"ЭСТЕТИКА".

Страница 5.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
V. Тема 5. "КАТЕГОРИИ, АНАЛИЗИРУЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ".
VI. Тема 6. "КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ ИСКУССТВА".

"ЭСТЕТИКА". - 894718514985
V. Тема 5. "КАТЕГОРИИ, АНАЛИЗИРУЮЩИЕ  СТЕПЕНЬ ЦЕННОСТИ   ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ".

"Эстетические ценности", "художественные ценности", "шедевр" - это категории эстетики, с помощью которых анализируют степень ценности произведения искусства. 
"ЭСТЕТИКА". - 894718517545
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  ЦЕННОСТЬ" - особый класс ценностей, существующий наряду с "ценностями этическими", материальными и т.д. Связь "этических ценностей" с другими классами ценностей обусловлена их общими целями: все виды ценностей ("добро", "польза", "справедливость", "красота",  "величие" и т.п.) характеризуют значимость объекта для человека проживающего в данный временной промежуток, в обществе с определёнными главенствующими приоритетами. Не забываем, что посредственное "искусство", прежде всего рассчитано на продажу, поэтому является отражением своего времени, либо таким, каким его желает представить потребителю заказчик.
"ЭСТЕТИКА". - 894764567593
Своеобразие  "эстетических  ценностей" определяется специфическим характером "эстетического отношения человека к действительности - чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познавание реальных объектов. Отсюда следует, что  "эстетической ценностью могут обладать: предметы, явления,  сам человек (облик, поведение, манеры); вещи, создаваемые людьми; продукты духовной деятельности.
"ЭСТЕТИКА". - 894718743593
Разнообразны не только сами носители "эстетической ценности", но и её виды:

1). "Прекрасное", которое в свою очередь делится на "изящное", "великолепное", "миловидное", "грациозное" и т.д.

2). "Возвышенное" и его разнообразные стороны: "величественное", "величавое", "грациозное" и т.д.

3). "Безобразное".

4). "Низменное".

5). "Трагичное".

6). "Комическое". 

Эти виды ценностей знакомы нам как категории "эстетических отношений, но именно это говорит о взаимосвязи между различными "эстетическими категориями, ведь все данные  категории характеризуют целостные свойства различных ситуаций в жизни человека и общества, выражаемых в искусстве. 
"ЭСТЕТИКА". - 894718780713
"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ЦЕННОСТЬ" - мера эстетической ценности произведения искусства, степень его  красоты. Источником  художественности является действительность в её эстетическом своеобразии, правдиво отражённая в содержании произведения. Художественность может присутствовать как в искусствах, изображающих действительность, так и в искусствах не воспроизводящих её явлений (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство). "Художественность предполагает органическое соответствие содержанию  произведения в его форме. Такое соответствие достигается талантом и мастерством художника, обладающего эстетической ценностью, запечатлеваемой  в её результатах.  Соответствие художественной формы, содержанию возможно только в том случае, если само  содержание художественно, т.е.  правдиво выражает идейное отношение художника к действительности в её "эстетическом значении". Т.о.,  критерий художественного предполагает как соответствие специфического содержания искусства действительности, так и его формы содержанию.
"ЭСТЕТИКА". - 894718879785
"ШЕДЕВР" - совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда содержание - художественно, а форма - содержательна. Для шедевра характерна завершённость замысла, внутренняя гармония. "Шедевр" - это проявление индивидуальной неповторимости прекрасного в искусстве, он характеризуется уникальностью, возвышением над многими другими, даже талантливыми произведениями искусства.
"ЭСТЕТИКА". - 894718976297
Можно назвать имена гениальных художников, каждый из которых создал ни один, а множество шедевров (В.Шекспир, В. Моцарт, А.С.Пушкин, К.Росси), иные прославились единичными шедевром (таково к примеру произведение Сервантеса "Дон Кихот". 3-и, на последнем отрезке жизненного пути создавали шедевры (Рембрант и Рубенс). Совершенные произведения искусства доставляют художественное наслаждение не только современникам, но и последующим поколениям, являются "мерилом художественной оценки", своеобразной точкой отчёта для представления о ценностях искусства.
"ЭСТЕТИКА". - 894719006505
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Бегущие столетья не сотрут".
/В.Шекспир "Сонеты"/.

1). Категории, анализирующие степень ценности художественного произведения - "эстетическая ценность", "художественность", "шедевр".

2). Своеобразие "эстетической ценности" определяется специфическим характером "эстетического отношения" человека к действительности - чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на познание реальных объектов.

3). "Художественность" - мера "эстетической ценности произведения искусства. степень его красоты.

4). "Шедевр" - совершенное произведение искусства.

5). От эпохи к эпохе критерии изменяются в угоду своего времени, ставя во главу угла те или иные приоритеты и предпочтения заказчика.

#ценность
#художественность
#шедевр
#эстетика
"ЭСТЕТИКА". - 894719040809
Рисунок выше - /Военное искусство/.

VI. Тема 6. "КАТЕГОРИИ  СОЦИОЛОГИИ  ИСКУССТВА".
"ЭСТЕТИКА". - 894749440809
"СОЦИОЛОГИЯ  ИСКУССТВА" - раздел "эстетики", изучающий отношения между искусством и обществом. Искусство не существует отдельно, само по себе изолированно от воздействия общества. Художники, создающие произведения искусства, зависят от общественных отношений, существующих  в данном обществе; от уровня развития экономического положения; от оценки, которую  они получают со стороны общества и от многих других факторов.  История искусства свидетельствует о влиянии на развитие искусства буквально всех процессов, протекающих в общественной жизни, в т.ч. религиозных, политических, экономических и многих других. остановимся  на таких категориях социологии искусства, как:

а). "Народность".

б). "Национальное, общенациональное".

в). "Общечеловеческое".

д). "Публика".

Ознакомимся с указанными категориями в порядке очередности:
"ЭСТЕТИКА". - 894749396009
1). "НАРОДНОСТЬ" - эстетическая категория выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа. 

Из свободной Википедии" : Понятие «народность» («народность литературы») появилось в эпоху романтизма. А. С. Пушкин определял народность литературы так: - "С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность…"  - писал он. - "Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком… Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу".

Народность искусства - одно из базовых понятий марксистско-ленинской эстетики. Означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа. В концепции марксизма-ленинизма понятие народности искусства тесно связано с революционной борьбой в России. Большевики отождествляли народность с партийностью, утверждая, что искусство должно отражать интересы трудового народа. Ленин в беседе с Кларой Цеткин утверждал: - «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято… массами и любимо ими». 
"ЭСТЕТИКА". - 894749362473
Рассмотрим 5 основных позиций данной категории:

1). 1-я позиция. Как правило, именно для народа создаются произведения искусства. Мы можем говорить о части народа, о различных национальностях, о мужчинах и женщинах, о детях и взрослых, о верующих и  атеистах, воинах, строителях... Но всё-равно без народа: читателя, слушателя, зрителя, созерцателя - не  было б искусства. 

2). 2-я позиция. Сам народ я является объектом художественного творчества. Названия произведений искусства доказывают правильность этой позиции:

а). "Мадонна с цветком" Леонардо да Винчи и "Афинская школа" Рафаэля.

б). "Венера Таврическая" и "Давид" В.Микеланджело.

в). "Не ждали" И.Репина и "Фашист пролетел" А.Пластова.

2-я позиция  данной категории существенных моментов из жизни народа, существенных  сторон действительности. 

3). 3-я позиция. Отражение интересов самого народа - необходимое условие народности любого художественного произведения. Учитывая интересы каждого человека очень разнообразны, можно выделить:

а). Стремление  человека к красоте, совершенству личности. В качестве примера можно привести скульптуры "Венеры Милосской" и "Мыслителя" О.Родена.

б). Гармоничные отношения между человеком и Природой (картины С.Ботчелли "Весна" и К.Моне "Стог сена в Живернии").

в). Желание передать людям чувство радости, грусти, ужаса и т.д. (К.Петров-Водкин "19 год.Тревога". В.Ван Гог "Подсолнечники", К.Брюллов "Последний день Помпеи", Д.Констебл "Пейзаж.Вид на Хайгет").

4). 4-я позиция. Народ выступает как субъект искусства, т.е.  можно проследить связь профессионального  художественного творчества с народным фольклором. Кроме того, художник, композитор, поэт тоже является частью народа, им взращённых, сформированных, воспитанных. Т.о., народ создаёт художественные образы, сюжеты, из которых художник отбирает лучшее. В качестве примеров можно привести произведения искусства, созданные по мотивам мифов, библейских сюжетов, сказаний и т.д ("Левиафан" Рисунки Г.Доре к Библии. "Опьянение ноя". Фреска Б.Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы. "Нарцисс" картина М.Караваджо).

5). 5-я позиция. Народ  является носителем и хранителем произведений искусства, вырабатывает в своей практике и хранит в памяти все значимые и понятийные произведения искусства. 
"ЭСТЕТИКА". - 894749325353
https://ok.ru/group/60766574542889/topic/71016485049641

"НАЦИОНАЛЬНОЕ  и  ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ  в  ИСКУССТВЕ" - "эстетические категории", отражающие в конкретном произведении искусства, творчестве какого либо художника взаимосвязь "особенного", специфического, неповторимого, присущего национальной художественной культуре, общего, возникающего благодаря всесторонней взаимозависимости наций,  взаимодействию национальных культур. "Национальное своеобразие искусства" заключается, в выражении особенностей духовной жизни всего народа, его традиций, обычаев, устоев, акцент делается ключевым народом в многообразном этносе. Вместе с тем, в ходе развития национальное в искусстве обогащается новыми особенностями. Не существует "национального искусства", не доступного восприятию другого народа. Чем выше культурный уровень национального бытия, тем шире международные связи, тем более активно искусство включается в интернациональные контакты, обогащается традициями других национальных художественных школ. 
"ЭСТЕТИКА". - 894749270569
"ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ". Прекрасное есть непременно качество истинного произведения искусства. Осваивая Мир и его явления по законам красоты, художник неизбежно оценивает их с т.з. значения для человечества. "Общечеловеческое" начало оказывало  лежащим в фундаменте художественного творчества, обладающего гуманистичностью, всечеловечностью (то, что  соотнесено с человечеством как родом) и интернационализмом (то, что  соответствует интересам всех современных народов). Сама личность художника, накладывающая свою печать на произведение, имеет не только историческую и национальную обусловленность, но и общечеловеческое содержание, позволяющее каждому увидеть в нём "брата своего по человечеству" (В.Белинский).
"ЭСТЕТИКА". - 894749234473
"ПУБЛИКА" - социально-психологическая  общность потребителей искусства,  связанных между собой и художниками многообразными отношениями по поводу искусства и через него. "Публика" - является активным участником художественного процесса, стимулируя борьбу вкусов, направлений, стилей. Структура "публики" подразделяется по социальному политическому, этническому, демографическому делению, также согласно предпочтению определённых  групп к определённым видам, жанрам, направлениям, отдельным произведениям искусства и многое другое. "Публика" является объектом воздействия художественной критики,СМИ, целенаправленного  эстетического воспитания, в тоже время является показатель интеллектуального, культурного состояния общества.
"ЭСТЕТИКА". - 894749134377
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Цель самого высокого и искусства должна быть
- обращаться и к элите и к массам"
/Р.Роллан. "Письмо Ф.Мазерелю, 1936 г./.

1). "Социология искусства" - раздел эстетики, изучающий отношения между искусством и обществом.

2). "Народность" в искусстве - "эстетическая категория"выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа.

3). "Национальное и интернациональное" в искусстве - "эстетические категории", отражающие в конкретном проведении искусства взаимосвязь особенного, присущего национальной художественной культуре и общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимодействие национальных культур.

4). "Общечеловеческое" - "категории эстетики", отражающая в произведениях искусства то, что важно и "глобально " для всего человечества.

5). "Публика" - социально-психологическая общность потребителе искусства, связанных между собой и художниками многообразными отношениями.

6). "Категории социологии искусства" - "народное", "национальное" и "интернациональное", "общечеловеческое, "публика".

#социология
#народность
#национальное
#народное
#интернациональное
#общечеловеческое
#публика
#эстетика

Комментарии