"ЭСТЕТИКА".

Страница 10.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
XII. Тема 12. "КАТЕГОРИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА".
XIII. Тема 13. "КАТЕГОРИИ, АНАЛИЗИРУЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА".

"ЭСТЕТИКА". - 894847654697
XII. Тема 12. "КАТЕГОРИЯ  БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА".

"Художник", "этап творчества" - творческий путь категории библиографического анализа. Различные категории эстетики (как и основные категории других наук) есть наиболее общее в эстетических отношениях человека к действительности (искусство - как часть действительности), через которое  мы приходим к раскрытию более углублённого понимания частного (возможно даже единичного), а благодаря такому поэтапному процессу - приближаемся к себе, понимаем и пытаемся понять своё "Я".  
https://zen.yandex.ru/media/id/5e69f0e06e5c882ac354c810/istoriia-bibliotechnogo-dela-5e6a2f4b8f077555a0a5c1d2

Знакомство и изучение категорий библиографического анализа требует деликатного и тонкого отношения к тем людям искусства, чьи имена остаются в веках. Мы должна знать о жизни тех людей, которыми называют "великими", об их становлении как мастеров, о наиболее известных и менее знакомых их творениях, о взглядах, стремлениях и суждениях, многие на которых, несомненно воплощались в произведениях. Мы всегда должны помнить о том, что каждый человек индивидуален и не может быть либо "белым как чистый лист бумаги", либо "чёрным как уголь" и осудить за содеянные поступки, без сомнения, гораздо легче, чем понять и что ещё важнее - помочь. Эти слова  могут быть написаны о каждом человеке, о людях, способных, развивающихся, стремящихся к своей "звезде" (мечте, цели).
"ЭСТЕТИКА". - 894889588521
Люди талантливые, гениальные - ещё более сложные, жизнь и мысли их менее понятны и доступны, поэтому давайте сформулируем свои мысли так: - "Гениальный художник, но плохой человек" или "плохой художник, т.к. плохой человек". Автор данного пособия предложил при изучении данной темы, так и для последующего изложения материала принять  такую позицию: мы  изучаем творчество  великих людей для того, что бы понять заложенные ими идеи в художественные произведениях, при этом стараемся проникнуть в глубинные, ещё не познанные тайны человеческой души, и тогда принимаем любимых нами великих художников такими,  какими они были в жизни, а нелюбимых (правильнее говорить непонятных, непонятых) - не осуждаем и не обвиняем за то, что  может быть, выдумано биографами или непонятно нами.
"ЭСТЕТИКА". - 894848592937
"ХУДОЖНИК" - данная категория имеет 3 основных эстетических определения:

а). В самом широком смысле слова, "личность, способная создавать и воспринимать прекрасное, имеющая способность к художественно-эстетическому творчеству (улучшающему, украшающему), которая  потенциально заложена в каждом человеке; каждая человеческая личность в той или иной степени, при определённых  обстоятельствах является (или может быть) художником. 

б). Человек искусства, в настоящее время - профессионал, специалист в одном или нескольких видах искусства.

г). В узком смысле  - творческий человек в изобразительном искусстве.


В полном объёме данное понятие включает в себя основные компоненты:

а). Наличные творческих качеств, определённая степень их развития.

б). Профессиональное образование, мастерство.

в). Мировоззрение (взгляды, убе\ждения), стремления к красоте, улучшению, выявлению ещё не понятных закономерностей предметов, явлений, самого  человека. 

Говоря о людях искусства, часто  употребляется определение "индивидуальность" (яркая индивидуальность и др.) 
"ЭСТЕТИКА". - 894848892969
 "ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ" - неповторимый, самобытный способ жизни конкретной личности в качестве  субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существование. Индивидуальность выражает собственный глубокий Мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности человека раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках  общества,  окружающего его. Важная роль  "природных задатков" врождённых особенностей в развитии индивидуальности определяется социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление (более особенное или более общее) родовой жизни человека. 
"ЭСТЕТИКА". - 894889505577
"Индивидуальность" - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся  в процессе взаимодействия его качеств - общих, типичных (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и  духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека всё более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.
"ЭСТЕТИКА". - 894889510697
"Индивидуальность" - величайшая ценность (не только самого человека, общества, но и цивилизации в целом), т.к. развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, созданием условий для развития творческих  качеств личности.
"ЭСТЕТИКА". - 894846514473
"ЭТАП  ТВОРЧЕСТВА" - определённый этап в жизни и творчестве художника,  характеризуемый  определёнными взглядами, стилем в искусстве, состоянием здоровья, пребыванием в какой либо стране, испытанием очень сильных чувств, привязанностей и т.д. Как правило жизнь человека, тем более творческой личности, такой как у художника нельзя сравнить с  одной прямой линией: бывают "чёрные" и "белые" дни; этапы счастья, понимания, любви, глубокого одиночества, страха, разочарования во всём. Такие настроения безусловно, накладывают отпечаток  на творчество и жизнь в целом. Необходимо при  библиографическом анализе произведений учитывать очень тонкие взаимосвязи, проходящие через образ жизни, мысли художников; вано учитывать детские годы, отношения в семье, годы ученичества, отношение к религии, к правящим властям, к людям,  окружающим личность, также  противоречия между взглядами, чувствами, например, вынужденным поведением в обществе; гонением,  непониманием современников мили признанием и т.д. 
"ЭСТЕТИКА". - 894885880617
"Творчество" - деятельность, результатом которой является создание новых духовных и материальных ценностей, оно имеет  очень важный психологический аспект: личностный и процессуальный. Изучение биографий, процесса творчества различных художников выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых (до сих пор не изученных) компонентов умственной и чувственной активности, также потребности личности в самореализации, в раскрытии и расширении своих  созидательных возможностей.
"ЭСТЕТИКА". - 894885802281
gif
"ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ" - основная, как правило часто в жизни художника, во время которой он создавал  свои произведения.  Благодаря биографам, также письмам, дневникам и воспоминаниям друзей, мемуарам,  глубокому проникновению в сами произведения мы имеем возможность проникнуть  в историю  жизни и творчества людей искусства. Существуют произведения художественной литературы о людях творчества, но там, к сожалению часто присутствуют домыслы и догадки, так называемая "художественная интерпретация" автора произведения. Такие произведения о великих людях  однозначно нужны и полезны, они заставляют более глубоко задуматься над произведениями и самой жизнью гения, ло котором идёт речь в художественном произведении. Конечно, у каждого художника, как и у каждого человека не занимающегося искусством, своя жизнь, своя неповторимая  индивидуальность, но всё же биографический анализ позволяет выявить ряд закономерностей человеческого творчества. Например,  одной из  которых является вероятность того, что если человек рождается в очень богатой среде и не прикладывает сил для  своего развития, то как правило лучшие  и творческие его качества раскрываются, а если жизнь подвержена резким изменениям, постоянным самоисканиям, самокопаниям, чаще - неудачам, чем удачам, то... (сделайте пожалуйста вывод сами, основываясь на биографиях хотя бы 4-х - 5-ти  великих людей). 
"ЭСТЕТИКА". - 894888959273
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Свободным быть хочу в стихах и в мыслях:
В поступках Мир довольно ставит мне преград..."
/И.В.Гёте "Торквато Тассо/.

1). Благодаря категориям библиографического анализа мы имеем возможность проникнуть в ход развития жизни и творчества великих людей, глубже понять смысл их произведений.

2). "Художник" - данная категория имеет 3 основных "эстетических определения, важно при работе с данным материалом (в дальнейших темах) всегда определяться в понятиях, т.е. что конкретно Вы имеете в виду:

а). В самом широком смысле слова "личность", способная создавать и воспринимать прекрасное, имеющая способность к художественно-эстетическому творчеству", которая потенциально заложена в каждом человеке; каждая человеческая личность в той или иной степени, при определённых обстоятельствах является (может являться) художником (творцом).

б). "Человек искусства", профессионал специалист в одном или нескольких видах искусства.

в). В узком смысле - "творческий человек" в изобразительном искусстве .

3). "Индивидуальность" - неповторимый, самобытный способ жизни конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной жизни человека.

4). "Этап творчества" - определённый этап жизни и творчества, характеризуемый, определёнными взглядами на жизнь, стилем в искусстве, состоянием здоровья, пребыванием в какой-либо стране, испытанием очень сильных чувств, привязанностей и т.д.

5). "Творческий путь" - основная, как правило, часть жизни художника (творца), во время которой он создавал свои произведения.

#художник
#этап
#творчество
#индивидуальность
#задатки
#путь
#биография
#анализ
#эстетика
"ЭСТЕТИКА". - 894889472553
gif
XIII. Тема 13. "КАТЕГОРИИ,  АНАЛИЗИРУЮЩИЕ 
ТВОРЧЕСКИЕ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА".

"Замысел" и "набросок", "черновик" и "вариант" - это категории, анализирующие творческое возникновение искусства. Рассмотрим вышеобозначенные категории в порядке очерёдности:

1). "ЗАМЫСЕЛ" - первоначальное представление художника (творца) о своём будущем произведении, его  неосознанный праобраз, с которого начинается "творческий процесс". Другими словами, как сказал бы поэт:

- "Замысел  - смутный, ещё неосознанный всплеск мысли о  ещё не  существующем произведении".

"Замысел" зарождается в голове, в душе автора как факт  самосознания, внешне может фиксироваться в эскизах, этюдах, набросках, программах, планах, на его возникновение могут влиять различные факторы:

а). Эмоциональное потрясение как положительного, так и отрицательного характера.

б). Случайная встреча с человеком, предметом, которая надолго запечатлелась в памяти.

в). Прочитанная книга, услышанное музыкальное произведение.
"ЭСТЕТИКА". - 894890350121
Иногда  говорят, что "замысел появляется из ниоткуда", т.е. ощутимого  внешнего толчка, но в итоге рождается он из жизни автора, его мыслей, переживаний, опыта и в ходе труда над его воплощением часто уточняется, изменяется, корректируется, что не умаляет его достоинства как первоосновы в создании произведения. "Замысел" является искрой, порождающей огонь, пожар в душе "художника" (творца), который в свою очередь, через  творческую деятельность автора передаётся слушателю, зрителю, читателю. Эта деятельность носит внутреннее сложный, целенаправленный, организованный характер, здесь мы можем говорить о феномене - "творческий поиск". "Художник" (творец) представляет, проверяет в процессе материальной деятельности свои представления, мысли, стремится найти для себя идейно-образное решение темы. Чем глубже, интереснее разрабатывается  замысел, тем выше  профессионализм, мастерство и творчество "художника" (творца).
"ЭСТЕТИКА". - 894891548969
Русский художник С.А.Чуйков писал:

- "Углублённая разработка "замысла", сочинение картины - драгоценнейшее из качеств русской школы живописи, присущей ей больше чем  какой-либо другой школе".
"ЭСТЕТИКА". - 894890738473
Примером самоотверженного труда является работа В.И.Сурикова: в поисках материала для картины, находящейся сейчас в  Государственном Русском музее, в городе С.-Петербург.  Это картина "Покорение Сибири Ермаком" он изъездил Урал, Сибирь, дон, искал там натуру для  героев своей картины - казаков и татар. Оружие, снаряжение и всё, что потом вошло в картину, зарисовывал без конца, стремился найти характерное, выразительное. В итоге, после 5-ти летнего труда художник создал необычайно сложное  по мысли и форме произведение. Драма, трагедия, нет в ней правых и виноватых, а есть суровая правда глобализационно-исторического процесса, неизбежность судьбы, колонизация сибирских земель для царства Московского. Всё в картине кажется естественным, простым, как бы получившимся само собой, на самом деле - это плод огромного, предметно-честного труда, выдающегося мастерства. Как умно и выразительно построена группа казаков, увенчанная знамёнами, как отвечает сюжету упругая волнообразная линия фронта защищающая сибиряков! Под религиозными знамёнами завоёвывались земли вольные...
"ЭСТЕТИКА". - 894891571753
Вот что сам художник говорил  о композиции:

- "А какое время надо, что бы картина утряслась, так что бы переменить ничего  нельзя было.Действительно размеры каждого предмета  найти нужно. В саженой картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Важно найти замок, что бы все части соединить. Это математика".
"ЭСТЕТИКА". - 894890908457
2). "НАБРОСОК" - первоначальные "мысли художника" (творца) о задуманном  произведении, выраженном материально. Кем бы ни был автор будущего произведения - живописцем, скульптором, архитектором, декоратором, графиком, материальное воплощение творческого "замысла" он начинает с "наброска". 
"ЭСТЕТИКА". - 894891643689
Давайте представим  творческую работу "художника" (творца). Он увидел заранее что-то интересное, впечатляющее - его посетила "мысль", набрасывает ещё не совсем осмысленный "образ". "Художник" живёт волнующим его воображение "замыслом" - опять, продумывая детали, заполняет свой альбом. 

А если выйти за рамки анализируемого нами искусства, то  можно увидеть, что "художники" (творцы) творчески относящиеся к своему делу, тоже делают  наброски. Можно привести примером хирурга, задумавшего сложную операцию; конструктора - работающего  над новым типом корабля и самолёта; учителем - объясняющим новый материал... Попробуйте назвать профессию, где нужен материальный или "умственный" (в уме) набросок. А бывает и так, что 1-е наброски неудачны, выражают не то, что желал увидеть. Тем лучше! Можно попробовать ещё раз. потом будет интересно  увидеть и проанализировать весь путь  своего замысла. Именно по этой причине в дворянских, аристократических семьях практиковалось ведение дневников, в которые записывались мысли. Характер набросков бывает разный - от очень подробного до передачи только самого существенного (если говорить об изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, музыке, мультипликации).
"ЭСТЕТИКА". - 894891864105
О таких набросках, известный художник Э.Делакруа шутя говорил:

- "Человека нужно уметь красиво рисовать, пока он  падает с 4-го этажа".

Собственно говоря, "ничто не ново под Луной", в наше время в погоне за селфи, такие фотографии делает молодёжь, их можно всё чаще найти в сети под общим названием "За секунду до...". Можно сказать, что селфи-любители, разменивают  свою "картину Жизни" на набросок.
"ЭСТЕТИКА". - 894892097321
Если "набросок" будет очень подробным, то он близок к детально проработанному рисунку, его называют как правило "зарисовкой". Т.о., "набросок" незаменим в творчестве "художника" (творца) и в в других профессиях, он помогает более внимательно разглядеть окружающее, отобрать в нём самое интересное, самое важное; лучше запомнить то, чего раньше не замечал. Говоря о "наброске", можно выделить такое понятие как "эскиз".

"ЭСКИЗ" - "набросок" предполагаемой картины, проект  её, иногда  исполняемый красками достаточно подробно. "Эскизы важны в работе "художника" (творца), архитектора, декоратора, дизайнера, костюмера, скульптора... Вот как говорит художник С.А.Чуйков о работе над эскизами будущей картины:

- "Какой это горячий, волнующий и полный надежд период!  В голове возникают ещё неясные образы, теснится множество вариантов их воплощения. Различные движения и группировки фигур, одна другой заманчивее, спорят  в  твоём воображении. В то время ясно только одно - идея картины, то действие, которое она должна производить на зрителя..." .

"Эскизы" могут быть посвящены каким-либо частным задачам: группировке людей, разработке движения, освещению... Иногда в отдельном "эскизе" предполагается нарисовать место действия, пейзаж или помещение с его  обстановкой. Цветовой "эскиз" завершает подготовку к работе над композиционным "замыслом". Его цель - создание цветового образа композиции. И снова, прежде чем браться за краски художник подмечает, создаёт его в воображении. Если тема взята из виденного в жизни, необходимо освежить впечатление в памяти, вернуться  к наблюдениям. Если  автор задумывает что-то далёкое, историческое или сказочное, необходимо  поискать вокруг то, что может пригодиться. Не только в предметах и обстановке, но и в цвете, его сочетаниях, в освещении, в состоянии Природы, в настроении.
"ЭСТЕТИКА". - 894892570153
Цветовые "эскизы" начинаются с беглых "набросков", но не карандашных, а  сразу кистью. Обобщённо  подбираются пятна цвета в том порядке, как они должны войти в композицию. Перед собой, как правило, начинающие "художники" (творцы) кладут рисунок "эскиза" и по нему справляются, что где  нужно писать. Делается несколько таких "набросков" с целью добиться большей точности и согласованности цвета и нескольких деталей. А.С.Голубкина, известный  русский скульптор и педагог учила:

- "Работай больше любуясь, чем заботясь".

После "цветового эскиза", как правило, приступают к работе над чистовым вариантом. 
"ЭСТЕТИКА". - 894892797225
РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Великий писатель - это мученик,
оставшийся в живых, вот и всё".
/О.Бальзак "Утраченные иллюзии"/.

1). Произведения искусства возникают через "замысел", "наброски", "эскизы", "черновики", "варианты".

2). "Замысел" - первоначальное представление художника о своём будущем произведении, его неосознанный праобраз, с которого начинается весь творческий процесс.

3). "Набросок" - первоначальные мысли художника (творца) о задуманном произведении, выраженные материально.

4). "Эскиз" - набросок предполагаемой картины, костюма, сцены, проект их, иногда выполняемый красками и очень подробно.

#процесс
#замысел
#набросок
#эстетика

Комментарии

  • 14 апр 2020 00:04
    Схематизм объективного метода, ориентируя сознание исследователя относительно т.з. "абсолютного наблюдателя", даёт ему особую  форму укоренённости в бытии, основание свободного самосостояния. Этот же схематизм несёт в себе искушение - особое направление моральной деградации и порчи. Реализуя высшую моральную ценность "познавательного акта (онтологии процесса) - причастность т.з. "абсолютного наблюдателя", автоматически занимает привилегированное место по отношению к другим познающим субъектам, особенно к тем представителям рода человеческого, которые располагаются вне  определённого сообщества. Позиция "абсолютного наблюдателя", как бы божествена, поэтому  может быть  истинной лишь его т.з., иные т.з. могут быть в лучшем случае "частным случаем единственно истинной, во всех остальных случаях - они суть результат заблуждения (с религиозной т.з. ереси). Поэтому  позитивное отношение к другому в контексте морального сообщества классического рационализма - это отношение учителя "обладающего истиной", к ученику, эту истину воспринимающему. ИДЕЯ "КУЛЬТУРЫ" как сферы ОБРАЗОВАНИЯ  является НЕОБХОДИМЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПЛАНОМ  ИДЕИ  КЛАССИЧЕСКОЙ  НАУКИ. Фундаментальная ограниченность моральных ценностей классического рационализма, основанная на  гордыне отождествления позиций "абсолютного наблюдателя" (божественная) и собственного положения в Мире, приводит к неспособности принять суверенитет  другого познающего субъекта, принципиально иной т.з. относительно реальности, неспособности осознать свою собственную  "онтологическую конечность". Истина одна, поэтому истина может  быть лишь теоретическая позиция (или конечно, ни одной), но уж 2-х радикально исключающих друг друга истинных т.з.  быть не может. Следовательно, за рамки морально-эстетических  ценностей объективной науки выносится фундаментальная нравственная  ценность, как "суверенитет другого перед лицом истины". Для "другого" в субъективной онтологии (познавательный процесс) классического научного рационализма попросту нет места, поскольку истина ученика - его учитель. Онтологически место "другого" в контексте  классического рационализма имеет исключительно инструментальное или технологическое определение, предполагающее для другого место части "прибора", элемента "прозрачной" среды, реализующей себя в практике идеи. При тоталитарной, потребительской культуре "полезности" "сознательный гражданин" мыслился в качестве человека, априорно отказывающегося от своеволия и своемыслия, как дисциплинированный винтик социального механизма. Это своеобразная социальная  реализация (доведённая до карикатуры и абсурда) тех идейных установок, которые  содержатся в новоевропейской культуре. Они придают особую ценность идеям калькулируемости и хозяйственного расчёта, породившие промышленную  монополию, тейлоризм как принцип организации технологического процесса и многие другие  весьма специфические явления нашего времени https://ok.ru/group/59158121676841/topic/151515290094889