"ЭСТЕТИКА".

Страница 6.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
VII. Тема 7. "ВИДЫ ИСКУССТВ. СИНТЕЗ ИСКУССТВ.
ПОНЯТИЕ "РОД" в ИСКУССТВЕ. ПОНЯТИЕ "жанр" в ИСКУССТВЕ".

"ЭСТЕТИКА". - 894749715497
gif
VII. Тема 7. "ВИДЫ  ИСКУССТВ. СИНТЕЗ  ИСКУССТВ. 
ПОНЯТИЕ "РОД"  в  ИСКУССТВЕ. ПОНЯТИЕ  "жанр" в  ИСКУССТВЕ".

"ВИДЫ  ИСКУССТВА" - формы художественной творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом  материального воплощения художественного содержания ("слово" - для литературы; "звук" - для музыки и т.п.). Можно  утверждать, что с эмоциональной т.з. все виды искусства равноценны и необходимы, хотя можно выявить ряд сложностей их восприятия:

1). Различная степень подготовленности к восприятию произведения искусства: качество и направленность воспитания, образования, окружающей среды; принадлежность к той или иной группе; наличие и формирование творческих способностей.

2). Различная степень доступности разных видов искусства (удалённость от культурных центров, малое количество информации, наглядного материала и т.д.).

Всё же самое основное в постижении "эстетической науки", в знакомстве с различными видами искусства - это стремление узнать что-то новое, интересное, в этом помогают книги, альбомы с репродукциями, фотографии, открытки, иллюстрации, сетевые ресурсы... 
"ЭСТЕТИКА". - 894751149353
"АРХИТЕКТУРА" - вид искусства, целью которого  является создание сооружений, отвечающих  утилитарным (практическим) и духовным потребностям людей, включая их "эстетические потребности". существует множество типов сооружений: жилые дома, школы,  больницы, Дворцы и Центры культуры, аэровокзалы, мосты, храмы,  монастыри,  триумфальные арки, государственные учреждения, музеи и множество других построек. К произведениям искусства можно отнести  сооружение лишь тогда, когда происходит  органическое сочетание практического и эстетического, когда "строитель" превращается в архитектора, т.е. в мастера, поэта, объединившего  в себе строителя и художника. Призвание подлинного архитектора заключается  в том, чтобы исходя из практически целесообразной задачи, выдвигая её на передний план, найти такие комбинации строительных материалов, которые бы соответствовали Законам Красоты. 
"ЭСТЕТИКА". - 894751096361
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ  ИСКУССТВА" - группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни и их "видовым предметном облике". Видимое сходство, подобие образа и реальности характерная черта этих искусств. Изображая один конкретный момент в развитии окружающего мира, изобразительные искусства способны передать всю полноту Мира, создать целостный образ того или иного явления А.Саврасова говорил своим ученикам, что пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка не было видно, но чтобы пение его было слышно". И действительно, в зрительный образ могут  быть включены все другие отношения - например, слуховые - И.Левитан "Вечерний звон": ощущение движения - "Скачки в Эпсоме" Т.Жерико, "Боярыня Морозова" В.Сурикова и др.
"ЭСТЕТИКА". - 894954432297
Рисунок выше - /Структура изобразительных искусств/.
"ЭСТЕТИКА". - 894751253801
"ЖИВОПИСЬ" - вид изобразительного искусства, специфика которого заключена в представлении при помощи красок, нанесённых  на какую-либо поверхность (основу) образов действительности. "Образы живописи" могут передавать плоскость и глубинность пространства (перспектив), ставить акценты на постоянном, или изменяющемся характере бытия, показывать реальную жизнь, иллюстрировать отвлечённые идеи (аллегория, символ). Живопись характеризуется выбором красящих  средств и связующих их веществ (масло, клей, воск). Отсюда появились разновидности живописи, вроде: масляная живопись,темпера, живопись по штукатурке (фреска), энкаустика и многие другие.
"ЭСТЕТИКА". - 894763172393
Различные способы техник, художественные приёмы и формы живописного повествования, исторически пополняясь и изменяясь, позволяли живописи всегда (со времени появления в наскальных  росписях палеолита) обладать широкими эстетическими возможностями отражения видения Мира. Благодаря обилию жанров (монументально-декоративная, станковая живопись (картина), иконопись, панорама, диорама), живопись находит применение в разных сферах нашей жизни. Оказывая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя, живопись непосредственно участвует в формировании мировоззрения, высокой духовной  культуры людей, в их эстетическом воспитании.
"ЭСТЕТИКА". - 894753440553
"ГРАФИКА" (гравюра) - это прежде всего рисунок. Искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного  и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным - карандаш и уголь, любой другой "сухой" красящий материал. Графику подразделяет на 2 вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика. Можно предположить, что рисунок был наиболее древним видом изобразительного искусства, если  вспомнить наскальные рисунки древних людей. Он развивался параллельно со скульптурой, прикладными  искусствами и зачастую составлял их  неотъемлемую часть. Высокие образцы рисунка дала античная вазопись, основу которой  составляли линии и силуэты (пятно). В процессе развития в рисунках (так же как печатную графику) активно  стал проникать цвет, теперь уже к графике относят рисунок цветными мелками - пастель, цветную гравюру, живопись водяными красками - акварель и гуашь. В различной  литературе по  эстетике и искусствознанию графику по-разному соотносят с живописью: одни считают, что  графика как бы переходит в живопись, другие считают, что это отдельный подвид изобразительного искусства. На схеме 2 (выше) мы выделили графику как отдельный подвид изобразительных искусств.
"ЭСТЕТИКА". - 894753406505
Рисунок выше- /- "Я пoбeдил мpaмop и cдeлaл eгo плaстичным, кaк вoск…" Джoвaнни Лopeнцo Бepнини/.

"СКУЛЬПТУРА" (ваяние) - вид изобразительного искусства, специфика которого в объемном  претворении художественной формы в пространстве; представляет преимущественно фигуры людей,  - реже животных,  иногда пейзаж и натюрморт. Сложились  2 разновидности скульптуры: круглая (статуя, группа, торс, бюст) и рассчитанная на  сторонний осмотр и рельеф, где изображение располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. По содержанию, подходу к трактовке образов и форм (по типам) скульптура малых форм, которые развиваются в тесном взаимодействии, но имеют свою специфику:

1). "Скульптура как произведение монументального искусства" бывает  различных размеров (значительных, таких как памятники, монументы, украшения зданий), взаимодействуют с архитектурной и пейзажной средой.

2). "Станковая скульптура" предназначена для интерьера, её жанры - портрет, бытовой, ню, анималистический.

3). "Скульптура малых форм" является промежуточным искусством, к ней относится медальное искусство и резьба по камню.

4). "Монументальное искусство" - вид изобразительного искусства, включающий памятники и монументы, скульптурное, живописное и мозаичное убранство зданий, витражи. Монументальное искусство имеет разнообразные функции: воплощение значительных социально-философских и религиозных идей, увековечение памятных событий и крупных личностей, пропаганда и популяризация значимых общественных идеалов (скульптурное убранство древнеегипетской культовой архитектуры, византийские мозаики и готические витражи фрески Рафаэля, памятник Минину и Пожарскому М.Мартоса). Эти функции предопределяют крупномасштабность форм, их значительность, высокую  идейную содержательность и насыщенность, что придаёт произведениям монументального искусства особое "эстетическое качество" - "монументальность". "Монументальность" - это "эстетическое качество", достигаемое определённой мерой художественного обобщения, придающее им величие, масштабность и большую общественную значимость. "Монументальное искусство" предназначено не для музеев и домашнего интерьера, а для архитектурных ансамблей и парков, больших общественных помещений.
"ЭСТЕТИКА". - 894753332265
"ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ  ИСКУССТВО" - вид изобразительного искусства, обслуживающий бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющий его "эстетические потребности", несущий красоту и жизнь. К данному подвиду относятся изделия, выполняемые из самых различных материалов - из дерева, глины, камня, стекла, металла. Красота изделий достигается благодаря декоративности их формы.
"ЭСТЕТИКА". - 894763214121
"Декоративность" - качественная особенность произведения искусства, заключающая  в образности и стремлении  украсить, сделать лучше, красивее. Древнейшим видом украшения является орнамент, т.е. узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Позднее появляются отделка, роспись, резьба, инкрустация. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с оформлением архитектурного  интерьера (декоративной росписи, декоративной скульптурой, рельефами, плафонами, вазонами и т.д.). В этом случае оно представлено в синтез другими видами искусства. Наиболее ярким проявлением этого синтеза выступают такие разновидности искусства как панно, мозаика, фреска, гобелен, ковёр, лепной декор, витражи. Данный подвид искусства непосредственно связан с украшением самого человека - художественно выполненная отделка на одежде, обуви, ювелирные изделия. Можно классифицировать декоративно-прикладное искусство по материалу - металл (серебро,  бронза, золото), керамика (фарфор, фаянс), стекло (хрусталь); по технологии - роспись, чеканка, литьё и др.
"ЭСТЕТИКА". - 894753265193
https://ok.ru/group/60547845455913/topic/151178417098025

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТЕРАТУРА" - вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от  изобразительных искусств лишён зрительной достоверности (наглядности), т.к. слово не обладает чертами визуального сходства с тем, что обозначает. Невозможность увидеть образы литературы, говорит об определённой ограниченности данного вида искусства, но вместе с тем раскрывает уникальные познавательные перспективы, развивая уникальные познавательные процессы, развивая воображение:

1). С помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны.

2). Только с помощью слова художественная литература вызывает у читателя на самостоятельный диалог, спор с автором, который может  включить в произведение  свои суждения о жизни (тем самым художественная литература сближается с философией и публицистикой).

3). Только  в художественной литературе человек (так же животное, предмет) предстаёт говорящим - в качестве носителя речи.

4). Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса., несущего  эмоциональную окрашенную мысль.

Выделяются 2 основные формы существования художественной литературы: чтение; инсценировка литературных произведений в театре, кино, пантомимические спектакли, фильмы; вокальная музыка; иллюстрированные книги как соединение литературы с графикой.
"ЭСТЕТИКА". - 894753299241
"МУЗЫКА" - вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. "Звук" как основа музыкальной образности и выразительности лишён смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых  картин Мира, как в живописи. Вместе с тем, он специфическим образом организован и имеет "интонационную природу". Именно "интонация" делает "музыку" звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековой речевой опыт ритмических движений, (воплощённый, в частности, в ораторском искусстве, театре, танце). Музыка может как бы передавать эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и "национальные черты" разных народов. Это выражается в интонационном, методическом, ритмическом строе. Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Существование музыкального искусства неотделимо от исполнения. В зависимости от средств, с помощью которых воспроизводится (исполняется) музыка, различают:

а). Вокальную.

б).  Инструментальную.

в). Вокально-инструментальную музыку.
Концептуальная эстетика в палитре творчества
7 апр 2020
Геннадий Белов. - "В городском саду играет духовой оркестр"
Выделяются виды музыки: симфоническая, оперная, камерная и др. Так же определены жанры этого искусства: песня, соната; симфония; танец; сюита; лирико-бытовая, героическая, комическая опера и др. При всей специфичности художественные образы обладают большой эмоциональной силой, способной выразить мироощущение человека полно и многосторонне. Специфические особенности музыки позволяют выражать тонкие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир человека. 
"ЭСТЕТИКА". - 894760513577
https://ok.ru/skazkiileg/topic/70411470198057

"ТЕАТР" - вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической  игры, в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемым участниками спектакля перед зрителями. "Театр" - одно из самых  общественно активных искусств, ибо сама специфика этого вида требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. Кроме того, это искусство - коллективное. Творчество актёров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюмам, свету, мастерство гримёра и других подчинены в современном театре единому режиссёрскому замыслу, который в свою очередь опирается на сценарий написанный автором; т.е. "только от профессионалов творческой работы каждого рождается произведение искусства". Отметим также, что "театр" - это  искусство событийно изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения и развития. Этот вид искусства проявляется в виде трагедии, драмы или комедии; раскрывается в балете, опере, оперетте, также в театре пантомимы, импровизации, мюзикле. 
Видео удалено или не является публично доступным
https://ok.ru/zloyyazych/topic/151108152266761

"ТАНЕЦ" - вид искусства, материалом которого являются позы и движения  человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную  систему. "Танец" тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ (хореография). В ряде случаев "танец" может исполняться без музыки - в сопровождении ударных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукивания каблуками - чётко обозначенного ритма. "Танец" делится на бытовой (народный, бальный ) и сценический. Возможны сценические формы бытового танца. Сценический танец имеет  множество разновидностей: классический; "модерн"; джаз-танец; диско-танец.
"ЭСТЕТИКА". - 894761694761
gif
В европейском искусстве видное место занимал классический танец. Были установлены такие основные правила как выносливость и чёткие позиции ног, определённые положения рук и т.д. Всё это способствовало развитию "балета".
И Кальмана. Ария мистера Икс из оперетты "Принцесса цирка". Исполняет Георг Отс
https://www.youtube.com/watch?v=LvG-G7ViKZo

"ЦИРК" - вид искусства, специфика которого заключена в создании  художественных образов при помощи движений, трюков,  актёрского мастерства. Артист цирка, демонстрирует виртуозное владение собственным телом трудно осваиваемым предметом(животными, своим собственным телом, пространством, чувствами), творит по закону эксцентричности, т.е. раскрывая высшие человеческие возможности. Цирковое представление включает в себя номера различных жанров: акробатику, эквилибристику; гимнастику; пантомиму; жонглирование; клоунаду; иллюзион; наездничество; музыкальную эксцентристику; дрессировку животных и многое другое. Одно из главных выразительных средств искусства - "трюк". Большинству цирковых трюков присущ не только эксцентрический характер, но даже элемент  абсурдности, т.к. исполнение нарушает привычную логику поведения. 
"ЭСТЕТИКА". - 894762390057
"СИНТЕЗ  ИСКУССТВ" - органическое сочетание, соединение определённых  элементов различных  видов искусств. В мировом искусстве, в "эстетической науке" сложились  3 основных формы синтеза искусства:

1). "Синтез пластических искусств": его основу составляет архитектурное сооружение (здание, архитектурный комплекс и т.д.), дополняемое произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез достигается благодаря единому замыслу и стилю.

2). "Театральный синтез искусств" осуществляется в процессе актёрского  исполнения драматического произведения, написанного писателем и поставленного режиссёром, с использованием музыки, декораций, пантомимы, хореографии.

3). "Кинематографический синтез" искусств связан с развитием особенностей киноискусств и кинообраза. В кино впервые получают всестороннее развитие принципы монтажа (сокращение и соединение кусков отснятой плёнки с целью  достичь искомой последовательности движущегося изображения на экране, спец.эффекты) и полифонии (музыкальное  многоголосие, основанное на одновременном сочетании самостоятельных голосов). 
"ЭСТЕТИКА". - 894763299369
"ЖАНР" в искусстве - различие каждого вида искусства на несколько подвидов по определённым признакам. В "эстетической науке есть различные принципы жанрового деления - тематические, структурные, функциональные. Системный анализ искусства вбирает главные особенности этих принципов и позволяет вычленить следующие жанры, например в литературе:

а). Роман, повесть, поэма, стихотворение.

б). Исторический роман, психологический роман, приключенческий роман.

в). Трагедия, комедия, мелодрама, водевиль. 

г). Ода, эпитафия, памфлет.
"ЭСТЕТИКА". - 894762672937
Соответственно многообразны жанровые явления (членения) в других  видах искусства, а каждый жанр распадается на несколько  поджанров. В результате этого, одно и то же произведение искусства можно отнести к нескольким  жанровым группам. Например скульптура "Медный всадник" Э.Фальконе - это памятник, конный памятник, портрет, политический портрет, аллегорическая скульптура. 
"ЭСТЕТИКА". - 894763316009
"РОД" в искусстве. Родовое деление в искусстве соединяет  видовое и жанровое членение, свидетельствуя  стремлении человека художественно воссоздать жизнь во всём богатстве эмоциональных "эстетических  проявлений". Говоря о  различных  родах в искусстве, необходимо  учитывать взаимодействие, т.е. "синтез искусств" В литературе деление на роды возникает как результат  влияния на неё музыки (лирика), театра (драма) и др.  Аналогично в других областях художественного творчества. В изобразительном искусстве выделение монументально-декоративной живописи, скульптуры, графики есть следствие влияния архитектуры; выделение сценографии - влияние театра; книжной иллюстрации - ответ на потребность литературы и т.п.  Музыка, танец, сценическое искусство предстают  как системы "родов", порождающих необходимость каждого вида искусства существенно изменяться в процессе синтеза искусств.
"ЭСТЕТИКА". - 894762977065
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского" /Плоды раздумья, не включавшиеся в собрание сочинений Козьмы Пруткова/.

1). "Виды искусства" - формы художественно-творческой деятельности, различающиеся способом материального воплощения художественного содержания ("слово" - для литературы, "звук" - для музыки, ...).

2). "Виды искусства": архитектура, изобразительные искусства (скульптура, живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство), музыка, художественная литература, театр, танец, киноискусство, цирк и многое другое.

3). "Жанр в искусстве" - разделение каждого "вида искусства" на несколько "видов" по определённым признакам (по теме, структуре, по выполняемым функциям...).

4). "Род в искусстве" вычленение или появление рода в определённом виде искусства зависит от развития, требования данного вида. "Род" дополняет и расширяет данный вид искусства. Например, литература и её "род" - "книжная иллюстрация".

5). "Синтез искусств" - соединение и взаимодействие определённых элементов различных видов искусств. Одно и то же произведение может характеризоваться с помощью различных "видов" и "жанров" искусства.

#виды
#архитектура
#изобразительное
#живопись
#графика
#скульптура
#монументальность
#декоративноПрикладное
#декоративность
#литература
#театр
#цирк
#синтез
#жанр
#род
#эстетика

Комментарии

  • 14 июл 2020 17:58
    "АЛЛЕГОРИЯ" от греческого слова "allegoria" - "иносказание) - принцип принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлечённые понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии. Способ существования "аллегории" в практике искусства - "персонификация", олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (победа изображается в образе древнегреческой богини Нике - крылатой девы в лавровом венце и на колеснице; слава и воинская доблесть олицетворяются в лавровом венце и дубовой ветви; геральдическое изображение силы, доблести, прозорливости - в облике льва, медведя, орла и т.д.). Иносказательный характер "аллегории" проявляется в её двуплановости: изображается нечто, что не совпадает полностью с подлинным содержанием произведения, но изображение есть способ обнаружения этого содержания, поскольку в нём существуют оба смысловых пласта, глубинный и поверхностных. Собственно аллегорический смысл художественного образа формируется на основе традиционно закрепившегося смысла, но выходит за его пределы, надстраиваясь над ним, обнаруживает новое, современное актуальное содержание.
  • 14 июл 2020 18:06
    Встречается впервые в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина, Цицерона,в этических учениях Горация, Плутарха.  Лукреция Кара. Иносказательный  принцип "аллегории ироко распространён  в "средневековой эстетике", находит  выражение в различных видах искусства: в архитектуре, скульптуре, литературе, живописи, в карнавальном, народном искусстве (мистерии, пляски смерти, "Роман о Розе" , где перипетии любовной истории представлены как столкновение Добра и Зла, Злословия, Дружбы, Раздора,  Верности и проч.). В эпоху Возрождения "аллегория" утрачивает универсальный характер в художественном мышлении, но уже в XVI веке появляется интерес к ней как форме выражения высоких моральных ценностей, в "эстетике" и художественной практике "классицизма" она обретает статус сущностного принципа художественного осмысления действительности. Античные сюжеты и характеры воспринимаются в качестве  совершенного образца, служат  художественным каноном для выражения возвышенных идей и общественного идеала, например "Поэтическое искусство" Буало. "Эстетика Просвещения" , утверждающая высокую  гражданскую миссию искусства в обществе, также обратилась к иносказательным возможностям "аллегории", позволяющей в единоличном образе передать всеобщее содержание (по Винкельману). В "эстетике Гегеля" "аллегория" анализируется в соотнесении с "символом", что находит дальнейшее развитие у романтиков, подчёркивающих схематизм и бедность "аллегории" в сравнении с полным  духовности "символом". В "буржуазно-капиталистической эстетике" ХХ века. "Аллегория" получила характеристику несовершенного "мнимого " символа, обедняющего искусство, которое по своей сути символично. Искусство "аллегории" продолжает существовать как  приём и принцип организации художественного материала в традиционных жанрах (басня, сказка, притча) и получила новые формы проявления (монументальная скульптура - образ Матери-Родины, Павшего Воина; в киноискусстве фильмы и притчи "Репетиция оркестра" Ф.Феллини, аллегорические сюжеты в литературе "Мастер и Маргарита" Булгакова и т.д.
    Фотография