13 апр 2020
"ЭСТЕТИКА".
Страница 11.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
XIV. "КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ ИСКУССТВА".
XIV. "КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ ИСКУССТВА".
Художественное произведение, классика, массовая культура и элитарное искусство, художественный стиль - это категории онтологии.
Художественное произведение, классика, массовая культура и элитарное искусство, художественный стиль - это категории онтологии.
1). "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" - продукт художественного творчества, в котором чувственно-материальной форме воплощён его создателя-художника, отличающий определённым критериям "эстетической ценности"; основной хранитель и источник в сфере художественной культуры. Художественное произведение может быть: единичным или ансамблевым; развёрнутым в пространстве или развивающимся во времени; самодостаточным или требующим исполнительного искусства. В нашей жизни художественное произведение обладает вещно-предметной характеристикой: типографический текст книги, живописное полотно, кинематографическая лента; а если это исполнительные искусства, то здесь следует назвать оркестр, актер и т.п. Влияние художественного произведения неоднородно: одни смотрят на данную категорию с т.з. практической полезности, другие - духовной, душевной, третьи - только с позиций получения наслаждения.
Лев Николаевич Толстой делил художественные произведения на 3 рода (имея ввиду произведения выдающиеся):
а). "По значительности своего содержания".
б). "По красоте формы".
в). "По своей задушевности и правдивости". Совпадение по этим 3-х моментов рождается шедевр.
а). "По значительности своего содержания".
б). "По красоте формы".
в). "По своей задушевности и правдивости". Совпадение по этим 3-х моментов рождается шедевр.
"Художественные достоинства" произведения искусства определяются "одарённостью" их создателя, оригинальностью, искренностью замысла (в искусстве постоянно обновляющихся культур), наиболее полным воплощением возможностей канона (в искусстве традиционных культур), высокой степенью мастерства, художественность произведения искусства проявляется в полноте реализации замысла, в целостности, которая выражается в соразмерности, отвечающей принципу единства в многообразии, либо акцентировании в сторону или единства, или многообразия. "Художественная целостность" произведения искусства, его завершённость отнюдь не всегда адекватны технической, количественно исчисляемой стороне составных частей, его внешней законченности. Тогда "набросок" бывает в содержательно-художественном отношении таким точным, что перевешивает по своей значимости и выразительной силе детализированные и внешне масштабные художественные произведения (например у А. Матисса, П.Пикассо, А.Скрябина). Во всех случаях подлинное искусство есть определённая организованность, упорядоченность, сопряжение в целое "эстетических идей". В процессе развития того или иного вида искусства художественную функцию могут приобретать и технические средства, с помощью которых "художественное произведение" доставляется, передаётся воспринимающей его публике (например, монтаж в киноискусстве). Помимо зафиксированного материально плана данная категория несёт в себе закодированную информацию разного характера (например, идеологического, воспитательного, этического, психологического и т.п.).
Рисунок выше - /Михаил Александрович Врубель - Демон сидящий/.
Содержание "художественного произведения" при всей своей стабильности постоянно изменяется в зависимости от исторического развития, изменения вкусов, интересов, направлений и стилей. Произведение искусства допускает различные прочтения, интерпретации, т.к. именно такой характер восприятия расширяет возможности данной категории. На этом также строится и созидание в процессе культурного наследования новой художественной целостности путём творческого заимствования из сокровищницы "эстетических открытий прошлых эпох. Плоды таких заимствований важно отличать от подделок, где чаще всего воспроизводятся лишь внешние черты той или иной манеры, запечатлённой в художественном произведении другого мастера, но утрачивается эмоционально-образная наполненность оригинала. Т.о., "художественное произведение" - это материальное воплощение искусства, прежде всего искусства "творческой мысли". Каждое "художественное произведение", взятое в отдельности, несёт в себе личность человека. его внутренний мир, отражает внешний мир в различных его ипостасях. Произведение не меняясь веками, тем не менее исторически меняется, приобретает другие оттенки, обретает отличные от прежних смысловые ценностные ориентиры. настоящее произведение искусства шагает в ногу со временем, оно всегда и неизменно современно!
Содержание "художественного произведения" при всей своей стабильности постоянно изменяется в зависимости от исторического развития, изменения вкусов, интересов, направлений и стилей. Произведение искусства допускает различные прочтения, интерпретации, т.к. именно такой характер восприятия расширяет возможности данной категории. На этом также строится и созидание в процессе культурного наследования новой художественной целостности путём творческого заимствования из сокровищницы "эстетических открытий прошлых эпох. Плоды таких заимствований важно отличать от подделок, где чаще всего воспроизводятся лишь внешние черты той или иной манеры, запечатлённой в художественном произведении другого мастера, но утрачивается эмоционально-образная наполненность оригинала. Т.о., "художественное произведение" - это материальное воплощение искусства, прежде всего искусства "творческой мысли". Каждое "художественное произведение", взятое в отдельности, несёт в себе личность человека. его внутренний мир, отражает внешний мир в различных его ипостасях. Произведение не меняясь веками, тем не менее исторически меняется, приобретает другие оттенки, обретает отличные от прежних смысловые ценностные ориентиры. настоящее произведение искусства шагает в ногу со временем, оно всегда и неизменно современно!
Данная категория - очень сложное и противоречивое явление нашей действительности, потому что оно одновременно относится к материальной и духовной сторонам нашей жизни, воспринимается душой, чувствами и разумом. Глубоко личностное (даже интимное) и в тоже время социальное оно является результатом как реального. так ирреального мира "художника" (творца).Иными словами, мы характеризуем "художественное произведение" с позиций индивидуального и общего, рационального и эмоционального, сознательного и подсознательного, объективного и субъективного. При таком значительном объеме общего в анализе данной категории, необходимо выделить то, что отличает 1 художественное произведение от другого и придаёт им сугубо индивидуальный характер:
а). Различие и разносторонность художественной концепции автора, его мировоззрения.
б). Высокая роль творческой фантазии, таланта.
в). Чёткое следование традициям и элементы новаторства.
г). Пересечение идейно-эмоциональных и конкретно-чувственных начал.
а). Различие и разносторонность художественной концепции автора, его мировоззрения.
б). Высокая роль творческой фантазии, таланта.
в). Чёткое следование традициям и элементы новаторства.
г). Пересечение идейно-эмоциональных и конкретно-чувственных начал.
Данное пересечение придаёт "художественному произведению" характер непосредственности, непохожести, самостоятельности, уникальности, но эти элементы всегда являются результатом колоссальной работы души, разума и рук человеческих. Автор, искусство в целом (как уже упоминалось выше) испытывают влияние политики, философии, морали, права и т.д. Тем не менее палитра интересов искусства намного шире: отношение личности к себе, к окружающим, к человечеству и его истории, к Природе, к материальной и духовной культуре. Эти отношения оказываются сложнее и богаче системы глубоких идей. Реципционный характер "художественного произведения, его диалогичность, открытость для принятия различных идей всех форм общественного сознания отличает его от всех других явлений культуры, повышает меру его сложности и специфичности. Каждое новое направление создаёт особый тип "художественного произведения" со своей моделью Мира, выражающей художественную концепцию через- различные смысловые пласты. В каждом из них запечатлевается 1 из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними сферами.
Все типы человеческой деятельности, все типы отношений личности к Миру берутся и моделируются искусством в их "эстетическом значении", в соотнесённости с человечеством. Это обуславливает гуманистический характер, его "эстетическую природу". Данная категория многослойна, 1 из слоёв - "сопричастность" с идеями, интересами эпох (например вечная тема "Отцы и дети" И.С.Тургенева; "Медный всадник" А.С.Пушкина). Именно этот слой определяет актуальность произведения, она возрастает, слабеет или исчезает с изменением политических обстоятельств. В новой исторической ситуации произведения могут жить уже новой жизнью, либо терять свою актуальность и быть не понятыми. Характеризуя это направление данной категории необходимо выделить важность "эстетического вкуса", чувства, тонкости в понимании и умения отличить художественное произведение от произведения, написанного (выполненного) на злобу дня", конъюнктурного. Актуальность произведения не обязательно заключена в выражении политических моментов сегодняшнего дня, это могут быть "вечные" сюжеты с нравственными ценностями, жизненных исканиях, становлении человека.
Внутренний "эстетический слой" художественного произведения направлен на любой (прошлый, настоящий, будущий) период жизни человека, человечества в целом. Вечную жизнь "художественному произведению" обеспечивают постоянные "этические ориентиры" (добро и зло) и общечеловеческие ценности в зависимости от исторической обстановки, нестабильности его функций, но его "эстетическая идея", человеческая определённость остаётся неизменными.
2). "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ" - единство всех элементов и приёмов художественного выражения, обеспечивающие монолитность произведения. Данное понятие употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. "Стиль" служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень ограниченности и целостности (готика, барокко, классицизм). "Художественный стиль" является относительно самостоятельным, образует собственную традицию и при определённых условиях, сталкиваясь с другими стилями, существует дольше, чем социально-культурная ситуация его породившая.
Основная цель "художественного творчества" - воздействие на человека, эта цель посредством обратной связи влияет на весь творческий процесс создания произведения, обладающего стилем как определённым множеством устойчивых выразительных элементов. "Стиль" в искусстве нельзя охарактеризовать ни через форму, ни через содержание - данная категория явилась как бы индивидуальными, родовыми и видовыми особенности в целом.
С помощью анализа "стиля" можно выделить общее из частного, определить принадлежность произведения искусства к определённому типу культуры. "Художественный стиль" - сфера непосредственного воздействия искусства на сознание людей. Смысл, концепция произведения обращены к разуму, система образов - к мысли и чувству реципиента. Стиль сразу, единым формационным броском без подробностей сообщает о целостном качестве произведения. Например, стихотворение рождается по ритмически выраженной интонации, передающей состояние поэта и сообщающей творческому процессу ценностно-эстетическую ориентацию по отношению к теме. Только потом всё это облекается в слова. Иначе говоря, на "порождающих" уровне текста находится тема и интонация, а на порождённом - смысл и ценность.
"Национально-стилевые особенности культуры" отражает "2-й" стилевой слой: "стилистическая общность произведений" опирается на жизненный опыт данного народа. Именно по стилевым признакам мы можем отличать произведение искусства русского народа от грузинского, таджикского и т.д.
"3-й" стилевой слой - это "национально-стадиальный стиль", т.е. национальный стиль какого-либо народа, который находится на определённом этапе исторического, художественно-культурного развития. Таков стиль Средневекового символизма и итальянского барокко, французского классицизма и романтизма. На этом уровне стилистическая общность может сужаться до 1-го вида искусства (например, русский ампир в архитектуре, русская холомская роспись - декоративно-прикладное искусство) и даже до 1-го из жанров (например, фаюмского портрета). С другой стороны, национально-стадиальный стиль может расширяться и охватывать где только искусство, но и культуру в целом. Так, российский литературовед, и теоретик искусства Бахтин Михаил Михайловия (1895 - 1975 годы) писал о смеховой культуре Средневековья, о карнавализации, которая касается стиля всех аспектов деятельности средневекового человека.
"4-й", исторически более поздний, слой стиля - это "общность внутри каждого из соперничающих направлений". Ведь художественный процесс постоянно и постепенно усложняющийся; происходит его членение на разные направления, внутри каждого из них складывается стилистическая общность. Непохожие между собой реалистические произведения обладают стилистической общностью, позволяющей отличить их от произведений романтических или классических. Стилистическая общность художественного направления "пульсирует": то расширяется (классицизм, например, накладывает печать на парковую культуру, этикет, моду и другие феномены культуры эпохи), то сужается и конкретизируется в различных школах и течениях этого направления.
"Индивидуальный стиль художника" - есть "5-й" слой стиля, отражающий тип художественного мышления. Индивидуальный стиль зависит от личности автора, его самосознания, своеобразия. Историческое движение. постоянный прогресс повышает интенсивность жизни личности и ранее устойчивые, неизменные её характеристики - индивидуальность, тип мышления, ценностные ориентации в течение творческой жизни художника существенно меняются, и тогда индивидуальный художественный стиль обретает новую "6-ю" ступень общности - возникает "стиль периода творчества".
"7-й" уровень сталистической общности становится "стиль произведения". духовная, творческая жизнь художника всегда протекает насыщенно и интенсивно (но она не всегда пропорциональна количеству созданных произведений); а стилистическая целостность, неповторимость возникает у художественного произведения, обретающего стилистического своеобразие по отношению к другим шедеврам того же художника.
"Стиль элемента произведения", предполагающий нарочисто "вклеивание", объединение стилистически разнородных элементов, возник в ХХ веке. Одним из способов создания, разные части или элементы которого имеют разный стиль, стал коллаж с присущей ему стилевой мозаичностью, например у И.С.Баха часто не просто цитируется, а механически ассимилируются фрагменты чужих сочинений. Впервые в этом направлении вёл поиски ещё И.Ф.Стравинский. Существует исторически наиболее широкая стилистическая общность - стиль эпохи. Последний объединяет всё стилевое многообразие художественных явлений данной эпохи даже тогда, когда они принадлежат к стилистически противоположным художественным направлениям. Т.о., одной из закономерностей художественного прогресса Является диалектический процесс усложнения структуры произведения и нарастания в нём культурно-стилистических слоёв, увеличение степени его различий и одновременно общности с другими феноменами культуры.
3). "КЛАССИКА" в искусстве (от лат. "classicus" - совершенный, образцовый). Данная категория имеет несколько значений:
а). "Художественное наследие мировой и отечественной культуры", обладающее непреходящей "эстетической ценностью.
б). Совершенные произведения искусства, т.е. шедевры, являющиеся художественными образцами в истории искусства.
3). "Художественное наследие античности". Термин "классика" по отношению к творчеству древнегреческих писателей стал употребляться в эпоху "элинизма"; в период Возрождения он распространился на всех деятелей культуры. Представители классицизма использовали его для противопоставления древнего искусства новому, а античного - романтическому, понимая последнее то очень широко(всё послеантичное искусство), то сужая его до представлений о современном им искусстве и романтическом направлении как таковом.
4). В искусствознании ХХ века данное понятие отнесётся к искусству Возрождения, прежде всего высокого, в противоположность направлениям барочного (барокко) и небарочного искусства (антипод последнего - неоклассика).
5). Искусство, которое характеризует мера и гармония, определённая сдержанность в использовании средств выражения, отсутствие резких, контрастных "перекосов". Как говорил немецкий поэт, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, бунтарь - Иоган Вольфганг Гёте, классическое искусство сильно, радостно и здорово".
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 годы) писал о том, что классика - естественна, органична, отличается жизненностью "всех точек", форм, поворотов, движений, членов. Тут нет ничего незначительного и невыразительного, а все деятельно и обнаруживает движение, пульс свободной жизни, с каких бы т.з. мы не рассматривали художественное произведение". В классическом произведении все удивительно гармонично:
а). Ориентация как на критерии объективной действительности, так и на субъективный замысел художника.
б). "Веления" материала, чувственно-изобразительной стороны художественного процесса и выражение внутренней идеи.
в). Духовно эмоциональная стихия и мыслительная сфера творчества.
а). "Художественное наследие мировой и отечественной культуры", обладающее непреходящей "эстетической ценностью.
б). Совершенные произведения искусства, т.е. шедевры, являющиеся художественными образцами в истории искусства.
3). "Художественное наследие античности". Термин "классика" по отношению к творчеству древнегреческих писателей стал употребляться в эпоху "элинизма"; в период Возрождения он распространился на всех деятелей культуры. Представители классицизма использовали его для противопоставления древнего искусства новому, а античного - романтическому, понимая последнее то очень широко(всё послеантичное искусство), то сужая его до представлений о современном им искусстве и романтическом направлении как таковом.
4). В искусствознании ХХ века данное понятие отнесётся к искусству Возрождения, прежде всего высокого, в противоположность направлениям барочного (барокко) и небарочного искусства (антипод последнего - неоклассика).
5). Искусство, которое характеризует мера и гармония, определённая сдержанность в использовании средств выражения, отсутствие резких, контрастных "перекосов". Как говорил немецкий поэт, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, бунтарь - Иоган Вольфганг Гёте, классическое искусство сильно, радостно и здорово".
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 годы) писал о том, что классика - естественна, органична, отличается жизненностью "всех точек", форм, поворотов, движений, членов. Тут нет ничего незначительного и невыразительного, а все деятельно и обнаруживает движение, пульс свободной жизни, с каких бы т.з. мы не рассматривали художественное произведение". В классическом произведении все удивительно гармонично:
а). Ориентация как на критерии объективной действительности, так и на субъективный замысел художника.
б). "Веления" материала, чувственно-изобразительной стороны художественного процесса и выражение внутренней идеи.
в). Духовно эмоциональная стихия и мыслительная сфера творчества.
4). "МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" (другими словами, популярная . поп-культура, индустрия развлечений, коммерческая потребительская культура) - разновидность культуры которая ориентируется на "потребителей".
Основные распространители этой части культуры служат непосредственно средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатанье, пресса, радио, кино, телевидение, видео и звукозапись, сетевые ресурсы).
Можно говорить о том, что массовая культура в значительной степени влияет на формирование "эстетических ценностей", интересов, вкусов, потребностей определённой части населения, т.к. СМИ являются частью жизни населения любой развитой страны.
Содержание, качество тиражируемых произведений напрямую зависит от интересов социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной или государственной собственности средства и их распространения.
Естественно, что этот факт расценивается не только с положительной, но и с отрицательной стороны, поскольку прибыль получается выше от "ширпотреба", говорить в т.с. об "этических ценностях" даже не приходится.
Т.о., чаще на 1-й план выходит развлекательная функция, ставка на зрелищность любой ценой приводит к нравственной и эстетической неразборчивости "массовой культуры". Анализируя данную категорию необходимо знать о том, что такое "кич".
- Аудиозапись недоступна
5). "КИЧ" - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам "массовой культуры"; синоним стереотипного псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями.
Данное явление проявляется прежде всего как оформительный элемент журналов с безвкусными, но красочными обложками, в комиксах, во всевозможной литературной бульварщине, в значительной части кино-, видео-, телепродукции, в различных формах конвеерного бытового украшения.
Практика киноиндустрии стирает границы "эстетических ценностей" в искусстве и других сферах жизни. Если модернизм лишь имитирует приёмы подлинного искусства, то "кич" подражает ему только внешне, низводя высокие образцы к общедоступным по восприятию и стоимости предметам, оригинальность - к декоративной тиражированной опосредованности.
Анализируя категорию "массовая культура", необходимо разобраться в следующих понятиях: "артизация", "имидж", "комикс", "старизм", "триллер", "хеппенинг", "шлягер", "шоу". Рассмотрим их в порядке очерёдности:
а). "Артизация" - театрализация событий политической, общественной и культурной жизни; отношение к действительности как к некоторому произведению искусства. "Артизация" считается наиболее зрелой формой массовой культуры, рассчитанной на социально активные группы населения. Данная театрализация предполагает облегчение тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы.
а). "Артизация" - театрализация событий политической, общественной и культурной жизни; отношение к действительности как к некоторому произведению искусства. "Артизация" считается наиболее зрелой формой массовой культуры, рассчитанной на социально активные группы населения. Данная театрализация предполагает облегчение тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы.
б). "Имидж" - (англ. "image" - "образ", "изображение ") - представление о вещах и людях, целенаправленно формируемое как самим человеком искусства, так и СМИ, включая рекламу. Имидж" - является немаловажной составной частью исполнительского искусства и часто ассоциируется с понятиями престижности, репутации, в социально-политическом плане выступает 1 из целей "артизации".
в). "Комикс" - вид печатной продукции, представляющий собой повествование в картинках с продолжениями, снабжённое кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц. "Комиксы" выпускаются для детей и взрослых в виде отдельных книжек или специальных журналов. Помещают в прессе, иногда занимают целые полосы ("комикс трип"). Они могут являться средствами наглядной графической агитации. Характеризующие цели, с которыми выпускаются "комиксы", можно говорить об их положительном и отрицательном характере (вид печатной продукции может иметь - познавательный, развлекательный, сатирический, антивоенный, мелитаристский, гуманистический, античеловеческий... характер), кинофильмы.
г). "Старизм" - (англ. "star" - "звезда" - культ знаменитостей, "идолов" из среды исполнителей эстрадной музыки, актёров, спортсменов. "Старизм" составляет неотъемлемый элемент функционирования массовой культуры.
д). "Триллер" - (англ. "trill" - дрожь, трепет, волнение) - разновидность распространённых в СМИ детективно-приключенческих жанров: роман, фильм. пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. Особенность "эстетики" триллера заключена в смещении акцентов с описаний совершаемых преступлений на их подготовку, на создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. "Триллер" не ставит обычно разоблачительных проблем реального Мира, что свойственно лучшим образцам детективного жанра.
- Dont worry, - Be happy...
е). "Хеппенинг" - (англ. "happening" - случающееся, происходящее) - сценическая разновидность поп-арта, импровизированное бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сценария и рассчитанное на спонтанные, непредвиденные поведенческие акции исполнителей, нарочисто абсурдные либо копирующие повседневный быт (еда, одевание, бритьё и т.д.) и на активное соучастие зрительской аудитории.
- Мерлин Монро - пупу-пиду-пу
ё). "Шлягер" - (нем. "Shlager" буквально: "гвоздь сезона", боевик") - эстрадная песня или мелодия, имеющая успех у публики в данное время - это одно из самых распространённых явлений в массовой культуре. Наряду с произведениям, обладающими художественной ценностью "шлягер" часто попадает благодаря усиленной рекламе произведения, имеющего недолгую жизнь.
ж). "Шоу" - (англ. "shlow" - "зрелище", "показ") - спектакль в широком смысле слова, который не редко сопровождается проведение каких либо мероприятий в общественной или культурной жизни, в телевизионных политических баталиях, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий, кинопремии. "Артизация" и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий, отвлекая внимание от более серьёзных проблем.
Рисунок выше - /Ювелирный фонд дореволюционной России славился на всю Европу. И не только своими масштабами, но и высокой художественной ценностью изделий. Поэтому настоящей трагедией для государства стала распродажа шедевров искусства, предпринятая пришедшими к власти в 1917 году большевиками. Настоящим кощунством было продавать национальные сокровища на развес, по цене за килограмм. И это ещё было не самое ужасное в ситуации. Подробнее: https://kulturologia.ru/blogs/070219/42170/
5). "ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО" - (от фр. "elite" - лучшее, отборное) - искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающей особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Характеристики "элитарного искусства", в зависимости от философских направлений взглядов "эстетиков" могут быть различными. С 1-й стороны, "элитарное искусство" даёт возможность избранным художественным натурам противостоять "аморфной толпе, "массе", и тем самым "омассовляющим" тенденциям в культуре. С другой стороны - это труднодоступные для понимания произведения, отмеченный печатью "эстетизма" ориентированные на "чистую игру" со способностью "художественного восприятия".
5). "ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО" - (от фр. "elite" - лучшее, отборное) - искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающей особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Характеристики "элитарного искусства", в зависимости от философских направлений взглядов "эстетиков" могут быть различными. С 1-й стороны, "элитарное искусство" даёт возможность избранным художественным натурам противостоять "аморфной толпе, "массе", и тем самым "омассовляющим" тенденциям в культуре. С другой стороны - это труднодоступные для понимания произведения, отмеченный печатью "эстетизма" ориентированные на "чистую игру" со способностью "художественного восприятия".
Толстомясую! Толстомясую сюда! Толстомясую на стену вешай!
Печку немецкую топите! Камин этот поганый!!! Дедушка иди в чулан, хоронись, царь приехал увидит бороду, в раз обкорнает. Ух, он на это проворный. Наделал переполоху, буто хорь в куряте.
Печку немецкую топите! Камин этот поганый!!! Дедушка иди в чулан, хоронись, царь приехал увидит бороду, в раз обкорнает. Ух, он на это проворный. Наделал переполоху, буто хорь в куряте.
Чёткие критерии "элитарного искусства" отсутствуют, что не позволяет адекватно судить о понимании данной категории. Тем не менее, наряду с "эстетически развитой публикой" существует "не развитая", которая тоже желает иметь "своё искусство" и, как правило ей предлагают таковое, при этом снимается проблема недоступности искусства для той или иной категории "публики". Т.о., попытки создания "элитарного искусства в точном смысле этого слова, сложны и очень противоречивы. Как правило, то что получило или получает название данной категории, оказывается лишь временной и преходящей формой "эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку.
РЕЗЮМИРУЕМ:
- "Наиболее вздорное из всех заблуждений -
когда молодые одарённые люди воображают,
что утратят оригинальность, признав правильным то,
что уже было признано другими".
/И.В.Гёте "Максимы рефлексии"/.
1). "Художественное произведение" - продукт "художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощён замысел его создателя-художника, отвечающий определённым категориям "эстетической ценности"; основной хранитель и источник в сфере "художественной культуры.
2). "Художественный стиль" - единство всех элементов и приёмов "художественного выражения, обеспечивающее монолитность произведения. Данное понятие употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Выделяют несколько слоёв художественного стиля:
а). "Порождающее" религиозное стилистическое единство.
б). Национальный стиль.
в). Национально-стадийная общность.
г). Стиль направления (также школы, течения).
д). Индивидуальный стиль.
е). Стиль творческого периода художника.
е). Стиль произведения.
ж). Стиль элемента произведения.
з). Стиль эпохи, накладывающий свою печать на все перечисленные пласты.
3). "Классика в искусстве". Основные понятия данных категорий: "художественное наследие мировой культуры", обладающее непреходящей "эстетической ценностью; совершенные произведения искусства (шедевры), являющиеся художественными образцами, в истории искусства; "художественное наследие античности"; искусство, которое характеризует мера и гармония, определённая сдержанность в использования средств выражения, отсутствие резких, контрастных "перекосов".
- "Наиболее вздорное из всех заблуждений -
когда молодые одарённые люди воображают,
что утратят оригинальность, признав правильным то,
что уже было признано другими".
/И.В.Гёте "Максимы рефлексии"/.
1). "Художественное произведение" - продукт "художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощён замысел его создателя-художника, отвечающий определённым категориям "эстетической ценности"; основной хранитель и источник в сфере "художественной культуры.
2). "Художественный стиль" - единство всех элементов и приёмов "художественного выражения, обеспечивающее монолитность произведения. Данное понятие употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Выделяют несколько слоёв художественного стиля:
а). "Порождающее" религиозное стилистическое единство.
б). Национальный стиль.
в). Национально-стадийная общность.
г). Стиль направления (также школы, течения).
д). Индивидуальный стиль.
е). Стиль творческого периода художника.
е). Стиль произведения.
ж). Стиль элемента произведения.
з). Стиль эпохи, накладывающий свою печать на все перечисленные пласты.
3). "Классика в искусстве". Основные понятия данных категорий: "художественное наследие мировой культуры", обладающее непреходящей "эстетической ценностью; совершенные произведения искусства (шедевры), являющиеся художественными образцами, в истории искусства; "художественное наследие античности"; искусство, которое характеризует мера и гармония, определённая сдержанность в использования средств выражения, отсутствие резких, контрастных "перекосов".
4). "Массовая культура" - разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею "духовные и материальные ценности" на "усреднённый" уровень развития массовых потребителей.
5)."Элитарное искусство" - искусство, ориентированное (по мысли его создателей) на небольшую группу людей, обладающей особо й художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества (его элита).
#произведение
#стиль
#информативность
#классика
#массоваяКультура
#кич
#артизация
#имидж
#комикс
#старизм
#триллер
#хэппенинг
#шоу
#элитарность
#эстетика
5)."Элитарное искусство" - искусство, ориентированное (по мысли его создателей) на небольшую группу людей, обладающей особо й художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества (его элита).
#произведение
#стиль
#информативность
#классика
#массоваяКультура
#кич
#артизация
#имидж
#комикс
#старизм
#триллер
#хэппенинг
#шоу
#элитарность
#эстетика
"АРТИЗАЦИЯ" от французского "art" - "искусство" - театрализация событий политической, общественной, культурной жизни; отношение к действительности как к некоему произведению искусства. "Артизация" расценивается на Западе в качестве наиболее зрелой формы "массовой культуры", рассчитанной на социально активные группы населения. "Артизация" трансформирует, облекает те или иные реалии в зрелищгные формы. подобная эмоциональная подмена рационального осмысления фактов действительности нашла особенно в послевоенное время практическое проявление в ряде капиталистических стран (прежде всего в США) во время кампаний по выборам политических деятелей, проведений съездов и конференций, общественно-культурных мероприятий. "Артизация" превращает их в заранее продуманные в деталях "спонтанные зрелища", своеобразных "хэппенинги" нетолько для зрителей тв, но даже для самих участников . Шумные, часто безвкусные, но яркие спецэффекты призваны подменять обычные политические и другие акции своеобразными спектаклями, создавая атмосферу грандиозных "шоу". Отличаясь от приевшихся обывателям обычных пропагандистских акций, "артизация" нацелена на то, чтобы путём мимикрии затруднять восприятие подлинного замысла проводимых политических и иных мероприятий. Подробно, приёмы "артизации" в политической деятельности, описаны в группе "ПОЛИТОЛОГИЯ" на данном ресурсе, в темах связанных с предвыборными дебатами.