"ЭСТЕТИКА".

Страница 14.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
XVIII. "КАТЕГОРИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА":

"ЭСТЕТИКА". - 894999593513
gif
XVIII. "КАТЕГОРИИ  СРАВНИТЕЛЬНОГО  АНАЛИЗА  ИСКУССТВА":

"Художественный процесс", "художественные взаимодействия", "направление", "течение" - всё это "категории сравнительного анализа искусства".
"ЭСТЕТИКА". - 895004605737
Рассмотрим категории в порядке очерёдности:

1). "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС" - одно из направлений всеобщего развития человечества, определяющееся историческим процессом - всё изменяется, совершенствуется, отмирает, в зависимости от уровня развития конкретного периода человеческого общества совершенствуется  "художественная культура". Развитие "художественного процесса" социально и экономически обусловлено, моно говорить о зависимости и относительной самостоятельности искусства от экономики, где самостоятельность объясняется ролью  самовыдвижения, внутренних связей, художественной традиции и наконец, ролью личностей самих художников (творцов). На формирование "художественных процессов влияют философия, политика, религия, право, наука, мораль. На развитие видов искусств оказывают воздействие другие виды, так же различные формы "эстетической" и "культурной" деятельности, начиная с собственно трудовых процессов. Влияют на искусство и промышленная деятельность по Законам Красоты (дизайн) и деятельность по Законам Космического (карнавал), трагического (похоронный обряд). 
"ЭСТЕТИКА". - 895004751401
Москва издавна славилась своими ремёслами, об этом говорят названия улиц: улица Мясницкая, Гончарный переулок, улица Поварская, Кисельный переулок, Кузнецкий мост, даже Садовое кольцо когда то было кольцом из плодовых деревьев, обеспечивающих город свежими фруктами... Лубянка... Некоторое время назад на улице Кузнецкий мост, где раньше располагалась Кузнецкая Слобода, ещё лет 15 назад, в память о ремёслах, в одном из зданий располагался Вернисаж, где продавались красивые безделушки со всей России, сейчас же на месте вернисажа находится магазин от "Дольче Габбана", где в вестибюле выставлено 2 безделицы, каждая стоимостью под миллион, в помещении сидят 6 охранников, за их спинами перекрытая территория бывшего Вернисажа, что находится за их спинами не трудно угадать - там может быть только Казино.
"ЭСТЕТИКА". - 895001147945
https://ok.ru/skazkiileg/topic/151340118461737

Интересно, а какова судьба улочек с ремесленными названиями? Столица страны на славится не ремёслами, скорее традициями государевых служащих, напоминающих казаков или стрельцов, собирающую дань в казну, ремесло, претерпевшее некоторые изменения. К примеру, на улице Кузнецкий мост, расположены современное ремёсло - головной офис Службы Судебных Приставов, если кто-то просрочит оплату налога, ему заблокируют доступ к банковской карте, до полного погашения штрафа и задолженности. В Кисельном переулке варится кисель финансовой службы, а на Лубянской площади расположено здание из подвалов которого во времена Советского Союза было видно Колыму...
"ЭСТЕТИКА". - 895004628777
Выделим следующие периоды художественного процесса:

а). "Поколение" - минимальный этап художественного развития, который определяется творческой деятельностью группы авторов - ровесников, современников, создателей наименьшего исторически завершённого отрезка "художественного развития", временной масштаб которого = среднему времени активной творческой жизни "художника" (творца).

б). "Век" - крупный отрезок времени, достаточный для  существенных изменений на тип  и содержание "художественного мышления".

в). "Художественный период" рассматривает историческое время господства в литературном (музыкальном...) развитии "психологического типа"  героев и автора. Свобода воли сказывается "чертой Ренесанса", интеллектуализмом - классицизма,  эмоциональность - романтизма. Другие века - Ренесанс, барокко, классицизм, средизм, романтизм,  реализм и т.д.) определяется господствующим на данном этапе художественным направлением, идеологией. Смена периодов - смена господствующих направлений. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004630825
"Творческий процесс" каждого "художника" (творца) - есть его духовно-практическая деятельность, непосредственно направленная на создание  художественного произведения. Её содержание обуславливается теми же идейно-эстетическими факторами, что и "художественного творчества" в целом. Индивидуальные формы "творческого процесса" многообразны, они определяются  своеобразием личности художника (творца), жанра и вида искусства, в котором он находит себе применение. Данная категория - сложное единство труда умственного и труда физического, мысли и чувства, в котором выделяются 2 тесно связанные друг с другом основные стадии:

а). 1-я стадия - формирование  художественного замысла, в конечном счёте возникает как следствие образного отражения реальной действительности. На этой стадии происходит осмысление "художником" (творцом) жизненного материала и мысленного создания общей конструкции будущего произведения, идёт практический поиск образного решения темы. 

б). 2-я стадия - непосредственная работа над произведением, его "делание". "художник" (творец) стихийно или осознанно, учитывая будущие условия "эстетического восприятия" задуманного произведения, добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Тем самым, проясняется и углубляется содержание создаваемых первоначальных образов. На этой стадии происходит изменение первоначального замысла, необходимость чего возникает в результате дальнейшего изучения и отбора жизненного материала с опорой на предшествующий культурный опыт, художественные традиции. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004634153
"Творческий процесс" требует от "художника" (творца) глубокой сосредоточенности, воли и настойчивости в достижении поставленных творческих  задач, он предполагает огромный кропотливый труд. Здесь чередуется и взаимопроникают  моменты критически рационального осмысления "художником" (творцом) всей  деятельности  со свободным следованием пришедшему вдохновению. Объективным критерием завершенности"творческого процесса" является создание целостного "художественного образа", воплощённого в произведении искусства.  В какой бы период ни было создано произведение искусства, оно всегда  будет развиваться и жить во взаимодействии с "художественным наследием".
"ЭСТЕТИКА". - 895004643625
"Художественное наследие" - все исторически непреходящее в культуре, созданное в предшествующие эпохи; "художественные ценности" прошлого, имеющие  общенародную и всечеловеческие значимость. Из художественного наследия формируются традиции. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004645673
"Традиция" - это память "художественной культуры", определённый канон (жанровый, родовой и т.д.), характеризующий устоявшимся, принятым в искусстве характером. Традиции бывают старые, относительно новые, новейшие, они всегда несут то прошлое, которое ценно и актуально для поколений различных  исторических периодов. В "художественном процессе" "традиция" находит своё продолжение в преемственности, главным  созидательным  фактором которой является "новаторство".
"ЭСТЕТИКА". - 895004655145
"Новаторство" - существенные изменение искусства способствующее расширению выразительных средств ми смысла, углублению и развитию "художественной концепции", воздействию  её на личность, а в прикладных  искусствах и архитектуре - совершенствованию форм. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004660009
"Традиции" и "новаторство" взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга и при пересечении дают уникальный результат", который носит прогрессивный характер.
"ЭСТЕТИКА". - 895004667945
2). "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ" - это разнообразные влияния одних художественных явлений на разнообразные влияния одних художественных явлений на другие, взаимосвязи между элементами искусства, различные формы культурного диалога внутри  искусства данной эпохи или современного искусства и прошлым. Существует ряд типов "художественных взаимодействий", среди которых  выделяются:

а). "Заимствование" - перенесение элементов одной  художественной системы (сюжетной схемы, обстоятельств, характеров героев, композиции) в другую. В этом случае в новом произведении различимы черты источника. Однако заимствованные элементы сливаются с новым колоритом, с неуловимо изменённым художественным ритмом, с иной трактовкой образцов. 

б). Близко к заимствованию "влияние", при котором "художник" (творец) использует некоторые  стороны "художественного  опыта своего предшественника. Здесь не  сохраняются стилистические свойства оригинала и "художественное воздействие предстаёт в самом неожиданном проявлении.

в). "Подражание" - нарочистая похожесть нового  текста на источник, копирование системы мировосприятия, основных стилистических особенностей, формы, творческой манеры предшественника. При "подражании" степень использования источника более высокая, чем пи заимствовании, ибо  последнее копирует лишь отдельные элементы источника, а подражание - его структуру. Подражание может иметь высокий творческий  потенциал и высокую степень новаторства в освоении "традиции". Так, например,  деятели  эпохи Возрождения даже "подражание" античности сумели использовать дл ятого, что бы  выйти за пределы "подражательности".

г). Пародирование" - подражание, утрированно повторяющее особенности оригинала, выражающее критическо-насмешливое отношение к некоторым героям, идеям, стилистическим особенностям источника при возможном его почитании и даже восхищении им. Таково взаимодействие пушкинского "Графа Нулина" с шекспировской "Лукрецией", а также  сервантовского "Дон Кихота" с рыцарскими романами. 

д). "Эпигонство" - нетворческое подражание, характеризующееся незначительной степенью переработки, жалким копированием и уменьшением творческого потенциала по сравнению с оригиналом. Низшей ступенью "эпигонства" является "плагиат" - полное творческое бессилие, "художественное взаимодействие с нулевым творческим потенциалом, перерастающее в простое литературное (музыкальное) воровство.

е). "Цитация" - прямое художественное использование первоисточника со ссылкой на него, включение чужого текста в текст своего произведения, прямое заимствование отдельных элементов и тем из первоисточника. 

ё). "Репродукция" - прямой перенос композиционного  строя произведения-первоисточника в современное произведение.

ж). "Риминисценция" - заимствование отдельных  элементов из предшествующих  литературных и других источников с некоторым изменением этих элементов.

з). "Парафраза" - заимствование темы предшествующего источника с заменой элементов и характера композиционных связей.

и). "Намёк" - лёгкая отсылка читателя одной  деталью, отдельным элементом к предшествующему источнику. 

к). "Вариации" - использование чужого текста путём его переработки, оставляющей в неприкосновенности некоторые структурные черты источника. Сохраняя инвариативность идейно-тематических  и художественных особенностей источника, автор вариативно меняет многие его черты, сюжетные линии, характеристики героев, композиционные  блоки.

л). "Соперничество" - "художник" (творец) вступает  в соревновательный спор с предшественником осознавая свою  несхожесть с ними стремясь творчески превзойти его Таково, например, отношение М.Лермонтова в к творчеству Дж.Байрона (ссылки в комментариях к теме).
"ЭСТЕТИКА". - 895004065577

4). "НАПРАВЛЕНИЕ" - одна из важнейших категорий, проявляющая себя через совокупность произведений, в которых  осуществлены определённые принципы творчества. Другими словами, исторически сложившаяся общность "художественных явлений", характерна для определённых эпох и творчества художников, объединённых относительным единством идейно-эстетических ориентаций и принципов художественного воспроизведения действительности. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004685609
В "эстетике" и искусствознании нет единства взглядов на субординационные отношения между "направлением", "школой", "течением". Тем не менее они глубоко связаны друг с другом:

а). "Художественное направление" - одна из основополагающих категорий диалектики художественного развития.

б). "Школа" - художественное направление, теоретически осознавшее себя,  очернившее свои границы и выделившееся из  "художественного процесса" в самостоятельное организационно оформленное художественное образование, имеющее  свою  теоретическую платформу (программа, принципы, ...).

в). "Течения" - варианты устойчивой "художественной концепции Мира, присущей направленности. "Течение" - менее  устойчивое, выступает как частное по отношению к целостному направлению явление.
"ЭСТЕТИКА". - 895004172073
История искусства выделяет такие направления, как классицизм. Ренесанс, барокко, модернизм и т.д. Отличительными особенностями каждого художественного  направления являются: творческий метод, присущий только определённому направлению; характерные системы средств выразительности, открытости или замкнутость  художественного текста; своеобразие стилевых манер ( в пределах одного и того же направления могут существовать различные стили). В одном направлении могут выделяться как этапы (например в реализме- просветительских, критический и др.); так и течения (в модернизме - кубизм, абстракционизм, сюрреализм). Черты различных  направлений проявляются в творчестве одного "художника" (творца), например реалист О.Бальзак создал романтический роман "Шагреневая кожа", а романтик М.Лермонтов - реалистический роман "Герой нашего времени". 
"ЭСТЕТИКА". - 895004176681
  • мультики - трубодурочка
Теперь рассмотрим некоторые виды направлений и течений:

1). "КЛАССИЦИЗМ" - направление в искусстве, для которого характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение  к завершённым  гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. В тоже время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлечённая идеализация, гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и "эстетических оценок". Однако можно говорить и о том, что данное направление дидактично, назидательно. Его образы могут быть "эстетически одноцветными", им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, плановость, многогранность. Произведения строятся на 1-м языковом  слое - "высокий стиль" не вбирает в себя лексического богатства речи, традиций, культуры. А "художественная концепция" Мира в классицизме была рационалистична и внеисторична: проблемы своего времени решались на материале античном, римском или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не имели существенного  значения. Принципы "классицизма" утверждаются во всех  видах искусства. 
"ЭСТЕТИКА". - 895004323881
  • Четверо в кубе - Кубо уборка
2). "КУБИЗМ" - направление в изобразительном  искусстве зародившееся во Франции (его теоретиками были живописцы - Ж.Метценже, А.Глез и поэт  Г.Аполлинер). Это направление оказало значительное влияние на развитие авангардического искусства ХХ века (архитектура, прикладное искусства). "Кубизм", началом которого считают картину П.Пикассо "Авиньонские девицы", отказался от сюжетного подхода к живописи, ограничившись разработкой формально-содержательных задач, преимущественно в жанре натюрморта, он стал поворотным пунктом в живописном  освоении темы городского  образа жизни. Эта тема сыграла в развитии "кубизма" ту же роль, какую  в импрессионизме сыграла Природа: отказавшись от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы, мастера "кубизма" (П.Пикассо,  Ж.Брак, М.Дюшан и др.) разработали новые формы неглубокой многомерной  перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающих плоскостей (четырёхугольников, полуокружностей), сосредоточенных вдоль  вертикальных, горизонтальных  и диагональных  осей.  "Кубизм" способствовал зарождению абстракционизма, повлиял на технику футуризма, супрематизма, пуризма.
"ЭСТЕТИКА". - 895004376361
3). АВАНГАРДИЗМ" - термин, обозначающий течение в искусстве ХХ века. которые порывая с реалистической традицией, усматривают  в ломке установившихся  "эстетических принципов", способов построения "художественной формы" основной путь к достижению искусством своего  назначения. Будучи крайним выражением более широкого направления "модернизма", "абстракционизм" видит в абсолютизации традиционных принципов искусства тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую  "эстетическую сферу". Отсюда поиски "авангардистов" различных, часто анестетических, способов прямого воздействия на "реципиента" (читателя, слушателя). Среди этих способов: подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспреционизм), культ машины, противопоставленной  несовершенству человека. Как явление "художественной культуры". "авангардизм" крайне  неоднороден и с т.з. социальных позиций его приверженцев, в плане специфики их "художественного творчества". К русскому "авангардизму" в изобразительном искусстве  относят М.Шагала, П.Филонова, К.Малевича, В.Кандинского.
"ЭСТЕТИКА". - 895004466985
4). "ФУТУРИЗМ" - авангардистское течение в европейском искусстве ХХ века, сложившееся в Италии. Творческая практика итальянских живописцев У.Боччони, Дж.Северени и у других объясняется тенденцией сделать предметом искусства "динамизм" как таковой. Отрицание традиционной культуры, её художественных ценностей", культ техники, индустриальных городов приобрёл у итальянских футуристов антигуманистический характер. В живописи футуристов, представляющей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек зачастую трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства  присуще  также футуристической скульптуре - требование "открыть фигуру, как окно", стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объёмов приводило к модернистской деформации. 
Ролик недоступен
https://www.youtube.com/watch?v=FYpTdkTQ5wk

РЕЗЮМИРУЕМ:

- "Время помнить о своих правах не только людьми, но и над памятниками"
/Гёте "Избирательное средство"/.

1). "Художественный процесс" - одно из направлений всеобщего развития человечества, который определяется прежде всего историческим процессом.

2). Творческий процесс каждого "художника" (творца собственной зеркальной реальности) - есть его духовно-практическая деятельность, непосредственно направленная на создание "художественного произведения".

3). "Художественное наследие" - всё исторические непреходящее в культуре, созданной в предшествующие эпохи, художественную ценность прошлого, имеющая общенациональную или общечеловеческую значимость.

4). "Художественные взаимодействия" - разнообразные явления одних художественных явлений на другие, это взаимосвязи между "элементами искусства" как развивающей системы.

5). "Направление" - одна из важных категорий, проявляющаяся через совокупность произведений, в которых осуществлены определённые принципы творчества.

#процесс
#поколение
#век
#эпоха
#период
#направление
#процесс
#творчество
#наследие
#традиция
#ремесло
#новаторство
#взаимодействия
#заимствование
#подражание
#пародирование
#эпигонство
#цитация
#репродукция
#реминисценция
#парафраза
#намёк
#вариации
#соперничество
#направление
#течение
#школа
#эстетика

Комментарии