"ЭСТЕТИКА".

Страница 4.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
Содержание:
III. Тема 3. КАТЕГОРИИ "ЭСТЕТИКИ":
IV. Тема 4. "КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ".

"ЭСТЕТИКА". - 894643566889
III. Тема 3. КАТЕГОРИИ "ЭСТЕТИКИ".

КАТЕГОРИИ "ЭСТЕТИКИ" - (от греч. "Rategoria" - "высказывание, признак") наиболее общие понятия, в которых  отражено освоение человеческим обществом Мира по Законам красоты. Поскольку каждый человек вращается  в различных сферах общественной жизни, по-своему относится к окружающей действительности, по-своему воспринимает и отражает её, следовательно, категории "эстетической науки" подразделяются на несколько типов, каждый  из которых является аппаратом того или иного вида анализа "эстетического явления", художественного процесса. Современная система эстетических категорий представлена на схеме ниже:
"ЭСТЕТИКА". - 894954433065
"ЭСТЕТИКА". - 894954432809
"ЭСТЕТИКА". - 894954432553
Читателей не должно пугать сложность и многообразие эстетических категорий, т.к. именно расширение категориального аппарата эстетики позволяет глубже  постигать "эстетическую деятельность" и "эстетические отношения", прежде всего искусство как ядро "эстетической культуры". А т.к. "эстетика" в процессе развития изменчива, имеет свои особенности в разных областях "эстетической и художественной жизни, тесно взаимодействует со всеми сферами человеческой деятельности, то собственный опыт и знания, на которые Вы будете опираться, несомненно помогут Вам в изучении данной науки.
"ЭСТЕТИКА". - 894658095145
"ЭСТЕТИЧЕСКОЕ" - основная категория изучаемой нами науки. Что же это такое? Ответить на этот вопрос не легко, т.к. данное понятие является общим и охватывает чрезвычайно широкий круг явлений, ведь эстетическими сторонами, свойствами отношениями обладают  совершенно различные процессы и явления. К тому же обнаруживает себя "эстетическое по-разному: когда мы смотрим на  картину Рафаэля "Сикстинская мадонна", видим прежде всего идеал того времени совершенной  женской красоты, одухотворённой трагизмом совершаемого ею подвига.
"ЭСТЕТИКА". - 894658122281
Взгляд на "Апофиоз войны" В.Верещагина, принизывает чувством ужаса и одновременно протеста против всех завоеваний прошлого, настоящего и будущего.

Эстетическое вызывает в нас духовные чувства, заключающие в себе восхищение, осуждение и радость или сочувствие, сострадание или страх, то есть эмоциональное отношение к тому, что вызывает эти чувства. Такие с помощью категории "эстетическое" характеризуются вкусы, переживания, взгляды людей, который в свою очередь зависят от воспитания, наследственности, деятельности, общения и т.д. Мы видим различие в эстетическом восприятии помыслов, поступков, внутреннего мира людей разных временных периодов. Народ, например, в своих сказаниях, легендах, песнях прославлял труд и самих тружеников, а искусство, выражающее интересы власть имущих, утверждало пренебрежение к трудовому народу, антиэстетичность трудовой деятельности. Многообразие, подчас взаимоисключающий характер эстетических оценок одних и тех же явлений, н не говоря об их равноценности, и хотя мы несомненно уважаем индивидуальное мнение каждого человека, но всё же изучаем "эстетическую науку" прежде всего для того, что бы выявить общечеловеческие критерии понимания красоты, совершенства, идеала. Т.о., "эстетическое" (греч. "aisthetiRjs" - "чувствующий", "чувственный") - основополагающая категория "эстетической науки", анализируя эмоциональные, прежде всего духовные, отношения человека ко всем предметам, явлениям общественной жизни
"ЭСТЕТИКА". - 894718340905
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Истинное и прекрасное одинаково во все времена и у всех народов".
/Вольтер "Рассуждения господина Дюмолара/.

1). Изучение "эстетической науки" осуществляется с помощью "категории эстетики" - наиболее общих понятий, в которых отражается освоение человеческим сообществом Мира по Законам красоты.

2). "Эстетика" так или иначе присутствует во всех сферах жизни человека, следовательно типы "категорий эстетики" зависят от характера анализа той или иной стороны нашей деятельности.

3). "Эстетическое" - основная категория эстетики.

4). "Эстетическое восприятие" одного человека отличается от "эстетического восприятия другого, образования, жизненного опыта, исторического периода, настроения и даже от состояния здоровья. Мы стремимся к выявлению общечеловеческих критериев понимания Законов Красоты.

#категории эстетики
#эстетика
"ЭСТЕТИКА". - 894643993897
IV. Тема 4. "КАТЕГОРИИ  ЭСТЕТИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ".

Категории "эстетических отношений" необходимы для анализа "эстетического богатства действительности" и искусства. 

1). "ПРЕКРАСНОЕ" - "категория эстетики", характеризующая явления с т.з. совершенства, как обладающие наивысшей "эстетической ценностью". Предметы, явления, можно считать прекрасными,  когда они  выступают как общечеловеческие ценности, воплощающие утверждение личности в Мире. Восприятие прекрасного  вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. В определённые периоды развития мыслители по-разному трактовали понятие "прекрасное". По Платону прекрасное - это вечная. божественная идея. Фома Аквинский рассматривал  источник прекрасного в "боге". По мнению Юма: - "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духу, созерцающем их, дух каждого человека усматривает иную красоту". Т.о., мы можем сделать вывод о том, что данная категория, также  как категория "эстетики менялась и зависела от  исторического периода и философского направления. когда мы переживаем прекрасное, то сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично  причастным к общественному значению. То , что  является прекрасным в действительности, может  отображаться в искусстве. Но само искусство - прекрасно, художественно и ценно тогда, когда в нём отражается жить во всех своих  эстетических проявлениях сквозь признак гуманистических идеалов, когда выражается духовное богатство личности, воплощенное в совершенной форме.  Очень часто мы употребляем слова "прекрасное" и "красивое" как синонимы, но в "эстетической науке" они   хотя и не очень разнятся, имеют некоторое различие. 
"ЭСТЕТИКА". - 894669300009
2). "КРАСИВОЕ" - разновидность прекрасного, определяющая красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты как во внешнем, так и во внутреннем выражении, то красивое характеризует только внешнюю сторону явлений. Поэтому мы называем красивыми, но не прекрасными, черты лица человека, его тело, одежду. Отсюда возникает противоречие между внешней красотой явления, человека и его нравственной, эстетической сущностью, поэтому существует парадокс: человек красив, но не прекрасен; и прекрасен, но некрасив. Можно сравнить персонажей романа В.Гюго "Собор Парижской Богоматери" - Квазимодо и Феба.
Говоря о красивом, прекрасном, необходимо дать определение "изящному".
"ЭСТЕТИКА". - 894669345833
3). "ИЗЯЩНОЕ" - разновидность прекрасного, характеризующая красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, элегантность внешнего вида, грациозность движений. Изящное - есть эстетическая характеристика внешней стороны прекрасных явлений, их вида, движения, поведения, определяющая также своеобразие внешности человека (изящное сложение, изящные руки). В произведениях искусства изящное изящное всего воплощается:

а). В рисунках.

б). В скульптуре.

в). В небольших  стихотворениях, рассказах, музыкальных произведениях, пьесах. 
"ЭСТЕТИКА". - 894674977321
4). "БЕЗОБРАЗНОЕ" - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную "эстетическую ценность". Безобразное воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, которые пи современном уровне развития общества, хотя и имеют отрицательное общественное значение, но как правило, не представляет серьёзной угрозы человечеству, т.к. заключённые в них силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное - антипод прекрасному, тем не менее оно связано с ним множеством  переходов. Ещё древние египтяне, постигая развитие этих категорий, отмечали, что в процессе старения всё здоровое и красивое становится больным и безобразным. Проблему парадоксального  взаимоотношения 2-х указанных категорий в искусстве впервые выдвинул Аристотель, подчеркнувший разницу между "прекрасным лицом" и  "прекрасно нарисованным лицом"; а действительно безобразный предмет может быть изображён прекрасно. Поэтому "эстетическое переживание" "безобразного"  двойственно: наслаждение художественного произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения. Замечали ли Вы, что  от безобразного лица или дефекта, трудно отвести глаза... В основе "эстетического наслаждения" от изображения "безобразного" в искусстве лежат радость узнавания действительности, ощущения мастерства художника, восприятие прекрасной формы "эстетического идеала", с позиций которого  отрицаются негативные ценности, критикуются безобразное. Взаимосвязь "прекрасного" и безобразного может  быть раскрыта в искусстве и через противоречие между внешне безобразным и обликом внутренней красотой изображаемого явления. 
"ЭСТЕТИКА". - 894670554921
5). "ВОЗВЫШЕННОЕ" - категория эстетики, характеризующая эстетическую  ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной  значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены обществом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокорённым, порою грозным силам человек несвободен. Если прекрасное - сфера свободы,  то возвышенное сфера относительной несвободы личности. В этом смысле возвышенное выражает превосходство объекта по отношению к воспринимаемому его индивиду. Основными источниками возвышенного выступают величественные явления Природы, всемирно исторические перевороты, одухотворенная  деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни.  Представляя собой нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных  явлений жизни, то что прерывает обыденное её течение, вызывает чувство восторга или радости, к которому может  примешиваться чувство тревоги и даже страха. В то же время эта категория предполагает преодоление этих негативных "эстетических эмоций" и утверждение силы и могущества человека. Чувство восторга при восприятии возвышенного  порождается его масштабами и положительной общественной  значимостью, страх - неосвоенностью явления,  неподчинённостью человеческой воле. 
"ЭСТЕТИКА". - 894716389673
Возвышенное в искусстве отражается в больших, пафосных ("пафос" - от греч. "pathos" - "чувство", "страсть",  "возбуждение" - идейно эмоциональное осмысление и оценка изображаемого в художественном произведении, оказывающая эмоциональное воздействие на восприимчивых людей, монументальных формах, особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами художественной выразительности. Вспомнить, хотя бы фигуру "Давида" Микеланджело - национальный герой юноша смело вступает в борьбу с врагом своего народа - Голиафом. 
  • Бетховен - Девятая симфония d moll соч. 125 - Molto vivace
А "Девятая симфония" Бетховена? Её мощный призыв к свободе и к борьбе, к самопожертвованию во имя человека - вот поистине возвышенная этика жизни!
"ЭСТЕТИКА". - 894670574121
7). "НИЗМЕННОЕ" - "эстетическая категория", противоположная "возвышенному". Характеризует  природные и социальные явления, имеющие отрицательно-общественную значимость и таящие в себе угрозу для человека, т.к. на данном этапе развития общества они ещё не освоены не подчинены человеческой воле."Низменное" - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя  степень безобразного и ужасного. В большей мере, через другие негативные "эстетические ценности", ценности, низменное носит в себе  эротический характер, ассоциируясь с силами зла. Как низменные, обычно воспринимаются и характеризуются явления действительности, таящие в себе грозную опасность для отдельных  людей, народов, всего человечества, например тирания, войны, фашизм и т.п., также  беспринципные, антигуманные человеческие поступки и характер тех, кто  способен их совершить. Отражение низменного в искусстве осуществляется через  создание образа зла.
"ЭСТЕТИКА". - 894716291881
Например, в художественной литературе, театре, кино низменное предлагает как в сказочных, в мифологических, так и в реальных  образах, олицетворяющих отрицательные природные и общественные силы, в сказках предлагаемые варианты: Медуза Горгона, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Плюшкин, Гобсек, многие другие весьма спорные персонажи, в зависимости от заказа на образ). Широкие  возможности для отражения данной категории имеют все разновидности и жанры изобразительного искусства. Так характер  войны был раскрыт в картине "Верещагина "Апофиоз войны", автор посвятил полотно всем "великим  завоевателям" прошлого, настоящего и будущего.
"ЭСТЕТИКА". - 894670597417
8) "ТРАГИЧНОЕ" - "категория эстетики", отражающая поражение или гибель прекрасного в активной борьбе с противостоящими ему силами зла.  Проявление трагического в жизни многообразны: от смерти ребёнка или человека, полного творческой энергии - до поражения национально-освободительного движения. От трагедии отдельного человека - до трагедии и борьбы целого народа. Трагическое подчас представляется в борьбе человека с силами Природы. Главный источник этой категории - крайняя дуальность - борьба между силами "добра" и "зла", "смертью" и "бессмертием", где  смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает смысл существования человека, где происходит философское осмысление Мира. Будучи воплощёнными в искусстве, трагическое оказывает очищающее воздействие на  людей (катарсис), призывая их на борьбу со злом.  Переход  гибели в "воскресение" в произведениях искусства соответствует переходу скорби в радость, сочетание глубокой печали и высокого восторга в эмоциональной сфере. Осмысливая гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение Целого мира, оно утверждает  прочность, вечность, бесконечность Мироздания, несмотря на уход из него конкретного существа. 
"ЭСТЕТИКА". - 894716271913
В качестве примера, можно привести одно из величайших  трагических произведений в мировой драматургии - "Гамлет" В.Шекспира. Трагедия Гамлета - это не просто месть - это не просто отмщение за отца. Трагедия Гамлета - это трагедия тем большая, что убийство Гамлетом убийцы его отца Клавдия ничего  в Мире  не изменило. Но всё же ответ Гамлета: - "Быть!" на знаменитый вопрос: - "Быть или не быть?" - звучит и в наше время горячим призывом к борьбе против всякой подлости, к борьбе за счастье, справедливость и достоинство человека. 
"ЭСТЕТИКА". - 894670268969
9). "УЖАСНОЕ" - "эстетическая категория", охватывающая явления действительности, которыми человек свободно не владеет и которые несут  несчастья и гибель, непреодолимые даже на историческом уровне. Ужасное ассоциируется с бедствиями, катастрофами, страшными событиями,  гибелью прекрасного, не содержит в себе  ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение от несчастий. В отличие от "трагического", которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадёжно, означает уничтожение и гибель без всякого выхода в социальное бессмертие.
"ЭСТЕТИКА". - 894716211241
Трагическое несчастье - величественное - величественно, т.к. человек - раб обстоятельств, он не владеет Миром. Такое мироощущение, полное безнадёжности и отчаяния, передаёт, например, П.Брейгель в картине "Слепые" судьба человечества предстаёт  в образе слепых, цепочки идущих  к обрыву. 
"ЭСТЕТИКА". - 894670355241
10). "КОМИЧЕСКОЕ" - "категория эстетики", отражающая Мир с т.з. эмоционального и критического  отношения к ним. Комическое, как правило, вызывает смех, не всегда разный о своей эмоциональной  окраске от добродушной улыбки до презрительного смеха. Существует также т.з., что "улыбка", является разновидностью "звериного оскала", в различной тональности, что весьма спорно. Так же многообразны оттенки комического  в искусстве: гротеск, юмор, ирония, сарказм,  сатира, но во  всех случаях - ото осмеяние, социально окрашенный смех. Будучи эмоционально-эстетической реакцией человека на комическое, смех показывает несовершенство Мира, выражает радость по случаю духовного ниспровержения зла. Поэтому комическое в искусстве есть "эстетическая форма критики", особый её характер состоит в том, что она предполагает активное восприятие, отношение со стороны аудитории. В качестве примера можно привести: 
"ЭСТЕТИКА". - 894717172521
а). "Гротеск" - чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон "эстетического предмета", которое  ведёт к разрушению существующих  в действительности  связей, к замене их контрастным содержанием казалось бы, несоединяемых свойств и объектов. "Гротеск" вызывает, как правило. болезненный смех "сквозь слёзы" или "убийственный" смех, не случайно гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувство отвращения, негодования, презрения, страха.  Например, Д.Шостокович в Седьмой симфонии сатирически-гротескно изобразил фашистское нашествие: зловещая  поступь чужеземных полчищ ассоциируется с угловатыми движениями выхода из равновесия механической игрушки.
"ЭСТЕТИКА". - 894717213225
б). "Сарказм" - сатирическая по направленности, едкая и язвительная ирония, делающая объектом изобличения явления, особо опасные по своим общественным последствиям. сущность сарказма заключена в подчёркнуто усиленном  контрасте подтекста и внешнего смысла. надо отметить, что "сарказм" характеризуется не прямой формой  обличения, а  иносказательной, но при этом уничтожающая оценка обнажается в самом тексте. 
"ЭСТЕТИКА". - 894717154089
Так, в пафлете "Скромное предложение" Дж.Свифт, обличая общество, обрекающее  людей на нищенство и голод от имени некого прожектера саркаститески советует употреблять в пищу годовалых детей и подчёркивает, что  осуществление этого проекта  облегчит бедственное положение родителей, улучшит экономическое положение народа. Саркастический смысл заложен и в самом  названии этого произведения. 
"ЭСТЕТИКА". - 894718020393
в). "Сатира" - вид комического, особо острая и язвительная форма эмоционально-эстетической критики; специфический  способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто несообразное с помощью преувеличения, заострения, порой  доводящего облик ихображаемого явления до деформации. Идеал в сатирическом произведении утверждается как бы от противного, через обличение "антидеала". Сатира возможна без смеха, но не возможна без остроумия. Выделим 3 основных момента, присущих сатире:

1). Современность, злободневность.

2). Неожиданность сопоставления.

3). Противопоставление данного явления высоким эстетическим идеалам. 
"ЭСТЕТИКА". - 894717389097
Сатирический характер имеют, например, такие произведения как сказка Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил". 
"ЭСТЕТИКА". - 894717403177
Пьеса И.Тургенева "Завтрак у предводителя" пьеса.
"ЭСТЕТИКА". - 894717456681
Пьеса Н.Гоголя "Игроки".

г). "Юмор" - вид комического; специфические переживания противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке которого  сочетаются серьёзное  и смешанное  при преобладании положительного момента в смешном. "Юмор" относится ко вему  душевному строю человека, выступает как свойство его характера, также предполагает умение видеть возвышенное в ограниченном  и малом, значительное в смешанном и не совершенном. "Юмор" - это не осмеяние, свойственное сатире, а примиряющая улыбка, выражающая внутреннее принятие Мира, несмотря на  все его совершенства. Как форма эстетического  чувства, духовная способность человека понимать комическое, юмор предполагает высокие "эстетические идеалы", иначе неизбежно он меняет  форму, теряет  свой очищающий момент, превращая "цинизм" в "пошлость". 
"ЭСТЕТИКА". - 894717764137
Не случайно классики мирового искусства - В.Шекспир, Ч.Диккенс, А.Чехов, К.Чапек, Ч.Чаплин - нередко использовали свойственное юмору дружелюбный смех для выражения сущности положительных героев, раскрытия за внешней комедийностью прекрасного, гуманистическое начала в человеке.
"ЭСТЕТИКА". - 894717971497
д). "Ирония" -- вид комического ( в некоторых "эстетических концепциях" отдельная философско-этическая категория), раскрывающий ценностный смысл предметов и явлений в действительности и в искусстве путём критики - осмеяния, когда за положительной оценкой стоят  доступные для прочтения отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой (буквальный) и скрытый (обратный). Можно назвать большое количество произведений, полных иронии, к примеру: Г.Гейне "Белый слон" и "Бог Апполон".
"ЭСТЕТИКА". - 894717906985
А.Доде "Тартарен из Тараскона".
"ЭСТЕТИКА". - 894717899049
Н.Гоголь "Ревизор"...
"ЭСТЕТИКА". - 894718038825
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека
Великое, творя шагнуть
За рамки собственного века"
/И.В.Гёте "Фауст/.

1). Для того, что бы проанализировать "эстетическое богатство окружающего мира и искусства в т.ч. , мы используем категории "эстетических отношений".

2). "Прекрасное" выражает высшую степень красоты внутреннего и внешнего мира, и внутреннего (душевного) состояния человека.

3). "Изящное характеризует красоту очертаний, форм, линий, также элегантность внешнего вида, манер.

4). "Безобразное" - "эстетическая категория", противоположная "прекрасному", выражающая негативную "эстетическую ценность", имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы. Как правило, с помощью этой категории характеризуются внешние стороны жизни.

5). "Возвышенное" - "категория эстетики", харатеризующая "эстетическую ценность предметов и явлений и выражающая прежде всего превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду посредством "эстетической ценности". "Возвышенное" не всегда может быть сразу понятым и оценённым людьми.

6). "Низменное" - "эстетическая категория", противоположная "возвышенному". Прежде всего характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несёт ужас, угрозу для всего человечества. "Низменное" - есть крайняя степень ужасного и безобразного.

7). "Трагическое" - "категория эстетики", отражающая гибель прекрасного в активной борьбе с "силами зла", в тоже время утверждающая жизненные идеалы и ценности - "смерь во имя жизни".

8). "Ужасное" - эстетическая категория, которая обозначает уничтожение, гибель безо всякой веры в светлое будущее.

9). "Комическое" - "категория эстетики", отражающая мир с эмоциональной и критической т.з. одновременно, различают: "гротеск", "юмор", "иронию", "сарказм", "сатиру".

10). "Категории эстетических отношений" (как впрочем и другие категории эстетики) тесно переплетаются с этическими категориями, например, такими как "добро", "зло", "совесть", долг", любовь".

#категории
#прекрасное
#красивое
#возвышенное
#низменное
#ужасное
#комическое
#сатира
#юмор
#гротеск
#ирония
#эстетика