Комментарии
- 15 апр 2020 02:59Концептуальная эстетика в палитре творчестваПроект "Москва ремесленная" | Социальная сеть работников образованияМосква ремесленная в названиях улиц.nsportal.ru
- 15 апр 2020 03:01Концептуальная эстетика в палитре творчестваВлияние Байрона на ранее творчество Лермонтова 👍 | Школьные сочиненияlit.ukrtvory.ru
- 15 апр 2020 03:01Концептуальная эстетика в палитре творчестваТРАДИЦИИ ДЖ. Г. БАЙРОНА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВАВ статье рассматривается влияние произведений Дж. Г. Байрона на творчество М.Ю. Лермонтова. Отмечено, что в произведениях русского поэта нашли отражение такие ч...scipress.ru
- 15 апр 2020 03:01Концептуальная эстетика в палитре творчестваМ.Ю. Лермонтов и Дж.Г. БайронМ.Ю. Лермонтов и Дж.Г. Байрон, Байрон в лирике М.Ю. Лермонтова - М.Ю. Лермонтов и английский романтизмStudbooks
- 23 мая 2020 05:38Концептуальная эстетика в палитре творчества
- Концептуальная эстетика в палитре творчестваКомментарий удалён.
- 13 июл 2020 14:02Концептуальная эстетика в палитре творчества"АБСТРАКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ" от латинского слова "abstractio" - "отвлечение" - способ художественного мышления и построения образа реальности в искусстве. Подобно "научной абстракции" "абстракция художественная" предполагает отвлечение от второстепенного, несуществующего в информации об объекте, акцентирование существенно значимых её моментов и дополнение образа информацией, полученной из других аналогичных источников или хранящихся в памяти субъекта, наконец синтез целого (художественного образа) из разнородных элементов в соответствии с количественным исходным принципом, "замыслом". Вместе с тем "абстракция художественная" имеет собственную специфику: 1). Во-первых она никогда не порывает с практическим сознанием человека, его жизненным опытом, обобщением которого является. 2). Во-вторых, обобщению, подлежат в ней как знания об объект. Например: ёмкая характеристика персонажа в "Мёртвых душах Н.Гоголя - "дама приятная во всех отношениях". Так и его форма (абстракция формы и цвета в живописи П.Сезанна и М.Сарьяна). 3). В-третьих, если результатом "научной абстракции" является логический конструкт - понятие, общее для целого класса явлений, то результатом "абстракции художественной" становится обобщение, ориентированное на особенное, сохраняющееся в художественном образе черты черты единичного в его отношении к общему. Это придаёт художественному образу особую атмосферу причастности к чему-то большему, чем то, что он обозначает.
- 13 июл 2020 14:41Концептуальная эстетика в палитре творчестваВ "абстракции художественной" следует различать первичную, "технологическую" абстракцию и собственно художественную: Первая вызвана условностью искусства, спецификой его языка: необходимостью перевести его изображение трехмерного объекта на двухмерную плоскость в живописи и графике, выделить предмет изображения в беспристрастном кинематографическом кадре (крупный план, часть вместо целого, спец.эффект), уложить жизнь героя в роман (Жизнь Клима Самгина, Горького), прочитываемый за несколько вечеров, проиграть развал "белой гвардии" в 2-х - 3-х часовом театральном представлении ("Дни Турбиных" М.Булгакова) и т.п. Собственно "абстракция художественная" опираясь на "технологическую", использует приёмы абстрагирования с целью усиления художественной выразительности образа. Среди приёмов "абстрагирования", присущих "абстракции художественной" можно назвать: а). Выбор объекта изображения (тема маленького человека у Гоголя или человека из подполья у Достоевского). б). Отбор и подчёркивание выражающих его особенность деталей, состояний (роль характерного жеста в портретах В.Серова). в). Отказ от ненужных деталей (прозрачно обобщённое изображение Пушкина в картине "Осенние дожди", позволяющие выявить духовную сущность Поэта); г). Метафорический перенос на изображение явления особенностей других, подчас весьма далёкого, позволяющий раскрыть его в новом, более глубоком или отстранённом свете (например параллельный монтаж демонстрации рабочих и непреодолимого весеннего ледохода в фильме Пудовкина "Мать). д). Деформация, сознательное изменение формы изображаемого предмета(приём, характерный для живописи Эль Греко, прозы Гоголя, музыки Стравинского. е). Символизация, когда выразительная деталь становится ключом прочтения и понимания художественного произведения (описание куста татарника в повести "Хаджи Мурат" Толстого). ё). Когда изобилие событий, обладающее эстетической ценностью само по себе становится символом более универсальной идеи, не поддающейся непосредственному изображению (например в картине "Слепые" П.Брейгеля, в романах "Сто лет одиночества" Г.Меркеса, "Царь-рыба" В.Астафьева житейский изобразительно-повествовательный план является лишь образом-символом, намекающим на философские проблемы смысла жизни и судеб мира).
- 13 июл 2020 14:49Концептуальная эстетика в палитре творчестваНеобходимым моментом "абстракции художественной" является синтезирование целостного образа. Принципы обобщающего синтеза могут быть подсказаны логикой самих событий (например в композиции "Мёртвых душ" Гоголя, продиктованы движением ассоциативной памяти (фильм "Зеркало" Тарковского) или приняты свободно как условие игры - приём широко распространённый в фольклоре (сказка) и встречающийся в искусстве ("Мастер и Маргарита" давшему новую жизнь розенкрейцеровскому трактату "Химическая женитьба" М.Булгакова). В "эстетической теории" выделяют различные типы "абстракции художественной" как способа художественного обобщения. Наиболее распространённые из них: "типизация", "идеализация", индивидуализация и др. "Абстракция художественная" как способ художественного обобщения не следует отождествлять с "абстракционизмом", представляющим собой направление в искусстве, в основе которого лежит - "абсолютизация абстракции" как идейно-художественного принципа.
- 25 авг 2020 12:49Концептуальная эстетика в палитре творчества"ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА": https://ok.ru/group58871315693609/album/899039920425/900712023081Концептуальная эстетика в палитре творчества — Правила | OK.RUФотоальбом Правила группы Концептуальная эстетика в палитре творчества в ОдноклассникахOK.RU
- 20 ноя 2020 02:50Концептуальная эстетика в палитре творчества"Садовое кольцо", вновь становится - "садовым". https://eparhia-birsk.ru/narody/zachem-v-tsentre-budushhego-doma-russkie-sazhali-derevo.htmlЗачем в центре будущего дома русские сажали дерево - Русь МатушкаСадовое кольцо правильнее было бы называть кольцом палисадников — их по проекту 1816 года обязали высаживать хозяев домов, расположенных вдоль мощенной булыжником улицы.Русь Матушка
- 7 сен 2021 13:37Концептуальная эстетика в палитре творчестваИстория Московской улицы, которая в прошлом была крупной рекойГде находится эта улица, и какая река здесь раньше протекала? Кто жил в этих местах? Правда ли, что эта водная артерия стала частью грандиозного сооружения, аналогов которому в #Москва тогда...Яндекс Дзен | Блогерская платформа
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Концептуальная эстетика в палитре творчества
"ЭСТЕТИКА".
Страница 14.
Серия "Библиотека лицеиста".
Экспериментальное учебное пособие для гимназистов,
лицеистов, школ гуманитарного профиля и желающих
обновить свои знания в искусстве "красиво мыслить".
Автор экспериментального пособия - Дивненко Ольга Владимировна.
Издательство - "Аз", Москва, 1995 год.
XVIII. "КАТЕГОРИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА":
"Художественный процесс", "художественные взаимодействия", "направление", "течение" - всё это "категории сравнительного анализа искусства".
1). "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС" - одно из направлений всеобщего развития человечества, определяющееся историческим процессом - всё изменяется, совершенствуется, отмирает, в зависимости от уровня развития конкретного периода человеческого общества совершенствуется "художественная культура". Развитие "художественного процесса" социально и экономически обусловлено, моно говорить о зависимости и относительной самостоятельности искусства от экономики, где самостоятельность объясняется ролью самовыдвижения, внутренних связей, художественной традиции и наконец, ролью личностей самих художников (творцов). На формирование "художественных процессов влияют философия, политика, религия, право, наука, мораль. На развитие видов искусств оказывают воздействие другие виды, так же различные формы "эстетической" и "культурной" деятельности, начиная с собственно трудовых процессов. Влияют на искусство и промышленная деятельность по Законам Красоты (дизайн) и деятельность по Законам Космического (карнавал), трагического (похоронный обряд).
Интересно, а какова судьба улочек с ремесленными названиями? Столица страны на славится не ремёслами, скорее традициями государевых служащих, напоминающих казаков или стрельцов, собирающую дань в казну, ремесло, претерпевшее некоторые изменения. К примеру, на улице Кузнецкий мост, расположены современное ремёсло - головной офис Службы Судебных Приставов, если кто-то просрочит оплату налога, ему заблокируют доступ к банковской карте, до полного погашения штрафа и задолженности. В Кисельном переулке варится кисель финансовой службы, а на Лубянской площади расположено здание из подвалов которого во времена Советского Союза было видно Колыму...
а). "Поколение" - минимальный этап художественного развития, который определяется творческой деятельностью группы авторов - ровесников, современников, создателей наименьшего исторически завершённого отрезка "художественного развития", временной масштаб которого = среднему времени активной творческой жизни "художника" (творца).
б). "Век" - крупный отрезок времени, достаточный для существенных изменений на тип и содержание "художественного мышления".
в). "Художественный период" рассматривает историческое время господства в литературном (музыкальном...) развитии "психологического типа" героев и автора. Свобода воли сказывается "чертой Ренесанса", интеллектуализмом - классицизма, эмоциональность - романтизма. Другие века - Ренесанс, барокко, классицизм, средизм, романтизм, реализм и т.д.) определяется господствующим на данном этапе художественным направлением, идеологией. Смена периодов - смена господствующих направлений.
а). 1-я стадия - формирование художественного замысла, в конечном счёте возникает как следствие образного отражения реальной действительности. На этой стадии происходит осмысление "художником" (творцом) жизненного материала и мысленного создания общей конструкции будущего произведения, идёт практический поиск образного решения темы.
б). 2-я стадия - непосредственная работа над произведением, его "делание". "художник" (творец) стихийно или осознанно, учитывая будущие условия "эстетического восприятия" задуманного произведения, добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Тем самым, проясняется и углубляется содержание создаваемых первоначальных образов. На этой стадии происходит изменение первоначального замысла, необходимость чего возникает в результате дальнейшего изучения и отбора жизненного материала с опорой на предшествующий культурный опыт, художественные традиции.
а). "Заимствование" - перенесение элементов одной художественной системы (сюжетной схемы, обстоятельств, характеров героев, композиции) в другую. В этом случае в новом произведении различимы черты источника. Однако заимствованные элементы сливаются с новым колоритом, с неуловимо изменённым художественным ритмом, с иной трактовкой образцов.
б). Близко к заимствованию "влияние", при котором "художник" (творец) использует некоторые стороны "художественного опыта своего предшественника. Здесь не сохраняются стилистические свойства оригинала и "художественное воздействие предстаёт в самом неожиданном проявлении.
в). "Подражание" - нарочистая похожесть нового текста на источник, копирование системы мировосприятия, основных стилистических особенностей, формы, творческой манеры предшественника. При "подражании" степень использования источника более высокая, чем пи заимствовании, ибо последнее копирует лишь отдельные элементы источника, а подражание - его структуру. Подражание может иметь высокий творческий потенциал и высокую степень новаторства в освоении "традиции". Так, например, деятели эпохи Возрождения даже "подражание" античности сумели использовать дл ятого, что бы выйти за пределы "подражательности".
г). Пародирование" - подражание, утрированно повторяющее особенности оригинала, выражающее критическо-насмешливое отношение к некоторым героям, идеям, стилистическим особенностям источника при возможном его почитании и даже восхищении им. Таково взаимодействие пушкинского "Графа Нулина" с шекспировской "Лукрецией", а также сервантовского "Дон Кихота" с рыцарскими романами.
д). "Эпигонство" - нетворческое подражание, характеризующееся незначительной степенью переработки, жалким копированием и уменьшением творческого потенциала по сравнению с оригиналом. Низшей ступенью "эпигонства" является "плагиат" - полное творческое бессилие, "художественное взаимодействие с нулевым творческим потенциалом, перерастающее в простое литературное (музыкальное) воровство.
е). "Цитация" - прямое художественное использование первоисточника со ссылкой на него, включение чужого текста в текст своего произведения, прямое заимствование отдельных элементов и тем из первоисточника.
ё). "Репродукция" - прямой перенос композиционного строя произведения-первоисточника в современное произведение.
ж). "Риминисценция" - заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных и других источников с некоторым изменением этих элементов.
з). "Парафраза" - заимствование темы предшествующего источника с заменой элементов и характера композиционных связей.
и). "Намёк" - лёгкая отсылка читателя одной деталью, отдельным элементом к предшествующему источнику.
к). "Вариации" - использование чужого текста путём его переработки, оставляющей в неприкосновенности некоторые структурные черты источника. Сохраняя инвариативность идейно-тематических и художественных особенностей источника, автор вариативно меняет многие его черты, сюжетные линии, характеристики героев, композиционные блоки.
л). "Соперничество" - "художник" (творец) вступает в соревновательный спор с предшественником осознавая свою несхожесть с ними стремясь творчески превзойти его Таково, например, отношение М.Лермонтова в к творчеству Дж.Байрона (ссылки в комментариях к теме).
4). "НАПРАВЛЕНИЕ" - одна из важнейших категорий, проявляющая себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определённые принципы творчества. Другими словами, исторически сложившаяся общность "художественных явлений", характерна для определённых эпох и творчества художников, объединённых относительным единством идейно-эстетических ориентаций и принципов художественного воспроизведения действительности.
а). "Художественное направление" - одна из основополагающих категорий диалектики художественного развития.
б). "Школа" - художественное направление, теоретически осознавшее себя, очернившее свои границы и выделившееся из "художественного процесса" в самостоятельное организационно оформленное художественное образование, имеющее свою теоретическую платформу (программа, принципы, ...).
в). "Течения" - варианты устойчивой "художественной концепции Мира, присущей направленности. "Течение" - менее устойчивое, выступает как частное по отношению к целостному направлению явление.
1). "КЛАССИЦИЗМ" - направление в искусстве, для которого характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершённым гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. В тоже время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлечённая идеализация, гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и "эстетических оценок". Однако можно говорить и о том, что данное направление дидактично, назидательно. Его образы могут быть "эстетически одноцветными", им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, плановость, многогранность. Произведения строятся на 1-м языковом слое - "высокий стиль" не вбирает в себя лексического богатства речи, традиций, культуры. А "художественная концепция" Мира в классицизме была рационалистична и внеисторична: проблемы своего времени решались на материале античном, римском или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не имели существенного значения. Принципы "классицизма" утверждаются во всех видах искусства.
РЕЗЮМИРУЕМ:
- "Время помнить о своих правах не только людьми, но и над памятниками"
/Гёте "Избирательное средство"/.
1). "Художественный процесс" - одно из направлений всеобщего развития человечества, который определяется прежде всего историческим процессом.
2). Творческий процесс каждого "художника" (творца собственной зеркальной реальности) - есть его духовно-практическая деятельность, непосредственно направленная на создание "художественного произведения".
3). "Художественное наследие" - всё исторические непреходящее в культуре, созданной в предшествующие эпохи, художественную ценность прошлого, имеющая общенациональную или общечеловеческую значимость.
4). "Художественные взаимодействия" - разнообразные явления одних художественных явлений на другие, это взаимосвязи между "элементами искусства" как развивающей системы.
5). "Направление" - одна из важных категорий, проявляющаяся через совокупность произведений, в которых осуществлены определённые принципы творчества.
#процесс
#поколение
#век
#эпоха
#период
#направление
#процесс
#творчество
#наследие
#традиция
#ремесло
#новаторство
#взаимодействия
#заимствование
#подражание
#пародирование
#эпигонство
#цитация
#репродукция
#реминисценция
#парафраза
#намёк
#вариации
#соперничество
#направление
#течение
#школа
#эстетика