счёте они перешли на позиции "пролетариата", утверждая "эстетические принципы социалистического искусства".Принципиальная антиидеологическая направленность многих представителей "авангардизма" на Западе привела их в 60-е годы ХХ века к смыканию с позиций "нового левого радикализма", выразившейся  в отрицании культуры под предлогом её идеологичности" и в утверждении противостоящей ей контркультуры. Различные формы "авангардизма" продолжают развиваться в современном Мире.